Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня
статья (2 класс)

Фарафонтьева Мария Александровна

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка,характеризующийся преобладанием эмоционально – чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют его сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно – образной картины мира и нравственно – экологической позиции личности, которая определяет отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребёнок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить своё место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня»

    Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка,характеризующийся преобладанием эмоционально – чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют его сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно – образной картины мира и нравственно – экологической позиции личности, которая определяет отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребёнок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить своё место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе.

   Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от 9 лет и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно.

   Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье, дошкольных и школьных учреждениях. Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться её любить.

   Школьный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребёнка. Чтобы разумно влиять на ребёнка и «лепить» из него здорового, гармонично развитого человека, надо организовать воспитание, исходя из особенностей детского организма. В 7 лет у детей зарождается чувство любви к Родине, её природе, истории, общественно -политической жизни. Они с охотой читают рассказы, посвящённые данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно – гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память. Ребёнок начинает высоко ценить авторитет старших. Можно сказать, что поведение взрослого в значительной степени определяет поведение ребёнка.

    Исходя из общей цели экологического воспитания, особенностей психического развития ребёнка, в школьном возрасте можно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём.

   Психологические исследования показывают, что на этапе школьного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по – детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика, эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.

   Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

   Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

   Большое значение для экологического воспитания младших школьников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы ( посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных ).Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.

    Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живёт, растёт, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека. Главное в детском труде – радость ребёнка от участия в нём, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно с взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и др.)

   Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо – плохо», «добро – зло» и «красивое – некрасивое»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам. Прекрасное и эстетически возвышенное отношение к природе неразрывно. Эмоционально – эстетическое при воспитании отношения к природе взаимосвязано с интеллектуальным, на что указывают многие психологи и педагоги. Очень важно, как природа входит природа в жизненный опыт ребёнка, как она эмоционально им осваивается. Важно, чтобы ребёнок испытывал радость от своих занятий. Задания, которые вы ему даёте, сначала должны быть лёгкими, и только постепенно можно усложнять их. Неудачи могут привести к развитию нежелательного чувства неуверенности у ребёнка. Старайтесь не оставлять без внимания любую его работу, где можно, похвалите, покажите остальным. Для ребёнка такое уважение и одобрение его деятельности очень важно.

   Младших школьников важно включать в общественно полезную деятельность экологического характера – выращивание растений, сбор корма для зимующих птиц, их подкормку и т.д.

   Я считаю, что младшие школьники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Следует помнить, что нравственная позиция ребёнка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Поэтому необходимо познакомить детей с правилами поведения на природе с учётом её сохранения и защиты (помочь овладеть умением правильного сбора даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостности и условий жизни). Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.

Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продлённого дня предполагает решение ряда задач:

- расширение экологических знаний;

- повышение экологической культуры;

- развитие потребностей гармоничного общения с природой;

- обогащение кругозора детей;

- развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;

- развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;

- привитие бережного отношения и любви к природе.

   Л.В. Моисеева, в системе экологического воспитания, выделяет ряд основополагающих принципов:

1. Междисциплинарность:

- экологизации предметов, т.е. внедрение экологических идей в содержание и методы обучения отдельных предметов;

- интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные знания экологического содержания.

2. Единство познания, переживания и действия:

- целостные ориентации личности;

- мотивы деятельности;

- природоохранная деятельность.

3. Целенаправленное педагогическое общение школьников с окружающей средой (природой).

4. Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем.

5. Принцип альтернативности и прогностичности.

Для решения названных задач можно спланировать занятия в группе продлённого дня по экологическому воспитанию, объединить их в определённый цикл. Например, «Экологическая неделя».

Цикл занятий «Зелёная неделя» делится на пять разделов:

   1 раздел – «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, В.Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

   2 раздел – «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

    3раздел – «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

    4 раздел – «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

   5 раздел – «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы, для этого необходимо разработать цикл прогулок и экскурсий в группе продлённого дня. Ведь именно там ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой. Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.

    Снабжение учеников системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности.