Применение современных технологий и методов для повышения социализации обучающихся.
презентация к уроку

Мусиенко Инна Николаевна

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего, необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение современных технологий и методов для повышения социализации обучающихся.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

Основная проблема социализации - это отклонения от нормального становления

личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности».

Социализация детей с интеллектуальными нарушениями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего, необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Социальные навыки нужны не только для того, чтобы их использовать в социальных ситуациях и заводить друзей. Эти навыки необходимы для каждодневного функционирования во всех ситуациях.

Применение альтернативных методов коммуникации (PECS)

Почему этот метод применяется в обучении…

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (у детей с РАС) имеет особую значимость в адаптации к окружающему миру. Отсутствие речи или в частности ее коммуникативной функции является одной из самых значительных трудностей в работе с ребенком. Вместе с тем несформированность речевых навыков ведет к огромной пропасти в понимании ребенка окружающими, а самое главное родителями. Неумение ребенком выразить свои желания и просьбы чаще всего приводит к появлению нежелательного поведения, выполняющего функцию «потребности»Например,нормально развивающийся ребенок попросит«Мама, купи мороженое», в то время, как, ребенок с расстройствами аутистического спектра и с отсутствием коммуникативной речи, вполне вероятно, начнет кричать в магазине, топать ногами, валяться на полу. В таком случае, станет намного проще, если, ребенок, научившись «общаться» с помощью карточек, «обменяет» картинку, на любимое лакомство.

Умение общаться играет весомую роль не только в рамках выражения своих потребностей, но и умении полноценно общаться со взрослыми и со сверстниками в целом. И вместе с тем и в умении действовать самостоятельно, без значительной помощи близких людей (родителей, педагогов и т. п.)

Альтернативными методами, направленными на создание возможности «общаться» являются жесты и карточки. Выбор конкретного метода зависит от дополнительных возможностей ребенка, таких как способность имитировать действия и воспроизводить их самостоятельно и способность визуально сканировать изображения и соотносить их с предметами. Во втором случае используются карточки.

Данная система коммуникации для детей с аутизмом была разработана Лори

Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Основные способы обучения общению с помощью карточек PECS базируются на принципах Прикладного анализа поведения.

Система PECS описана в книге Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». Описание книги, как и купить книгу — легко можно найти в интернете либо в книжном магазине. Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими.

Главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов. Цель системы — быстрое обучение целенаправленному, самостоятельно и активному общению детей, больных аутизмом.

Суть метода

Используя РЕСS, можно намного быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и непроизвольно произносить слова, чем когда в обучении используется голосовая имитация и наименования предметов. РЕСS делает общение ребенка с окружающими людьми более доступным. Программа РЕСS способствует быстрому приобретению базисных навыков коммуникации.

Использование РЕСS, благодаря совмещению словесного и визуального процессов, ускоряет развитие разговорной речи, а не тормозит ее, как считают многие родители. Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но такой «разговор» со сверстниками лучше, чем полное отсутствие общения.

Конечно же. метод РЕСS не дает гарантию, что ребенок заговорит. Может быть, через год, а может через пару дней ребенок научится произносить несколько слов, а возможно, что все усилия родителей и врачей не принесут никакого результата. Однако метод позволяет ребенку «донести» до окружающих его желания, и мы не имеем морального права лишать детей этой возможности.

Этапы обучения

Основные этапы обученияальтернативной коммуникации с помощью карточек пекс следующие:

• На первом этапе необходимо обучить ребенка давать карточку.

• Второй этап подразумевает обучение ребенка отдавать карточку.

• На третьем этапе надо достичь того, чтобы ребенок распознавал предметы, изображенные на карточке. Все ошибки, возможные на этом этапе, связаны с неумением ребенка распознать предмет.

• Научить ребенка составлять предложения типа «Я хочу….(название предмета)» или «Дай мне (предмет)» — задача четвертого этапа обучения.

• Если ребенок стал отвечать на вопросы «Что ты хочешь?»«Что ты видишь?» — значит успешно пройден пятый этап обучения.

• На заключительном, шестом этапе, ребенок должен научиться различать предметы и когда его об этом спрашивают, и когда он сам называет предметы.

