Педагогический совет "Современный учитель. Чему учим или как расставить акценты"
материал

Педагогический совет "Современный учитель. Чему учим или как расставить акценты"

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах построения эффективного образовательного пространства.

       Задачи:

  • Систематизировать представление о критериях успешности современного учителя.
  • Систематизировать представления об образовательных результатах выпускника школы.
  • Акценкировать внимание педагогов на ключевых моментах в формировании личностных качеств обучающихся.
  • Продемонстрировать возножности квест-технологии на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pedsoveta.docx163.85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

"Современный учитель. Чему учим или как расставить акценты"

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах построения эффективного образовательного пространства.

       Задачи:

  • Систематизировать представление о критериях успешности современного учителя.
  • Систематизировать представления об образовательных результатах выпускника школы.
  • Акценкировать внимание педагогов на ключевых моментах в формировании личностных качеств обучающихся.
  • Продемонстрировать возножности квест-технологии на уроках в начальной школе.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Педагогический совет я хочу начать с одной  старинной легенды.

     Это было очень давно. В одном селе на Украине девушки и женщины решили показать свое мастерство. Договорились, что в воскресенье все придут на сельскую площадь, и каждая принесет самое лучшее, что она сделала своими руками: вышитый рушник, кружева, полотно, скатерть, одежду.

     В назначенный день все девушки и женщины пришли на площадь. Принесли множество изумительных вещей. У стариков и старух, которым общество поручило назвать самых искусных мастериц, глаза разбежались: так много было талантливых женщин и девушек.

Слайд 1.

- Коллеги, внимание на экран. Перед Вами список того, что было представлено на суд общественности. Прочитайте, пожалуйста, и ответьте на вопрос: кого и почему объявили победителем конкурса?

  • Марфа принесла искусно вышитые золотом и серебром шелковые покрывала.
  • Агафья - тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.
  • Богдана - рукотворную икону из блестящих бусинок.
  • Варвара - вышивку крестом, которую неподвластно повторить даже самому талантливому художнику.
  • Ганка -  узелковое плетение макраме с распустившимися белоснежными цветами.
  • Марина привела пятилетнего сына Петруся, а Петрусь принес жаворонка, которого он сам вырезал из дерева. Приложил Петрусь жаворонка к губам - запела, защебетала птичка, как живая.
  • Бронислава изумила всех сшитыми нарядами: сарафанами и вышиванками.

(Использована украинская легенда из книги Азбука мудрости. Книга для занятий по духовному воспитанию А. Лопатина, М. Скребцова (книга V), ИПЦ "Русский Раритет", 1997.-576 с.)

- Кто стал победителем конкурса?

- Действительно, победила Марина. Чем руководствовались старики, принимая такое решение?

Слайд 2.

- В оригинале решение жюри выглядит так: "Тот, кто творит умного и доброго человека, - самый искусный мастер".

- Итак, наш педагогический совет посвящен сегодня нам, учителям, творящим Человека, и тем, кого мы творим, нашим ученикам.

Слайд 3.

- Тема педагогического совета: "Современный учитель. Чему учим или как расставить акценты".

1. Теоретическая часть

Учитель… Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь. Именно поэтому к личности и профессионализму учителя предъявляется сегодня столько требований.

Слайд 4.

Педагогические критерии успешности учителя

П е р в ы й к р и т е р и й – это уровень обученности наших учеников.

В т о р о й к р и т е р и й – уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

Это:

·  учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);

·  учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);

·  учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.).

Т р е т и й к р и т е р и й – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания.

Слайд 5.

Ч е т в е р т ы й к р и т е р и й – образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

П я т ы й к р и т е р и й – способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

1) размышления, претворенные в действие (то есть придумал и сделал);

2) размышление по поводу совершенных действий (то есть анализ совершенного) – рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Ш е с т о й к р и т е р и й – инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Слайд 6.

Психологические критерии успешности учителя

П е р в ы й к р и т е р и й – интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.

«Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

В т о р о й к р и т е р и й – сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка.

Формальное преподавание – это такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.

Т р е т и й к р и т е р и й – взаимоотношения в системе «учитель – ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.

Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению.

С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням функционирования деятельности.

Ч е т в е р т ы й к р и т е р и й – учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

  • как на уроке создана установка быть внимательным;

·  как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);

·  как организована смена видов деятельности на уроке;

·  как учитываются возрастные особенности внимания школьников;

·  как организована активность учащихся на уроке;

·  как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

П я т ы й  к р и т е р и й - умение работать с запросами всего класса – умение держать весь класс, отвечать на запросы каждого и при этом не упускать линию всего урока.

