Ценность шахматных фигур
план-конспект занятия (1 класс)

Танью Оксана Вячеславовна

 В доступной игровой и увлекательной форме учащиеся познакомятся с ценностью шахматных фигур. С единицей измерения - пешка. Научатся видеть материальное преимущество на шахматной доске у себя и соперника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Танью Оксана Вячеславовна, учитель начальных классов

Образовательная организация: МАОУ «Средняя школа № 6», г. Когалыма.

Занятие по шахматам: Шахматный клуб "Белая ладья"

Тема: Ценность шахматных фигур

Класс, программа: 1класс, система «Школа России».

Краткое описание: В доступной игровой и увлекательной форме учащиеся познакомятся с ценностью шахматных фигур. С единицей измерения - пешка. Научатся видеть материальное преимущество на шахматной доске у себя и соперника.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, задания в группы

        

Цель занятия: Познакомить детей с ценностью шахматных фигур.

Задачи:

Личностные:

Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.

Познавательные:

Ввести понятие о ценности шахматных фигур. Познакомить учащихся с единицей измерения - пешка. Учить видеть материальное преимущество на шахматной доске у себя и соперника

Регулятивные:

Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные:

Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.

Виды деятельности:

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, работа детей у демонстрационной доски, выполнение заданий.  

Список литературы

1.Э.Э. Уманская , Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова , учебник "Шахматы в школе", первый год обучения

2. Э.Э. Уманская , Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова , рабочая тетрадь "Шахматы в школе", первый год обучения

3. А. С. Трофимова "Учебник юного шахматиста"

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап Организационный. (1 мин)

Психологически подготавливает учащихся к продуктивной учебной деятельности на уроке

Долгожданный дан звонок,

Шахматный нас ждет урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Сегодня будем мы играть,

Узнавать и рассуждать.

-Я рада всех вас видеть на занятие в нашем клубе "Белая ладья".

Включаются в учебную деятельность.

II этап Актуализация опорных знаний. (4 мин)

Организует деятельность по  актуализации опорных знаний. Повторение знаний всех фигур и их ходы. Проводит опрос детей с использованием интерактивной доски.

-Какие шахматные фигуры вы знаете?

- Какая из них самая бесценная? Почему?

- Какая из фигур самая сильная? Почему?

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры?

- Какая фигура ходит по горизонталям и вертикалям?

-Какая фигура ходит по диагоналям?

-Отгадайте загадку:

Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык неспешно 
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…

Воспроизводят и фиксируют ЗУНы. Демонстрируют свои знания по теме, доказывают, участвуют в разминке для «ума».

- Король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка

- Король. Если поставить мат королю, игра заканчивается.

- Ферзь. Ходит, как слон, и как ладья

-Конь

-Ладья

-Слон

- Пешка

III этап Формулирование учебной задачи. (3мин)

Организует работу обучающихся по постановке цели и задач урока.

-Посмотрите на слайд и скажите : "У кого материальное преимущество: у белых или у чёрных?"

- Зная все особенности фигур не дают ответа на этот вопрос. Как же мы можем сравнить ценность  шахматных фигур?

Учащиеся участвуют в   диалоге. В итоге, которого,   ставят перед собой цель и называют тему занятия.

Дети затрудняются в ответе. Ведь они знают только, как ходят фигуры.

-Учащиеся высказывают свои мнения.

-Формулируется тема и цели урока.

IV этап Решение учебной задачи (7 мин)

Организует работу, предлагает учащимся  сделать памятку. За единицу измерения цены фигур взять пешку.

- Представьте, что пешка единица измерения цены фигур. Сколько пешек нужно закрасить у каждой фигуры.

Всё, что проговаривают дети, учитель фиксирует на интерактивной доске, поправляя детей

Учащиеся выполняют памятку под руководством учителя.

V этап Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (5 мин)

Организует  контроль усвоения материала. Если были допущены ошибки, проводит обсуждение и коррекцию. Ведётся работа в группе.

- Зная теперь ценность  шахмат. Сравните  фигуры между собой при помощи знаков ˃ = ˂

- Проверка по образцу

- А теперь решите примеры

- Проверка по образцу

Учащиеся, используя памятки выполняют работу в группе

VΙ этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (5 мин)

Организует рефлексию и самооценку учащихся

-Теперь вы можете ответить на вопрос: "У кого материальное преимущество: у белых или у чёрных?"

- Слайд 9

-"Не теряйте деньги попусту, покупайте фигуры с выгодой"

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Какие фигуры не стоит терять?

http://www.chesssetuk.co.uk/images/classi_c_ebonised.jpg

В ходе рефлексии дети анализируют поставленные задачи и приходят к выводу:

-Материальное преимущество у белых. Так как при подсчёте у белых 7 пешек, а ум чёрных 6

- Зная  силу фигур, нужно планировать нападение с целью улучшения своего материального преимущества. (смотреть, что выгоднее "съесть")

- Ферзя, ладью, слона, коня

VΙΙ этап. Организуется игра (15 мин)

В ходе игры дети учатся определять своё преимущество


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шахматный клуб «Белая ладья»

Слайд 2

Повторяем то, что знаем Какие шахматные фигуры вы знаете? Какая из них самая бесценная?

Слайд 3

Повторяем то, что знаем Кто не любит прыг да скок? Кто ходить привык неспешно И берёт наискосок? Ну конечно, это -… пешка

Слайд 4

Тема занятия У кого материальное преимущество: у белых или у чёрных?

Слайд 5

Сила шахматных фигур фигура бесценна Пешка единица измерения силы фигур. Сколько пешек нужно закрасить у каждой фигуры?

Слайд 6

Сила шахматных фигур Сравните фигуры между собой при помощи знаков ˃ = ˂ ˃ = ˂ ˃ ˂ =

Слайд 7

Сила шахматных фигур Решите примеры 9 10 10

Слайд 8

Сила шахматных фигур У кого материальное преимущество: у белых или у чёрных?

Слайд 9

«Не теряйте деньги попусту, покупайте фигуры с выгодой» Какие фигуры желательно не терять в игре?

Слайд 10

Сила шахматных фигур У кого материальное преимущество: у белых или у чёрных?

Слайд 11

Сила шахматных фигур У кого материальное преимущество: у белых или у чёрных?

Слайд 12

игра

Слайд 13

Моё настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматные фигуры. Начальная позиция.

презентация на тему: "Шахматные фигуры и их ходы"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»

Открытый урок предназначен для обучения шахматам младших школьников по программе федерального курса "Шахматы - школе", первый год обучения...

"Шахматные фигуры "

Открытый урок "шахматы - щколе"...

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Конспект открытого внеурочного занятия "Ценность шахматных фигур"

Конспект открытого внеурочного занятия в рамках ФГОС НОО на основе современных образовательных технологий Тема: Ценность шахматных фигур Тип урока: Урок открытия нового знания. Цели: Деятельностная: н...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».

Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...

Конспект занятия кружка «Белая ладья» для 2 класса на тему: «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»

На занятии проводится игровая практика по достижению материального перевеса с помощью дидактического задания “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика п...