Обучаясь в колледже, я занималась учебно-исследовательской работой по темам:
материал

Латыпова Людмила Руслановна
Обучаясь в колледже, я занималась учебно-исследовательской работой по темам:
 
  • Реферат по теме "«Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС"
  • Курсовая по теме" Разработка рекомендаций по организации мотивации и рефлексии на уроке технологии в начальной школе"
  • Диплом "Создание методического пособия по повышению мотивации на уроках технологии в начальных классах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебно- исследовательская работа64.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого – педагогических дисциплин

Латыпова Людмила Руслановна

МОТИВАЦИЯ И РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 44.02.02.

с оценкой____________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 201__ года

Курс: 2, группа: 21

Руководитель:: Посадских Л.С. преподаватель психологии высшей квалификационной категории

Челябинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                          

1 Теоретический анализ проблемы формирования  мотивации и

рефлексии на этапах современного урока в условиях ФГОС НОО                            

1.1 Понятие «мотивация» и «рефлексия» в структуре  современногоурока

1.2 Мотивация как  самоопределение к учебной деятельности

младших школьников на  первом этапе  урока по ФГОС  НОО

1.3Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС НОО

1.4 Приемы организации  мотивации и рефлексии  младших

школьников в учебной деятельности на этапах современного урока

2 Выводы по 1 главе

3 Заключение

4 Список использованной литературы

5 Приложения

3

5

5

11

15

17

22

23

24

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе.  Традиционно в должностные обязанности учителя  входит умение планировать урок и реализовывать этот план, анализировать эффективность урока.  Исходя из требований времени, меняется подход к проектированию современного  урока в начальной школе . Проектируя  структуру и содержание урока, учитель должен учитывать   собственные творческие разработки и технологию его подачи,  создавать оптимальные предпосылки для формирования мотивационного потенциала школьника, путём развития рефлексивной компетентности .

  К концепции   проектирования современного  урока в начальной школе обращаются известные психологи и педагоги  А.Г. Асмолов, Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.  и другие.

 Системно - деятельностный  подход, предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Современная начальная школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться:  соотносить цель и результаты учебной деятельности,  намечать дальнейшие цели деятельности, создать оптимальные предпосылки для формирования потенциала универсальных учебных действий школьника, путём развития мотивационных и рефлексивных умений.

На сегодняшний день можно говорить о существовании противоречия между объективной необходимостью в формировании умений у  младших школьников проявлять мотивационную и рефлексивную внутреннюю готовность к выполнению нормативных требований учебной деятельности на уроке  и  недостаточностью и  однообразием  форм и методов организации  мотивации   и рефлексии  на этапах  урока в начальной школе.

Исходя из актуальности проблемы  мы определили тему исследования: «Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС».

Цель исследования:  Провести теоретическоеисследование содержания понятий «мотивация» и «рефлексия»  каккомпонентов в структуре урока , определить их значение на этапах современного урока в условиях ФГОС НОО

 Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия "мотивация"и "рефлексия" в  научной  психолого - педагогической, методической  литературе;

2. Изучить содержание  мотивации и рефлексияв процессе  проектирования современного урока

3. Выявить в в процессе анализа в методической литературынаиболее эффективныеметоды и приемыорганизации  мотивации и рефлексии   в учебной деятельности младших школьников на этапах современного урока.

Методы теоретического исследования:

1.   Изучение и анализ научно-методической  литературы.

2.   Систематизация данных.

3.   Обобщение полученной информации.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  МОТИВАЦИИ И РЕФЛЕКСИИ НА ЭТАПАХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

1.1 Понятие «мотивация»и «рефлексия»наэтапах современного урока

Урок является главной составной частью любого учебного процесса. Именно на нем сосредотачивается основное внимание не только учащегося, но и педагога. Поэтому качество подготовки учеников по тому или иному предмету во многом зависит от уровня проведения урока, его методологической и содержательной наполненности, а также от царящей в классе атмосферы.[5]

В школе преподается достаточно много разных предметов. Содержание информации, безусловно, различно. Однако все уроки можно классифицировать на следующие группы:

Открытие новых знаний.

