рабочая программа по ОПК
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Мирошниченко Лариса Ивановна

рабочая  программа  по ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_opk.docx81.83 КБ

Предварительный просмотр:

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

по основам православной культуры

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения предмета «Основы православной культуры» воспитательный результат освоения курса ОПК подразумевает «духовно – нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспитательные результаты любого из видов деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми – учителями, родителями – как значимыми для них носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания труд культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом., которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурном наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т.е. защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает первое практическое применение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов предусматривает получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этнической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально – государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.

Личностные, метапредметные результаты

освоения курса внеурочной деятельности по основам православной культуры

Личностные результаты освоения курса ОПК внеурочной деятельности должны отражать:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе, социальной справедливости и свободы;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности по курса являются:

овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процессе их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;

умение осуществлять информационный поиск (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет), сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;

осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, квалификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничество;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Формы и виды контроля.

Основной формой контроля на занятиях становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, его способность понимать значение нравственных норм, правил морали в жизни человека, семьи и общества, его потребность к духовному развитию.

Однако, это не исключает возможность и необходимость в контроле усвоения знаний учащимися. Подходы могут быть представлены системой вербального поощрения, похвалой, одобрением и использования технологии портфолио: составления портфеля (папки) творческих работ достижений учащихся. Особое внимание необходимо обратить на проектную деятельность.

Уровень и степень освоения знаний контролируются в ходе занятия также путём устного опроса, обсуждения темы. Проводятся выставки работ, конкурсы.

Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе, в основном, – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная проектная деятельность.

Аудиторные  занятия.

Беседа.

Защита проектов.

Встречи со священнослужителями.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Внеаудиторные занятия

Посещение храма.

Праздники.

Викторины.

Интеллектуально-познавательные игры.

Научно-практические конференции.

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране  соотнесение их с полученными знаниями..

Обсуждение  проблемных ситуаций, дискуссионные занятия

Творческие проекты, презентации

2.СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

1 класс -  

РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» - 33 часа

Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч.

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.

Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч.

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, прстол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

Тема 4. «НАША РОДИНА» – 10 ч.

Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. И др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

Поэты и художники России – о Москве.

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.

Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч.

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Тема 6. «СЕМЬЯ» – 3 ч.

Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

Заключительный урок – 1 ч.

        Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).

2 класс

РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 34 часа

Вводный урок «Что мы изучаем на уроках по основам православной культуры». Культура. Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие. 1 ч.

Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч.

Самая древняя книга о духовном мире — Библия.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.

Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.

Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.

Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.

Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА  И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 28 ч.

С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.

Рождество Христово.

Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.

Сретение Господне.

Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.

Крещение Иисуса Христа.

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.

Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.

Исцеление расслабленного.

Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.

Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне.

Воскрешение Лазаря.

Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Тайная вечеря.

Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.

Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.

Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.

Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.

Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.

Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.

3 класс

РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 часа

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» — 2 ч.

Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.

Как распространялось Евангелие.

Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7 ч.

Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Устроение и значение частей храма. Господь-Вседержитель.

Умеют ли говорить иконы? Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе.

О чём рассказывает цвет? Особенности использования цвета в иконе.

Как иконы представляют святых. Понятие о каноне. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.

Иконы святых апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.         Святая равноапостольная Нина. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.

Понятие об иконографии. Образ и первообраз.

История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная радость».

Представление об истории иконоборчества и иконопочитания.

Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ»

- 6 часов.

 Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господа Иисуса Христа.

 Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Фавор, Фаворский свет. Пророки Илия и Моисей. Небесный Иерусалим.

Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Пятидсятница. День Святой Троицы.

История и духовный смысл иконы Воздвижения Креста Господня. Святой равноапостольный Константин Великий. Святая равноапостольная царица Елена. Патриарх Макарий.

Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ  ДО СПАСИТЕЛЯ»

— 18 часов

Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира. Священное Писание. Ветхий         Завет и Новый Завет. Бытие. Понятие о духах, Деннице, аде.