Слайд 7.

Профессионально-личностные критерии успешности учителя

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

1. Э м о ц и о н а л ь н о с т ь.

В состав этого качества входит:

– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств, эмпатия. Эмпатия – способность чувствовать других людей, сопереживать им.  В случае выраженности таких компетенций  как умение слушать,  сотрудничество, смена видов деятельности  можно предположить, когда обучающимся  интересен материал, а когда они скучают, когда готовы  или не готовы к  его усвоению, и вовремя сменить форму деятельности.

– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; Усталость/бодрость – выраженность эмоциональной активности, способность преподавателя контролировать это состояние .

– доброжелательность реакции учителя на возбуждение. Доброжелательность – положительный настрой учителя в отношении учеников, желание помочь  и повысить уровень успеваемости независимо от той позиции, которую занимает сам школьник.

– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда;

- стрессоустойчивость – устойчивость к эмоционально – стрессовым ситуациям.

2. В ы р а з и т е л ь н о с т ь р е ч и.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

3. К о м м у н и к а т и в н ы е н а в ы к и:

  1. избегание конфликтных ситуаций;
  2. сотрудничество;
  3. доминирование;
  4. смена видов деятельности;
  5. поддержка обучающихся.

4. Т в о р ч е с к о е н а ч а л о л и ч н о с т и.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

5. О р г а н и з а т о р с к и е с п о с о б н о с т и.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Слайд 8.

6. Ч у в с т в о ю м о р а.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

7. Н а с т о й ч и в о с т ь, д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т ь.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

8. Профессиональная позиция преподавателя – жесткая/гибкая.

При крайней жесткой позиции преподаватель не приемлет критики в свой адрес и в адрес обсуждаемого материала. Его знания – это догма. При гибкой допускаются дискуссии, обсуждение, рассмотрение материала с различных точек зрения.

9. Уровень вовлеченности или увлеченности преподавателя излагаемой темой – увлеченный/отстраненный. Под вовлеченностью в процесс понимается увлеченность самого учителя темой и процессом урока. Слишком высокий уровень вовлеченности может быть причиной чрезмерного увлечения процессом. Урок превращается в монолог без активного включения обучающихся. Низкий уровень вовлеченности указывает на невысокий уровень интереса к изучаемой теме. (монолог, диалог, полилог)

10. Умение слушать - умение слушать и слышать других людей. Это умение позволяет получить информацию о мыслях и чувствах обучающихся, понять, каким образом трансформируется материал в их представлении, вовремя расставить нужные акценты и внести необходимые коррективы в его изложении.

Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

- Коллеги, а какое качество, какая компетентность современного учителя является самой важной на Ваш взгляд? Исходя из Вашего жизненного и профессионального опыта.  Запишите на листе Ваше мнение. Листы не будут сдаваться на проверку, "2" сегодня не будет.

- Есть желающие озвучить то, что Вы написали? Скажите, а вообще реально назвать одну самую важную, самую существенную характеристику? Быть может, это невозможно?

- Предлагаю вернуться к списку того, что принесли мастерицы на конкурс. В соответствии с Вашим решением и решением жюри стариков я разделила конкурсантов и их произведения на 2 группы.

Слайд

Марфа принесла искусно вышитые золотом и серебром шелковые покрывала.

Агафья - тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.

Богдана - рукотворную икону из блестящих бусинок.

Варвара - вышивку крестом, которую неподвластно повторить даже самому талантливому художнику.

Ганка -  узелковое плетение макраме с распустившимися белоснежными цветами.

Бронислава изумила всех сшитыми нарядами: сарафанами и вышиванками.

Марина привела пятилетнего сына Петруся, а Петрусь принес жаворонка, которого он сам вырезал из дерева. Приложил Петрусь жаворонка к губам - запела, защебетала птичка, как живая.

- Предлагаю усложнить задачу жюри: дополните 2 столбик, придумайте, кто еще мог прийти на конкурс, с какой работой, чтобы членам жюри было сложнее выбрать победителя.

(Варианты: сытый и довольный муж; счастливые старики-родители и т.п.)

Слайд

Во 2 столбце появляется запись:

Анна привела пятилетнюю дочь Наталью, а Наталья принесла жаворонка, которого она сама вырезала из дерева. Приложила Наталья жаворонка к губам - запела, защебетала птичка, как живая.