Уроки рефлексии.

Занятия общеметодологической направленности.

Уроки по развивающему контролю.

         Каждое занятие строится по определенной схеме. Можно выделить следующие этапы урока открытия новых знаний по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения не имеет):

- мотивация к учебной деятельности;

- актуализация и пробное действие;

- выявление места и причин затруднения;

- построение проекта и решение проблемы;

- реализация сформированной модели;

- первичное закрепление с проговариванием вслух;

- самостоятельная работа с самоконтролем;

- включение в систему знаний и повторений;

- рефлексия учебной деятельности на занятии.

        Урок начинается с мотивацией к учебной деятельности и завершается  рефлексией учебной деятельности на занятии. Как мы видим, эти два этапа являются частьюсовременного урока и, причем, важными этапами урока. Именно от них зависит, как учащиеся подготовятся к работе на уроке любого типа и самостоятельной оценке полученных результатов работы на уроке.[4]

Цели этапов урока по ФГОС различны. Однако, вместе с этим, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. Реализация этой задачи обеспечивается:

Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность.

Актуализацией требований к обучающемуся со стороны педагога.

Установлением тематических рамок деятельности.

Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов — мотивационный. Известно, что если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, учитель должен позаботиться о мотивах их деятельности. [4]

Стремление учиться заложено в самой природе человека. В начале своей школьной жизни, ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы “доставить радость родителям”, “хочу больше знать”, “на уроке интересно”. Ребенок получил оценку “5”. Часто можно услышать: “Вот мама будет рада, расцелует меня”. Наверное, в любом классе на предложение учащимся: “Поднимите руки те, кто хотел бы учиться хорошо”, поднимется лес рук. Желание есть. Учителю необходимо организовать процесс обучения так, чтобы желание не угасало, иначе говоря обеспечить устойчивую мотивацию к учению.[2]

В ходе учебного процесса каждый учитель сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одна из причин этого видится в различном уровне сформированности учебной мотивации. Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе.[2]

Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений. Таким образом, каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Ибо каждый этап - это специфическая своему мотивационному содержанию психологическая ситуация Есть разные способы и приёмы мотивации. Известно, что научить - это дать учащимся знания, умения и навыки, однако этого мало. Необходимо воспитать у него мотив, положительное отношение к получению этих знаний.  Мотивация учения обеспечивается четким представлением учащимися о нужности и значимости выполняемой ими работы:  наличие учебной проблемы, понимаемой учеником, реализация  их интересов,  удовольствие от умственных нагрузок в процессе учебной деятельности.[8]

Для формирования положительной мотивации используют различные приемы: подбор интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения. Подбирают задания, которые требуют конкретного ответа.[5]

Как показывает практика, если не ведется специальная работа по развитию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению  возникает безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся в лучшем случае выходят исполнители готовых конструкций, лишенных  стремления к поиску.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность обучения младших школьников в дальнейшем.

Формирование внутренних мотивов ведется через организацию учебной деятельности:

- создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

- выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;

- подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;

- подача учебного материала в игровой форме, через сказочного посредника;

- использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях;

- создание ситуации успеха через выполнение творческих заданий;

- соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;

- разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность.

Дети младшего школьного  возраста испытывают потребность в ярких, красочных событиях. Вся работа с детьми должна развивать творчество, фантазию, побуждать к активным действиям, развивать эстетический вкус, создавать условия для раскрытия способностей ребенка.[6]

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.[15]

Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:Учебная задача должна совпадать с игровой;Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы. Для этого обучающимся необходимо:

- уточнить алгоритм исправления допущенных ошибок;

- назвать способы действий, которые вызвали затруднение;

- зафиксировать уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов;

- оценить свою работу на уроке;

- наметить цели для последующей деятельности;

- по результатам работы на уроке согласовывается домашнее задание.

