Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Фурзанова Наталья Васильевна

Представлена адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Ишидейская основная общеобразовательная школа »

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

__________/                 /

Протокол  №____

от «____» ____________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/                   /

«____» ____________ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________/                   /

Приказ №___

от «____» ____________ 20___г

Адаптированная образовательная

программа для обучающихся 1 класса

 с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка

Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет не менее 20 минут.

        При организации коррекционно-развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.

        Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

        Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.

 

Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.

        

Задачи программы:

Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).

Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.

Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.

Структура коррекционно – развивающих занятий:

Ритуал приветствия.

Рефлексия предыдущего занятия.

Разминка.

Основное содержание занятия.

Рефлексия прошедшего занятия.

Ритуал прощания.

В структуре занятий выделяются:

Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.

Блок коррекции и развития этих  познавательных процессов.

Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности  является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

 Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

        Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.  

В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

 В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание  формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 4 классах.

Коррекционно – развивающая работа  с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.

Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.

Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.

Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.

Учебный план индивидуального обучения на дому

   по медицинским показаниям для детей с ОВЗ (умственная отсталость, синдром Дауна)

1 класс

                                                                                                                                                             

Учебные предметы

Класс

1

Логопедические занятия

4

Лечебная физическая культура

2

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

8

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный сенсорно-перцептивный опыт ребёнка имеет огромное значение для овладения учебными умениями и навыками ребёнка в младшем школьном возрасте, а также является необходимой основой для развития процессов мыслительной деятельности.

        Особенно актуальным является развитие сенсорных и психомоторных функций у умственно отсталых школьников. Большая часть детей, имеющих отклонения в умственном развитии, не является охваченной дошкольным воспитанием, а значит до школы ребёнок не получил квалифицированную коррекционную поддержку.

Сенсорный опыт умственно отсталых детей характеризуется бедностью и узостью восприятия. Сенсорное развитие отсталого ребёнка значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, грубые нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют знакомство детей с окружающим миром. Поэтому формирующиеся представления являются также бедными и фрагментарными. Психомоторные и сенсорные процессы являются замедленными и отличаются своеобразием.

        Все выше сказанное объясняет необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям с умственной отсталостью в коррекции недостатков сенсорного и моторного развития, для оказания необходимой основы формирования элементарных учебных навыков и познавательного развития ребёнка. Поэтому данный курс коррекционных занятий включен в учебный план обучения умственно отсталых детей.

        Программа курса коррекционных занятий «развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств и признаков дать правильное многофункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и создания основы для овладения учебными навыками. Достижение цели предусматривает обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умения наблюдать, сравнивать, выделять  существенные признаки  предметов и явлений и отражать их в речи, направленное на развитие психических процессов: памяти, мышления, речи, воображения.

        Задачи:

- формирование, на основе активизации всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- коррекция недостатков сенсорно-перцептивной сферы путём систематического целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, величины, цвета, конструкции, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- развитие слухомоторных координаци;

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- обогащение и коррекция словарного запаса детей на основе обогащения сенсорного опыта детей;

- коррекция недостатков моторного развития;

- совершенствование зрительно-двигательной координации;

- коррекция точности и целенаправленности движений и действий.

         Данный курс занятий имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Занятия по данному курсу предполагают исправление присущих умственно отсталым недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов  психической деятельности. Общая коррекционная работа осуществляется в процессе урока-занятия и дополняется индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных групп учащихся. Например, у одних детей больше выражено недоразвитие мелкой моторики рук, у других особенно ослаблены процессы зрительного восприятия, для третьих характерны значительные затруднения ориентировки в пространстве. Есть дети с расторможенным поведением; им трудно сосредоточиться, приложить отдельные усилия, достичь результатов в деятельности. В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. В этом случае эффективность работы будет зависеть, в частности, от правильного подбора детей на групповые и индивидуальные занятия. Главной задачей на начальном этапе работы – полноценное обследование учащихся с позицией системного подхода; выделение видимых затруднений ребёнка в процессе учебной деятельности, определение их характера.

        Проведение обследования детей на основе психологических методик (Забрамной С.Д., Усановой О.Н., Семаго М.М. и др.) и анализ психолого-педагогических наблюдений за детьми в процессе урока направленно на выявление сенсорных навыков и умений в контексте разных видов деятельности применительно к различному сенсорному содержанию.

