«Лучшая исследовательская работа и её анализ»
учебно-методическое пособие

Шептунова Виктория Анатольевна

Методическое пособие для начинающих педагогов. Содержит поэтапный анализ лучшей конкурсной работы с точки зрения сильных сторон проведенного исследования и рекомендации по улучшению качества выполненной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nk_pedagogika_sangar_gimnaziya_sheptunova.docx61.68 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс педагогов 

"Научный катализатор"

Направление: Теория, методика и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся

Тема: «Лучшая исследовательская работа и её анализ»

Шептунова Виктория Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Сангарская гимназия», Кобяйского района РС(Я),

г. Обнинск, 2018/2019 учебный год

                                                                 Древняя мудрость гласит:

                                                                       “Скажи мне – и я забуду,

                                                                            покажи мне – и я запомню,

  дай мне действовать самому

                                                        – и я научусь”

 

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, личностных и метапредметных универсальных способов учебной деятельности, обеспечивающих успешность обучающихся на всех этапах дальнейшего образования.   

Одним из способов достижения таких результатов  является привлечение младшего школьника к исследовательской деятельности. Именно опыт исследовательской деятельности обеспечивает глубокое проникновение в сущность явлений,  повышает интерес к учению, формирует потребность ребенка к самоорганизации и саморазвитию.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

За многолетнюю практику руководства исследовательской деятельностью младших школьников было подготовлено и успешно защищено 63 работы, которые были представлены на улусном, республиканском, всероссийском и международных уровнях. Работы опубликованы и получили высокую оценку экспертного совета проектов: Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги-2011г» Клуба учителей «Доживем до понедельника», «Интеллект будущего» Малой Академии Наук,  Региональная НПК Виноградовские чтения, Региональная НПК «Барашковские чтения», улусная НПК «Шаг в будущее».

         В данной статье представлен анализ конкурсной работы Пейковой Анжелики, ученицы 3 класса МБОУ «Сангарская гимназия» Кобяйского района Республики Саха (Якутия) по теме «Изменение  поведения степной черепахи в условиях Севера, связанное с особенностями органов чувств». Исследование в рамках данной темы проводилось в течение двух лет.

        Работа заняла призовое место во Всероссийском заочном конкурсе исследовательских работ учащихся.

Конкурсная работа состоит из трех частей. В первой части работы (Введение)  ученица предпринимает попытку обосновать актуальность исследования и сформулировать методологический аппарат исследования. Во второй части работы (п.1, п.2, п.3) приводятся теоретические аспекты изучения степных черепах в естественных условиях и в неволе. В третьей части  работы (п.4, п.5) проведена экспериментальная проверка зависимости поведения степной черепахи от воздействия атмосферного давления на ее органы чувств. В работе сделаны выводы, представлен список использованной литературы и приложения, содержащие результаты опытно-экспериментальной работы.

Проанализируем поэтапно конкурсную работу ученицы с точки зрения сильных сторон проведенного исследования и сформулируем рекомендации по улучшению качества выполненной работы.

Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ учащихся

“Юный исследователь”

Направление: биология

Тема: «Изменение  поведения степной черепахи в условиях Севера,

 связанное с особенностями органов чувств».

Пейкова Анжелика

 МБОУ «Сангарская гимназия», Кобяйского района РС(Я),

3класс

Руководитель: Шептунова В.  А.

учитель начальных классов

 МБОУ «Сангарская гимназия»

                         

п. Сангар,

2014\2015 учебный год

Содержание

Введение                                                                                         с.3

1.Виды черепах                                                                              с.3

2.Содержание черепах в неволе                                                 с.4

          2.1.Определение возраста черепахи                                с.5

3. Органы чувств степной черепахи.                                         с.5

          3.1. Органы слуха                                                                с.6

          3.2. Осязание черепахи                                                       с.6

          3.3. Органы зрения                                                             с.7

          3.4. Органы обоняния и  вкуса                                         с.7

4. Исследования органов чувств степной черепахи.              c.8

          4.1. Органы слуха, зрения, обоняния

                                          и осязания черепахи.                          с.8                                          

5. Влияние температуры окружающей среды

и атмосферного давления на поведение черепахи.                 с.8

7.Выводы                                                                                         с.9

8. Литература                                                                                 с.10

Введение  

                              Из чего твой панцирь черепаха?  

