Эссе "Я-учитель!"
материал

Миронова Наталья Владимировна

Я – УЧИТЕЛЬ. Это моё дело. Это мой выбор. Это моя жизнь. И я уверенно иду  по ней!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-uchitel.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Нам не дано предугадать,

                                                                                       Как наше слово отзовётся.

                                                                                       Посеять в душах благодать,

                                                                                       Увы, не всякий раз даётся.

                                                                                        ……………………………

                                                                           Нам не дано предугадать,

                                                                                       Но мы обязаны стремиться!

                                                                                                              Ф.И. Тютчев

                                                                                       

О  чём задумалась ,станица,

Быть может, есть станицы краше,

Но ты –родней. И молвлю я:

«Не разделимы судьбы наши,

Я – твой навеки, а ты – моя!»

Красиво! Не правда ли? Именно так мне хочется воскликнуть вслед за С. Никитиным! По-моему, лучше и нельзя передать состояние моей души! Станица  Чебургольская стала мне родной! Сейчас я здесь  живу  и  тружусь. Я-учитель начальных классов и кубановедения.

Да,  корни у меня кубанские (мой прадед-казак - уроженец ст. Николаевской Успенского района), но родилась я в Грозном, где пробежало  моё  босоногое детство, пролетела  юность, где  впервые задумалась, кем быть... Но, сколько себя помню,  хотела, мечтала и , как мне кажется, могла стать только учителем. Я думаю,  каждый человек рождается со своим предназначением. Оно дается ему природой или Богом. А иногда обществом, в котором он рожден. Мое предназначение -  стать учителем.  Я глубоко в этом уверена. И с этой верой провожу каждый свой урок.                                                                                   

        Мои  ученики-первенцы – черноголовые мальчишки и девчонки из  Грозного. Два класса, первый и второй, в две смены… Это были первые шаги в профессию. Я до сих пор помню каждую черточку на  лицах моих учеников. Их детство, как и мою молодость, тогда опалила война. Нам, русским , сказали, что  у нас один  час, чтобы уйти, иначе жизнь  наша ничего не будет  стоить. Лесные тропы, свист пуль и снарядов, и, как спасение, мост между Ингушетией и Чечней, обстреливаемый с двух сторон, и пять минут времени, чтобы его пройти. А под ногами – люди, они уже не встанут... Никогда мне еще не хотелось так отчаянно жить, как в эти пять минут, отделяющих жизнь от смерти... И непонятно, чье сердце стучало сильнее - моё или моего, еще не рожденного тогда сына...

         Это всё в  прошлом, которое не  забыть. Но жизнь продолжалась. И постепенно отогрелась, оттаяла моя душа под лучами кубанского солнца... Так я обрела родину, подарившую мне не только кров над головой, но и семью, и любимую работу.

          Помню свой первый  урок в   новой школе. Открытый взгляд, улыбки на лицах, лучистые глаза, в которых надежда и желание  стать хорошим учеником, - вот что запомнилось мне. Но тогда в моей душе поселилась  не только радость, но  и тревога: оправдаю ли я их надежды, смогу ли я стать для них настоящим учителем?

         Какой  же он-настоящий учитель? Я думаю, что у каждого есть  свой ответ на этот вопрос. Но теперь  я знаю одно: настоящий тот, кто просто ЛЮБИТ детей! Любит детей разных: умных, странных, ,,трудных”, независимых, озорных, непоседливых, талантливых, непредсказуемых,…..ВСЕХ! Да, это трудно, но, поверьте, возможно, а самое главное, необходимо. Т. Гончаров писал: «Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей». Я  люблю детей и принимаю их такими, какие они есть, я верю в  своих учеников! Я поняла, что даже «самый, самый» ученик  в душе обязательно  талантлив.  

          Мы, учителя,  делаем все, чтобы подготовить ребенка к будущей взрослой жизни. И часто забываем, что ребенок живет здесь и сейчас; детство - полноценный этап жизни человека. Его радости, беды, трагедии, успехи - это все по-настоящему, «разве существует жизнь в шутку?». Профессия учителя обязывает меня всегда быть внимательной, справедливой, терпеливой. В. А. Сухомлинский утверждал,  что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». Я знаю, что ребёнку  надо бегать так, как дышать, ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на раскрашивание  картинок... И он прав. Помните фильм «Доживём до понедельника», в котором герой пишет: «Счастье – это когда тебя понимают»? Вот  и  ребёнку нужно, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Я уважаю и незнание ученика, и  его  неудачи , и слезы, и тайны, стараюсь подарить частичку тепла каждому ребёнку, познать его внутренний мир, пережить с ним его проблемы и трудности.