- Теперь, по-Вашему, кто должен победить? Почему? Аргументируйте.

Итак, судьи никак не могли решить, кто самый лучший, кому отдать победу: Марине или Анне. Тогда они обратились за советом к Мудрецу. Мудрец обратился к финалистам с вопросом:

– Сколько недостатков вы сами видите в работах своих детей?

Марина сказала:

– Если бы я увидела в жаворонке Петруся  недостатки – мы бы тут же их исправили. Мой ребенок и его поделка безупречны.

Анна молчала. 

У неё спрашивают:

– Вы тоже считаете свою птичку совершенной?

– Я довольна нашим жаворонком. Но, в то же время, я вижу в нем очень много недостатков. Вот только не могу выбрать с каких начать рассказывать…

И тогда Мудрец объявил победителя..

- Кто, на Ваш взгляд, стал победителем? Почему?

Слайд

- Оригинал решения следующий:

- Тот человек, который не видит недостатков в себе и своей работе – достиг своего предела и остановился в мастерстве. Лучшим  я выбираю того, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом.

(Использована притча авт. Болсунова "Лучший художник" https://inoskaz.com/pritchi/luchshij-xudozhnik/#more-5781)

- Таким образом, главное качество современного учителя - способность к саморазвитию. Именно это качество обеспечивает впоследствии наличие всего остального, о чем Вы, уважаемые коллеги, говорили.

- Посмотрите на свои листы. Есть ли среди нас те, кто оказался прав: записал нужное качество? Молодцы!

Слайд

- Известный американский философ, социолог и футуролог (футурология - прогнозирование будущего), один из авторов концепции постиндустриального общества Элвин Тоффлер сказал: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

- К сожалению, мы часто слышим/говорим обратное: "Я работаю 30 лет и 3 года, меня ничем не удивить, опыт не пропьешь, поздно меня учить" и пр. Коллеги, сейчас мы опытным путем докажем, что это не так.

Слайд

- Итак, урок окружающего мира в 3 классе. Тема "Разнообразие животных". На экране изображение. Вы - учитель-стажист, мастер своего дела. Сформулируйте, пожалуйста, обращение к детям по поводу того, что животных нельзя убивать. Требования: лаконичность, емкость  и эмоциональность высказывания. Так, чтобы тронуть детскую душу.

http://zoograd.1gb.ru/wp-content/uploads/2017/06/DSC_4427.jpg

После предложенных вариантов:

- Задумайтесь, сколько раз в течение одного учебного дня мы произносим фразу с отрицанием: "Не лезь, не трогай, не надо так делать, не болтай" и т.д. В течение недели, учебного года? Разве еще одно "не" не утонет в пучине бесконечных других, произнесенных ранее?

Слайд

- Внимание на экран. Я нашла потрясающую в этом смысле фразу: "У твоей мамы есть шуба, а у меня теперь нет мамы". Всё. Больше ничего не надо. В глаза одному ребенку смотрит другой ребенок, маленький и беззащитный. Не учитель, а такой же малыш. Мама для ученика начальной школы - это Вселенная. Ассоциативный ряд выстроен. Образовательный эффект максимальный.

- Таким образом, коллеги, и в двадцать, и в пятьдесят лет учителю есть чему учиться, предела совершенству нет.

Слайд

- Внимание на экран. Обратите внимание, что столбцы таблицы не имеют заголовков. Как озаглавить? Аргументируйте.

???????????????????

????????????????????????

Марфа принесла искусно вышитые золотом и серебром шелковые покрывала.

Агафья - тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.

Богдана - рукотворную икону из блестящих бусинок.

Варвара - вышивку крестом, которую неподвластно повторить даже самому талантливому художнику.

Ганка -  узелковое плетение макраме с распустившимися белоснежными цветами.

Бронислава изумила всех сшитыми нарядами: сарафанами и вышиванками.

Марина привела пятилетнего сына Петруся, а Петрусь принес жаворонка, которого он сам вырезал из дерева. Приложил Петрусь жаворонка к губам - запела, защебетала птичка, как живая.

Анна привела пятилетнюю дочь Наталью, а Наталья принесла жаворонка, которого она сама вырезала из дерева. Приложила Наталья жаворонка к губам - запела, защебетала птичка, как живая.

- А как об этом говорится в федеральных государственных образовательных стандартах?

Слайд

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- Озаглавьте столбцы в соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучающихся.