                             Я спросил и получил ответ:

                             «Он из пережитого мною страха,

                             И брони надежней в мире нет!»    

Около 200 миллионов лет назад предки современных черепах жили на Земле бок о бок с динозаврами. Панцирь, служащий средством пассивной защиты, позволяет безошибочно отличать черепах от других животных. Черепаший панцирь – самая главная отличительная черта всех черепах. Он предохраняет черепаху от ранений, служит защитой от врагов. Может быть именно благодаря панцирю черепахи и дожили до нашего времени. Обитая в природе чаще на засушливых почвах, пресмыкающееся роет норы и редко бывает активным более 2-3 месяцев в году. В спячку черепаха собирается уже в июне, сразу после откладки яиц. Причиной для снижения активности становится самое засушливое время года, когда большинство растительности в местах обитания черепах выгорает

При содержании в неволе, человек меняет природный ритм жизни черепахи. А содержание черепахи  в условиях Крайнего Севера и вовсе меняет жизнь черепахи. Органы чувств служат черепахам для поисков пищи, для выбора  партнёров и для ориентации в пространстве

У нас дома  уже почти два года живет черепаха.  Зовут ее Катя. Я наблюдаю за своей черепахой, веду исследования, читаю литературу, чтобы правильно ухаживать за ней. Ведь она житель южных районов, где много солнца, пищи. Свои наблюдения записываю в дневник.

Актуальность: научиться бережному отношению к животным, для сохранения численности животных на Земле необходимо каждому человеку.

Цель:  если ребята сами будут активно изучать литературу о  животных, наблюдать, как при помощи органов чувств животное приспосабливается к новым условиям, то это поможет в уходе для продления жизни домашнего питомца в несвойственных ему условиях..

Задачи:

-исследовать органы чувств черепахи, ее характер, влияние погоды на поведение черепахи

-подобрать и изучить литературу по теме

-продолжить изучать различные правила содержания редкого животного в домашних условиях

- научиться  создавать благоприятные  условия для жизни питомца

-исследовать влияние  некоторых новых приемов ухода на здоровье черепахи

Объект исследования: степная черепаха, предмет: поведение черепахи.

Методы исследования: наблюдения, эксперимент. Формы:

Гипотеза: если ребята сами будут активно изучать литературу о редких животных, грамотно ухаживать, внимательно наблюдать, то в будущем они смогут уберечь от исчезновения некоторые виды животных

Во введении автор обосновывает выбор темы исследования, который обусловлен необходимостью создания комфортных условий для содержания в неволе степной черепахи в условиях Крайнего Севера. Комфортное пребывание стеной черепахи  в неволе зависит от ее органов чувств. На этой основе автор формулирует актуальность и цель темы исследования, которая состоит в потребности бережного отношения к домашним питомцам, а именно степной черепахи, на основе научного подхода к содержанию его в неволе.

Сформулированные автором задачи исследования можно представить тремя блоками: 1) теоретические основы проблемы содержания степной черепахи в неволе; 2) изучение особенностей органов чувств степной черепахи; 3) экспериментальное исследование зависимости поведения степной черепахи от изменения температуры и атмосферного давления в условиях Крайнего Севера.

Для решения поставленных задач автор выбирает наиболее оптимальные методы исследования – наблюдение и эксперимент.

Следует отметить грамотную формулировку гипотезы исследования с точки зрения ее логической конструкции. Автор, по сути, выдвигает условия для содержания в неволе степной черепахи.