Второй – пятый дни творения мира.

Шестой день творения мира. Первые люди. Представление о рае.

Дерево жизни и дерево познания добра и зла. Грехопадение. Изгнание из рая. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.

Каин и Авель. Первое человекоубийство.

Расселение людей. Потомки Сифа. Патриархи. Святой Енох. Всемирный потоп.

Ной. Строительство ковчега. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей.

Праведный Авраам. Идолопоклонство. Сарра. Лот. Земля Ханаанская. Хеврон и дубрава Мамре.

Завет Господа с Авраамом.

Рождение Измаила. Агарь.

Явление Святой Троицы Аврааму. Ипостась. Икона Андрея Рублева «Троица».

Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры. Соленое море — Мёртвое море.

Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.

Призвание пророка Моисея. Неопалимая Купина. Аарон.

Пасха Ветхозаветная. Пасхальный агнец. Выход израильтян из Египта. Манна. Гора Синай. Синайское законодательство. Скрижали. Золотой телец. Земля обетованная.

Ветхозаветное законодательство. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.

Новый Израиль. Отражение преемственности Ветхого и Нового Заветов в иконостасе. Ветхозаветные пророки о Мессии.

4 класс

РАЗДЕЛ 4. «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ

РЕЛИГИЯ РОССИИ» - 34 часа

 

Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч.

Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь.

Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.

Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире.

Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика.

Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.

Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» — 8 ч.

Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого Апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.

Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест.

Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия.

Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранения некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.

Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор.

Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.

Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.

День памяти святого князя Владимира.

Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 5 ч.

Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.

Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход.

Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства.

Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».

Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч.

Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности.

Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 4 ч.

Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

Происхождение церковного богослужения.

Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.

Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.

Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 4 ч.

Виды и названия колоколов.

Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру.

Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

Колокололитейное искусство.

Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» — 2 ч.

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.

Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.

Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» — 3 ч.

Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.

Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские.

Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» — 2 ч.

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.

Легенда о граде Китеже.

Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.

Образы Святой Руси в русской художественной культуре.

3.Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1 класс.

2

класс

3

класс

4 класс

РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» - 33 часа

1 класс

1

Тема1.Красота в нашем мире

3

3

2

Тема 2.Хранилища культуры

5

3

Тема 3.Всегда живое

6

5

4

Тема 4.Наша Родина

10

6

5

Тема 5.Спаситель

3

10

6

Тема 6.Семья

3

3

7

Заключительный урок

1

1

8

Итоговое повторение и проектная деятельность

2

2

ИТОГО

31

33

РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 34 часа

2 класс

1

Вводный урок

1

1

2

Тема 1.Духовное в реальном мире

3

3

3

Тема 2.Жизнь Иисуса Христа и православные праздники

28

28

3.1

Жизнь Иисуса Христа и

-

9

3.2.

Чудеса и проповедь Христа» -

-

10

3.3.

Евангельские события последних дней земной жизни Христа

-

9

4

Итоговое повторение. Проектная деятельность

2

2

ИТОГО

34

34

РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 часа

3 класс

1

Тема 1.Что мы знаем о Евангелии

2

2

2

Тема 2.Образ вселенной в православной культуре

7

7

3

Тема 3.По праздничным иконам вспоминаем Евангелие

6

6

4

Тема 4.Библия рассказывает о событиях до Спасителя

18

18

5

Итоговое повторение. Проектная деятельность.

1

1

ИТОГО

34

34

РАЗДЕЛ 4. «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ

РЕЛИГИЯ РОССИИ» - 34 часа

4 класс

1

Тем 1.Культура – всеобщее достояние

3

3

2

Тема 2.Как Русь стала православной

8

8

3

Тема 3.Православие и Российское государство

5

5

4

Тема 4.Православный храм

2

2

5

Тема 5.О православном богослужении

4

4

6

Темиа 6.О церковных колоколах

4

4

7

Тема 7.За монастырскими стенами

2

2

8

Тема 8.Дом и семья

3

3

9

Тема 9.Русь святая

2

2

10

Итоговое повторение. Проектная деятельность.

