Концепция "Использование активных методов обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".
статья

Лисовец Евгения Михайловна

Концепция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_lisovets.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование активных методов обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Лисовец Е.М.

учитель начальных классов

МАОУ Абатская СОШ № 1

     В 2010 году на базе нашей школы я с коллегами  участвовала в апробации ФГОС НОО.  Федеральный государственный стандарт нового поколения   определил перед  учителем новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Нам, учителям, необходимо выстраивать  процесс обучения так, чтобы он обеспечивал общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.  В стандартах второго поколения мы встретились с  новым  понятием - образовательный результат. Новые цели образования побудили меня  переосмыслить  свой педагогический опыт. У   меня возникли вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия?  Я считаю, что наряду  с традиционными  методами  решить данные вопросы помогут новые активные методы обучения.

    Термин ``активные методы обучения'' или ``методы активного обучения'' (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.      Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

    Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению. При использовании активных методов обучения  меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

    Первоначально АМО получили распространение в системе переподготовки специалистов и в последнюю очередь стали применяться в системе общего образования.

Таким образом, термин «активные методы обучения» является своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов обучения, получивших широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих традиционные методы, прежде всего, объяснительно иллюстративные методы обучения, посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую и опоры на социально-психологические феномены, возникающие в малых группах.

    В настоящее время актуальность применения данных методов обусловлена новыми задачами обучения: дать учащимся не только знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

   Под активными методами обучения я понимаю такие способы и приёмы педагогического воздействия, которые побуждают младших школьников к  активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

    Новизна опыта заключается в поиске и систематизации новых  активных методов обучения, приемлемых в работе с учащимися младшего школьного возраста, обеспечивающих  решение задач современного урока и занятий внеурочной деятельности.

    Выбор определяю целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями детей. Также при выборе активных методов обучения, я, конечно, опиралась на педагогический опыт коллег, в том числе из своей школы. Считаю, что именно изучение чужого опыта и сопоставление его со своим является движущей силой профессионального развития, как отдельного учителя, так и педагогического коллектива в целом.

   Среди активных методов обучения, считаю, мною уже отработаны многие из них.   Например:  игра, проблемная ситуация, парная работа, а во внеурочное время – организация проектно – исследовательской работы  (метод проектов).

Так среди игр  чаще использую те, которые не требуют большой подготовки - это игра – путешествие по станциям, остановкам которые можно включить на разных типах уроков.   На уроках русского языка и математики применяю игры дидактической направленности, которые являются элементами здоровьесберегающей технологии. И мне, и детям очень нравится игра

« Собери листочки». На уроках русского языка мы ищем  «одна команда - двусложные - другая – трехсложные слова». На математике - выражения с определённым ответом. Игру «Цветные карандаши», где используются цветные карандаши, которые всегда под рукой, провожу на уроках обучения чтению, русского языка, при работе, где необходимо выполнить звуковой анализ слова. Например, говорю детям: - Я буду называть слова, а вы показывать карандаш того цвета, который соответствует первому звуку слова.

-Какие знания вам пригодятся в игре, чтобы выполнить задание.

( знание - какие бывают гласные звуки.назовите гласные звуки; знание гласных звуков, обозначающих твёрдость согласного, мягкость согласного)

– Если в слове первый звук гласный, какой карандаш вы покажете?

– Если согласный твёрдый? Мягкий?

 Использую карандашики  и при рефлексии. Познакомив детей с тем, какую работу обозначает карандаш, дети проводят  оценку своей деятельности.

  Работу в парах применяю,  начиная с 1 класса. Ниже перечислю, какие формы парной работы использую на разных этапах урока:

  • Проверка домашнего задания:

- взаимопроверка письменного задания;

- ученики рассказывают друг другу изученный материал: каждый выбирает свой уровень ответа.

  • Изучение нового материала:

- парное решение проблемной ситуации и её последующая защита;

- совместное выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;

- оформление нового материала в виде плана учебной статьи, схемы, таблицы, алгоритма для лучшего усвоения и запоминания нового.

  • Закрепления изученного материала:

- «Ты мне -  я тебе» (ученики в парах по алгоритму проговаривают друг другу изученный материал);

- учащиеся разрабатывают вопросы, задания, позволяющие повторить и закрепить изученный материал.

   Детям очень  нравятся творческие задания : провести опыт, наблюдение  и оформить выводы,

сочинить сказку, загадку, собрать информацию по изучаемой теме из дополнительных источников.