1.Виды черепах

Не все черепахи одинаковы. Одни живут только на суше, хотя и умеют плавать. Это наземные черепахи. Другие живут в воде, в море или пруду, а на землю иногда выходят погреться на солнышке. Это водные черепахи

Сухопутная черепаха - это дикая рептилия, которая зачастую является обитателем наших квартир. Отличие черепах от своих позвоночных собратьев является их холоднокровность. То есть температура тела животного подстраивается под температуру тела окружающей среды. Сухопутная черепаха с биологической точки зрения - это семейство, которое включает 10 родов и 40 видов, среди которых пантеровая черепаха, желтоногая черепаха, желтоголовая черепаха, лучистая черепаха, красноногая черепаха, степная (среднеазиатская) черепаха.

Моя Катя относится к виду среднеазиатская черепаха, еще их называют степными черепахами. Это самый типичный представитель сухопутных черепах. Такими их рисуют в детских книжках – с невысоким панцирем округлой формы желто-бурого, рыжеватого или темно оливкого окраса и разбросанными по нему темными пятнами; карапаксимеет 13 роговых щитков, пластрон – 16, по бокам карапакса расположены 25 щитков.

Среднеазиатская черепаха распространена в южных районах Казахстана, по всей равнинной Средней Азии, Северо-Восточном Иране, Афганистане, в северо-западных районах Индии и Пакистана.    

Обитая в природе чаще на засушливых почвах, пресмыкающееся роет норы и редко бывает активным более 2-3 месяцев в году. В спячку черепаха собирается уже в июне, сразу после откладки яиц. Причиной для снижения активности становится самое засушливое время года, когда большинство растительности в местах обитания черепах выгорает. Время оцепенения черепаха проводит в норе, которую вырыла сама, или расширенной норке других мелких зверьков, например, песчанки. Фактически у среднеазиатской черепахи два периода спячки  - более короткий летний, зимой  среднеазиатская черепаха оберегается от холода. Это самое медленно растущее животное, достигающее половой зрелости по истечении 10 лет. Однако расти черепаха  продолжает в течение всей жизни.

2.Содержание черепах в неволе

Черепахам в живом уголке отводят свой дом. Он называется террариум. Здесь она может свободно ползать; на дне песчаный грунт, который черепаха может копать; домик из камней называется грот, на нем помещается лампочка для обогрева черепахи.

Все сухопутные черепахи растительноядные, основной рацион состоит из овощей и фруктов. Перед кормлением овощи и фрукты тщательно моют.

Черепаха нуждается еще и в косметическом уходе. Ее панцирь надо протирать от пыли, смазывать сухую кожу шеи и ног масляным тампоном. А теплую солнечную погоду черепахе обязательно надо бывать на воздухе, принимать солнечные ванны. Особенно хорошо летом вынести черепаху на зеленную травку, тогда она не только сможет погреться, но и полакомиться свежей зеленью, наберется нужных ей витаминов и будет здоровой. Зимой сухопутных черепах, особенно молодых, облучают ультрафиолетом.

2.1. Определение  возраста черепахи.

Возраст черепахи можно определить условно.  Из двух разных методик: по длине панциря и  по числу колец на панцире. Я определяла, что моей Кате примерно 5 лет.

Молодые черепашки растут довольно быстро, но с возрастом рост панциря сильно замедляется. При этом в природе встречаются среднеазиатские черепахи длиной 25-28 сантиметров. Длина панциря моей черепахи 12 см, значит ей примерно 5 лет.

 Первые кольца у черепах появляются в раннем возрасте, когда им нет еще и года, в этот период идет активный рост черепахи. Исходя из этого, первые бороздки до 2-х годовалого возраста считаются как 2-3 за полгода, а следующие как за 1 год. Конечно, рост черепахи зависит от условий ее содержания, качества корма. Все эти условия, по возможности надо учитывать и тогда вы узнаете примерный возраст вашей черепашки. Моей черепахе сейчас примерно 5 лет, т.е. если считать по 2 кольца за каждые полгода, то за 2 года выросло 8 колец, затем по 1 кольцу за 1 год. Итого 11 годовых колец.