1

1

Итого

34

4

Всего

135

33

34

34

34

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

п/п

Наименование разделов,

 блоков, тем

Номер

 и содержание урока

Характеристика УУД

1 класс. Раздел «Мы и наша культура» - 33 часа

1

Введение – 1 час

1.Красота в нашем мире  

Знакомятся с понятием «красота».

Рассматривают картины, пейзажи, сопоставляю их с увиденным на природе

2

Тема 2.«Красота в нашем мире» - 3 часа

2.Нерукотворная красота природы

Знакомятся с понятием «красота».

3.Рукотворная красота культуры.

Знакомятся с понятием «Рукотворная красота культуры». Узнают, что:

-рукотворность - особенность культуры;

-человек – созидатель культуры. Научатся различать и правильно использовать понятия «святость»,. «творчество».

Познакомятся с преподобным Серафимом  Саровским и преподобным Сергием Радонежским: - образами святости в отечественной церковной и светской культуре.

4.Человек – созидатель культуры.

Знакомятся с понятием «Нерукотворная красота природы». Традиционное представление о нерукотворности природы. Научатся различать и правильно использовать понятия “Творец». «Творение».

Научатся понимать, что необходимо проявлять заботу о природном мире.

3

Тема 3.«Хранилища культуры» – 5 часа

5.Оружейная палата

Знакомятся с понятием «Музеи как хранилища предметов культуры». Виртуально знакомятся с сокровищами Оружейной палаты.

6.Государственная Третьяковская галерея

Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галере.

Знакомятся с иконой Спас Нерукотворный.

Научатся видеть образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

7.Государственный Русский музей и Государственный Эрмитаж.

Виртуальная экскурсия в Государственный Русский музей. Краткий обзор о Государственном Эрмитаже:  Рассматривают иконы Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

8.Библиотеки – хранилища культуры.

Узнают, что Библиотеки – хранилища культуры.

Знакомятся с Российской государственной библиотекой. Слушают историю возникновения библиотек при храмах и монастырях, о русских царях – основателях крупнейших библиотек России.

9.Человек – хранитель культуры.

Узнают о роли человека – хранителе культуры и  

зависимости культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

4

Тема 4.«Всегда живое» - 6  часов

10.Древнейшая книга в России – Евангелие.

Знакомятся с понятием «Евангелие», «Напрестольное Евангелие»

Получат представления о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре..

11.Иконы.

Знакомятся с понятием «икона». Узнают о назначении иконы. Получат представление о ценности иконы для православных верующих как святыни и исторической и художественно-эстетическая ценности иконы для отечественной и мировой культуры.

Увидят иконы Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Узнают об иконописце Андрей Рублёве.

12.Храмы. 

Знакомятся с понятием «храмы». Получат общее бщее представление о православном храме как доме Божием.

Получат представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Узнают об особенностях внешнего устроения храма.

Научатся понимать понятия «Крест»,  «главка, купол, барабан, держава, апсида».

Получат общее представление о внутреннем устроении православного храма. Научатся понимать понятия «иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие».

Получат представление о православном богослужении. Экскурсия в православныйи храм

13.В храме.

1.4.О храме.

15.Богослужение-общение народа с Богом

5

Тема 5.«Наша Родина» – 10 часов

16.Наша Родина - Россия.

Узнают, что Россия – наша Родина. Получат представление о России – общй Родине всех её россиян. Научатся видеть и понимать: красоту просторов России, её историческое и культурное единство.

17.Города России

Виртуальное путешествие по городам России.

Знакомятся с древнейшими городами России: Новгородом, Владимиром, Суздалем, Ростовом, Псковом, Ярославлем, Курском. Получат представление о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов;

 о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

18.Москва – столица России

Получают представление о  Москве – столица России.