    Лучшие  творческие работы пополняют  портфолио учащихся. Сказка  Косарева Артёма приняла участие в конкурсе проектов « Здоровье и питание» 2016г.

    Считаю, что на уроках, особенно с учащимися 6-8 лет, обязательно должны присутствовать методы удивления, любования, уверенности, успеха. Так метод «любования» - это эмоциональная форма усвоения нового. Я использую его на уроках чтения,  русского языка, ИЗО, музыки.  Так под музыку Брамса мы любовались  маргаритками, первыми весенними садовыми цветами. Какие они прелестные!  В одном кустике растут разные по цвету, разные по величине, маленькие удивительные  цветы  весны. С какого звука начинается их название? Какая буква первая в этом слове? Какое самое дорогое слово для каждого человека начинается с этой буквы? Конечно же, мама! А еще мир, море . Давайте напишем сегодня с любовью нашу минутку чистописания: Мм, слова: мама, мир, море, Москва. Дети выводят буквы, любуются своими старательно написанными словами.

     Ниже хочется остановиться  на опыте организации индивидуального творческого проекта, который по своей структуре напоминает научное исследование.Так, первым этапом работы  является принятие проблемы,  к которой мы приходим в ходе урочной или внеурочной деятельности. Исходя из неё, мы формулируем цели и даём первоначальное название теме. Начиная работу с исследовательскими проектами нужно помнить, что учитель не должен навязывать тему. Надо дать учащемуся самому определиться с выбором. Для себя  отмечаю актуальность работы и примерный её план.Затем переходим ко второму этапу - составление плана исследования и выбор методов работы. На этом этапе я выслушиваю предложения ученика, излагаю свои мысли, и мы приходим к единому мнению (своё предлагаю не навязчиво, так чтобы ребёнок сам к этому подошёл).

Следующий этап – сбор  и обработка информации. На этом этапе нам помогают родители, одноклассники. Ребёнок учится работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками,  взрослыми. С помощью учителя, родителей мы представляем наш материал в виде таблиц, схем, диаграмм, делаем необходимые рисунки, фото. Ученик использует свои знания с  других уроков.  На этапе завершения работы над темой исследования мы обсуждаем итоги работы. Я, как руководитель работы, анализирую полученную работу по всем критериям оценки исследовательских работ. Считаю такую самооценку работы очень важной и обязательной. Оформление работы проводим согласно требованиям к оформлению исследовательских работ (аннотация, план исследований, научная статья).Создаём компьютерную презентацию.

   Мои ученики представляют проекты на районных конкурсах, например :Тайщикова Самира «Мои семейные ценности» - 2016г, Косарев Артём «Новая жизнь газет» - 2017г, Рафиков Платон «Шахматы – верный путь к успеху» - 2017г.

      Своим опытом по использованию активных методов обучения  я делилась с коллегами на ШМО, педсоветах. Темы выступлений:  «Развитие творческого потенциала младшего школьника»,  «Творческий отчёт работы кружка «Моя малая родина»,«Перспектива развития применения личностно ориентированного подхода к учащимся в учебно-воспитательном процессе». Мною были проведены открытые  занятия: Математика -3 класс по теме «Окружность и круг», чтение 1 класс «Знакомство с буквой П, п», Классный час «Государственные символы РФ». В программе кружка « Моя малая родина», разработанной мной и представленной на  муниципальном и областном Креатив – фестивале педагогов начального образования даны рекомендации к проведению занятий данного кружка.

   Так сложилось что, последние два года я работала  только с первоклассниками. Особый  интерес у меня  вызвали новые, ранее мною не использованные АМО.

  Ниже я хочу  рассказать о новых активных методах, которые я использую при работе с первоклассниками.

  Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся глазами» Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует  установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Методы выяснения целей, ожиданий, опасенийтакие, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад» использую  на уроках после определения темы.Также и  во внеурочной деятельности, для того, чтобы снять напряжение, неуверенность перед каким- то событием - экскурсия, праздник.Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаю заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листья, листы  (фигурки) и предлагаю записать, на одной половине положительные ожидаемые впечатления от урока, мероприятия  и т.п., а во второй то, чего они опасаются (страхи). Сделав записи, прикрепляем их на дерево и т.д. После события возвращаемся к фигуркам, если хорошие ожидания сбылись – раскрашиваем, если страхи сбылись, оставляем белыми, если нет – тоже раскрашиваем.