Рост молодой черепахи можно наблюдать по светлым швам между щитками карапакса черепахи. Когда черепаха растет быстро, то появляются новые роговые слои карапакса, которые становятся очень светлыми. У моей черепахи новый слой карапакса в высоту вырос на 1 см, они светлые, то есть она заметно подросла, так я ей создала хорошие условия. Со временем, в новые участки врастают отростки пигментных клеток, по ним постепенно переносится пигмент, благодаря которому, роговые слои темнеют. Годичные кольца карапакса начинают «стареть» и приобретают цвет, который не отличается от предыдущих, более «старых» колец. (Приложение №1, №2)

Интенсивный рост моей черепахи пришелся на февраль, март, апрель, май, как раз на брачный период, период кладки яиц (у черепах в природе).

Летом (июнь, июль) Катя охотно гуляла по траве, ела одуванчики, огурцы. Я и моя сестра строили ей загон. Катя зарывалась там в песок (пряталась от солнца).

3. Органы чувств степной черепахи.

Органы чувств служат черепахам для поисков пищи, для выбора  партнёров и для ориентации в пространстве. Сухопутные черепахи обладают очень хорошим зрением, неплохо распознают и различают цвета. Температурные ощущения у сухопутных черепах развиты очень хорошо. Поскольку их активность возможна лишь в небольшом промежутке между 15 и 35 °С, а температуру тела невозможно регулировать физиологическим путём, черепахам не остаётся ничего иного, как переменить место обитания, чтобы как можно дольше находиться в подходящем режиме.. В прохладную погоду они выходят на солнце, на прогретую поверхность или ищут защиты в зарослях растений, зарываются в дёрн или землю. В сильную жару они переходят в тень, к воде или опять-таки зарываются в землю. Температуру они воспринимают особыми чувствительными клетками, терморецепторами, которые распределены по всей поверхности тела, в том числе на панцире, больше всего их в области носа и рта и на подошвах лап. Неплохо развито у черепах и чувство вкуса. Бывает так, что нежелательную для неё пищу, обычно исследуемую с помощью обоняния, черепаха сначала засовывает в рот, а потом выталкивает языком и вытаскивает остатки передними лапами. Гораздо хуже у черепах дело обстоит со слухом и осязанием. Ухо и барабанная перепонка практически не развиты, способность различать звуки ограничивается низкими частотами.

 В марте месяце, когда черепаха была уже активной, я наблюдала за ней, заметила, что она не хочет есть морковь, зато охотно лакомилась свежими огурцами. Тогда я ей стала предлагать на выбор разные блюда, она выбирала свои любимые лакомства: капусту, огурцы, черепаший корм, яблоки. А вот соленую рыбу, хлеб, морковь обходила стороной. Тогда я заинтересовалась чувствами моей черепахи и стала изучать чувства и органы чувств черепах: слух, зрение и обоняние.

3.1. Органы слуха

Чарльз Дарвин, утверждавший, что черепахи глухие, был неправ. Недавние электрофизиологические исследования слуха черепах показали, что они отлично слышат, особенно низкие звуки. К низким частотам относятся стук, шаги, хлопки, шорохи, шум автомобиля и т.д

У черепах парное внутреннее ухо имеет типичное строение.
Барабанная перепонка у наземных черепах толстая, у большинства видов прикрыта снаружи роговым щитком. Обнаружить ухо черепахи трудно. Оно располагается за "щекой". Я у своей черепахи ухо так и не разглядела.

Моя черепаха хорошо реагирует на интонацию голоса, она узнает мой голос и голос мамы, вытягивает шею и слушает. Я подзываю  Катю по имени или колокольчиком к кормушке. Также Катя просыпается и начинает шевелиться по утрам, когда слышит колебания пола ( в доме все проснулись) при этом колебания через ноги и панцирь передаются во внутреннее ухо. Когда папа берет ее на руки (это бывает очень редко) и грубо разговаривает с ней, то Катя полностью прячется в панцирь (голову, лапки, хвостик). Хотя некоторые сомневаются, что черепахи помнят своего хозяина, они полагают, что черепахи просто-напросто «попрошайки», которые торопливо устремляются из-за пищи, а не из-за потребности в общении. Моя Катя позволяет мне гладить себя по шее и совсем не боится меня.