      Я Учитель? Да! Учитель кубановедения? Тоже да! Я должна помочь каждому ребенку пройти путь от обычного жителя нашего благодатного края до осознания себя частью огромного  мира, помня при этом знаменитую клятву Гиппократа: «Не навреди!» Если врач лечит тело, то учитель работает с душой, часто и формируя ее, и врачуя. Вспоминаются  известные слова Иеронима: «Учись тому, чему сам учишь». Я так и поступила. Пришлось много изучить, прежде чем пойти на  свой первый урок кубановедения,  который я провела в школьном музее, где познакомила юных казачат с тем, что мне самой близко и дорого: с  культурой родного казачьего края.  

Сейчас мой класс- двадцать три человека, каждый из которых индивидуален, наделен разными способностями и умениями. Нельзя не отметить и то, что мой  класс – класс казачьей направленности. Казачество, его история, традиции и обычаи – неотъемлемая часть жизни кубанского человека, и я уверена, что каждый, родившийся на этой великой земле, должен знать ее историю, историю своих предков. Одним из главных направлений в своей работе я считаю военно-патриотическое воспитание средствами казачьего образования. Прежде всего казачий класс создан именно с этой целью, он направлен на формирование у ребят с ранних лет духа казачества, углублённого изучения истории своего края, а также военно-патриотического и спортивного воспитания.

            Кубановедение - это предмет, который невозможно просто преподавать, перечитывая страницы учебника. Это тот предмет, который позволяет проявить себя, раскрыть в себе и в учащихся Человека, готового на новые свершения  для блага своей малой родины.  Жаль, что на него  программой отводится так мало времени. Но мне повезло: я учитель начальных классов, классный руководитель, поэтому у меня больше возможностей, чтобы познакомить детей с историей земли кубанской. Патриотическое сознание юных казачат формируется  и  через систему занятий внеурочной деятельности.  Знакомство с миром малой родины,  боевыми и трудовыми подвигами предков, казачьими традициями происходит не только  на уроках кубановедения, но и  на занятиях кружка «История и культура Кубанского казачества», классных часах, Уроках мужества, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, казаками-наставниками.

            Я понимаю: сегодня педагогу недостаточно знать свой предмет, методику его преподавания. Поэтому на уроке, владея  инновационными технологиями, я  использую в образовательном процессе цифровые и электронные ресурсы. Сегодняшние дети воспитаны на компьютерах, смартфонах и планшетах. Порой кажется, что они знают больше, чем учитель, и заставляют идти вперед, совершенствоваться: изучать компьютерные программы, управлять проектной и исследовательской деятельностью школьников. Изучая  историю, культуру, традиции кубанских казаков, ребята работают над исследовательскими проектами в области краеведения и кубанского казачества, участвуют в викторинах, олимпиадах, конкурсах. Уже сейчас маленькие жители школы  удивляют меня своими успехами в творчестве и обучении, получая за это благодарственные письма, грамоты  и ценные подарки   как на уровне школы, так  и на районном уровне.

  Душа казачья всегда была, есть и останется православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Поэтому еще одним направлением моей работы является духовно-нравственное воспитание. Кубанская традиционная культура очень интересная и увлекательная, и знать её важно. Она отражает характер, обычаи, исторические события из жизни кубанского казачества, является тем носителем общечеловеческих ценностей, которые отражены в кубанском фольклоре, обычаях и традициях наших предков. Познакомиться с ней можно, посетив Атамань. Это  крупнейший и единственный в своем роде музей под открытым небом перенёс моих юных казачат на  сотни лет в прошлое,  позволил почувствовать дух казачества, несгибаемой воли и бескрайней свободы.

          Заставить детей любить родную землю невозможно. Это чувство любви нужно  постепенно  шаг за шагом  взращивать. Учителю важно быть при этом самому примером во всём. В. И Даль, русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, писал, что  «воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Уверена, учитель должен сам бережно относиться к своей культуре и истории, только тогда он передаст любовь к своей Родине, научит   их быть не гостем на кубанской земле, а хозяином, который будет понимать  и беречь ее ценность и уникальность.

У Ф. И.Тютчева есть прекрасные строки:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

………………………………….

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

  Поэтому работаю так, чтобы  уроки  и внеурочная деятельность,  ежедневное общение  и личный пример  помогли детям  почувствовать  себя наследниками  нашей прекрасной кубанской земли: ее истории, ее культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. В этом я вижу своё предназначение учителя кубановедения.

     Я – УЧИТЕЛЬ. Это моё дело. Это мой выбор. Это моя жизнь. И я уверенно иду  по ней!