Характеризуют понятие «столица» как главный город страны.

Узнают об объединительной роли Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Узнают о Московском Кремле. Архангельском соборе. Храме Василия Блаженного.

Виртуальное путешествие по Москве

19.Поэты и художники России - о Москве.

Познакомятся со стихами поэтов и картинами художников России – о Москве.

Получат представлние смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».

20.Наша культура.

Получат представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Научатся характеризовать понятие «культур» как лучшее из всего, что делает человек.

21.Народ и культура.

Получат представление о взаимосвязи народа и культуры. Получат представление о культуре как совместном творчестве народа.

22.Что значит народ?

Познакомятся с понятием «народ» как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

23.Отечество и отечественная культура.

Познакомятся с понятиями «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Получат представление о традициях как ценных явлениях культуры, передаваемые от поколения к поколению.

24.Русь и русская культура.

Получат представление о служении Родине как священном долге православных граждан.

Узнают о национальных героях России – Козьме Минине и князе Дмитрии Пожарском, преподобных Александре Пересвете и Андрее Ослябе.

25.Идеал и идея в русской культуре.

Получат представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

6

Тема 6.«Спаситель» - 3 часа

26.Иисус Христос.

Узнают содержание понятий «Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

27.Спаситель мира.

Получат представление о Христосе как Спасителе мира. Познакомятся с Иконой «Всех скорбящих Радость».

28.Искупитель.

Получат представление о Христосе – Искупителе человечества..

7

Тема 7.«Семья» – 3 часа

29.О маме и папе

Получат представление о семейных православных традициях в Русской культуре.

Узнают о традиционном отношении к иконе в православных семьях.

Познакомятся  с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

30.В семье.

31.Кто держит мир?

8

Заключительный урок Итоговая проектная деятельность-2 часа

32.Экскурсия в Свято-Успенский храм

Закрепляют знания о Спасителе и Православии, о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира.

Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).

Защита проектов.

33.Защита проектов «Города России

2 класс. Раздел 2.»Мир вокруг и внутри нас»-34 часа

1

Вводный урок – 1 час

1.О чем рассказывает история православнойкультуры?

Знакомятся с основными понятиями православной культуры.

2

Тема 2.«Духовное в реальном мире» – 3 часа

2.Мир  внешний и мир внутренний. Кто держит мир? 

Получают представление о мире как творении Божием, о разнообразии и богатстве мира.

Научатся понимать связь между видимым и невидимым миром. Сопоставят законы природы и духовные законы.

3.Человек – венец творения.

Научатся понимать понятие «Бог».

Получат представление о библейских сюжетах о Сотворении человека по образу Божию.

4.Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы.

Получат представление о добре и зле в человеческом мире и природе. Знакомятся с библейской  историей о грехопадении, возникновении зла.

Значение слова «грех».

Научатся понимать духовный смысл человеческой жизни.

3

Тема 3.Жизнь Иисуса Христа и православные праздники- 28 часов

5.Евангелие – книга  о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы.

Знакомятся с главными православными праздниками.

 Углубят свое представление о Евангелии — книге о Спасителе и о спасении,

Научатся рассказывать о Рождестве Пресвятой Богородицы. Введении во храм Пресвятой Богородицы.

3.1

«Жизнь Иисуса Христа - 9 часов

.

6 Благовещение Пресвятой Богородицы

Продолжают изучать православные праздники: Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.

7. Рождество Христово. Поклонение волхвов Младенцу Христу. 

Продолжают изучать православные праздники:Рождество Христово.

Получают представление об  отражении о евангельских событиях в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.

8.Бегство Иосифа с Марией и Младенцем Иисусом в Египет и возвращение в Назарет.

Узнают о событиях после рождения Христа: бегстве Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет и  возвращениеи в Назарет.

9.Сретенье Господне.

Узнают о празднике Сретение Господне.

10.Рождество Иоанна Предтечи.