3.2. Осязание черепахи

Осязание из-за толстой и покрытой чешуйками кожи довольно ограниченно, поэтому и чувствительность к боли у черепах значительно ниже, чем у теплокровных животных. Однако считать панцирь черепах чем-то вроде железных доспехов ни в коем случае нельзя. Между костными и роговыми пластинками панциря очень хорошее кровоснабжение, и потому он, вопреки ожиданиям, очень чувствителен. Так, например, спящую черепаху можно разбудить, просто погладив её пальцем по карапаксу.

 У черепахи хорошо развито осязание. Моя Катя реагирует на прикосновение к панцирю. Не всегда одинаково: от поглаживания чужим человеком она прячется в панцирь, а я ее спокойно глажу или даже бужу, чтобы она поела. Так же позволяет мне гладить ее по шее-самому уязвимому месту.

3.3. Органы зрения

Глаза обычно хорошо развиты. Основная структура глаза – почти сферическое глазное яблоко, расположенное в углублении черепа – глазнице. Черепахи имеют два века – верхнее и нижнее, а также "третье веко" – мигательную перепонку, закрывающую переднюю половину глазного яблока. Нижнее веко развито сильнее, чем верхнее, и является подвижным.

Но зато у черепах хорошее зрение. Воспринимают почти весь спектр цветов ( в т.ч. и тот, что видим мы, и даже больше). Цвет имеет большое значение при выборе корма, обследовании окружающей среды и выборе партнера

3.4. Органы обоняния и  вкуса .

 А вот если ей не нравится вкус еды, хотя она является и съедобной, и имеет яркий цвет.  Есть ее Катя отказывается. Я ей предложила стручок молодого гороха, она с аппетитом его сжевала, но ей не понравился вкус, она тут же его выплюнула. Врагов, тень и съедобные растения они могут увидеть уже на расстоянии 10 м, особенно если это движущиеся объекты. Многие черепахи с большого расстояния могут узнавать знакомых им людей.

Анализ теоретической части исследования показал, что использованный список литературных источников оказался достаточным, чтобы представить основные аспекты жизнедеятельности степной черепахи в естественных условиях и в условиях неволи.

В тексте приведены определения базовых понятий исследования, частично представлена классификация черепах, приведено научное описание  конкретного вида черепах (среднеазиатских):  признаки, среда обитания, способы определения возраста, поведение в природе, которое определяется органами чувств животного.

Ценность теоретической части исследования заключается в том, что автор применяет полученные теоретические знания к конкретным практическим действиям: Анжелика описывает возраст домашней черепахи Кати, используя методику по длине панциря и методику по числу колец на панцире. Изучая органы чувств черепахи, Анжелика устанавливает соответствие между тем, что известно о черепахах из литературных источников и  тем, что она наблюдает у своего питомца. На основе этого девочка формулирует определенные выводы. Таким образом, теоретическое исследование в рамках заданной темы достаточно логично и обоснованно.

4. Исследования органов чувств степной черепахи.

4.1. Органы слуха, зрения, вкуса  черепахи.

В марте месяце, когда черепаха была уже активной, я наблюдала за ней, заметила, что она не хочет есть морковь, зато охотно лакомилась свежими огурцами. Тогда я ей стала предлагать на выбор разные блюда, она выбирала свои любимые лакомства: капусту, огурцы, черепаший корм, яблоки. А вот соленую рыбу, хлеб, морковь обходила стороной.

Я заинтересовалась чувствами моей черепахи и стала изучать чувства и органы чувств черепах: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус.  (Приложение №3, №4)

Провела такие наблюдения: по очереди изменяла звуки и наблюдала за реакцией черепахи. Это были: голос мамы, голос папы, колокольчик, музыка классическая, громкая, грубая, стук  о  стекло террариума, посторонние звуки  (шаги), мой голос

Катя   хорошо слышит. Узнает меня и маму по внешнему виду и голосу. Не любит находиться в руках у папы. Зрение и обоняние у нее хорошие.

