Модель индивидуального сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата МОУ «СОШ №4»
учебно-методический материал (2 класс)

Ярушина Татьяна Ивановна

Модель предназначена для  сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_1.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ – 2018»

Номинация:

Модели и технологии обучения и воспитания детей (лиц) ОВЗ (в т.ч. с РАС)

Модель  индивидуального сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата МОУ «СОШ №4»

Авторы: Ярушина Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №4» г.Печора

Хайруллина Гульназ Миннигуловна,

заместитель директора по УВР

2018г.

г.Печора

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………3

  1. Модель индивидуального сопровождения ребенка с НОДА ...7

  1. Отчет по реализации  проекта  модели………………………..10

Пояснительная записка

Модель предназначена для  сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Модель  составлена на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. ФЗ содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них возможностями и потребностями. Появление закона установило положения и понятия в части образования детей с ОВЗ: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В зависимости от характера нарушения у детей с задержкой психического развития и недостатками интеллекта одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие – сглаживаться либо компенсироваться.

Целью сопровождения ребенка с ОВЗ является создание  условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (в образовательном учреждении, семье). Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении следующих задач.

     Задачи:

  1. Создать условия для успешной адаптации ребенка в условиях интегрированного образования ОУ.
  2. Создать условия для сохранения психологического здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
  3. Способствовать созданию благоприятного психологического климата в ОУ, а также содействовать в овладении психологической грамотой участников образовательного процесса.
  4. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию учащихся с ОВЗ  в условиях, гарантирующих их психологическую и физическую безопасность.
  5. В системе психологической помощи детям с ОВЗ на первое место ставить не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством педагогов на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

            Модель сопровождения детей с ОВЗ на  этапе обучения в начальной школе  представляет собой   взаимную деятельность педагога, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, детей, родителей.

Первый год обучения

 1. Подготовительный этап  (август  –   ноябрь первого года обучения)

Данный этап  предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по  сопровождения детей с ОВЗ; обновление материально-технической базы кабинета педагога-психолога, комнаты психологической разгрузки; оформление информационных, правовых уголков; психологический практикум для педагогов; психологическое обследование участников образовательного процесса с целью изучения уровня   развития, психологического статуса ребенка,  мотивации, взаимоотношений с окружающими в процессе интегрированного обучения, а также  помощь в   для организации работы в  классах интегрированного обучения.

На основании  результатов диагностики осуществляется планирование работы по сопровождению детей данной категории. Консультации родителей и педагогов по актуальным вопросам инклюзии.

На данном этапе родители, совместно с педагогом выбирают форму обучения: индивидуальная, очная форма(аудиторная), смешанная форма.

В первом классе предпочтительнее индивидуальная форма обучения.

2. Практический этап(декабрь  –  февраль первого года обучения)

         Второй  этап   включает работу  психолога  по составленным планам индивидуального маршрута развития ребенка;  взаимодействие с педагогами  и родителями; обмен опытом по данной проблеме. На данном этапе необходимо организовать психологическое просвещение педагогов и родителей. С этой целью организуются семинары-практикумы; дискуссии, деловые игры. На втором этапе психолог организует коррекционно-развивающую работу   с детьми с ОВЗ, которая основана на  индивидуальной программе  развития.  С участниками образовательного процесса организуются консультации по актуальным вопросам инклюзивной практики. На данном этапе следует провести повторную диагностику  для  корректировки составленного ранее образовательного маршрута.

3.Заключительный (март  -  август первого года обучения)

        Завершение непосредственной  коррекционной работы на первом году обучения. Необходимо провести мониторинг динамики в уровне развития детей с этой целью проводят психодиагностическое обследование детей и родителей.

В заключении первого года обучения определяется эффективность программы сопровождения детей с  ОВЗ, определяются приоритетные направления дальнейшей работы.

Второй и последующие годы обучения

Для обучения следует выбрать смешанную форму обучения.

Учеба  аудиторно  будет мотивировать ребенка на преодоление трудностей, поможет его социализации. А индивидуальное обучение поможет учащемуся преодолевать трудности в освоении программного материала.  