 При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.[11]

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость.Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.[3]

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

 А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.[7]

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

- физическую (успел – не успел);

- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

- нтеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

1.2«Мотивация» как  самоопределение к учебной деятельности младших школьников на  первом этапе  урока по ФГОС

Первый этап любого урока по ФГОС - это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке.  Его целью является выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Он предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.  Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. [12]

Для реализации этой цели необходимо: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу");-  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо"); установить тематические рамки учебной деятельности ("могу").

На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности; 

Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения». «Активные методы» - это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности, на  организацию их самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности. К данным приемам обучения на уроке в практике работы современной школы относятся: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты и т. д.[14]

На мотивационном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им недостает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приёмами: 

 - постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения дайной темы;

 - беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;

 - рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела)
программы. Формулировка основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).
Учебная задача создаст основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. «Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление», - писал Л. С. Выготский. В своей работе учитель может и должен использовать разнообразные методы мотивации.
[1]

 Выделяют четыре группы методов мотивации:

- эмоциональные (поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания);

- познавательные (опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, "мозговая атака");

- волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция); социальные (развитие желания быть полезным Отечеству, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование, побуждение подражать сильной личности). [9]

Очень важно к каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учащихся выслушивает до конца, уделяя необходимое внимание и время отстающим учащимся. Употреблять слова "давайте" (решим, повторим, разберёмся и т.д.), "мы" (выясним, получим ответ и т.п.). Этим учитель привлекает учащихся к совместной работе на уроке. Особые, ключевые слова учителя: "очень приятно", "умница", "будь добр", "я вас слушаю".

Для развития учебной мотивации, направленной на достижение успеха, любому педагогу важно сначала выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования учебной деятельности младших школьников.[4]

На формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности оказывают влияние следующие факторы:содержание обучения, организация учебного процесса, наличие ситуации выбора, коллективные формы учебной деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, демократический стиль общения, привлечение учеников к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки, общая положительная атмосфера в группе, оптимистический настрой.[4]

Кроме того, формированию мотивации способствуют эмоциональность речи учителя; анализ жизненных ситуаций; разъяснение общественной и личной значимости учения; наличие интереса к содержанию и процессу обучения, умелое применение учителем поощрения и порицания.

На этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации  учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.)[3]

Развитие учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.Нужно создать такие условия, при которых дети будут чувствовать, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.[5]

1.3. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.[6]

Классификация рефлексии.

1.По содержанию:

•    устная рефлексия 
•    письменная рефлексия. Символическая

2. По функции:

•   личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) 
•   интеллектуальная рефлексия .

3. По типу урока:

• после усвоения ЗУН
•   промежуточная рефлексия 
•   контрольная рефлексия 
•   итоговая рефлексия.

4. По способам проведения:

  • анкета
  • вопрос 
  • символ 
  • таблица 
  • ситуация 
  • рисунок.

5. По форме деятельности:

•   фронтальная (выборочная)

•   индивидуальная

•   групповая

• коллективная 

Цель рефлексии: не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Как можно организовывать рефлексивную деятельность учащихся в течение всего урока.

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.[6]

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.[13]

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.[19]

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.[15]

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.Подробнее приложение [12]

1.4.Приемы организации  мотивации и рефлексии  младших школьников  в учебной деятельности на этапах современного урока

Приемы, способствующие повышению мотивации младших школьников:

- как можно чаще ставить учеников в ситуацию выбора целей, заданий, форм реализации целей;

- помогать ученикам видеть связь между усилиями и результатом труда;

- постоянно ориентировать ученика на самооценку деятельности;

- помогать ученикам быть ответственными за свои промахи и удачи;

- сделать ситуацию успеха достижимой для каждого (использование лексики: «Я уверена, что у вас все получится...», «У меня не было сомнений, что вы...», «Я согласна»;фиксировать все положительные изменения;);

