Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Деньги.История монет"
методическая разработка (4 класс)

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности. Тема: «История монет».

Целевая аудитория: учащиеся 4 класса.

Занятие формирует представления учащихся о происхождении монет, объяснить, как устроены монеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_monet.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности.

Тема: «История монет».

Выполнила:

учитель начальных классов

Макарова Татьяна Николаевна,

МБОУ СШ №59

Целевая аудитория: учащиеся 4 класса.

Цель: формировать представления учащихся о происхождении монет, объяснить, как устроены монеты.

Задачи:

  • дать определение понятию «монета»
  • познакомить с историей появления монет и их названиями
  • продолжить обучение разным видам работы с текстом
  • обогащать словарный запас детей
  • развивать творческое воображение, мышление, умение эстетически оформлять работу
  • формировать у обучающихся необходимые умения и навыки для принятия рациональных решений при командной работе

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • интерактивная доска Smart

Дидактический материал:

  • электронный учебник
  • компьютерная презентация
  • монеты

Планируемые результаты:

Предметные образовательные результаты:

  • познакомить учащихся с понятиями «монета», «реверс», «аверс», «гурт», с историей их появления и названиями

Личностные УУД:

  • воспитывать рациональное отношение к личным финансам;
  • формировать умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
  • формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

  • определять  и формулировать  цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, извлекать необходимую информацию из текста;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в команде, приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • слушать и понимать речь других.

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Проверяет готовность  к занятию, эмоциональный настрой.

-Сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их, повернитесь, посмотрите, кивните головой, поздоровайтесь.

-А теперь всё внимание на меня.

(Слайд 1) Девиз нашего занятия «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

2.Актуализация знаний.

Начнем мы наше занятие с повторения пройденного материала. Для начала проиграем некоторые ситуации.

-У меня есть игрушка, у тебя тоже – игрушка. Давай поменяемся. (поменялись).

-Можем мы так поменяться?(да).Почему? (равноценный обмен).

-У меня карандаш, у тебя - книга. Давай поменяемся.(нельзя).

-Почему? (неравноценный обмен)

-Что делать в таком случае? (купить).

-Что нам для этого потребуется? (деньги).

-Какими товарными деньгами пользовались люди в древности? (Слайд 2)

-Из каких драгоценных металлов изготавливались первые медные деньги?

-В какой стране появились первые круглые медные деньги?

3.Самоопределение к деятельности.

Формулирование

темы урока,

постановка цели

Отгадайте загадки.                                  

Для всех мы в обилии рождаемся на свет.  У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)

Маленькая, кругленькая  из кармана в карман скачет. (Монета.)

-Назовите тему урока. (Слайд 3)

-Какую цель мы поставим перед собой?

-На какие вопросы вы хотели бы найти ответ по данной теме.

«Открытие»

детьми нового

знания

-работа со словарем,

учебником, работа в тетради,

-рассказ учителя

-Что такое монета?

-Давайте посмотрим как же толкуется слово монета из словаря иностранных слов русского языка.

(Слайд 4)

Монета  - металлический знак с надписью и изображением,

Монета - ходячая чеканная ценность, известного веса и пробы, деньга.

Монета - денежный знак, изготовленный из металла.

(запишите в тетрадь понятие одно на выбор).

Само слово «монета» придумали  жители Древнего Рима.

-Прочитайте по учебнику на  с. 25  как переводится слово монета. (Слайд 5)

Чтобы обмен был проще, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Как вы сказали ранее, пробовали многое: скот, меха, птичьи перья, даже сушеную рыбу.

-Удобны ли были такие деньги?

-Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, должны быть легкими и ценными.

-Первые металлические деньги имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Они не портились, не занимали много места. И главное — ими можно было расплачиваться за любой товар. (Слайд 6)

Покупать и продавать товары с помощью монет стало гораздо удобнее, чем с помощью перьев или ракушек. Поэтому постепенно монеты распространились по всему миру и используются до сих пор. (Слайд 7)

Человечество менялось, и монеты менялись вместе с ним. Товаров становилось всё больше, и нужно было всё больше денег. А золота и серебра не так уж и много. К тому же монеты из этих драгоценных металлов дорогие, и покупать на них что-то дешёвое, скажем яблоко или кружку молока, неудобно. Поэтому очень скоро люди стали делать монеты из более дешёвых металлов – меди, бронзы и чугуна. (Слайд 8)

-Что за отверстие на этих монетах?