Предлагала на выбор корм: свежую морковь, стручки зеленого гороха, белый хлеб, специальный черепаший корм, цветки одуванчиков, соленую рыбу и наблюдала, что выберет черепаха.  Черепаха пищу выбирает еще и по вкусу: не путает свой корм, не любит стручки гороха зеленого. Не рекомендуемую  для корма пищу не выбирает (хлеб, рыбу).

 Моя черепашка реагирует на свое отражение в зеркале, выбирает в пище компоненты красно-оранжевого цвета. Однако непосредственно у кормушки Катя уже ориентируется с помощью обоняния( оно у черепах очень хорошее) и вкуса. У нее в террариуме висит картина с подсолнухами, которые похожи на одуванчики (любимая еда Кати), она очень долго и внимательно на них смотрит, но попробовать не может, т.к. они ничем не пахнут.

5. Влияние температуры окружающей среды и атмосферного давления на поведение черепахи

Интересно, что в домашних условиях моя черепаха не спит. У нас бывают частые ветра, как зимой, так и летом. Это значит, что меняется атмосферное давление.  Я заметила, что ведет себя черепашка  тоже по-разному.      Этой зимой я начала исследовать, как влияют температура окружающей среды, атмосферное давление и свет на поведение моей черепахи. Для этого я измеряла температуру в террариуме, следила за температурой на улице и атмосферным давлением (это давление всей атмосферы на все находящиеся в ней предметы и земную поверхность) и наблюдаю за ней. (Приложение №5, №6)

В те дни, когда атмосферное давление было невысоким, моя черепаха была очень активна (ползала по террариуму, рыла грунт, что-то искала, хорошо кушала), затихала только вечером. При повышении атмосферного давления активность Кати снижалась, она больше спала, мало кушала. Когда атмосферное давление было самым высоким за период исследования, Катя практически весь день спала, грелась под лампой, вытянув шею, лапы, прикрыв глаза. Если я ее будила, чтобы покормить,  она конечно интересовалась, для из-за чего ее тревожат, но тут же засыпала, прямо над тарелкой с едой.

Значит, атмосферное давление сильно влияет на давление внутри черепахи и заставляет органы работать по-другому и изменять поведение.

В зимний период я заметила, что с понижением атмосферного давления повышается температура окружающей среды, вместе с этим и увеличивается активность черепахи. Это при условии, что террариум постоянно освещается и обогревается лампой накаливания.

Два года назад над террариумом своей черепахи я свет не включала всю зиму. И черепаха почти всегда спала, плохо ела, не росла.

Выводы

  1. Я прочитала еще больше литературы о черепахах, наблюдала за своей черепахой и узнала еще больше нового о ней.
  2. На севере черепаха в зимний период чувствительна к атмосферному давлению, температуре окружающей среды и освещению.
  3. Моя  черепаха хорошо слышит. Узнает меня и маму по внешнему виду и голосу. Не любит находиться в руках у папы. Зрение и обоняние у нее хорошее. Также черепаха пищу выбирает еще и по вкусу: не путает свой корм, не любит стручки гороха зеленого. Не рекомендуемую  для корма пищу не выбирает (хлеб, рыбу).

4 . Поведение черепахи в природе степей и пустынь отличается от поведения в условиях Севера. Исследования влияния погоды на поведение черепахи показало: при низком атмосферном     давлении черепаха беспокойная, при повышении атмосферного давления к норме черепаха успокаивается. В морозные дни, когда температура воздуха на улице ниже -35, черепаха спит постоянно, ест один раз в два дня.

Черепахи могут жить довольно долго, не болея при этом, и прекрасно себя чувствуя, в несвойственных им климатических условиях при правильном содержании и уходе. Болезням и инфекциям подвержены больше всего недавно пойманные черепахи, а также ослабленные в результате переезда и перемены климата. Болезни вызывает не правильное питание, травмы, нарушение температурного режима, контакты с больными животными. Каждый человек, который содержит на Севере  террариумных животных, обязан   знать, что изменение климата ведет к изменению поведения. поэтому научиться правильно ухаживать для создания комфортных условий жизни своего питомца.