Продолжают изучать евангельские истории: Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.

11.Крещение Иисуса Христа.

Узнают о крещении Иисуса Христа

12.Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Узнают об усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

13.Христос в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

Получают представление об искушении Христа.

Знакомятся с началом общественного служения Христа.

3.2.

«Чудеса и проповедь Христа» - 10 часов

14.Нагорная проповедь Христа. Заповеди блаженств.

Получают представление о Нагорной проповеди Спасителя.

15.Традиции празднования Рождества Христова в России. 

Разрабатывают проект о традициях празднования Рождества Христова в России

16.Посещение православного храма. 

Экскурсия в православный храм

17.Первое чудо Иисуса Христа в Канне Галилейской.

Знакомятся с чудесами Иисуса Христа

Получат представление об общественном служении Иисуса Христа

18.Исцеление расслабленного.

19.Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы.

20.Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам.

21.Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

22.Чудесное приумножение хлебов и рыб.

23.. Воскрешение Лазаря

3.3

«Евангельскими событиями последних дней земной жизни Христа - 9 часов

24.Преображение Господне

Разрабатывают проект о . Преображении Господнем

.Познакомятся с евангельскими событиями последних дней земной жизни Христа: Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.Тайная вечеря.

Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.

Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.

Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.

25.Торжественный вход Господень в Иерусалим.

26.Тайная вечеря.

27.Моление о чаше. Предательство и смерть Иуды.

28.Суд и распятие Христа.

29.Снятие с креста, погребение и Воскресение Спасителя.

30.Пасха Господня. 

Рассказывают о главном православном празднике : Пасхе Господня.

31.Вознесение и Сошествие Святого Духа.

Рассказывают о пребывании воскресшего Спасителя на земле. Вознесении Господне. Сошествия Святого Духа на апостолов.

32.События Евангелия и православные праздники.

Углубят знания о Православных праздниках, двунадесятых праздниках: переходящих и непереходящих праздники.

3.4

Итоговое повторение и проектная деятельность - 2 часа

33.Защита проектов

Углубляют и закрепляют знания о евангельских событиях последних дней земной жизни Христа, о православных праздниках

34.Беседасо священником

3 класс. Раздел 3. «О чем рассказывает Библия»-34 часа

1

Тема 1.«Что мы знаем о Евангелии» -  2 часа

1.Рождество Христово и новая эра.

Углубят знания о Рождестве Христовом и новой эре.

Характеризуют значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрывают смысла этого названия.

Получат представление о Евангелии как главной части Нового Завета и о том, как распространялось Евангелие.

2.Как распространялось Евангелие.

2

Тема 2.«Образ вселенной в православной культуре» -7 часов

3.Храм как образ Вселенной.

Углубят знания о храме как образе вселенной.

Получат представление о горнем и дольнем мире.

4.Умеют ли говорить иконы?

Знакомятся с особым изобразительно-символическим языком иконы.

5.О чём рассказывает цвет?

Продолжают знакомиться с изобразительно-символическим языком иконы: особенностями использования цвета в иконе.

6.Как иконы представляют святых.

Углубляют знания с изобразительно-символическим языком иконы.

Характеризуют содержание понятие о каноне.

7.Как выглядят на иконах святые апостолы, евангелисты, святители и равноапостольные.

Узнают как иконы представляют святых.

Узнают о евангелистах Матфее, Марке, Луке, Иоанне, святых равноапостольных Кирилле и Мефодий, святой равноапостольной Нине, святых равноапостольных князе Владимире и княгине Ольге.

8.Что такое иконография?

Знакомится с понятием «иконография”, «образ и первообраз».

Рассказывают об история иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная радость».

9.Как боролись с иконами.

Знакомятся с событиями иконоборчества и утверждения иконопочитания.

3

Тема 3По праздничным иконам вспоминаем Евангелие»- 6 часов

10.О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.

Знакомятся с праздничными иконами, посвящёнными земной жизни Пресвятой Богородицы.