Та работа позволяет определить содержание коррекционной работы по разделам программы, которые представляют наибольшую сложность для усвоения учащимися и подобрать соответствующие коррекционные приёмы обучения.

        Теоритической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Выготского: об общих закономерностях развития нормального развивающегося ребёнка и с ограниченными возможностями здоровья; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению ребёнка с нарушениями развития, учете зон его актуального и ближайшего развития при организации обучения и воспитания; об индивидуальном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей в свою очередь требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

        Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Целенаправленное сенсорное развитие и воспитание ребёнка с умственной отсталостью является основой для формирования у детей с интеллектуальной недостаточностью элементарной учебной деятельностью. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного (умений видеть, слышать, осязать и т. д.) является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых детей.

        На коррекционные подгрупповые и индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы как в первую , так и во вторую половину дня. Продолжительность занятий 15-25 минут, на каждый класс выделено 2 часа в неделю с 1 по 5 класс и по 1 часу с 6 по 8 классы. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Количество индивидуальных и подгрупповых занятий, их соотношение определяет учитель-дефектолог или педагог-психолог, исходя из потребностей детей в каждом классе.

        Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов и включает в себя следующие разделы:

- развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков и формирование тактильно-двигательного восприятия;

- кинестетическое и кинетическое развитие;

- развитие формы, величины, цвета, объектов; конструирование предметов;

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

- развитие восприятия свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

- развитие восприятия пространства и времени.

Содержание разделов программы

        Раздел « Развитие общей и меткой моторики, графомоторных  навыков и формирование тактильно-двигательного восприятия» . В рамках данного раздела решаются задачи, связанные с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по показу и инструкции педагога, что является основой для формирования пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. На занятиях проводятся пальчиковая гимнастика, специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей (движения карандашом в воздухе, письмо ручкой в воздухе, обводка шаблонов и лекал и др.), упражнения на координацию движений рук («кулак-ладонь» поочерёдно и одновременно и др.). упражнения следует проводить 2-3 раза на каждом занятии по 2-3 минуты. В первом и втором классах допустимо проведение коррекционных занятий полностью посвящённых развитию мелкой моторики. Эти занятия тесно связаны с уроками-занятиями по формированию элементарных навыков письма. В занятия также включаются упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, колючий, шершавый и др.) определении их температуры (теплый, холодный, горячий и др.), вибрационных качеств. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объёма), поверхности позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщённое представление о предмете. Поскольку формирование ощущений этого вида у детей с тяжёлой умственной отсталостью значительно затруднено, поэтому важно соблюдать последовательность в работе:

  •  Ощупывание предметов с различной поверхностью, обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание постукивание и др.), обозначение словом свойств и качеств материалов;
  • Ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глазами, обозначение словом свойств и качеств используемых материалов;
  • Ощупывание отдельных предметов с закрытыми глазами, обозначение  словом свойств и качеств используемых материалов;
  • Ощупывание предметов с контрастными поверхностями с закрытыми глазами, обозначение словом свойств и качеств используемых материалов;
  • Нахождение на ощупь необходимого предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор из 2 предметов);
  • Нахождение на ощупь необходимого предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор из 3-5 предметов).

Развитие тактильно-двигательных ощущений происходит в таких видах деятельности, как лепка из глины, пластилина, игры с крупной и мелкой мозаикой и др.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание), крупной мозаикой и др.

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища и др.) в пространстве. Кинетический фактор (моторная составляющая) является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, речемоторных, ритмикомоторных, координационно-моторных факторов.  Отклонения в развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании речи, письма и др.

Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статистике движения. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений комплексов рук, ног, кисти, пальцев, органов артикуляции, глаз и т.д. В чувственном познании осязательно-двигательное восприятие преобладает над чисто зрительным. Формирование представлений ребёнка о схеме собственного тела формируется на кинестетической основе.

Содержание раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» направлено на пополнение и уточнение элементарных знаний учащихся о сенсорных эталонах. Этот  раздел тесно связан с формированием элементарных математических представлений: собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета) и умений группировать предметы по различным признакам, составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать приёмы сравнения.

Овладение элементарным конструированием направлено на формирование более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для развития практической деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, ручной труд).

Раздел «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» обусловлен рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия, которые значительно затрудняет ознакомление ребёнка с окружающим миром и формирование его практического опыта. Представления, возникшие без регулирующего участия педагога бедны, нечетки, ошибочны. Описание рассматриваемых объектов не формируется без специального обучения.

