Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ
методическая разработка (2 класс)

Аипова Рабия Мунировна

 «Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

 ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий об  окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В . А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_kak_sredstva_razvitiya_detey_s_ovz.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:« Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ»

 «Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

 ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий об  окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В . А. Сухомлинский

«Здравствуйте, дети! Меня зовут Рабия Мунировна Аипова. Я – ваш учитель!» - фраза, которую я повторяю из года в год. Более тридцати лет я посвятила свою жизнь педагогической работе. Мне выпало счастье обрести эту замечательную профессию. Никакая другая профессия не дарит возможность жить в удивительной стране – стране детства. Каждый день удивляться и радоваться новому дню, новым победам, расти вместе с воспитанниками. Каждый день с радостью идти на урок, учить и учиться. Но просто идти на урок и просто общаться недостаточно. Важно, с чем я иду! 

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и нормальных условий жизнедеятельности.

Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, но сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, кроме того дает возможность даже самым слабым обучающимся принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.

В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера. Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью.

.

В их основу вкладываю привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала.

Основные цели и задачи моей работы:

  • создание условий для игровой деятельности детей;
  • развитие у детей интереса к различным видам игр;
  • формирование игровых умений, развитие культурных форм игры;
  • всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре;
  • развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
  • формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей с ОВЗ. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.      

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение. Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности.

Основные функции игры: 

  1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка).
  2. Коммуникативная.
  3.  Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры).
  4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
  5.  Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

В   современной педагогике  принята  классификация   игр:

- творческие игры (сюжетно-ролевые);

- театрализованные игры (драматизации, режиссерские, строительные);

- дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);

- подвижные игры.

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для детей с ОВЗ. Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Значение сюжетно-ролевой игры:

- происходит интенсивная ориентация в основных направлениях   человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми

  • вызывает качественные изменения в психике ребенка

Главное для детей в игре  – это выполнение взятой на себя роли.

Сюжет игры – это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. На сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Сюжеты чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка, изменяясь вместе с расширением его кругозора.

Содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их жизни.

Если для обычных детей ведущей деятельностью является игра, то для детей со сложной структурой дефекта ведущей деятельностью является обучение. У детей с нарушениями интеллекта вне специально организованного обучения не происходит существенных изменений в состоянии эмоциональной сферы, наблюдаются трудности в регуляции поведения. Характерная потребность в общении, не развиваясь, остается на уровне потребности в помощи и поддержке. Им свойственна скованность, неловкость, мимическая невыразительность.

Для того чтобы организовать работу с детьми в социуме необходимо обучить их играть, выполнять необходимые действия, правильно говорить и др. и итогом всей коррекционно-развивающей деятельности является перенос знаний полученных в процессе обучения в игровую деятельность.

                       

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. 

Настольные игры-пособия. Часто использую  игры-пособия  типа  картинок, предметного лото, домино; тематические игры "Где что  растет",  "Когда  это бывает", "Кому это нужно"и др.; игры,  требующие  двигательной  активности, сноровки и т.д."Летающие колпачки", "Попади в цель",  игры  типа  мозаики - все эти игры отличаются от игр с игрушками тем,  что  обычно  проводятся  за столиками,  требуют  2-4  партнёров.  Настольно-печатные  игры   содействуют расширению  кругозора  детей,  развивают   сообразительность,   внимание   к действиям  товарища,  ориентировку  в  изменяющихся  условиях  игры,  умение предвидеть  результаты  своего  хода.  Участие  в  игре  требует   выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Строительные игры - это вид творческой игры. В этих играх отражаются знания и впечатления детей об окружающем мире предметов, самостоятельность возведения постройки по обобщению и схематизированию, многогранное развитие умственной деятельности.

Большинство учащихся моего класса имеют нарушения или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными. Особенно это заметно на занятиях по занимательному труду. Использование игровых упражнений направленных на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации способствуют коррекции этих недостатков. 

 Применение игровых технологий на уроках вовлекают в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких занятиях раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.

На уроках речи и альтернативной коммуникации у ребят всегда вызывает интерес игра «Поймай звук», где дети должны услышать заданный звук и хлопнуть в ладоши, или ударить в барабан, затем  придумывают слова на этот звук.

 На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания. Очень любят дети игру на уроках устной речи «Я волшебник». Учащиеся с удовольствием выходят к доске, демонстрируют всем свои работы, и отправляют их на выставку (доску).

 Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является  средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует  самоутверждению ребёнка.

В жизни стремительно меняется многое. Сегодня учить детей и взрослых тому и так, как лет десять, двадцать назад, неприемлемо. Многое из того, что было тогда нормой, сейчас выглядит устаревшим. Быстро текущее время беспрестанно вносит в жизнь новые черты и новые требования.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога, о том, что учитель должен быть оптимистом...

Внедрение ИКТ в специальной (коррекционной) школе, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ знания лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя  уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает меня  в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Информационные технологии на уроках я использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации (использую на открытых уроках, на рабочих уроках электронные тренажеры для индивидуальной работы).

Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

Например, формируя у учащихся знания о признаках осени, демонстрирую видеоролик «Осенняя сказка». После просмотра и обсуждения увиденного закрепляем полученные знания. С помощью использования компьютерных технологий на уроке создаётся положительный эмоциональный настрой: красивая графика, элементы сказки, «волшебства», дети с нетерпением ждут компьютерных уроков. В итоге повышается мотивация обучения. 

Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать педагогические игровые технологии. Школьники гораздо меньше устают на уроке. При проведении игр школьники начинают чувствовать свою значимость, они принимают серьезные решения. Это подготавливает учеников к дальнейшей жизни в обществе.

Макаренко А.С. говорил, что «хорошая игра похожа на хорошую работу, каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке».

«Здравствуйте, дети! Я – ваш учитель!»  Да, да – учитель, а не мучитель, заставляющий вас зазубривать десятки страниц, запоминать формулы, правила, повышающий на вас голос, оскорбляющий и унижающий вас. Мне важны ваши мысли, ваш голос, ваше мнение, меня радуют ваши успехи. День за днем я учу вас учиться, применять полученные знания в реальной жизни, творить и созидать. Дорогу я покажу, а дальше вы сами…

Надеюсь, мои дети станут замечательными людьми. И не потому, что есть ФГОС, Закон об образовании, Профессиональный стандарт педагога, вышестоящие органы, а потому что, я – УЧИТЕЛЬ, делаю самое главное дело на земле: помогаю человеку стать ЧЕЛОВЕКОМ!

Список используемой литературы

1.    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

2.    Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

3.    Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

4.    Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

5.  Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

6.      Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

7.      Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983. .   

 8.     Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997

9.      Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

10.     Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

11.     Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.



Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...

Игровые технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроке

Включение в урок  игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей....

Игровые технологии как средство развития детей с ОВЗ

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении...

Статья "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников"

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способно...

Доклад:Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении...

Статья обобщения опыта по теме "Игровые технологии как средство развития детей с ОВЗ на уроках математики в начальных классах".

Статья является обобщением опыта работы по развитию интеллектуальных способностей детей с ОВЗ на уроках математики в начальных классах через игровые технологии....