Обязательное условие для начала обучения ПЕКС - у ребенка должно быть самостоятельное желание что-то получить или сделать). Конечная цель - ребенок научится просить.

Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS:

Начинается обучение работе с ПЕКС после усвоения ребенком базисного курса,включающего: отработку сравнительно устойчивого зрительного контакта, словесных или жестовых обозначений "да", "нет", "дай". У ребёнка должен быть устойчивым учебный навык, то есть, в рамках полевого хаотичного поведения освоение PECS проблематично.

Ещё один важный навык - имитация действий "сделай, как я". Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются.

Итак:

1. На подготовительном этапе лучше пользоваться не карточками, а фотографиями, только тогда, когда ребенок узнаёт предметы, объекты, людей, действия и т. д. По фотографиям — смело переходим к замене их постепенно — на карточки.Подготовка фотографий: необходимо сделать по 2 экземпляра фото людей, которые играют в жизни аутичного ребёнка значимые роли: родители, дедушка, бабушка, подруга или друг, брат или сестра. Задача ребенка – правильно подобрать один экземпляр фотографии к другой. При этом, когда он возьмёт, к примеру, фото мамы, нужно четко назвать,обозначить его«мама» и указать на идентичное изображение, побуждая ребенка складывать данные фотографии рядом. Так он будет действовать и с остальными фотографиями, а если у ребёнка наблюдается эхолалия, то он будет повторять за вами имена. Называйте того, кто представлен на фото, и тут же спрашивайте у ребёнка«Кто это?» и он даст правильный ответ.

2. Когда ребёнок станет безошибочно называть имена людей, которые его окружают и здороваться с ними, а также с другими людьми без использования подсказок,то следует приступить к следующему этапу: научить его совмещать приветствие с именами людей. Для этой операции понадобятся двое, пусть это будет мама и бабушка.В комнату входит бабушка и говорит«Привет, Серёжа!», а сидящая сзади ребёнка мама,подсказывает ему«Привет, бабушка!». В скором времени число подсказок будет уменьшаться, малыш сам сможет идентифицировать и называть вошедшего и здороваться с ним, упоминая его имя.

3. Для закрепления желаемого навыка можно данное действие снять на видео (задействовав при этом всех членов семьи):знакомый ребенку человек заходит в дом и говорит приветственную фразу«Привет, Сережа!» Ребенок, просматривая видео, должен ответить (с помощью подсказки или самостоятельно)«Привет, папа /бабушка, мама и т. д. /!» Нужно время от времени демонстрировать видео ребёнку столько раз, сколько потребуется для того, чтобы он научился приветствовать людей безошибочно.

ВАЖНО! ФАЗА ПЕРВИЧНОГО ОБУЧЕНИЯ - физический обменобучение давать карточку.

Нужно два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше - вкусовые или вещевые.

Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребёнком кладётся любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Чем глубже поражение развития ребёнка, тем больше изображение должно походить на предмет. Например, можно сфотографировать предлагаемый предмет. Затем надо ждать, пока ребенок потянется к предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка). После - ребёнок незамедлительно получает желаемый предмет. Просьба должна выполняться на начальном этапе с разрывом не более 15 секунд, чтобы ребёнок усвоил алгоритм. Постепенно убирайте помощь. Цель этой стадии для ребенка - спонтанно начать общение. Постепенно карточек становится всё больше. Причём надо добавлять поначалу только существительные.

