Развитие навыков самостоятельности при обучении.
материал (2 класс)

Увжикоева Лидия Ирбековна

Для выступления на методическом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебная самостоятельность на уроках в начальной школе

Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных 

действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Ребёнок, который к концу начального образования не приобрёл этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к знаниям, учится значительно ниже своих возможностей. Учебная самостоятельность, основы, которой закладываются в 1-ом классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.

Данную тему развивали такие педагоги Эльконин и Давыдов. Такой точки зрения придерживался Ушинский Константин Дмитриевич, он считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность, руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Ушинский в своих трудах доказывает, что систематическое выполнение на должном уровне самостоятельной работы повышают качество и прочность знаний, развивают познавательные процессы, мыслительную деятельность, умения и навыки учащихся

Самостоятельность имеет много значений:

- независимый, вольный, свободный, неподчиненный;

- действующий по собственной инициативе (от латinitium – начало), сам себя побуждающий к началу какого-либо дела;

- совершаемый без чьей-либо помощи.

Самостоятельность  это не только способность ребенка обходиться без помощи взрослого, но и способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе, и способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником (авторитетным взрослым, учебником и пр.), это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению.

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить задачи и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий.

Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:

- наличие задания учителя;

- руководство учителя;

- самостоятельность учащихся;

- выполнение задания без непосредственного участия учителя;

- активность учащихся.

Самостоятельная работа  это средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Основная цель её  научить ребят мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, усваивать учебный материал, развивать навык письма.

Самостоятельная работа не может эффективно проходить без помощи и указаний извне. Учеников нужно готовить, т.е. наглядно показывать приёмы работы, сопровождать чёткими объяснениями, записями на доске. Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной.

Как же я работаю с детьми над формированием учебной самостоятельности.

Педагогическая поддержка:

1.Обращаю особое внимание на то, как ребенок понял выполняемое задание после прочтения.

2. Если не все поняли, то повторно читаем, что необходимо сделать.

3. Спрашиваю 1-2-х учеников, которые повторяют, что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно осуществлять деятельность.

4. Учу тому, что, если не понял задание, то нужно прочитать несколько раз.

Я считаю, что если ученик правильно понял, как выполнить задание, то учебная самостоятельность пройдет успешно.

Самым сложным этапом работы является самоконтроль выполненной работы. Здесь нужна словесная мотивация. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки  найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.

Пока я выделяю в этом направлении основные постулаты.

Учебники УМК «Школа России» имеют достаточное количество заданий и упражнений, которые направлены на формирование и развитие учебной самостоятельности с целью достижения планируемых результатов.

В своей практике я использую такие упражнения и задания:

- определение темы урока;

- постановка задач урока исходя из темы;

- прогноз деятельности;

- игра «Журналист», где учащиеся самостоятельно готовят вопросы по тексту;

- интересные карточки с заданиями;

- составить рассказ;

- составить схему;

- составить цепочку;

- работа в рабочих тетрадях;

- работа со словарем;

- консультант;

- главный эксперт и др.

Самое главное для меня выйти с учащимися на высокий уровень учебной самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие навыков самостоятельной работы по математике в нач.школе"

Признаки самостоятельной работы на уроке, виды, типы.Правила организации сам.работы.Установка для детей для достижения результата . Виды заданий для развития творческого мышления....

«Развитие навыков самостоятельной работы как условие личностного роста младших школьников». Мастер класс

Главной  задачей современной школы, является подготовка выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, ...

«Развитие навыков самостоятельной работы как условие личностного роста младших школьников»

Начиная работать в начальной школе, я использовала только традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные). Постепенно пришла к выводу, что дети, которые обучаются таким способом, ис...

«Развитие навыков самостоятельной работы как условие личностного роста младших школьников»

Начиная работать в начальной школе, я использовала только традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные). Постепенно пришла к выводу, что дети, которые обучаются таким способом, ис...

Для родителей: развитие навыков самостоятельности в младшем школьном возрасте

Рекомендации для родителей обучающихся начального звена школы....

Статья "Развитие навыков самостоятельной работы с визуальной информацией у младших школьников на занятиях в изостудии."

Материал отражает опыт развития навыков самостоятельной работы с информацией у младших школьников на занятиях в изостудии, содержит примеры заданий для осмысления, отбора, анализа визуальной информаци...

Статья на тему "Развитие навыков самостоятельности у младших школьников в условиях группы продлённого дня"

В статье кратко даётся обоснование развития самостоятельности учащихся начальных классов, методы формирования самостоятельности деятельности....