Подходы к обучению должны рассматриваться в зависимости от уровня обучаемости отдельно взятого ученика, его индивидуальных потребностей и возможностей.

Срок реализации модели – 4 года.

Модель рассчитана на детей с НОДА  от 7 до 14 лет.

 

Прогнозируемые результаты:

1. Рост показателей в индивидуальном развитии учащихся с ОВЗ.

2. Толерантное отношение всех участников образовательного процесса к детям с ОВЗ.

3. Устойчивость эмоционально-волевой сферы школьников с ОВЗ.

4. Физиологическое и психологическое благополучие участников образовательного процесса.

5. Сформированность общей просветительской культуры педагогов, родителей и учащихся по отношению к детям с ОВЗ.

6. Функционирование профилактической службы школы, способной оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддерживать стабильные показатели проведенной работы.

Способы отслеживания результатов:

  • показатели психодиагностических обследований;
  • мониторинг адаптации обучающихся с ОВЗ;
  • анализ вовлеченности детей с ОВЗ в образовательный процесс, КТД класса;
  • анкетирование участников образовательного процесса на предмет изучения уровня удовлетворенности содержанием и организацией сопровождения.

Модель подразумевает осуществление следующих направлений  деятельности:

- психологическая диагностика;

-  консультация;

- коррекционно-развивающая работа;

- психологическое просвещение;

- психопрофилактика.

        Функциональные обязанности педагога по сопровождению детей с ОВЗ:

  1. принимает участие в составлении индивидуальных маршрутов развития;
  2. проводит   обследование и составляет   заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации в проблемах  личностного и социального развития учащихся;
  3. определяет факторы, препятствующие развитию личности и усвоению школьных программ;
  4. проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую работу.

       Результаты обследования представляются в виде индивидуальной карты развития ребенка, где показана динамика его развития.

    С  диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся  все участники образовательного процесса  для координации совместных усилий.

Модель индивидуального сопровождения ребенка с НОДА

Направление работ

Классы

Содержание

Сроки проведения

Обновление нормативно-правовой базы

-Положение о психологической службе

-Положение о работе ПМПК

август

Обновление материально-технической базы

-Оборудование кабинета педагога-психолога, комнаты психологической разгрузки

-Обновление методической базы

-Индивидуальные карты развития учащихся

-Журналы учета педагога-психолога, дневник наблюдений педагога

август

  1-4 классы

1. Диагностика

- психологическая готовность к обучению

1

Определение психологической готовности интеллектуальной, эмоционально-волевой, произвольной сферы и уровня моторики, выявление актуального уровня развития

сентябрь

- мотивационная сфера

1

Определение уровня развития мотивации первоклассников

сентябрь

-адаптация к школе

1

Выявление уровня приспособления к условиям школьного обучения

октябрь, декабрь

-эмоционально-волевой сферы (тревожности)

1

Выявление уровня тревожности, наличие страхов, агрессивности, эмоционального неблагополучия

сентябрь, декабрь

- интеллектуальная сфера

2

Определение интеллектуальных возможностей, сформированности познавательных процессов

сентябрь

-эмоционально-волевой сферы(тревожности)

2-3

Выявление уровня тревожности, наличие страхов, агрессивности, эмоционального неблагополучия

сентябрь, декабрь

- мотивационная сфера

2-3

Сравнительная оценка мотивации учения с уровнем за предшествующий год обучения

октябрь

- интеллектуальная сфера

3

Определение интеллектуальных возможностей, сформированности познавательных процессов

сентябрь

- интеллектуальная сфера

4

Определение интеллектуальных возможностей, сформированности познавательных процессов

сентябрь

- обследование детей при переходе из начальной в среднюю школу

4

Индивидуальная работа с учащимися с целью оказания помощи в адаптационный период в средней школе

апрель

- интеллектуальная сфера в рамках ФГОС

1

Определение интеллектуальных возможностей, сформированности познавательных процессов

