Дополнительная общеразвивающая программа «Школа мудрецов»
материал
Данная программа «Школа мудрецов» определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Решение заданий, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Артемовская средняя общеобразовательная школа»
«РЕКОМЕНДОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Методическим советом директор МКОУ «Артемовская СОШ»
от «30» января 2020 г _______А.В. Маркова
протокол № 5 пр. № 15 от «30» января 2020 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа мудрецов»
Направленность: социально-педагогическая
Срок реализации: 1 года
Форма обучения: очная
Возраст учащихся: 10-11 лет
Автор-составитель: Ваулина А.В., ПДО
высшей кв. категории.
п. Артемовский, 2020 г.
Пояснительная записка
Данная программа «Школа мудрецов» определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Решение заданий, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности «Школа мудрецов» состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильное суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Уровень освоения программы: базовый.
Отличительными особенностями являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
Адресат программы. В реализации образовательной программы принимают участие дети 10-11 лет.
Объем программы – 68 часов.
Формы обучения и виды занятий по программе:
- По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (работа в парах).
- По особенностям коммуникативного взаимодействия: самостоятельная работа, практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
- По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий: программа рассчитана на 68 часов, 1 раз в неделю по 2 академических часа (по 40 минут с 10-минутным перерывом). Число обучающихся в группе не должно превышать 15 человек.
Цель программы:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Учебный план
№ п/п | Раздел | Виды неурочной деятельности | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Форма аттестации/контроля | |||
1. | Из истории математики | Познавательная. Игровая. | 24 | 14 | 10 | Первичная (входная) аттестация В начале учебного года (с занесением результатов в диагностической карте) Текущий контроль В течение всего учебного года Промежуточная аттестация В середине учебного года (с занесением результатов в диагностической карте) По окончании изучения темы или раздела (без занесения результатов в диагностическую карту). Итоговая аттестация. В конце учебного года или курса обучения (с занесением результатов в диагностической карте) |
2. | Очень важную науку постигаем мы без скуки | Познавательная. Игровая. | 24 | 12 | 12 | |
3. | Геометрическая мозаика | Познавательная. Игровая. | 20 | 6 | 14 | |
Всего: | 68 | 32 | 36 |
Календарный учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Форма организации | Дата проведения | Корректировка |
Раздел 1. Из истории математики (24 часа) | ||||
1 | Вводное занятие. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась и что явилось причиной ее возникновения? | Рассказ с элементами беседы | ||
2 | Старинные системы записи чисел | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
3 | Иероглифическая система древних египтян | Заочное путешествие | ||
4 | Римские цифры | Занимательная беседа | ||
5 | Римские цифры. Как считать римские цифры? | Практическая работа | ||
6 | Другие иероглифические системы. Упражнения, задания, задачи | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой. | ||
7 | Алфавитные системы | Беседа | ||
8 | Из истории цифр | Исследование | ||
9 | Математика Древнего Востока. Древний Египет. | Заочное путешествие | ||
10 | Первые учебники | Беседа | ||
11 | Методы вычислений. Простейшие уравнения с одним неизвестным | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой. | ||
12 | Древний Китай. Математические тексты древнего Китая. | Беседа. Практикум. | ||
13 | Арифметика в Китае | Беседа. Практикум. | ||
14 | Античная математика | Беседа. Практикум. | ||
15 | Математика-грек. Фалес Милетский. | Беседа. Практикум. | ||
16 | Пифагор и его школа | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
17 | Фалес. Любимый вопрос греков | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
18 | Как люди учились считать | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
19 | Бесконечный ряд загадок | Конкурс | ||
20 | Архимед | Рассказ с элементами беседы | ||
21 | «Арифметика» Диофанта | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
22 | Средневековая Индия | Рассказ с элементами беседы | ||
23 | Индийский счет | Рассказ с элементами беседы | ||
24 | Четыре действия арифметики | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
Раздел 2. Очень важную науку постигаем мы без скуки! (24 часа) | ||||
1 | Интересные приемы устного счёта | Занимательная беседа. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
2 | Интересные приемы устного счёта | Соревнование | ||
3 | Взаимное расположение предметов | Практическая работа | ||
4 | Решение занимательных задач в стихах | Турнир | ||
5 | Графические диктанты | Практическая работа | ||
6 | Выбери маршрут | Соревнование | ||
7 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Размышление | ||
8 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Соревнование | ||
9 | Задачи с многовариантными решениями | Практическая работа | ||
10 | Задачи с многовариантными решениями | Практическая работа | ||
11 | Математические кроссворды | Игра | ||
12 | Математические кроссворды | Викторина | ||
13 | Математические загадки. | Конкурс | ||
14 | Головоломки | Практическая работа | ||
15 | Головоломки | Конкурс | ||
16 | Математические ребусы, их составление и разгадывание | Занимательная беседа. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
17 | Решение ребусов | Соревнование | ||
18 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | Презентация | ||
19 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | Практическая работа | ||
20 | Решение олимпиадных задач | Мозговой штурм | ||
21 | Решение олимпиадных задач | Олимпиада | ||