Основной целью первого этапа обучения РЕСS научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет. То есть, когда ребенок видит мотивационный стимул, он берет картинку, протягивает ее учителю, и оставляет картинку в руке учителя. На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрослых - "коммуникативный партнер" сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. Второй взрослый - "фея" - сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, помогает ему взять картинку и протянуть ее "коммуникативному партнеру". Для того чтобы не подавить инициативу ребенка,ни один из взрослых не обращается к ребенку с вопросами: "Что ты хочешь?" или с инструкциями; "Если хочешь конфетку, то дай картинку!". Важно что бы оба взрослых молчали. "Коммуникативный партнер" может приблизить желаемый предмет к ребенку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый ("фея") должен внимательно следить за движениями ребенка, и как только ребенок начинает тянуть руку к предмету - направить его руку к карточке, и помочь ему взять карточку, и протянуть - и все это тоже молча. Когда ребенок кладет карточку в руку "коммуникативного партнера" - только тогда "коммуникативный партнер" произносит наименование данного предмета, и сразу же дает его ребенку. Данным действием "коммуникативный партнер" озвучивает просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова - он сможет сопровождать просьбу словами. На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов, и не разнообразие просьб. Поэтому, используется только один предмет, и только одна карточка. Что бы удостовериться, что у ребенка есть мотивация для получения данного предмета, изначально ребенок получает его без того, что бы протянуть карточку. Например, ребенок получает маленькую конфетку. Следующую конфетку "коммуникативный партнер" держит перед ним и не дает. Если ребенок протягивает руку, значит, он хочет еще, и тут вступает в действие "фея" - направляет руку ребенка к карточке, и помогает ему взять и протянуть карточку. Или, если это не предмет, а действие - например, качание на качелях. Сначала ребенка несколько секунд качают на качелях и останавливают качели. Если ребенок делает движения телом, чтобы продолжить качаться - "фея" направляет руку ребенка к карточке с изображением качели, помогает ему взять эту карточку, и протянуть "коммуникативному партнеру". Он скажет "Качели!" и покачает ребенка еще несколько секунд.

Что делать, если ребенок не проявляет инициативу? Просто перейти к следующему предмету по списку. Например, ребенок больше не хочет конфету, можно начать работать над складыванием паззла (если изначально это действие является мотивационным для ребенка). То есть, на первом этапе желательно "отработать" весь репертуар интересов ребенка. НО! Каждый раз только по одному предмету и только с одной соответствующей карточкой! Очень важно проводить обучение интенсивно, и тренировать до тех пор, пока ребенок не сделает это действие (подаст карточку) - 30-40 раз в день. Идеально, если получается приблизительно 80 обменов в течение дня. В процессе обучения необходимо, что бы "коммуникативный партнер" и "фея" менялись местами и ролями, для того, что бы научить ребенка обращаться с просьбами к разным людям.

Конечно же, применять данную систему целиком в своей работе имеет смысл тогда, когда действительно возникают проблемы во взаимодействии с ребенком.

Применение карточек РЕСS при проведении коррекционных занятий является эффективным в момент объяснения определенного задания, также облегчает понимание некоторых инструкций, которые не могут быть доступны вербально не только для детей с РАС, но и для умственно отсталых детей.

С помощью карточек можно составлять алгоритм выполнения определенных действий, заданий на занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Игровые упражнения, как способ коррекции коммуникативных умений у детей с РАС » Подготовила: Мусиенко И.Н.

Слайд 2

Детям , имеющим расстройства аутистического спектра, сложно общаться с другими людьми и находить с ними общий язык . Даже если ребенок с аутизмом может построить простую фразу, имеет хороший словарный запас, это не означает, что процесс общения не будет вызывать у него затруднений .

Слайд 3

Т рудности коммуникации детей с РАС со сверстниками и взрослыми : отсутствие или недостаточное стремление к общению ; отсутствие или слишком кратковременный зрительный контакт; неумение привлечь внимание собеседника , в том числе, называть его по имени; неумение вступать в процесс общения , поддерживать диалог и адекватно завершать его; неумение понятно выразить свое желание , мысль речевыми средствами общения.

Слайд 4

Игры и игровые задания, направленные на развитие коммуникативных способностей у детей с РАС.

Слайд 5

«Хоровод» Цель: организовать первичное невербальное взаимодействие детей друг с другом. Дети стоят в кругу, держатся за руки. По заданию взрослого они движутся направо , налево, сходятся к центру, расходятся от центра, стараясь не отпускать руки. Можно в процессе хоровода петь детские песенки , знакомые детям, водить хоровод под музыку .

Слайд 6

«Гляделки » Цель: учить детей устанавливать зрительный контакт. Во время игры ведущий ( сначала взрослый , потом ведущими становятся дети ) должен выбрать одного из детей и посмотреть ему в глаза. Тот, кому ведущий смотрит в глаза, должен сделать заранее оговоренное простое действие (сесть, подпрыгнуть, крикнуть и т.п.). Остальные дети действие не выполняют, пока не будет установлен зрительный контакт с ведущим .

Слайд 7

«Передай мяч» Цель: обратить внимание ребенка на других детей группы, учить называть детей по имени, устанавливать зрительный контакт . Вариант 1 . Дети сидят в кругу. Нужно передавать мяч по кругу, посмотрев и назвав того, кому передаешь мяч. Или мяч можно передавать в произвольном направлении , называя имя ребенка. Вариант 2 . Используется как приветствие в начале занятия. Дети, передавая мяч, здороваются со своим соседом, называя его по имени.

Слайд 8

«Соковыжималка» Цель: знакомить детей с другими участниками группы. Дети стоят в кругу и держатся за руки. Выбирается один ребенок, который встает в центр круга. Он называет какой-нибудь фрукт или ягоду. Дети движутся к центру, произнося : « Жжжжжжж !», изображая соковыжималку . После того как участники игры коснутся игрока в центре (« сделать сок из фрукта»), игра останавливается, и выбирается следующий желающий. Если данная игра доставляет некоторым детям дискомфорт ощущением прикосно вения , то в центр круга их ставить не рекомендуется .

Слайд 9

«Кто сказал «Мяу » Цель : побуждать детей называть друг друга по имени, обратить внимание на голос каждого участника группы. Дети сидят в произвольном порядке на ковре с закрытыми глазами. Ведущий касается одного из ребят, и тот должен произнести : «Мяу!». После чего все игроки открывают глаза и угадывают, кто сказал «Мяу ». Вариант игры: «Кого укусил комарик ?». Только вместо «Мяу» ребенок произносит : «Ай!», когда ведущий дотронется до него.

Слайд 10

« Позови» Цель : учить обращать внимание сверстника на себя как вербальным способом, так и невербальным. Дети стоят спиной к водящему ребенку . Он выбирает того, кто должен повернуться лицом и называет его по имени (либо дотрагивается до плеча и потом называет по имени). Выбранный ребенок становится водящим. Остальные не должны поворачиваться, пока не услышат свое имя .

Слайд 11

«Давай меняться » Цель: учить адекватно выражать желание обменять игрушку. Каждый ребенок выбирает себе игрушку из предложенных. Внимание детей по очереди обращается на ребенка и на его игрушку . По заданию взрослого детьми выполняются различные действия с игрушкой : спрятать за спину, поднять над головой , поставить на пол и т.п. Далее детям предлагается поменяться игрушками , произнося фразу: «Катя, давай меняться», « Миша, давай меняться » и т.д .

Слайд 12

Следует отметить, что не все дети поначалу проявляют желание обменяться игрушками , поэтому следует заранее изучить предпочтения таких ребят и использовать понравившиеся им игрушки для стимуляции желания поменяться. Игры можно проводить на различных этапах занятия, в том числе и во время динамической паузы, так как большинство из них включают задания на движения. На этапе ознакомления с игрой взрослый берет на себя ведущую роль, доля которой постепенно снижается, когда дети овладевают игрой. Игры периодически необходимо менять от занятия к занятию , с целью поддержания интереса детей к данной деятельности .

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных технологий для развития речи учащихся начальной школы

Данная работа включает в себя статью на тему "Применение современных технологий для развития речи учащихся" и презентацию к данной работе....

Выступление на педсовете на тему: «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

В данном выступлении отражены методы и приёмы организации ситуации успеха на уроке, без которых некоторым детям невозможно поверить в собственные силы....

Из опыта работы: Применение современных технологий для развития речи и мелкой моторики рук у детей с ОВЗ на уроках.

Поступая в первый класс, дети с ОВЗ с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устаёт ру...

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ

Современная роль образования, приоритетом которого является воспитание, зафиксирована в важном государственном документе — Федеральном законе «Об образовании РФ». А в основу ФГОС НОО...

Мастер-класс в рамках межрегиональной научно-практической конференции в г.Иваново «Современное воспитание: смыслы, цели, образы» «Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ»

Мастер-класс: «Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ» Цель мастер-класса: создание условий для ознакомления...

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся

Применение современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся....

Статья «Применение современных технологий. Технология «Перевернутый класс»

Уже несколько лет у продвинутых преподавателей популярна новая методика — «перевёрнутый класс», или flipped classroom. Это не ученики, которые стоят на голове, а...