Технологии для обучения
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)

Степанова Марина Георгиевна

Технологии которые можно и нужно использовать в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiyarazvitiyakriticheskogomyshleniya.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

  Технология развития критического мышления 

Введение.

 

              В наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления.

 С точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

   Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Я считаю, что развитие мыслительных способностей школьников — это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление — значит развивать умение думать.

Однако, возникает противоречие между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом общества на человека социально-активного, сознающего и способного отстаивать свою позицию, и отсутствием практической основы, методологической базы для системной работы, направленной на развитие критического мышления учащихся, и как следствие, их творческой самореализации.

Работая с детьми среднего и старшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Технология развития критического мышления, на мой взгляд, эта та технология, построение процесса обучения на основе которой, позволяет развивать мыслительную деятельность учащихся. Данная технология является надпредметной, проникающей, она применима в любых программах и предмете. На протяжении последних трех лет я работала над организацией обучения русскому языку по этой технологии. Мною была выдвинута гипотеза: если системно использовать методы и приемы ТРКМЧП, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, научить их исключать лишнее, выделять главное; логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать материал; классифицировать материал; систематизировать материал; формулировать проблемные вопросы.

Таким образом, предлагаю обобщение педагогического опыта по теме:

«Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка».

Цель: построение процесса обучения русскому языку на основе технологии развития

           критического мышления.

Задачи: 1. Изучить научную литературу по теме, исследовать особенности ТРКМЧП.

   2. Составить «копилку» методов и приемов ТРКМЧП, применять их на практике.

   3. Разработать контрольные работы , которые позволили бы определить уровень

      развития критического мышления и уровень знаний по предмету одновременно.  

   4. Организовать внедрение контрольных работ в практику работы

               5. Вести наблюдения за динамикой развития мышления учащихся в процессе

                   работы с использованием приемов ТРКМЧП.

               5. Внедрять ТРКМЧП в работу других педагогов

Инновационность работы на уровне целеполагания - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, проектировать пути и способы достижения поставленных задач, анализировать собственную деятельность; на уровне технологии реализации проекта - разнообразие методов, приемов, форм реализации принципов формирования мышления учащихся посредством ТРКМЧП, диагностирование сформированности  критического мышления по средствам разработанных контрольных работ.

  1. Технология развития критического мышления .

      Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

 

Акценты целей технологии РКМЧП

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлективность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников:
  • выделять причинно-следственные связи;
  •  рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;

понимать, как различные части информации связаны между собой;

  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

 

Особенности концептуала

Один из идеологов этой программы, преподаватель американской литературы профессор Дэвид Клустер, который являлся добровольцем РКМЧП в Чехии и Армении, определил пять особенностей критического мышления.

Во-первых, критическое мышление самостоятельно, поскольку мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальных характер, то есть ученик формулирует свои идеи и убеждения, дает свои оценки фактам и событиям, высказывает свое мнение. При этом собственное мнение не обязательно должно быть совершенно оригинальным: критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.

 Во-вторых, информация становится отправным пунктом критического мышления и не является его конечной целью. Ведь чтобы дать собственную оценку чему-то, необходимо сначала накопить знания, факты, идеи, теории, гипотезы, связанные с данным вопросом.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов или определения проблем, которые необходимо решить. Конечно, было бы очень неплохо, если бы это многообразие проблем и вопросов ученики могли «разглядеть» самостоятельно, но чаще учеников этому приходится учить. Поэтому при подготовке к занятиям учитель сначала сам определяет круг рассматриваемых проблем, а когда дети готовы к самостоятельной деятельности, помогает им четко их сформулировать.

В-четвертых, любое, даже самое оригинальное, мнение не должно быть голословным, то есть критическое мышление стремиться к убедительной и веской аргументации. Здесь уместны и личный или чужой опыт, и литературные реминисценции, и контраргументы, и признание иных точек зрения.

В- пятых, критическое мышление социально. Несомненно, что всякая мысль, идея проверяются и оттачиваются, если ими поделиться с другими. Когда мы обмениваемся мнениями, спорим, обсуждаем, мы уточняем и углубляем собственную позицию или понимаем и признаем ее ошибочность. Как сказал один философ, «совершенство может быть достигнуть только в чьем-либо присутствии».

   

Особенности организации

Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

                   

  1. Методы и приемы ТРКМЧП.

            Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся, «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке — это закрепление материал, проверка усвоения.  В чем же различия? Что принципиально нового несет технология развития критического мышления?

               Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. В приведенной ниже таблице даны рекомендации по использованию некоторых методических приемов, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках русского языка.

Название приема. Его суть.

Пример из практики

            «Корзина идей»        

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следую щей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме. 2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке

идей» (без комментариев), даже если они ошибочны. В «корзину идей» мож но «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Учитель ставит проблему:

-Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании «ь» после шипящих у существительных?

(- шипящие это Ж.Ш.Ч.Щ

- «ь» пишется только у существительных 3 скл., ж.р.) Далее проходит обмен информацией в группах, затем информация сбрасывается в корзину (записывается на доске), обсуждается, формулирует ся вывод. Выполняется задание: «Какое слово может быть лишним? Почему?»

мыш…, доч…, рощ…

Можно ли наше правило применить к словам: играеш…, говориш…? Почему? (Появилась новая проблема, которая может решаться на уроке)

            «Составление кластера»  

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер — это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на

На стадии осмысления

Суффиксы причастий

ДПНВ                        ?                      

-ущ-  -ющ-      -ом-  -ем-   ?

ДППВ                      ?            

?        ?                 ?   ?   ?

разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. а стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

На стадии вызова

Зависит от части речи

                         От состава слова

             Н или НН

?

         ?                                ?

            «Пометки на полях»  ( инсерт )

Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже

известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник

информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик

ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с

прочитанным заданием, текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки

маркировочных знаков;

В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.

Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы,

заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Пример.  На листочках дан текст. Ребёнку  проговаривается  инструкция. Затем ученик маркирует текст.

Имя  существительное -  это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы    кто?    или   что? V

Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего  рода. V       Имена   сущес твительные  изменяются  по  числам  и  падежам. ? В  русском  языке  шесть  падежей:  именительный,  родительный, дательный,  винительный, творитель

ный,  предложный. +

 Изменение   окончаний  имён  существительных  по  вопросам  называется  изменением  по падежам, или склонение. Есть  имена  существительные, которые  не  склоняются: пальто,  метро, радио,  кино,  шоссе. Существи тельные  бывают   1,  2  и  3-го  склонения. Во множе ственном  числе существи тельные  не  различаются  по  склонениям +

     Существительные  в  именительном  падеже  являются  в     предложе нии   подлежащим. V Имена существительные в  винительном  падеже бывает  в  предложении  второстепенным  членом. +

           

« Написание синквейна »  

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть  тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих   тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию

темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1.   Объясняются правила написания синквейна.

  1. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
  2. Задается тема синквейна.
  3. Фиксируется время на данный вид работы.
  4. Заслушиваются варианты сиквейнов по желанию учеников.

Данная работа позволяет вырабатывать навык определения  частей речи, разбирать предложения по членам предложения, работать  над синонимами, обогащать  словарный запаса).

Примеры синквейнов

(составлены детьми на уроке):

Части речи

Самостоятельные, служебные

Встречаются, изменяются, соединяют

Кажется, я разобрался

Солнце

Яркое, горячее

Светит, слепит, греет

Люблю лето!

Тропинка

Извилистая, узкая

Вьется, поворачивает, теряется

Вот  я  и заблудился.

Определения

Однородные, распространенные

Поясняют, украшают, раскрывают

Забываю как их подчеркивать.

           

 « Верные – неверные утверждения »  

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверж- дений были верными, можно на стадии рефлексии.

 

Тема «Местоимение».

1.Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

2.В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

3.В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

4.Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5.Местоимения изменяются по падежам и числам.

6.В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

           « Толстые и тонкие вопросы »  

Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа., «толстые» - подробного, развернутого. Иногда «толстые» вопросы могут стать толчком для исследовательской работы. Их можно оформить в виде таблицы:

            Толстые?

                  Тонкие?

Дайте три объяснения: почему…?

Объясните: почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите: что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как зовут…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

7 класс «Служебные части речи»

Толстые?

-Назовите два признака, по которым служебные части речи отличаются от самостоятельных.

-Объясните: в чем отличие производных предлогов от непроизводных, простых от сложных?

-Какие трудности могут возникнуть в правописании предлогов?

-Объясните: почему одни союзы называются сочинительными, а дру- гие- подчинительными?

-Подробно расскажите о разрядах частиц.

- Предположите, что было бы, если одинаково писались бы служебные части речи и омонимичные им самостоятельные части речи.