        Зрение более, чем другой анализатор, позволяет получать разнообразную информацию об окружающем мире. Обследование предметов. Дифференцированное восприятие 2-х предметов: нахождение общих и отличительных признаков. Определение изменений в предъявленном ряду из 3-5 предметов. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел  «Развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» направлен на формирование познания окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается осязанию, т.к. недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дают более высокие результаты в познании объектов. Органом осязания служит рука. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов; кожно-тактильного, двигательного, зрительного.

Раздел « Развитие слухового восприятия и слуховой памяти» направлен на создание основы для более полного овладения речью через использование игровых приёмов работы, направленных на различение неречевых, речевых музыкальных звуков и шумов. В рамках этого направления коррекционной работы предусматривается выполнение физических упражнений различного ритмического рисунка; имитационные (речевые и безречевые) упражнения; игра на детских музыкальных инструментах и т.д.  Занятия по формированию слухового восприятия целесообразно  использовать для выработки слухомоторных координаций. Педагогу необходимо помнить, что элементарное развитие интеллектуальных умений начинается с развития зрительного и слухового восприятия.

Работа над разделом «Восприятие пространства и времени» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Проблемы пространственной  ориентировки проявляются не  только на уроках-занятиях, но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в здании школы и на школьном участке. Пространственные нарушения являются одним из ярко выраженных дефектов, наблюдающихся при умственной отсталости.

Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. В процессе формирования пространственных представлений единство всех признаков у детей устанавливается не сразу, а постепенно через движения тела, конечностей, повороты головы, глаз и т.д., при условии показа и словесного опосредования деятельности. Таким образом, единство кинетических и кинестетических   ощущений, единство визуального и слухового восприятия способствуют формированию у детей целостного пространственного образа.

В процессе специально организованной и последовательной работы на коррекционных занятиях у ребёнка формируются следующие умения:

- ориентироваться в схеме собственного тела;

- определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве;

- моделировать пространственное расположение предметов;

- ориентироваться на поле листа бумаги;

- двигаться в заданном направлении и изменять его.

Знакомство со схемой собственного тела начинается по вертикальной оси.

Анализируется расположение частей непосредственно составляющих тело (голова, шея, плечи, туловище, руки, ноги); и отдельных частей тела: рук (ладонь, пальцы), ног (колено, стопа и т.д.)

Ориентировка в окружающем пространстве первоначально проводится по параметру относительности предметов к самому ребёнку и его местоположению. Для этого важно сформировать у детей четкое различие право и левосторонней организации среды. Ориентируясь в пространстве ребёнок изначально овладевает дифференциацией отношений предметов и их частей по вертикали («на», «над», «под», «вверху», «внизу»). Второй этап формирования пространственных отношений заключается в анализе горизонтального пространства («впереди»,  «позади», «сзади»). Также, начиная с собственного тела, анализируются позиции близости: («близко», «ближе», «далеко», «дальше».  Одновременно происходит обучение детей передвижению в пространстве, ориентируясь на схему собственного тела.

Следующий этап работы – формирование квазипространственных представлений (определение месторасположения предметов по отношению друг к другу: на столе, под столом, в шкафу, около окна, за дверью и т.д.) и их вербализация.

Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве листа бумаги и на поверхности парты. Детям даются понятия о разных сторонах, углах и частях листа, идет обучение на плоскости листа. В ходе коррекционных занятий эти понятия закрепляются через выполнение различных заданий (расположение фишек, геометрических фигур на листе бумаги по инструкции и показу педагога, перемешивание их в пространстве листа бумаги по инструкции и показу педагога, перемешивание их в пространстве листа (парты). Самое главное ребёнок должен понять, что лист бумаги – это определённое ограниченное пространство, имеющее свой верх и низ, середину и стороны,  центр и углы; на нем можно отразить реальные пространственные отношения между предметами.

Восприятие времени предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года.  Это очень сложный  раздел коррекционной программы. Временные представления менее конкретны, чем пространственные. Восприятие времени  больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Очень трудно формируются у детей представления  о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности.

Формирование заучивание слов (понятий), обозначающих временные категории не приносит успеха. Только конкретная практическая деятельность, многократно закрепляемая через игры, упражнения, задания бытового характера, наблюдения и др., связанные с переживанием положительного эмоционального опыта.

