Статья: Подготовка сборной команды младших школьников к соревнованиям по робототехнике
статья (2 класс)

Овчинникова Вера Сергеевна

В данной статье рассказывается об особенностях подготовки команды младших школьников к соревнованиям по робототехнике

Скачать:


Предварительный просмотр:

подготовкА сборной команды младших школьников к соревнованиям по робототехнике

Подготовка к соревнованиям – это развитие творческих, аналитических, инженерно-технических, коммуникативных способностей учащихся и педагогов. Такая подготовка требует участия многих педагогов, специалистов разного плана. Преподаватели-робототехники развивают механическую и программную часть проекта. Возможны консультации преподавателей-физиков. Преподаватели технического творчества учат работать с инструментами и материалами. Проводить исследования по теме проекта помогает преподаватель проектной деятельности или учитель-предметник. Подготовить плакаты может помочь учитель рисования. Подготовить выступление поможет педагог-организатор. Собрать такую команду учителей для совместной работы над проектом трудно даже для специализированных школ. Учителя заняты ежедневной работой и дополнительная нагрузка не всегда возможна.

Несмотря на сложности, нам удалось cборной командой съездить на «Турнир двух столиц» в Москву, с творческим проектом поучаствовать во Всероссийской Олимпиаде Роботов (WRO) в Иннополисе, а в этом году в феврале принять участие в Чемпионате FIRST в Красноярске. И мы готовы поделиться нашим опытом.

Наша подготовка началась с заинтересованных преподавателей. Я познакомилась с Миллер Линой Львовной. Она тоже участвовала в написании этого материала. Мы работаем в разных школах, преподаем робототехнику в начальных классах, познакомились на городских соревнованиях. Как оказалось, мы ранее задумывались о выезде на «серьезные» соревнования в другие города, но в одиночку на это не решались. И мы решили объединить наших, увлекающихся робототехникой ребят начальной школы в одну сборную команду. Эта практика оказалась эффективной. Когда начинают работать над проектом два преподавателя, появляется больше идей, есть возможность заменить, подстраховать друг друга, обменяться опытом, техникой, легче решить финансовые вопросы.

Подготовку команды на соревнования можно разделить на несколько этапов

Подготовительный этап

Предварительно тренеры обсуждают регламент и положение соревнований, затем подбирают участников команды.  Подбор детей для команды - вопрос очень сложный. Ребята должны быть способными, ответственными, готовыми тратить время на разработку проекта, иметь желание добиваться результата, главное – быть увлеченными робототехникой. В связи с особенностями детского возраста важно учитывать и психологическую совместимость. Мы находили заинтересованных ребят в обычных группах, занимающихся по стандартной программе, и предлагали дополнительные занятия для подготовки к соревнованиям. В современном мире у многих детей нет свободного времени. Они занимаются спортом, музыкой, учебой. Некоторые ребята не любят соревнования, выступления и волнения с этим связанные. Зато согласившиеся учащиеся делают осознанный свой выбор и видят цель наших занятий, цель своей подготовки, стремятся участвовать и победить на соревнованиях.

В зависимости от оборудования для подготовки мы выбрали место занятий и назначили время, освободив небольшое окошко в своих плотных графиках.

Работа над проектом

На первой встрече с ребятами знакомимся с положением о соревнованиях, совместно ставим цель и составляем план работы для достижения цели. Детям предлагаем продумать и нарисовать эскизы будущих проектов. Закладываем основу исследовательской работы. Предлагаем искать информацию по выбранной проблеме, расспросить родителей, друзей, использовать источники информации в интернете. Ребята охотно обсуждают и делятся найденной информацией. На этом этапе очень важно найти существующие в мире решения, обсудить их достоинства и недостатки. Получить консультации специалистов.

Например, в прошлом году темой Всемирной Олимпиады Роботов были «Умные города». В младшей категории «Умный школьный автобус». Мы предложили умный автобус, как часть «Умной школы». Идею общей школьной системы, помогающей каждому ребенку, начиная с момента входа в автобус. Система узнавала детей при входе в автобус, помогала осваиваться в новой обстановке, могла играть с детьми, повторять уроки, провести экскурсию в космос или микромиры, старалась быть другом каждому ребенку.