март

-социометрия

3-4

Определение психологического климата в классном коллективе

в течение года

-диагностика детско-родительских отношений

1-4

Выявление стиля взаимоотношений родителей и детей

в течение года

-исследование межгрупповых взаимоотношений

1-4

Выявление взаимоотношений детей в коллективе сверстников, личностного статуса ребенка, особенностей развития

в течение года

-проективная диагностика «Рисунок семьи»

1-4

Выявление взаимоотношений родителей и детей, личностного статуса ребенка, особенностей развития

декабрь

2.Коррекционно-развивающая работа

- уроки психологического развития с учащимися

1-4

Развитие психических познавательных процессов (памяти, внимания, мыслительных операций)

сентябрь –май, еженедельно (1 раз в неделю)

- уроки психологического развития с учащимися

1-4

Формирование навыков межгруппового взаимодействия, личностного роста

сентябрь –май, еженедельно (1 раз в неделю)

3.Психопрофилактика

- индивидуальные занятия

1-4

Выработка коммуникативных навыков, навыков
социального функционирования 

2 раза в неделю в течение года

Психологические занятия

1

Оказание помощи в адаптационный период

сентябрь

Психологические занятия  

4

Оказание помощи в адаптационный период в средней школе

май

Работа с родителями

-индивидуальные и групповые консультации

Оказание психологической помощи

в течение года

-анкетирование, согласно запросам

Анкетирование на выявление типов  семейного воспитания

Анкетирование на выявление характера взаимоотношений родителей и детей

сентябрь-ноябрь

февраль-март

-тренинг (детско-родительский)

«Мы вместе»

апрель

Методическая работа

-участие в семинарах педагогов-психологов

Обмен опытом

в течение года

-публикации

Распространение передового педагогического и психологического опыта

в течение года

 - курсы повышения квалификации работников образования

повышение уровня профессиональной подготовки, самосовершенствование

в течение 5 лет

Развивающие занятия с педагогом-психологом

Занятия с инструктором ЛФК

Участие во внеклассных мероприятиях

Отчет по реализации  

 В сентябре 2014 года в   первый класс нашей школы поступил ученик с ограниченными возможностями здоровья. У Саши (все имена изменены) ДЦП. Он не может передвигаться сам, помогает мама. Стертая дизартрия.

Родители Саши выбрали смешанную форму обучения.

Первую неделю индивидуального обучения  учитель с трудом понимал Сашу, поэтому мама, Ольга Николаевна  присутствует на уроках и переводит то, что говорит Артем.

   К концу второй недели мальчик и учитель нашли общий язык, стали понимать друг друга, и Саша уже просил маму не сидеть на уроках рядом с ним, а ждать в коридоре. Математика давалась нашему ученику достаточно легко: он мог решать в уме примеры на сложение и вычитание в пределах 10, задачи решал на лету, не дослушав задачу, давал ответ. А вот с письмом  и оформлением записей по математике дело шло очень тяжело. Цифры не помещались в клетки. Ориентироваться на листе Саша не мог. Обводить даже по точкам ему было сложно, рука  не слушалась и постоянно выходила за линии рабочей строки. Дифференцировать звуки Саша тоже не мог. В конце учебного года Саша не укладывался в норму по технике чтения, читал только по слогам, не понимал смысл прочитанного. Писать под диктовку он мог только двусложные слова с открытыми слогами без стечения согласных. Образ письменных букв запоминал плохо, поэтому алфавит с прописными и печатными буквами был всегда на столе. ПИСЬМО естественно наш учащийся  совсем не любил. Русский язык был для него самым не любимым предметом. Часто он отказывался от работы, мог просто молча сидеть. Понимая, что Саша не может перебороть себя, приходилось прибегать к хитростям. Например, печатали под диктовку  на компьютере. Оказалось, очень эффективно! Мы выделяли гласные в словах красным цветом, делили на слоги, устно ставили ударение.  Трудности были и с развитием словесно-логического мышления. Задания на логику Саша не понимал. Как только учитель  слышал ответ «не знаю», она понимала, что мальчик, в силу своего развития, не может размышлять логически. Поэтому логические упражнения пришлось отставить в сторону.  Но  слова «почему?», «докажи», «объясни», «а как можно еще сказать, решить» были на уроках математики, письма , чтения и окружающего мира  обязательно! Поэтому, если в начале первого класса, Саша не мог устанавливать причинно-следственные связи, не мог рассуждать и оценивать поведение героев произведения, то в конце второго он  очень порадовал учителя, когда  смог объяснил переживания главного героя в рассказе В.Осеевой «Почему?».