В экспериментальной части исследования автор достаточно грамотно использует выбранные методы исследования.

Юная исследовательница четко задает направление наблюдения, выбирает соответствующий инструментарий, параметры наблюдения и фиксирует результаты наблюдения в табличной форме, формулирует выводы.

Метод эксперимента предполагает его поэтапную реализацию. Все этапы эксперимента в конкурсной работе четко прослеживаются.

На констатирующем этапе девочка определила базу исследования (домашний террариум), описала поведение черепахи на начало экспериментальной работы и задала показатели (температура, атмосферное давление, свет), влияющие на поведение черепахи.

На формирующем этапе эксперимента автор выявлял зависимость поведения черепахи от изменения температуры, атмосферного давления и света, делая соответствующие замеры. Результаты наблюдения фиксировались в таблице.

На аналитическом этапе экспериментальной работы Анжелика обработала результаты и представила их виде графиков зависимости поведения черепахи от заданных параметров. Большое значение для исследования имеет двухлетний период проведения эксперимента, что позволило автору получить более достоверные результаты и сделать соответствующие выводы о подтверждении выдвинутой гипотезы.

Анализ заключительной части конкурсной работы показал. что выводы о проделанной работе соответствуют заявленным задачам исследования, а значит можно заключить, что цель исследования достигнута.

Литература.

1.Васильев Д., Соколов А. "Черепахи. Ящерицы. Змеи. Содержание, кормление, лечение в домашних условиях". "Аквариум ЛТД". 2000 г.

2.Вильке Х. "Черепахи". Серия: Домашние питомцы. "Омега". 2002 г.

3.Гуржий А.Н. "Сухопутные черепахи". Серия "Энциклопедия домашних животных", "Дельта-М". 2003

4.Гуржий А.Н. "Популярные сухопутные черепахи". "Аквариум" 2006

5.Казанцева С. "Черепахи". "Аквариум" 1999

6.Кудрявцев С.В., Фролов В.Е. "Руководство по определению черепах мира". "Московский Зоопарк", Москва, 2005

7.Махлин М.Д. "Черепахи у вас дома", Серия: Энциклопедия домашних животных ("Белый город") "Дельта М", 2000

8.Прашага Р./Райнер П. "Черепахи: содержание и уход". "Аквариум-Принт" 2005

9.Прашага Р. "Сухопутные черепахи" (пер. с нем. Агафоновой В.В.). 2004

10.Притчард П. "Энциклопедия черепах" 1979

11.Сбитнева Е.М. "Черепахи: История происхождения, виды черепах, содержание и уход, кормление и разведение, болезни и их лечение" 2004

12.Стребкова В.Н. "Черепахи. Сухопутные черепахи: разнообразие и содержание в неволе". Серия "Домашний экзотариум","Проект-Ф". Москва, 2004

13.Холгер В. фотоатласы "Черепахи мира". 2002

Приложения

Параметры сухопутных черепах черепах, рожденных и живущих в природе (на примере Testudohermanni)( Приложение №1)

Возраст

Новорожденный

1 год

2 год

3 год

Длина

30-34 мм

48-52 мм

56-60 мм

75-90 мм

Вес

10-12 г

25-35 г

48-65 г

95-150 г

 Параметры моей черепахи (Приложение №2)

Возраст

Примерно 4 года

5 лет

Длина

10 см

12 см

Вес

310 г

430 г

Приложение №3

Реакция черепахи на разные звуки

Звуки

Реакция  черепахи

Голос мамы

Вытянула голову.

Голос папы

Спрятала голову.

Колокольчик

Испуг , оглядывается по сторонам.

Музыка

А) классическая

Б) громкая , грубая

Стук  об  стекло террариума

Заметила и услышала стук моей руки, испугалась.