- создавать условий для реализации и демонстрации способностей каждого (индивидуальных и творческих);

- организовывать самоопределение (хочу и могу), целеполагание (что надо сделать), рефлексию деятельности учащихся (чего я достиг?);

- использовать учебный материал как предмет активных мыслительных и практических действий (развивающие и проблемные методы, самостоятельные проектные работы, творческие задания, обмен мыслями, мнениями...);

- предлагать детям в помощь опорные сигналы (символы знаний и правил поведения, наглядность, схемы, таблицы, пошаговые инструкции, технологические карты, «диафильмы», планы, алгоритмы...)

- выстраивать интегрированные уроки, расширять границы познавательной активности;

- каждые 5-7 минут сменять вид деятельности;

- активно использовать игру, моделирующую деятельность (конкурсы, викторины, соревнования, праздники; «Вы сегодня не ученики, а учителя, философы, взрослые...»)

И, главное, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самое небольшое достижение, продвижение вперёд. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Процесс рефлексии - многогранный, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.  Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.[8]

Заканчивается урок, какого бы типа он не был, этапом - рефлексия учебной деятельности на уроке.  На данном этапе организуется самоанализ и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.  Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,  намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки,  то есть рефлексия тесно связана с целеполаганием, в этом случае она – не только итог, но и старт  для новой цели.   Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое, а значит – формировать положительную мотивацию.«Мотивация – это человеческое стремление…   проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным»,- А. Маслоу. И мы должны постараться помочь ребёнку почувствовать себя способным. [9]

Она дает возможность детям осознать содержание пройденного, дать оценку своим знаниям, оценить эффективность собственной работы на уроке, выявить уровень осознания содержания изученного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния, сравнивая его с началом урока.( «Солнышко», «Наряди ёлку», «Рисуем настроение», «Эмоционально-музыкальная концовка», «Дерево успеха/чувств»-картина всего класса, смайлики)

«Ладошка» (« Метод пяти пальцев») 

На листе бумаги обведите свою ладошку (можно, рассказывая по образцу ладошки на доске/экране, загибать пальчики)

каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение: большой – для меня это важно и интересно …

указательный - я получил конкретные рекомендации…

средний - мне было трудно (не понравилось)…

безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

мизинец - для меня было недостаточно, надо поработать над…

"Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

«Мишень»

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

Закончи предложение:

- сегодня я узнал...

- было трудно…

- я понял, что…

- я научился…

- я смог…

- было интересно узнать, что…

- меня удивило…

- мне захотелось… и т.д.

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос:

«Наш урок (мероприятие) подошел к концу, и я хочу сказать…» «Мне больше всего удалось… (не удалось?) Почему?» «Что я получил от этого урока (праздника)…» «Для меня было открытием то, что…» «Мне было интересно…» «Мне было трудно…»

Ответы на вопросы

Варианты вопросов, которые задаю в конце урока с целью содержательной рефлексии:

- как бы вы назвали урок?

- что было самым важным на уроке?

- зачем сегодня на уроке…?

- какова тема сегодняшнего урока?

- какова цель урока?

- чему посвятим следующий урок?

- какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

- что для тебя было легко (трудно)?

- доволен ли ты своей работой?

Использование крылатых выражений, поговорок

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

 Рефлексия "Благодарю», «Комплимент»

 Для того, чтобы закончить урок на положительной можно использовать приём «Комплимент», в котором учащиеся оценивают вклад дкаждого в урок и благодарят друг друга.Условие: говорим только добрые слова друг другу.

За что ты можешь себя похвалить? - За что ты можешь похвалить одноклассников? - За что ты можешь поблагодарить учителя? - Что думал? - Что чувствовал? - Что приобрел? - Что удивило?

«Корзина идей»

И нашу встречу мы закончим рефлексией «Корзина идей».

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробочку), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Выводы по 1 главе

В первом параграфе нами было изучено понятие «мотивация» и «рефлексия»на этапах современного урока. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А.Шопенгауэр. Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы.