Тонкие?

-Какие части речи называются служебными?

- Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

- Какие производные предлоги пишутся в два слова?

- Перечислите простые союзы.

- Перечислите составные союзы.

- Верно, ли что служебные слова, которые служат для образования наклонения глагола и для выражения различных оттенков в предложении, называются частицами?

           « Эссе »  

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. При выполнении этого задания ученики должны продемонстрировать умение критически мыслить.

5 класс. По сказке «Колобок». Подготовительная работа:

О чем текст? (о Колобке, о животных, о том, как колобок ушел из дома, о хитрой Лисе)

 Задача, несомненно, сложная, поэтому их необходимо учить этому. Можно предложить ученикам воспользоваться универсальной схемой-вопросником, знакомой многим преподавателям.

1. О чем текст? (Узнаешь тему)

2.Какие вопросы рассматривает автор? (Увидишь проблемы)

3.Над каким вопросом автор размышляет больше всего? (Увидишь основную проблему)

4.Зачем автор написал текст?(Определишь цель)

5.Как сам автор отвечает на поставленный им вопрос? (Увидишь авторскую позицию)

 6.Почему он так отвечает? ( Аргументы)

Этот прием поможет подготовить учащихся к части «С»ЕГЭ по русскому языку. Надо сказать, то в письменной работе, в частности в написании эссе, наиболее полно реализуется процесс критического мышления как для ученика, так и для учителя. На письме процесс мышления становится как бы «видимым», а следовательно, доступным для того, кто будет эту работу читать и оценивать. Пишущий всегда активен, он мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем багажом знаний, которые у него есть. Он выстраивает аргументацию для подкрепления своего мнения. Конечно, для учащихся письмо – самая трудная часть учебного процесса, но оно и самое эффективное средство обучения критическому мышлению.

 

( Эссе – это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам.)

- о путешествии Колобка

Какие вопросы….?

- проблема отцов и детей( ушел без спроса),

- проблема бездетности

(происхождение Колобка),

- проблема зазнайства  (был недоброжелателен к животным),

- проблема наказания за гордость ( Лиса съела обнаглевшего колобка) Колобок уходит от животных, которые его хотят съесть, весьма наглым образом, очень уверенно и без страха. У него завышена самооценка. Это и есть главная проблема текста.

В конце сказки Колобка съедает Лиса, то есть автор показывает, что самоуверенность ни к чему хорошему не приведет. Автор осуждает поведение Колобка.  Аргументы:

- он погиб, не принеся пользы,

- он заболел «звездной болезнью»,

- он разбил родительские сердца,

- он слишком высоко вознесся над другими.

Написание эссе.

           « Учебный мозговой штурм »  

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в   подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно. Выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить. Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

При написании эссе, при мер которого приведен выше, можно использо

вать данный прием на этапе формулирования проблем, поднятых в сказке, или при подборе аргументов, доказывающих позицию автора.

           « Составление грамматических алгоритмов»  

 

Когда ученики имеют определенные знания по той или иной теме, можно установить связи между известными фактами. Каким образом? Например, составить грамматические алгоритмы. Составленные вместе с детьми алгоритмы помогают понимать не только правило, но и порядок соответствующих правилу действий.

«Н и НН в от глаголь ных образованиях»

Анализируются следующие ряды слов:

-иллюстрированный-асфальтированный-корчеванный

- кованый-жеваный

-стриженый – подстриженный –выстриженный

Жареный гусь – жаренный с яблоками гусь

В результате анализа исследуемого материала составляется алгоритм:

 

                   Алгоритм определения Н и НН в отглагольных образованиях

  1. Оканчивается ли слово

на  - ованный-  -еванный

        да                                              нет

                                                            2) определяем вид

                                                                         сов. вид                     несов. вид

     НН ( искл.: кованый, жеваный)

                                                                                                      3) устанавливаем, есть ли зависимые слова

                                                                       НН

                                                                                                           

                                                                                                               есть                                          нет

                                                                   

                                                                                                               НН                                              Н

  1. Диагностика развития критического мышления.