11.Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

Знакомятся с особенностями иконы Благовещения Пресвятой Богородицы.

12.Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня.

Знакомятся с иконографическими особенностями и богословским значением икон Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня.

13.Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим».

Знакомятся с иконографическими особенностями и богословским значением икон Преображения Господня и Входа Господня в Иерусалим.

14.Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа.

Знакомятся с иконографическими особенностями и богословским значением икон Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа.

15.Воздвижение Креста Господня.

Знакомятся с иконографическими особенностями и богословским значением иконы Воздвижения Креста Господня.

4

Тема 4.«Библия рассказывает о событиях до Спасителя» - 18 часов

16.О начале творения мира.

Знакомятся с библейским изложением начала творения мира.

.

17.Второй – пятый день творения мира.

18.Шестой день творения.

19.Изгнание из рая.

Знакомятся с библейскими сюжетами  Ветхого Завета

20.Авель и Каин.

Углубляют знания о библейском сюжете первого братоубийства и

библейского изложения о человеческих судьбах после первого братоубийства.

21.Расселение людей.

22.Всемирный потоп.

23.Вавилонское столпотворение.

Углубят понимание и расширят представление о религиозной культуре через ознакомление с библейским сюжетом вавилонского столпотворения.

24.Праведный Авраам.

Углубят понимание и расширят представление о религиозной культуре через ознакомление с библейским содержанием о праотце Аврааме.

24.Завет Господа с Авраамом.

Углубят понимание и расширят представление о религиозной культуре через ознакомление с библейским повествованием о праведной жизни Авраама и завете Господа с Авраамом.

26.Рождение Измаила.

Углубят понимание и расширят представление о православнойкультуре через ознакомление. Знакомятся с библейским повествованием о рождении Измаила.

27.Явление Святой Троицы Аврааму.

Углубят понимание и расширят представление о православной культуре через ознакомление с библейским сюжетом явления Троицы Аврааму.

28.Гибель нечестивых городов.

Углубят понимание и расширят представление о православной культуре через ознакомление с библейским событием гибели городов Содома и Гоморры.

29.Рождение пророка Моисея.

Углубят понимание и расширят представление о православной культуре через ознакомление с библейским содержанием о великом ветхозаветном пророке Моисее.

30.Призвание пророка Моисея.

Углубят понимание и расширят представление о православной культуре через ознакомление с библейским повествованием о призвании к духовной миссии пророка Моисея.

31.Пасха Ветхозаветная.

Углубят понимание и расширят представление о православной культуре через ознакомление с библейским повествованием о ветхозаветной Пасхе и Синайском законодательстве.

32.Ветхозаветное законодательство.

Углубят понимание и расширят представление о православной культуре через ознакомление с содержанием ветхозаветного законодательства.

33.Новый Израиль.

Обобщить содержание данного раздела курса и Углубят понимание и расширят представление о православной культуре через ознакомление с понятием Нового Израиля.

5

Итоговый урок. Проектная деятельность – 1 час

34.Итоговое повторение. Защита проектов

Закрепление знаний. Разработка и защита  проектов по библейским сюжетам Ветхого Завета

4 класс. Раздел 4. «Православие – культурообразующая религия» - 34 часа

Итоговое занятие.

1

Тема 1.«Культура – всеобщее достояние» -3 часа

1. Драгоценное и неделимое наследство

Получат представление о великой русской культуре — достоянии всех россиян.

2.Религия- неотъемлемая часть культуры и жизни людей

Получат представление о еелигия — неотъемлемая часть культуры.

3.Величайшее сокровище – русский язык

Научатся понимать язык как особый человеческий дар.

Научатся различать и правильно использовать понятия: «функции языка», «отношение к языку» «русский язык», «духовная лексика».

Углубят понимание и расширят представление: о Церковнославянском языке как хранителе и источнике духовной лексики.