Посторонние звуки  (шаги)

Чуть повернулась, затем стояла.

Мой голос

В руках : вытянула голову , услышала меня.

В террариуме : не заметила.

Приложение №4

Реакция черепахи на разные цвета

 цвет

Нет  реакция черепахи

фиолетовый

Нет реакции

Чёрный

Нет реакции

Белый

Движение в сторону объекта

Коричневый

Нет реакции

Красный

Движение в сторону объекта

Желтый

Движение в сторону объекта

Зелёный

Интерес

Голубой

Нет реакции

        Приложение №5

        

Время суток

Атмосферное давление

Температура на улице

Температура в террариуме

Ночь

740 мм рт.ст.

-21

28

Утро

743 мм рт.ст.

-25

28

День

747 мм рт.ст.

-23

28

Вечер

749 мм рт.ст

-27

28

Приложение №6

Время суток

Атмосферное давление

Температура на улице

Температура в террариуме

Ночь

752 мм рт.ст.

-25

28

Утро

757 мм рт.ст.

-23

28

День

758 мм рт.ст.

-23

28

Вечер

760 мм рт.ст

-23

28

Рекомендации по усилению выполненной работы:

  1. Необходима корректная формулировка методологического аппарата исследования, исходя из темы:

Тема: «Изменение поведения степной черепахи в условиях Севера,

 связанное с особенностями органов чувств».

Цель: выявить зависимость поведения степной черепахи от воздействия различных факторов на ее органы чувств в условиях Севера

Объект – поведение степной черепахи

Предмет – изменение поведения степной черепахи, связанное с  органами чувств, в условиях Севера

Гипотеза исследования- на изменение поведения степной черепахи, связанное с  органами чувств, в условиях Севера влияют температура, атмосферное давление и свет

Задачи исследования:

  1. Изучить научную литературу по вопросам поведения степной черепахи в естественных условиях и в условиях неволи.
  2. Выявить факторы, влияющие на поведение черепахи, связанные с органами чувств.
  3. Проверить экспериментально зависимость изменения поведения степной черепахи от воздействия на ее органы чувств различных факторов (температуры, атмосферного давления, света) в условиях Севера.

2. В теоретической части исследования целесообразно делать ссылки на авторов книг из    списка литературы, что усиливает достоверность и обоснованность исследования.

3. Следует обратить внимание на корректное оформление способов фиксации результатов исследования. Должны быть заданы названия таблиц, таблицы должны нумероваться. При построении графиков необходимо обозначать величины, соответствующие осям.

4. На титульном листе необходимо указать место проведения заочного конкурса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа «Лучший танк Второй мировой войны Т-34»

Данная работа получила ГРАН-ПРИ на научно-практической конференции "Исследовательский дебют - 2014"...

Научно-исследовательская работа "Анализ сказки "Забочок" Ляпуновой О.А."

Работу выполнила ученица 4 класса. В работе представлено творчество современной детской писательницы Ляпуновой Ольги Александровны. Проведён анализ одного из её произведений....

Исследовательская работа "Чей клюв лучше?"

Данная работа рассматривает такие вопросы:1.     Что такое клюв и зачем он нужен птице?2.     Какие бывают клювы?3.     Как форма клюва зависит от пищи....

Анализ исследовательской работы.

В данной работе проведен анализ сильных сторон исследовательской работы обучающейся творческого объединения "Экологическое краеведение". Исследовательская работа была представлена на конкурс...

Исследовательская работа " Анализ загрязнения воздуха в городе Калининграде от сгорания автомобильного топлива"

Главным замыслом проекта является изучение загрязнения воздуха от сгорания автомобильного топлива в нашем городе. Изучили, что возможно сделать  для улучшения экологической обстановки в го...

Презентация к научно-исследовательской работе: "Анализ основных черт характера сказок о животных Югорских народов".

Объект исследования: сказки о животных народов ханты и манси.Предмет исследования:  отличительные черты характера героев сказок о животных.Гипотеза исследования: главные герои сказок о животных х...