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная  развивающая среда;

-функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектами цветных деталей, пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски картона разной длины и ширины, сенсорные модули и др.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Тема занятия

Дата

Примечание

Развитие общей и меткой моторики, графомоторных  навыков и формирование тактильно-двигательного восприятия

1.

 Входная диагностика.Упражнения для удержания письменных принадлежностей.

2.

Входная диагностика. Движения карандашом в воздухе.

3.

Входная диагностика. Движения ручкой в воздухе.

4.

Входная диагностика. Обводка шаблонов.

5.

Упражнения на координацию движений рук «кулак-ладонь».

6.

Тактильное различение предметов на ощупь (мягкий, твёрдый, шершавый).

7.

Определение температуры предметов (тёплый, холодный, горячий).

8.

Выделение контура предмета при последовательном ощупывании.

9.

Выделение объёма предмета при последовательном ощупывании.

10.

Обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание)

11.

Ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глазами.

12.

Ощупывание предметов с контрастными поверхностями с закрытыми глазами.

13.

Работа с пластилином (раскатывание).

14.

Работа с пластилином (раскатывание).

15.

Лепка из пластилина плоских фигур.

16.

Лепка из пластилина объёмных фигур.

17.

Лепка из глины.

18.

Лепка из глины.

19.

Игры с крупной мозаикой.

20.

Игры с мелкой мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие

21.

Формирование представлений ребёнка о схеме собственного тела.

22.

Осязательно-двигательное изучение собственного тела (рук)

23.

Осязательно-двигательное изучение собственного тела (ног)

24.

Осязательно-двигательное изучение собственного тела (кисти)

25.

Осязательно-двигательное изучение собственного тела (пальцев)

26.

Осязательно-двигательное изучение собственного тела – органов артикуляции (рот, язык)

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

27.

Тактильное различение  формы предмета.

28.

Тактильное различение величины предмета.

29.

Тактильное различение цвета предмета.

30.

Сравнение плоскостных и объёмных фигур

31.

Аппликация «Геометрические фигуры»

32.

Рисование простейших предметов «солнце», «круг» и т.д.

33.

Нанесение пластилина на картон, изображая фигуру.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

34.

Сравнение двух предметов  разных по высоте.

35.

Сравнение двух предметов разных по объёму.

36.

Сравнение двух предметов разных по цвету.

37.

Нахождение лишней игрушки.

Развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств

38.

Определение вкуса предмета.

39.

Определение запаха предмета.

40.

Определение свойства предмета.

41.

Определение качества предмета.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

42.

Слушание сказок.

43.

Слушание музыкальных сказок.

44.

Слушание музыкальных сказок.

45.

Слушание детских песен.

46.

Слушание детских песен.

47.

Слушание детских песен.

48.

Слушание звуков природы.

49.

Слушание звуков природы.

50.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Восприятие пространства и времени

51.

Движения тела (наклоны вправо, влево)

52.

Движения тела конечностей. Поочередное поднятие-опускание руки (ноги).

53.

Повороты головы (вперед, назад, влево, вправо)

54.

Развитие позиции «впереди», «позади» через игровые упражнения.

55.

Развитие позиции «впереди», «позади» через игровые упражнения.

56.

Развитие позиции «близко-далеко» через игровые упражнения.

57.

Развитие позиции «близко-далеко» через игровые упражнения.

58.

Определение местоположения «на столе».

59.

Определение местоположения «под столом»

60.

Определение местоположения «в шкафу»

61.-66.

Диагностика  приобретенных навыков за учебный год.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учащиеся с умеренной и выраженной умственною отсталостью имеют не только интеллектуальный дефект, но и значительные отклонения в физическом развитии и формировании двигательных навыков. Замедленность протекания психических процессов, конкретность мышления, дефекты памяти и внимания обуславливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.

        Уроки лечебной физической культуры направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Особенности психофизического развития умственно отсталых учащихся обуславливают необходимость многократного повторения упражнений, сочетающегося с правильным показом. Необходимо подбирать такие упражнения и задания, которые состоят из простых, элементарных движений.

        Одной из характерных особенностей учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. При изменении условий учащиеся не могут воспроизвести даже хорошо знакомые, разученные упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же заданий в различных условиях.