С тех давних пор какие только монеты не выпускались – большие и маленькие, красивые и не очень, квадратные и треугольные! Были даже монета-трансформер и монета-головоломка, говорящая монета и монета-волчок – всего и не перечислить! (Слайд 9) Первая – одна из самых маленьких в мире золотых монет – выпущена в небольшой стране Палау. Она имеет форму цветка клевера с четырьмя лепестками и, говорят, приносит удачу. Жители Палау верят, что если носить эту прелестную монетку с собой, то в жизни обязательно повезёт. (Слайд 10) А гигантская австралийская золотая монета «Кенгуру» уж точно самая большая и дорогая в мире! Этот монетный великан весит больше тысячи килограммов и стоит несколько миллионов долларов!

На Руси монеты появились в Х веке. Обратимся к учебнику на с.30-31. (Слайд 11,12,13,14 по ходу чтения)

В каждой стране  деньги называются по-разному: рубль, евро, доллар, пеня, марка и т.д.

Наиболее удобной в обращении оказалась круглая форма монеты.

Первичное

закрепление

материала Практическая работа

У вас на парте находятся монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. – Что изображено и написано на монетах? Сравните. (Слайд 15,16)

-Найдите на монетах лицевую (аверс-орёл) и оборотную (реверс-решка) сторону, ребро (гурт), номинал, легенду. 
-Что можно узнать из надписей? Расскажите.

Закрепление

Материала

Работа в паре

Работа в тетради

Назвать пословицы и поговорки, добавляя слово (Слайд 17)

  1. Копейка рубль… бережет.
  2. Скупой платит… дважды.
  3. Не имей 100 рублей, а имей…100 друзей.
  4. Деньги любят… счет.
  5. Денег куры… не клюют.
  6. Денежка без ног, а весь мир… обойдет.
  7. Плакали мои… денежки.
  8. Хорошо тому живется, у кого деньга… ведется.

-Деньги присутствуют ребята и на страницах любимых произведений. Установите соответствие и соедини:

«Малыш и Карлсон»–эро

«Приключение Буратино» – сольдо

«Али-Баба и 40 разбойников» – динар

В анаграммах зашифрованы названия денег. Решите анаграммы и исключите лишнее слово: (Слайд 18)

ТРЕЛА, ЛОПУШКА, КЕКАПОЙ, БУРЛЬ, ЛЫНТА

ТАЛЕР, ПОЛУШКА, КОПЕЙКА, РУБЛЬ, АЛТЫН, лишнее слово ТАЛЕР (Слайд 19)

Рефлексия учебной

деятельности на уроке

  1. Как назывались самые первые деньги?
  2. Чем неудобны товарные деньги? 
  3. Что пришло на смену товарным деньгам? 
  4. Чем металлические деньги были лучше товарных? 

Какие вопросы вы ожжете задать классу?

-Почему стороны монет называются «орёл» и «решка»?

Домашнее задание

Найти информацию о денежных единицах на Руси

Литература

1. Введение в историю. Е.В.Саплина

2. Детская энциклопедия «Деньги»

3. Детская энциклопедия «Гознак»

4. Энциклопедия «Деньги России» из серии «Что есть что»

5. Энциклопедия для детей и родителей «Сколько стоит золотой или история денег»

6. http://fingramota.onedu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет. Экономия и бережливость"

Вопросы, которые рассматриваются на занятии не сложны для понимания учащихся начальной школы, но очень важны для каждого из них. Ребята познакомятся с семейным бюджетом, узнают об источниках доходов и...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности.Игра-инсценировка «Едем на ярмарку. (Реклама – двигатель продаж)»

Финансовая грамотность в нашей школе введена во внеурочную деятельность. Мы являемся базовой площадкой программы «Афлатун».  Вместе с детьми (и родителями), увлеченно постигаем азы эк...

Технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Купюры"

Технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Купюры" для обучающихся 4 класса...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности, тема: «Работа. Заработная плата», 3 класс

Название внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»Направленность внеурочной деятельности: социальнаяКласс / возраст детей: 3 класс 9-10 летЦель: Расширение знаний о  понятии ...