22 | Математический лабиринт | Соревнование | ||
23 | Математические фокусы | Игра | ||
24 | В царстве смекалки | Творческий отчет | ||
Раздел 3. Геометрическая мозаика (20 часов) | ||||
1 | Геометрические фигуры вокруг нас | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
2 | Геометрические фигуры вокруг нас | Практическая работа | ||
3 | Занимательное моделирование | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
4 | Занимательное моделирование | Практическая работа | ||
5 | «Спичечный» конструктор | Практическое занятие | ||
6 | «Спичечный» конструктор | Занятие-игра | ||
7 | Кто что увидит? | Практическая работа | ||
8 | Треугольники. Виды треугольников. | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
9 | Треугольники. Виды треугольников. | Сказка | ||
10 | Многоугольники | Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой | ||
11 | Многоугольники | Исследование | ||
12 | Многоугольники. Проект. | Проектная деятельность | ||
13 | Простые задачи на построение | Практические задания | ||
14 | Числовой луч | Практические задания | ||
15 | Сетки. Координатная плоскость. | Игра «Морской бой» | ||
16 | Сетки. Координатная плоскость. | Игра «Морской бой». | ||
17 | Осевая симметрия | Игра «Выполни симметрично». Игра «Выложи из спичек». | ||
18 | Симметрия | Практические задания | ||
19 | Геометрические головоломки | Игра - КВН. | ||
20 | Заключительное занятие «В гостях у царицы всех наук – Математики» | Проект |
Содержание программы
Раздел 1. Из истории математики (24 часа)
Что дала людям математика? Зачем ее изучать? Когда родилась, и что явилось причиной ее возникновения. Когда появилась единичная система счисления? Что вы
знаете об иероглифической системе древних египтян. Откуда мы узнали о тайне древнеегипетского счета? Иероглифы, символы чисел. Как записываются римские цифры. Запись чисел в десятичной системе. Алфавитная система. Начертание цифр.
Ранние математические тексты. Как умножали, делили, складывали и вычитали древние. Математические тексты древнего Китая. Культурная революция греков. Математик Фалес Милетский. Пифагор и его деятельность в союзе. Как люди учились считать. Архимед - самый гениальный ученый Древней Греции. Арифметические правила индийцев. Вычислительные приборы. Упражнения, загадки, задачи.
Раздел 2. Очень важную науку постигаем мы без скуки (24 часа)
Логические задачи, занимательные задачи, задачи в стихах, задачи на движение, графические диктанты, математические кроссворды, головоломки, математические фокусы, математические загадки, математические игры, математические ребусы, математические олимпиады.
Раздел 3. Геометрическая мозаика (20 часов)
Геометрические фигуры. Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Задачи на построение. Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрические головоломки. Точи, углы, отрезки, лучи. Ломаная. Задачи со спичками. Координатная плоскость. Симметрия. Проектная работа.
Планируемые результаты:
В результате освоения программы «Школа мудрецов» формируются
следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение
и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Предметные:
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
Условия реализации курса
Программа будет успешно реализована, если: будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия; будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся; будет использоваться учебно-методические и технические средства обучения. Занятия с детьми могут проводиться в классе, в библиотеке.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются итоговые занятия, выставки работ учащихся, участие в конкурсных соревнованиях, защита творческих проектов.
Способы определения результативности.
В образовательном процессе для диагностики успешности освоения учебной программы используются:
- метод наблюдения;
- метод оценки продуктов образовательной деятельности обучающихся.
Виды контроля.
- вводный: анкетирование, опрос, беседа;
- текущий: конкурсы внутри объединения, оформление математических газет, дискуссии, участие в конкурсных мероприятиях разного уровня;
- итоговый: защита творческих проектов.
Учебно-методическое обеспечение.
При реализации программы используется учебная и справочная литература, электронный учебник, дидактический, лекционный, раздаточный материал.
Список использованной литературы
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2018.
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб, 2016.
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2015
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2017.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2016.
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2015.
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2016.
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2018.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2018.
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2016.
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/06/picture-778568-1459960020.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/02/picture-354769-1464882148.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья"...
Итоговое занятие "Сенсорный День" по дополнительной общеразвивающей программе «Детская научная школа»
В итоговом занятии "Сенсорный День"по дополнительной общеразвивающей программе «Детская научная школа». Запланирован план проведения Сенсорного Дня по 5 ( пяти) локациям: ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/12/picture-361553-1405192021.jpg)
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761608-1456504394.jpg)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Школа практических навыков" КОНКУРС "Педагог года"- 2021
Приобщение детей к занятиям краеведением и туризмом способствует целостному представлению об окружающем мире, развитию интеллектуальной деятельности, воспитанию у них любви ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/21/picture-785033-1647873081.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...