        В работе с учащимися нужно учитывать, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом , не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения. Поэтому требуется непосредственная помощь учащимся в процессе воспроизведения того или иного задания.

        Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, грубая эндокринная патология, общая диспластичность развития обязывают учителя быть особенно осторожным в подборе физических упражнений, в их дозировке и темпе проведения, как отдельных заданий, так и всего урока.

        Каждый урок по лечебной физической культуре  должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующих возможностям учащихся.

        Урок строится из четырёх частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной, которые должны быть методически связаны между собой.

        В программу включены следующие разделы: общеразвивающие и общекоррегирующие упражнения, прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.

        Перед уроками физического воспитания стоят следующие задачи:

  • учить детей готовиться к уроку физкультуры;
  • учить правильному построению на урок;
  • учить правильному передвижению детей из класса на урок физкультуры;
  • учить ориентировке в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);
  • учить исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз);
  • учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
  • учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;
  • прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;
  • обучать мягкому приземлению в прыжках;
  • учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;
  • учить правильному захвату различных по величине предметов, передаче и переносе их;
  • учить метаниям , броскам и ловле мяча;
  • учить ходить в заданном ритме под хлопки, счёт, музыку;
  • учить выполнять упражнения в определенном ритме;
  • учить сохранению равновесия при передвижении на гимнастической скамейке;
  • учить преодолению простейших препятствий;
  • учить переноске простейших грузов и коллективным действиям в переноске тяжёлых вещей;
  • учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В 1 КЛАССЕ (КРО)

П/№

ТЕМА УРОКА

ДАТА

ПРИМЕЧАНИЕ

1.

Построение на урок.  Игра «Пойдём гулять»

2.

Передвижение из класса (комнаты) на урок физкультуры. Дыхательные упражнения «Понюхай цветок»

3.

Свое место при построении. Игра «Поезд»

4.

Дыхательные упражнения по подражанию. Игра «Согреть руки»

5.

Движения и положения по подражанию. Игра «Согреть руки»

6.

Упражнения для мышц шеи. Игра «Да-да –да»

7.

Наклоны головы вперёд, назад с произнесением звуков. Игра «да-да-да»

8.

Движения для рук. Сгибание пальцев в кулак и разгибание.

9.

Повороты кисти ладони кверху и книзу. Расслабление ладони.

10.

Движения рук: вперёд, в стороны, вверх, вниз. Игра «Собери игрушки»

11.

Движения рук: на пояс, к плечам.

12.

Движения рук: хлопки вверху, внизу.

13.

Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Игра «На праздник»

14.

Упражнение для мышц туловища «Дровосеки»

15.

Упражнение для мышц туловища «Маятник»

16.

Упражнение для мышц туловища «Косим траву»

17.

Поднимание согнутой ноги вперед. Повторение изученных игр.

18.

Полуприседания на полной ступне.

19.

Сгибание и разгибание стоп (сидя на гимнастической скамейке). Игра «Солнышко-дождик»

20.

Сгибание и разгибание стоп (сидя на гимнастической скамейке) Игра «Солнышко-дождик»

21.

Принятие правильной осанки, стоя и сидя с помощью учителя. Игра «Собери игрушки»

22.

Принятие правильной осанки, стоя и сидя с помощью учителя. Повторение изученных игр

23.

Стойка у вертикальной плоскости с правильной осанкой  до 5 сек. Повторение изученных игр.

24.

Стойка у вертикальной плоскости с правильной осанкой  до 5 сек. Повторение изученных игр.

25.

Отхлопывание учащимися ритма, показанного учителем в разном ритме.

26.

Отхлопывание учащимися ритма, показанного учителем в разном ритме.

27.

Ходьба под хлопки. Игра «Пойдем гулять»

28.

Ходьба под звучание бубна.

29.

Ходьба по начерченному кругу под музыку.

30.

Выполнение движений по команде учителя: «Встать», «Сесть». Игра «Пойдем гулять»

31.

Выполнение движений по команде учителя: «Пошли», «Повернулись».

32.

Выполнение движений по команде учителя: «Побежали», «Остановились». Игра «Идём в гости»

33.

Ходьба по залу, касаясь одной рукой стены. Игра «На праздник»

34.

Ходьба по залу, касаясь одной рукой стены.

35.

Ходьба по линии, начерченной на полу. Игра «Возьми флажок»

36.

Ходьба по линии, начерченной на полу

37.