Познакомятся с высказываниями ученых, писателей о языке;

2

Тема 2.«Как Русь стала православной» - 8 часов

4.Посещение русских земель первым апостолом

Узнают о посещении русских земель святым апостолом Андреем Первозванным.

Познакомятся с древнейшими древнерусскими историческими и литературными памятниками о посещении святым апостолом Андреем русских земель.

5.Почитание на Руси Андрея Первозванного

Узнают о почитании на Руси Андрея Первозванного, о Дне памяти св. апостола Андрея Первозванного.

Узнают о  старейшем ордене России - Андреевском кресте.

6.Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Узнают о святых равноапостольных учителях словенских Кирилле и Мефодии,. создании славянской азбуки.

7.Восточные славяне до принятия христианства

Получат представление о религиозных верованиях восточных славян и руссов до принятия христианства, о почитании предков и природы — двух основных культа славян-язычников.

8.Святая равноапостольная княгиня Ольга

Узнают о святой равноапостольнаой княгини Ольги и ее крещении.

9.Святой равноапостольный князь Владимир

Вспомнят и углубят представление о Святом равноапостольном князе Владимире.

Получат представление о значения крещения Руси

10.Святой равноапостольный князь Владимир

11.Крещение Руси

3

Тема 3.«Православие и Российское государство» - 5 часов

12.Русская православная церковь

Получат представление о Русской Православной  Церкви как собрания верующих во Христа.

 Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь.

13.Что такое церковь

14.Государственная и культурообоазующая религия России

Понятие о государственной и культурообразующей религии в России.

Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

15.Государственный герб России

Флаг России

4

Тема 4.«Православный храм» - 2 часа

17. Как устроен храм

Углубление знаний о православном храме.

Разрабатывают проекты: «Основные внешние особенности и внутреннее устроение и назначение главных частей».

«Христианская символика. Крест и его символический смысл».

18. Икона и иконостас

5

Тема 5.

«О православном богослужении» -

4 часа

19.Таинства Православной церкви

Формирование представления о таинствах Православной Церкви: Крещения, Причащения, Миропомазания, Исповеди, Соборования, Венчания, Священства.

Понятие о богослужебном круге,  литургии — главного богослужения Православной Церкви.

Научатся понимать, что молитва — общение с Богом. Узнают о видах молитв и о молитве в русской художественной культуре

20.Как возникло богослужение

21.Богослужение  в православной церкви

22.Молитва в русской культуре

6

Тема 6.«О церковных колоколах» - 4 часа

23.Какие бывают колокола?

Рассказывают о видах и названиях колоколов, о Церковных колоколх.

Узнают о происхождении колокола.

Знакомятся с разновидностями колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

Рассказывают о колокололитейном искусстве.

24.Откуда пришли колокола?

25.О колокололитейном искусстве

26.О чем поют колокола

7

Тема 7. «За монастырскими стенами» - 2 часа

27.О монашеском подвиге

Научатся понимать духовный подвиг монашества.

Узнают значение слов «монах», «инок».

Получают представление о происхождении монашества. Знакомятся в виртуальной экскурсии с известными русскими монастырями: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.

Знакомятся с духовным подвигом святые мученики в истории христианской Церкви.

28.Монастыри-стражи духовности и земли Русской

8

Тема 8.«Дом и семья» - 3 часа

29.Дом и семья в православной традиции

Получат представления о доме семье в традиционной русской культуре.

Узнают о святых образах семейного благочестия: Святых Пётре и Февронии Муромских, о семейной святости святой Императорской семьи

30.Святые образы семейного благочестия

31.О семейной святости святой Императорской семьи

9

Тема 9.«Русь святая» - 2 часа

32.Дом Богородицы

Получат представления об отношении к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы.

Знакомятся с почитанием чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери; иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.

33.Защитница земли Русской

10

Итоговое повторение. Проектная деятельность

34.Защита проектов

Защита проектов на тему «Русь святая», «Дом и семья»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...