На соревнованиях FIRST LEGO LEAGUE предлагали найти проблему строительства в вашей местности. Мы выбрали проблему озеленения. И предложили достроить на наших школах еще один этаж с зимним садом и пространством развития. Современные библиотеки, исследовательские лаборатории, пекарни – все, чего так не хватает детям в школе. И, конечно, роботы-помощники.

На этапе обсуждения идей происходит начальное распределение ролей в команде. Выделяются исследователи, конструкторы и программисты. Очень нужны ребята, которые помогают всем. Несмотря на распределение ролей в команде все могут рассказать про исследования, могут комментировать и исправлять программы, починить механизм и объяснить сильные и слабые стороны конструкций.

На второй встрече устраивается «мозговой штурм», во время которого ребята предлагают самые разные идеи реализации проекта и в результате совместного обсуждения происходит выбор моделей, определяется, какие конструкции нужно создать, и распределяется работа между членами команды.

На следующих занятиях происходит сборка моделей и написание программ для управления. На каждом занятии ведутся записи в Инженерную книгу – дневник работы над проектом. Ребята также выезжают вместе на экскурсии для сбора дополнительной информации по теме соревнований. На каждом занятии проводятся совместные чаепития с командой, иногда ребята вместе гуляют для укрепления командного духа.

Периодически проводится подведение промежуточных итогов, внесение изменений в собранные конструкции и в программы управления, оценка всего проекта в целом.

Подготовка к защите проекта

После того, как проект собран, начинается подготовка к выступлению ребят. С помощью тренеров составляется план выступления, затем идет репетиция. Чтобы лучше подготовить выступление, родителям предлагается дома расспросить детей об их проекте. Помощь родителей очень важна, они сопровождают ребят на экскурсии, воодушевляют их на творчество, помогают решать организационные вопросы.

Во время командных репетиций создаются видеоролики, которые помогают вносить корректировки в выступление. К этим съемкам дети готовятся серьезно, привыкают находиться перед камерами, ведь высока вероятность того, что на соревнованиях их будут снимать.

Необходимо помнить о еще одной важной составляющей творческого проекта – это плакат, на котором представлена команда, описание проекта и программ управления, фотографии командной работы. Ребята придумывают стиль оформления, готовят материалы, размещают на «постере» свои рисунки и фотографии.

В результате этих мероприятий учащиеся получают опыт подготовки к соревнованиям, узнают много нового по конструированию и программированию, знакомятся с дополнительной информацией по теме проекта, расширяют свой кругозор, получают навыки командной работы, приобретают новых друзей. У педагогов тоже есть результаты: опыт подготовки к соревнованиям повышает квалификацию, дипломы и сертификаты повышают статус.

Во время подготовки нам очень не хватало участия преподавателей другого профиля, но теперь нам легче будет подключить их к дальнейшей работе. Мы лучше понимаем необходимость распределения ролей преподавателей для подготовки команды. Можем обращаться за консультацией или просить помочь с конкретной проблемой. Для этого мы призываем организаторов соревнований расширить допустимое количество участников и тренеров команд.

Литература

  1. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление / С.А.Филиппов; сост.А.Я.Щелкунова. – М.: Лаборатория знаний, 2017. -176 с.:ил.
  2. Технология. Робототехника. 5 класс: учебное пособие./Д.Г.Копосов. – М.:БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2017. – 96 с. : ил.
  3. Сайт https://education.lego.com/ru-ru
  4. Иванова Н.В. Как организовать проектную деятельность в начальной школе; АРКТИ - М., 2019. - 135 c.
  5. Робототехника и образование: школа, университет, производство: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 14–15 февраля 2018 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2018. – 123 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»

В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....

Подготовка к НПК младших школьников (презентация)

Представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности в подготовке к научно-практической конференции младших школьников....

Гигиенические требования к подготовке домашних заданий младшими школьниками

Начинать подготовку уроков следует всегда в одно и то же время. Исследования гигиенистов и биоритмологов показали, у большинства детей и взрослых подъем работоспособности во второй половине дня начина...

в помощь по подготовке к нпк младших школьников

Целью работы является поиск, изучение сведений о развитии почвы и её плодородии. Целей я достигаю путём теоретических и практических исследований....

статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»

В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...