          Развивая критическое мышление, мы фактически формируем и развиваем УУД такие как: умение анализировать, делать выводы, классифицировать, выстраивать логические цепочки, проверять предположения, приводить аргументы, систематизировать полученные знания, применять знания в нестандартных ситуациях. Используя на уроках приемы ТРКМЧП, развиваются эти умения. появляется ряд вопросов: «Как проверить, происходит ли развитие критического мышления?», «На каком уровне развития оно находится?». В теории нет инструментария по диагностике развития критического мышления. Сложно адекватно оценить степень развития критического мышления в рамках предлагаемого стандарта образования; не все учащиеся в силу слабого развития мыслительных процессов готовы работать самостоятельно в рамках данной технологии. Параллельно с проверкой умения применять УУД проверяются и знания по той или иной теме.  

Задание 1.  Найди лишнее слово в каждой строке.

Задание 2.  Закончи грамматический алгоритм.

Задание 3.  Закончи высказывания.

Задание 4.  Составь верные и неверные утверждения на тему «…».

Задание 5 . Разгадай кроссворд. (5,6 классы)

                   Составь кроссворд из 3-4 слов на тему «…» ( 7- 8 классы )

Задание 6.  Продолжи логическую цепочку.

Задание 7.  Раздели предложенные слова на две ( три ) группы.

                   Укажи по какому принципу ты их делил.

Задание 8.  Можно ли проделать…  Если «да», то сделай это.

Задание 9.  Ответь на «толстый» вопрос. Аргументируй свой ответ.

Задание 10. Составь синквейн на тему «…».

   По этим заданиям разработаны контрольные работы, которые проводятся дважды в год (в октябре и в марте). Каждое выполненное задание оценивалось в 1 балл. Кроме оценки по предмету учащиеся набирали баллы за выполнение того или другого задания. Таким образом учащиеся могли не только получить оценку за знание учебного материала, но и набрать от 0 до 10 баллов за правильное выполнение заданий. Условно разделено развитие критического мышления на пять уровней:

10   баллов – очень высокий уровень (ов)

8-9 баллов - высокий уровень (в)

4-7 баллов – средний уровень (с)

2-3 баллов – низкий уровень (н)

  1. баллов – очень низкий уровень. (он)

    Таким образом сравнивая результаты контрольных работ в этом формате, стало возможным проследить динамику развития критического мышления у каждого ребенка. Кроме этого определить, какие задания вызывают затруднения, что помогло проводить коррекцию.  

                                          Класс

Ф.И. уч-ся

2 класс

3класс

(2015-2016уч.г.)

4 класс

(2016-2017 уч.г.)

К/р №1

К/р№2

К/р №1

К/р№2

К/р №1

К/р№2

3

3

3

5

6

6

4

5

5

2

4

5

0

2

3

1

2

3

3

3

5

4,5

6

7

-

-

3

ИТОГО:

ов- нет

в- нет

с- 50%

н- 25%

он–25%

ов-нет

в- нет

с-62%

н- 38%

он-нет

                 

              В этом классе диагностика развития критического мышления проходила после года внедрения в педагогическую практику ТРКМЧП, поэтому результатов по 5 классу нет. По двум контрольным, проведенным в 6 классе, можно говорить о положительной динамике. Повысился процент учащихся с средним уровнем развития на 12%, С низким уровнем развития на 13%. Хочется заметить, что учащиеся со средним уровнем развития – «хорошисты». Один из них ( Темлянцев С.) за год вышел «отличником». Подводя промежуточные результаты, можно сделать вывод о том, что развитие критического мышления повышает уровень обученности учащихся.

            Судить о эффективности какой – либо технологии по результатам только одной экспериментальной группы неправильно. Поэтому в этом 2010 – 2011 учебном году в эксперимент вступил еще один класс. Эти ученики не знакомы еще с приемами работы в рамках ТРКМЧП, что повышает  объективность  эксперимента. Результаты первой контрольной работы приведены в таблице:

                                          Класс

Ф.И. уч-ся

2 класс

3 класс

4 класс

К/р №1

К/р№2

К/р №1

К/р№2

К/р №1

К/р№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология непрерывного обучения английскому языку, Технология непрерывного обучения английскому языку "Детский сад - Школа".

Обязательное изучение иностранного языка в начальной школе начинается со второго класса. Между тем, многие дети учили иностранный язык ещё в детском саду. Получается, что первый класс выпадает и...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения. Технология модульного обучения.

Сегодняшняя ситуация в области образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном р...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступнями обучения

Все дети – разные, требуют учитывать их интересы, возможности, степень восприятия, психологические особенности, здоровьесберегающие моменты, согласовывать действия взрослых, учителей.  Это возмож...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....