 Слайд

Предметные результаты

Личностные результаты

- Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

Слайд

 "Портрет выпускника начальной школы":

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

Слайд

"Портрет выпускника основной школы":

  • любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Слайд

"Портрет выпускника школы":

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

В 60-х годах XX века профессор Стэнфорда Уолтер Мишел начал проводить серию важных психологических исследований. Мишел и его команда протестировали сотни детей 4-5 лет, и обнаружили одно качество, которое сегодня считается одним из самых важных для здоровья, карьеры и жизни.

- Как Вы думаете какое? Обратите внимание: для здоровья, карьеры и жизни. Запишите его название на листочке, который лежит перед Вами. Позже Вы сможете проверить своё предположение.

Стэнфордский зефирный эксперимент

Ребенка усаживали в удобное кресло в отдельной комнате. А на столе перед ним лежала вкусная зефирина. Строго говоря, marshmallow – не совсем зефир. Его иногда называют мини-зефир. И состав у него немного другой. Но не это главное. Главное – что это очень, очень вкусно. Перед такой вкусной красотой трудно устоять. Особенно ребенку.

Исследователь объяснял ребенку, что сейчас он выйдет из комнаты.

Если ребенок не съест зефир, пока психолог будет отсутствовать, то в награду он получит вторую конфету. Но если не удержится и съест зефирину, то вторую уже не получит.

Простой выбор: одна зефирина сейчас, или две, но потом.

Слайд

Одна зефирина сейчас или две потом?

Психолог вставал, и выходил из комнаты на 15 минут.

Можете себе представить, что творилось с детишками, которые томились наедине с зефиром?

Видео

Некоторые хватали и ели вкуснятину сразу, как только закрывалась дверь. Другие пытались удержаться, ерзали в кресле, забивались в угол, но в конце концов сдавались и съедали. А некоторые дети смогли продержаться все 15 минут, и получили в итоге заслуженную награду.

Результаты были опубликованы в 1972 году, и стали известны как Стэнфордский зефирный эксперимент.

- Какое качество помогло детям удержаться от съедения зефира и дождаться отсроченного вознаграждения? (самоконтроль). Кто записал на своем листе именно это качество?

Но самое интересное произошло гораздо позже.

Шли годы, детишки росли, а исследователи продолжали отслеживать их судьбу более 40 лет.  И выяснилось нечто потрясающее.

Слайд

Дети, которые смогли немного потерпеть ради второй зефирины:

  • получали более высокие балы на тестах при приеме в университеты;
  • среди них был ниже процент употребляющих наркотики;
  • меньше вероятность ожирения;
  • они лучше реагировали на стресс;
  • у них были лучше развиты социальные навыки;
  • и вообще были более высокие баллы в самых разных областях.

Всего одна конфета – и такая разница?

В течение более 40 лет группа тех, кто терпеливо дождался второй зефирины, преуспевала во всех областях, которые измерялись. Т.е. серии экспериментов подтвердили, что способность контролировать себя является критически важной для успеха в жизни.

 

Оглянитесь вокруг — это ведь везде работает…

  • Если вы отложите удовольствие от просмотра телевизора ради домашнего задания, вы лучше подготовитесь и получите более высокие оценки.
  • Если вы отложите удовольствие от просмотра новой серии «Черного списка», вы сможете написать новый пост про привычки и выложить его на блог.
  • Если вы отложите удовольствие закончить съесть сейчас вкуснейшую шоколадную вафлю и вместо этого сходите в фитнес-клуб, вы станете здоровее и красивее.
  • И таких примеров бесчисленное множество. Успех обычно приходит тогда, когда вы выбираете трудный путь дисциплины вместо легкого развлечения.

- Выскажите предположение, после подведения итогов зефирного эксперимента какой вопрос взволновал общество? Он должен волновать и нас, как педагогов, как родителей, бабушек? Дети, контролирующие себя, уже родились такими терпеливыми и стойкими? Это врожденное качество, или его можно развить?

Исследователи из Университета Рочестера решили выяснить это. Для этого они повторили зефирный эксперимент, но с важным  дополнением.

Сначала они разделили детей на 2 группы.

Первую группу подвергли серии «ненадежных опытов». Например, исследователь давал ребенку маленькую коробку карандашей и обещал принести большую, но никогда не приносил. Или давал маленький стикер и обещал принести несколько  стикеров, но снова обманывал.

А у второй группы были очень «надежные опыты». Им обещали лучше мелки и приносили их. Им обещали лучшие стикеры, и они их получали.

Как это повлияло на зефирный эксперимент?