На занятиях кружка «Умники и умницы» учу детей написанию синквейна. Так как дети ещё не умеют писать быстро, то  метод синквейна   использую в устной форме при обобщении материала.  При объяснении правил его написания, конечно, не употребляю название частей речи. Их заменяю: слова - предметы, слова – признаки, слова- действия. Для того, чтобы они лучше усвоили смысл, привожу примеры. Применяю его на уроках  чтения, когда даём характеристику герою, на русском языке при изучении словарных слов. Составляем его с моей помощью коллективно, все названные слова я набираю на клавиатуре компьютера.  В ходе занятия, они появляются на слайде. Так учащиеся имеют возможность прочитать то, что получилось.

   Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.Например, провожу  такой активный метод - «физминутки» - « Земля, воздух, огонь и вода».

-  Дети, если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтях.

 На этапе рефлексии применяю  упражнение «Комплименты». Во внеурочной деятельности - дети становятся в круг. На уроках же упражнение выполняется с рядом сидящим.

-Ребята, глядя в глаза соседу, скажите, за, что вы бы похвалили его на уроке. Пожелайте друг другу дальнейших успехов.

    Во внеурочной деятельности использую метод «Творческая мастерская». Дети к мероприятию, занятию готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему,  подбирают ( сочиняют) стихи, рассказы, пословицы. Здесь на помощь детям приходят и  родители. Их задача заключается в помощи отбора информации, подачи идеи оформления.Так в рамках кружка « Я- исследователь» результатом такой творческой мастерской  стал  альбом «Птицы нашей местности». Детям было дано задание по группам подобрать  стихи о птицах, загадки о птицах, подобрать материал о том, какой корм любят птицы. Затем  группа  презентовала свой проект.  В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превратился в настоящую творческую мастерскую. В конце занятия  появились замечательные творения. Так одна группа, представляющая загадки записала загадки, а отгадки представлены были закрытыми окошечками, рисунками-отгадок. Группа, работающая со стихами, выбрала несколько стихотворений, и выполнили к ним рисунки и поделку.   К данной работе была организована экскурсия в районный музей на выставку  «Птицы нашей местности»,  выставка кормушек с последующим их размещением на деревьях на территории школы и дома.Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы из собранных вместе материалов - главная цель таких занятий.

   «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». Использую, чтобы снять агрессию между классами и внутри отдельного класса.  Так на параллели проводим совместные мероприятия, но делим команды не по классам, а «вперемешку» (в командах ученики из разных классов). Таким образом, выигрывают команды, а не классы. Чаще всего игра сводится к ничьей. Так были организованы мероприятия с приглашение инспектора ГИБДД Бабиной Т.А. « Принятие в пешеходы», конкурсы юных инспекторов дорожного движения школы.

   Показателем результативности для меня, кроме выше уже перечисленных, могут являться следующие результаты:

        -Методика определения уровня школьной мотивации обучения, проводимая психологом школы, показывает  рост показателей уровня учебной мотивации. Уровень учебной мотивации нормальный  у 56% учащихся, средний – 40%, низкий-4 %.

- Результаты  школьной олимпиады 2016-2017 уч. года – Ткаченко Лолита ( русский язык -1 место), Безносикова Валерия ( лит. чтение- 1 место), Бец Арсений ( окружающий  мир- 1 место) , Ткаченко Лолита ( математика-1 место), Лапудёва Мария ( русский язык- 2 место ), Сильнягина Ксения ( литературное чтение- 2 место).

    Работа по применению активных методов обучения мною будет продолжена. Считаю, что разумное и целесообразное использование этих методов в урочной и внеурочной деятельности будет способствовать развитию мотивации, интереса к предмету, коммуникативных, учебно-информационных и учебно-организационных умений, которые необходимы обучающимся  для достижения результатов освоения программы ФГОС НОО.                                        

Список литературы:

1.«Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru  

2.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.  и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

3.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с

4.Кукушин, В. С.   Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.

5.http://festival.1september.ru/articles/624961/Активные методы обучения

Коростелева Надежда Михайловна

_________Лисовец Е.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС

Задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные ...

Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....

Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать учащимся ситуацию успеха:видеть в каждом ученике уникальную личность;помнить, что все дети талантливы;создавать "ситуацию успеха&qu...

Личностно ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Особое внимание в статье уделено использованию личностно ориентированного обучения в художественно-эстетическом образовании младших школьников....

Применение активных методов обучения на уроках в условиях реализации ФГОС

Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.Увеличение объёма информации наблюдается во всех дисциплинах: в хими...

Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Из стать можно сделать вывод , как осуществляется  компетентостный подход в образовании  младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...