Ходьба по залу, взявшись за руку учителя.  Игра «Возьми флажок»

38.

Свободный бег. Игра «Беги ко мне»

39.

Бег на носках. Игра «Беги ко мне»

40.

Подпрыгивание на месте на двух ногах.

41.

Подпрыгивание на месте на двух ногах. Игра «Солнышко-дождь»

42.

Спрыгивание с высоты 10-20 см. повторение изученных игр.

43.

Спрыгивание с высоты 10-20 см.

44.

Правильный захват различных по величине и форме предметов двумя руками. Повторение изученных игр.

45.

Правильный захват различных по величине и форме предметов одной рукой.

46.

Правильный захват мяча руками. Игра          «Солнышко – иди гулять, дождик – беги домой»

47.

Перекладывание  мяча с одного места на другое. Игра « Солнышко – иди гулять, дождик – беги домой»

48.

Перекладывание  мяча с одного места на другое. Игра « Солнышко – иди гулять, дождик – беги домой»

49.

Выполнение основных движений с удерживанием мяча.

50.

Катание мяча от ребёнка к учителю, от учителя к ребёнку.

51.

Подбрасывание мяча вверх.

52.

Передача мячей, флажков от ребёнка к учителю и обратно. Повторение изученных игр.

53.

Поднимание рук с флажками вперёд, вверх, в стороны, опускание вниз.

54.

Поднимание рук с флажками вперёд, вверх, в стороны, опускание вниз.

55.

Перекрёстные движения  рук с флажками вперёд, вверх, в стороны, помахивание флажками. Повторение изученных игр.

56.

Перекрёстные движения рук с флажками вперёд, вверх, в стороны, помахивание флажками. Игра «Лягушки»

57.

Перекладывание флажков из одной руки в другую перед собой и над головой.

58.

Перекладывание флажков из одной руки в другую перед собой и над головой.

59.

Переноска мяча с одного места на другое. Игра «Перепрыгни через шнур»

60.

Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке при помощи учителя приставным шагом на 2-3 рейки. Игра «Перепрыгни через шнур»

61.

Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке при помощи учителя приставным шагом на 2-3 рейки. Игра «Прыг-скок»

62.

Переползание на четвереньках в медленном темпе. Игра «Прыг-скок»

63.

Подлезание под шнур высотой 50 см.

64.

Перелазание через гимнастическую скамейкус опорой на руки. Игра «Прыг-скок»

65.

Перешагивание через вертикальный обруч  вперёд и назад. Игра «Лягушки»

66.

Ходьба по начерченному коридору шириной 20-30 см.  Игра «догони меня»

67.

Ходьба по «коридору»  между двумя скамейками. Игра «Пойдём в гости»

68.

Стойка с сомкнутыми ступнями, пятки вместе, носки врозь. Игра «Лягушки»

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Пояснительная  записка.

Логопедическая работа в школе для учащихся с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального нарушения, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройств.

          Нарушения речи у детей  с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированость связной речи.  

Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов речи. Учитывая, что у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего дисграфия смешанного вида планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом.

Цель программы: коррекция нарушений письменной речи.

 Задачи программы:

  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическую дифференциацию звуков, зрительную дифференциацию строчных букв, внимание, память, мышление.
  • Обогащать и активизировать словарь.
  • Формировать навык самоконтроля, орфографическую зоркость, фразовую речь.
  • Выработать умение различать твёрдые и мягкие согласные

В начале учебного года проводится обследование речи учащихся в течение двух недель (4 часа). В конце учебного года также проводится обследование речи учащихся (4 часа).  Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей. Занятия проводятся 1 раза в неделю, 34 часа в год. Содержание коррекционно-логопедической работы условно делится на несколько этапов:

  • на фонетическом уровне;
  • на лексическом  уровне;
  • на синтаксическом уровне.

 Учитель вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося.