Возможность и необходимость социально-педагогического сопровождения развития мотивации рефлексии у учащихся объективно обусловлена включенностью ребенка в функционирование образования на уроке.

Однако следует учесть, что умение младших школьников проявлять мотивационную и рефлексивную внутреннюю готовность к выполнению нормативных требований учебной деятельности требует организованной социально-педагогической среды.Учителю необходимо организовать процесс обучения так, чтобы желание не угасало, иначе говоря обеспечить устойчивую мотивацию к учению.

Так же мы научились применять методы и приемы мотивации и рефлексии  для поднятия настроения и эмоционального состояния младших школьников в учебной деятельности на этапах современного урока

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании перед нами стояла цель: рассмотреть понятие мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС НОО. Не вызывает сомнения тот факт, что у любого учителя нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности. В  результате  теоретического  анализа проблемы  развитие мотивации рефлексии, было выявлено ,что мотивация-это источник активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе.  Разные способы и приёмы мотивации находятся во взаимосвязи, их   взаимодействие помогает учащимся добиться успеха во всех сферах деятельности. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащихся.

В образовательном процессе учитель должен создать условие   создания развивающей среды на уроке ,  котором является этап рефлексии. На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы.

Формирование мотивации и рефлексии осуществляется в процессе наблюдения, обобщения , анализа. Каждому учителю важно осознать необходимость работы по формированию мотивации и рефлексии начальной степени обучения школьников.

 Без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.

  1. Русская литература для детей: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Т.Д. Полозова, Г.П. Туюкина, М.П. Бархота ; под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 512 с.
  2. Хромов, А. А. Электротехника: учеб. для вузов / А. А. Хромов, М. С. Архангельский, А. В. Иванов; ред. А. И. Чуприна. — М. : Высш. шк., 2001. — 233 с.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
  2. Гин , А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001..
  3. Загашев  И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
  6. Кульневич С.В. , Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
  7. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.

Интернет-ресурсы

1.Каким должен быть современный урок. 

  1. http://www.it-n.ru.

Дата обращения:16.03.18        

2.Логвина Наталья Николаевна «Рефлексия как один из важных этапов      современного урока» - http://nsportal.ru

  1. Дата обращения:19.03.18

3.Петякшева Валентина Петровна, Паршина Ирина Сергеевна «Рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС» - http://videouroki.net

  1. Дата обращения:13.04.18

4.Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. №2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.

  1. Датаобращения:13.04.18

5.Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".

  1. Дата обращения:28.04.18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению учебно - исследовательской (проектной) работы в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе

Настоящие методические рекомендации содержат подробно расписанный алгоритм проведения учебно-исследовательской (проектной) работы учащихся 3 класса при изучении раздела «Мы и наше здоровье» по учебном...

памятка для родителей, чьи дети занимаются учебно-исследовательской деятельностью

в статье родители узнают, что такое исследовательская деятельность, каковы этапы выполнения исследовательской деятельности и какова роль родителей в этой работе....

Учебно-исследовательская работа по теме "Движение - это жизнь!"

В работе раскрыта важность движения для организма, последствия гиподинамии и приведены нормы двигательной активности. В практической части дается поэтапное описание измерений собственной двигательной ...

ДЕНЬ НАУКИ ТЕМА: «ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОЕЙ ФАМИЛИИ» УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ФИЛОЛОГИЯ 1-4

     Провести анкетирование одноклассников. Собрать и изучить материал о способах образования фамилий, истории  образования фамилий моих одноклассников, образования фамилии ...

Презентация Учебно - исследовательская проектная работа по русскому языку "Сложные слова" 4 класс

Презентация Учебно - исследовательская проектная работа по русскому языку  "Сложные слова" 4 класс...

Презентация Учебно - исследовательская проектная работа "История происхождения моей фамилии"

Презентация Учебно - исследовательская проектная работа "История происхождения моей фамилии"...