   Во втором классе Саша учился три дня в неделю  индивидуально,   а два дня ходил на уроки в класс со всеми учениками(аудиторное обучение).  Учиться с классом ему было сложно. Силы хватало только на первые три урока. Ученики с первого класса знали, что у нас есть еще и Саша в классе. Но увидев его на уроке немного растерялись. В первый день, после уроков   ученики осторожно спросили у учителя: «А почему Саша так ходит и говорит не понятно?» Им  объяснили причину как можно мягче и понятнее. Учитель акцентировала внимание на том, что Саше учиться намного сложнее и мы должны ему помочь привыкнуть к классу и подружиться с нами.  Саша вошел в коллектив без сложностей. Ученики не обижали его, старались на переменах играть с ним, на уроках чтения терпеливо ждали, когда он прочитает, расскажет стихотворение. Он поднимал руку на уроках и давал правильные ответы, выходил к доске на уроках математики, получал отметки за урок вместе со всеми. Но русский язык по-прежнему оставался самым трудным. Поэтому на уроках объем работы для Саши   сокращали на половину. Особенно трудно довались диктанты. Но Саша на уроках работал охотнее, активнее и был собранее. Он стремился успеть с классом: написать, решить примеры и задачи. Очень нравилось Саше принимать участие в решении проектных задач. Он работал в группе, вместе со всеми, достигал правильного решения и был просто счастлив в эти моменты!

 На конец второго класса Саша стал читать лучше и, что самое главное, осознаннее. И хотя с нормой техники чтения, ему трудно справиться, он научился рассуждать, делать выводы, доказывать, пересказывать. Ему трудно до конца было осознать умножение и деление, поэтому при решении задач на умножение и деление приходилось  каждый раз возвращаться к основам, но Саша выучил таблицу  умножения и деления с числом 2 и математические диктанты на эту тему писал на «4»! Он не смотрит на ряд чисел, когда складывает и вычитает в пределах 20, старается считать в уме! Решает задачи в два действия разными способами!

 Конечно же при оценивании работ Саши учитель не учитывал пропуски, замены. Осознание таких орфограмм как парная согласная и  безударная гласная у Саши идет очень сложно. Трудности с формированием каллиграфического навыка. Но в меру своих сил Саша учится, не стоит на месте. Школьный психолог-педагог, которая сопровождает мальчика на всем периоде обучения,  отметила, что у Саши на конец  второго класса  уровень развития познавательной сферы стал выше, чем она предполагала  в начале учебного года.

   Все  это результат того, что Саша учился не только индивидуально, но и аудиторно. Индивидуальные занятия позволяли   еще раз объяснить, закрепить учебный материал. А занятия в классе давали Саше толчок в мотивационной сфере: он мог сравнить себя с остальными детьми, видеть свои успехи, учился самооценке, получал похвалу на уроке и тем самым стал увереннее и сильнее.

     Однозначно ответить на вопрос: «Как лучше учить: индивидуально или в классе?» на мой взгляд не возможно.  В   случае с Сашей в первом классе, где надо было научить его писать и читать, нужно было только индивидуальное обучение. Учеба  аудиторно во втором классе смотивировала Сашу на преодоление трудностей, помогли его социализации. Таким образом,  подходы к обучению должны рассматриваться в зависимости от уровня обучаемости отдельно взятого ученика, его индивидуальных потребностей и возможностей.

Сейчас Саша учится в пятом классе. Учится  по смешанной форме обучения. Считаем, что отказываться полностью от индивидуальной формы в пятом классе не стоит. Смешанная форма обучения позволит мальчику легче пройти период адаптации к обучению на уровне основного общего образования.