Дети из ненадежной группы живенько съедали свою зефирину. Потому что справедливо не доверяли исследователю. Но и вторую зефирину тоже не получали.

А дети из второй группы уже научились видеть выгоды отсроченного вознаграждения. Каждый раз, когда исследователь давал обещание и выполнял его, детский мозг регистрировал 2 вещи:

1) подождать вознаграждения очень выгодно;
2) я вполне способен подождать.

В результате, вторая группа ждала в среднем в 4 раза дольше, чем первая группа. И получала больше заслуженных зефирин.

Вывод: способность ребенка к самоконтролю не была врожденной. Она зависела от опыта и окружающей среды. Всего несколько минут «ненадежного» или «надежного» опыта хватило, чтобы подтолкнуть ребенка в ту или иную сторону.

Как мы можем использовать это?

Давайте сначала проясним одну вещь: зефирный эксперимент стал  очень популярным. И широко известным. Но эти исследования — всего лишь исследования. Поведение человека (и жизнь в целом) гораздо сложнее, чем один эксперимент. Не стоит думать, что один выбор четырехлетнего ребенка определит всю остальную жизнь.

Но …

Эти исследования доказывают: если мы хотим, чтобы наши дети добивались успеха в чем-то, нужно учить их самоконтролю, быть дисциплинированными и действовать,  а не отвлекаться на развлечения. Успех почти в любой области требует от нас уметь откладывать удовольствие ради чего-то более трудного и важного (делать работу, тренироваться снова и снова). Мы можем натренировать способность контролировать себя, так же, как мы можем тренировать наши мышцы в тренажерном зале.

Слайд

http://insitory.ru/wp-content/uploads/2014/03/vi-tozhe-mozhete_2.jpg

3. Практическая часть

В практической части педагогического совета мы предлагаем посмотреть фрагменты уроков с использованием квест технологии. Квест-технология как понятие появилась относительно недавно. Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Собственно, на поиске решения для какой-то конкретно поставленной задачи и основаны квест-технологии в образовании. Сами же квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень. 

- Подопечным Уолтера Мишела были предложены зефиринки. А мы хотим Вас угостить леденцами. (каждый берет по 1 конфете).

- Фрагменты уроков с применением технологии квест Вам покажут:

  • Смальченко Н.Ф.
  • Николенко С.А.
  • Русских В.Л.
  • Фадеева В.С.

- Соотнесите цвет фантика от конфеты с цветом бейджа учителя. Приглашаем Вас на занятия.

4. Рефлексия

- У кого есть желание поделиться впечатлениями по поводу посещенных уроков? Это новая технология или забытая старая? Что понравилось? Недостатки? Какие возможности предоставляет квест-технология в плане формирования самоконтроля обучающихся?

- Суммируя сказанное, приведу исторический факт.

Одна крупнейшая американская фирма не могла запустить свою новую турбину для гидростанции из-за возникновения мощной вибрации. Инженеры не могли найти причину более месяца. В конце концов фирма обратилась к известному промышленному ученому, предложив ему 10 тысяч долларов за работу. Он приехал, и после 20-минутного осмотра куском мела нарисовал линию на одной из поверхностей турбины и попросил сделать вырез по ней. После этого турбина прекрасно заработала. Администрация фирмы немедленно пожалела, что предложила большие деньги за полчаса работы и попросила предоставить отчет о проделанных действиях, думая сократить оплату ученому. Ученый Кеттеринг написал отчет.

Слайд

- Коллеги, этот отчет Вы видите на своих мониторах:

  • Рисунок линии мелом - 1 доллар;
  • Точное знание, в каком именно месте 9 999 долларов.

- Переформулируйте этот отчет применительно к профессии учителя.

(знание технологии само по себе - 1 доллар; знание, когда и как ее применить для достижения планируемого результата - 9 999 долларов).

5. Подведение итогов

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его личных притязаний и профессиональной подготовки.

- Завершить педагогический совет я хочу экспериментом.

Однажды один профессор вошёл в аудиторию и поставил на стол банку. А потом он сказал: "Это не просто банка, это - чаша Вашей жизни".

А потом он бросил в нее несколько мячиков и спросил: "Как Вы думаете, эта банка полная?". И студенты ответили: "Да, полная!"

- Вам правда так кажется?

Тогда он достал мешок с камешками и высыпал их в банку, и они туда поместились.

- А сейчас эта банка полная?

- Теперь-то уж точно! - ответили студенты.

- Неужели?