Коррекция нарушений устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью – процесс длительный и сложный. Наиболее длительным является этап введения звука в речь, т.е. этап автоматизации, который может растянуться на 1-1,5 года. Коррекция  нарушений  устной  речи  предполагает  формирование полноценных  произносительных  навыков;  развитие  фонематического восприятия,  фонематических  представлений,  звуковой  анализ  и  синтез; развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний  в  предложении;   обогащение  словаря,  преимущественно при-влечением  внимания  к  способам  словообразования,  к  эмоционально-оценочному  значению  слов;   умение  правильно  составлять  простое распространенное предложение, а затем и  сложное предложение; употреблять разные  конструкции  предложений  в  самостоятельной  связной  речи;   развитие связной  речи  в  процессе  работы  над  рассказом,  пересказом,  с  постановкой определенной  коррекционной  задачи  по  автоматизации  в  речи  уточненных  в произношении фонем. На подготовительном этапе предусматривается развитие общей, ручной, речевой моторики, развитие слухового восприятия, внимания, памяти, работу над правильным речевым дыханием. На этапе автоматизации звуков проводится работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, умение выделять звук в слове и т. д. Обязательным этапом работы является дифференциация звуков: уточнение произносительной дифференциации звуков, развитие слухового различения.

Ожидаемые результаты:

- умение различать гласные и согласные звуки;

-различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;

-определять ударные и безударные гласные;

-определять в словах место и последовательность звука;

-определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

-производить звуковой, буквенный и слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

-графически обозначать звуки, слоги и слова;

-актуализировать словарный запас.

Календарно-тематическое планирование по логопедическим занятиям

Дата

Тема

Примечание

1

Знакомство. Слова вежливости.

2

Виды транспорта. Штриховка по образцу.

3

Виды транспорта. Штриховка по образцу

4

Чтение стихов про осень. Штриховка по образцу.

5

Чтение рассказа про осень. Штриховка по образцу.

6-7

Цвета радуги. Написание горизонтальных линий.

8-9

Цвета радуги. Написание горизонтальных линий.

9-10

В лесу. Гласные звуки. Написание вертикальных линий.

11-12

В лесу. Написание вертикальных линий.

13-14

В лесу.  Какие бывают животные. Написание вертикальных линий.

15-16

Какие бывают ягоды? Написание горизонтальных и вертикальных линий.

17-18

Какие бывают ягоды?  Написание горизонтальных и вертикальных линий.

19-20

Морские и речные обитатели. Согласные звуки. Написание наклонных линий.

21-22

В городе. Согласные звуки. Написание наклонных линий.

23-24

В деревне. Беседа по картине. Рисование узора.

25-27

Русская народная сказка «Колобок». Рисование узоров на основе круга.

28-31

Русская народная сказка «Репка». Рисование узоров на основе круга.

32-35

Русская народная сказка «Репка». Рисование узоров на основе круга.

36-38

Русская народная сказка «Курочка Ряба». Рисование узоров на основе круга.

39-42

Русская народная сказка «Теремок». Рисование узоров на основе круга.

43-44

Русская народная сказка «Теремок». Рисование узоров.

45-48

«Русская» береза. Рисование узоров.

49-52

Какие бывают птицы. Рисование узоров.

53-55

Обитатели рек и озер.  Рисование узоров.

56

Фрукты. Написание последовательных узоров.

57-58

Фрукты. Написание последовательных узоров.

59-60

Овощи. Написание последовательных узоров.

61-62

Овощи. Написание последовательных узоров.

63-66

В гостях у витаминов. Рисование узоров.

67-69

Чтение басен И.А. Крылова. Рисование узоров.

70-73

Чтение басен И.А. Крылова. Рисование узоров.

74-76

Насекомые. Штриховка по образцу.

77-80

Садовые цветы. Штриховка по образцу.

81-84

Цветы в лесу. Штриховка по образцу.

85-88

Комнатные растения. Рисование узоров.

89-92

Моя Родина. Написание горизонтальных и вертикальных линий.

93-96

Российский флаг. Написание горизонтальных и вертикальных линий.

97-100

Сигналы светофора. Рисование узоров на основе круга.

101-106

Сигналы светофора. Рисование узоров на основе круга.

107-110

Одежда. Штриховка по образцу.

111-114

Семья. Штриховка по образцу.

115-118

Профессии людей. Рисование узоров на основе круга.

119-122

Дикие животные. Написание наклонных линий.

123-124

Домашние животные. Написание наклонных линий.

125-128

Беседа по картине. Написание наклонных линий.

129-131

Составление рассказов. Написание наклонных линий.

132-136

Итоговые занятия. Праздник «Волшебные превращения».

Результаты к концу обучения

Специально разработанные занятия по развитию речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии. У детей формируется следующие результаты:

1. Повышается культура речи.

2. Повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.

3. Дети успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи - устной и письменной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...