И тогда профессор достал песок и высыпал песок в банку, и он тоже поместился.

- А теперь эта банка полная?

И студенты сказали: "Ну теперь-то уж точно полная!"

- Вы, правда, так думаете?

Тогда он достал две чашки кофе и вылил их в банку. И снова всё поместилось.

А потом он спросил у студентов:

- Что это всё может значить?

И один из студентов ответил:

- Может быть, неважно, насколько полна Ваша жизнь, в ней все равно всегда есть место для чего-то нового?

- Не совсем правильно. Видите-ли, вначале идут мячики, которые обозначают самые важные вещи в Вашей жизни: любовь, друзья, семья, счастье, здоровье, мечта. Потом идут более мелкие камешки, которые обозначают уже не столь важные вещи, но они гораздо более блестящие и привлекательные: работа, деньги, шмотки, развлечения. А потом идет ничего не значащий, но зато всепоглощающий песок, самые простые и примитивные потребности, самые обычные инстинкты: побольше поесть, побольше полениться, посплетничать, вся та чушь, на которую мы тратим огромную часть нашей жизни.

Затем он предложил студентам проделать это всё в обратном порядке: попробуйте сначала насыпать песок, потом положить в него камни, а потом мячи.

Студенты, конечно, попытались. Ни у кого ничего не вышло. И тогда профессор сказал:

- Видите-ли, именно так устроена наша жизнь. Если Вы наполнили свою чашу жизни песком, то Вы уже никогда не сможете положить в нее гораздо более важные вещи. Какую ошибку люди совершают в жизни чаще всего? Они наполняют свою чашу, начиная с самых мелких и бессмысленных вещей. А когда они вспоминают про самые важные вещи, уже слишком поздно. Вы можете потратить свою жижнь на простое проедание своего драгоценного времени: смотреть телевизор, либо убивать сутки напролет за монитором компьютера и при всем при этом, что интересно, Ваша жизнь, действительно, будет полна. Но чем она будет полна? И останется ли у Вас место, чтобы наполнить ее действительно чем-то важным. И поэтому, сказал профессор, всегда начинайте с самого основного, наполняйте свою жизнь самыми важными вещами в самом начале и лишь потом приступайте к второстепенному.

А тогда студенты спросили:

- А что обзначало кофе в конце?

И он ответил, что вне зависимости от того, насколько полна Ваша жизнь у Вас всегда есть свободная минутка и чуть-чуть времени, чтобы разделить ее за чашечкой кофе со своим близким человеком. Помните об этом! А чем полна Ваша чаша жизни?

Проект решения:

  1. Педагогическому коллективу
  • в рамках работы по самообразованию повышать профессиональную компетентность в вопросах формирования самоконтроля обучающихся;
  • использовать преимущества каждого учебного предмета для развития навыков самоконтроля обучающихся;
  • повышать эффективность образовательной деятельности посредством использования технологии квест, обеспечивающей переориентацию обучающихся из позиции потребителя информации в позицию активного участника.
  1. Запланировать на 2018-2019 учебный год проведение заседаний методических объединений, посвященных вопросам совершенствования методов и приемов работы по формированию личностных результатов обучающихся средствами учебных дисциплин и внеурочной деятельности.
  2. Провести городской методический семинар (апрель 2019) в рамках Методического экспресса  "Что сегодня стоит за понятием современное образование в начальной школе?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. 3 класс. Тема: Обобщение по разделу «Чему учит экономика»

Обобщающий урок проводится в виде телевизионной игры "Своя игра", где детям предлагаются 9 рубрик (тем), в каждой теме 3 вопроса....

Нам есть чему учить, нам есть чему учиться

Эссэ учителя о  системе развивающего обучения Л.В.Занкова в условиях введения ФГОС...

Разработка обобщающего урока по разделу "Чему учит экономика" учебника А Плешакова "Мир вокруг нас"на

Урок составлен в виде игры "Слабое звено" для учащихся 3 классов по обобщению материала "Чему учит экономика" ....

проверочные работы по природоведению "Чему учит экономика" 3 класс Плешаков

проверочная работа по природоведению по разделу "Чему учит экономика"  1 и 2 вариант...

Презентация к занятию по риторике № 2. Чему учит наука риторика

Риторика 2 класс. Занятие № 2. Тема: Чему учит наука риторика...

Эссе "Конкурс педагогического мастерства" Учитель года 2020 "Век живи! Век учись!

Моя биография в стихотворной форме. "Почему я стала учителем"...