"Средства работы по развитию графомоторных навыков у детей с зпр"
методическая разработка

Жукова Елена Алексеевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства работы по развитию графомоторных навыков у детей с зпр

Одним из базовых качеств, входящим в структуру психологической готовности ребенка к обучению в школе является графический навык. Благодаря этому навыку ребенок способен овладеть особой формой речи – письмом. Большинство учителей сталкивается с трудностями обучения письму, так как детям трудно держать ручку, у них наблюдается сниженный или повышенный мышечный тонус рук, это свидетельствует о том, что у них недостаточно сформирован графический навык. Особенно с трудом овладевают письмом дети с задержкой психического развития, это связано с незрелостью уровня активации нервной системы: слабая способность нервных клеток длительное или короткое время переносить концентрированное возбуждение и торможение, затруднения в образование сложных условных связей.

М.М. Кольцова и Н.И. Озерецкий отмечали связь между нарушением психического развития ребенка и аномальным развитием его двигательной сферы. Одна из причин трудностей формирования у детей с задержкой психического развития двигательных навыков и умений, являются нарушения моторики. Многочисленные исследования Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, Л.В. Ясман показывают, что дети с ЗПР оказываются не готовы к школьному обучению, одна из причин – это низкий уровень сформированности графомоторных навыков. Развивать графомоторные навыки у данной группы детей очень важно, так как в процессе письма у ребенка активизируются физиологические процессы головного мозга, помимо навыка овладения письмом, идет развитие различных сфер психики: познавательной, эмоциональной, волевой.

Графомоторные навыки необходимы ребенку в повседневной жизни для выполнения различных бытовых, учебных действиях, для того чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться, играть с любимыми игрушками, рисовать, конструировать, писать.

Обучение письму и овладение навыком письма являются ценными элементами овладения письменной речи, благодаря которой ребенок может передавать собственные мысли. Основными единицами обучения письменной речи, по мнению М.М. Безруких являются: графический навык и мелкая моторика, в совокупности их можно объединить в понятие «графомоторные навыки».

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Рассматривая процесс развития графомоторных навыков с физиологической и психологической стороны, мы наблюдаем, что его структура многокомпонентна, механизмы сложны, на развитие навыка влияют различные факторы. Так как во время письма в координированную деятельность вовлекаются различные мышцы тела, важными из них для развития графомоторного навыка являются мышцы кисти руки. Ребенок должен уметь управлять ими, это достигается при наличии следующих условий:

 – умения ребенка ощущать движения мышц;

– при достаточной эластичности мышц;

– при достаточном уровне сформированности переключаемости движений, это зависит от дифференцировочного торможения в коре головного мозга;

– при осознанном выполнении движений;

– при достаточном уровне развития зрительно-моторной координации.

По мнению В.А. Сухомлинского, от мастерства детской руки зависит ум ребенка, так как основа способностей, таланта детей – на кончиках пальцев.

Проблема развития графомоторных навыков у детей с ЗПР относится к числу наиболее важных в олигофренопедагогике, исследователи разрабатывали разные пути развития графомоторных навыков у таких детей.

О.С. Бот, М.М. Кольцова считали целесообразным использовать пальчиковые игры для развития тонких движений пальцев, которые должны сопровождаться чтением народных стихов и потешек.

А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, В.А. Силивон считали, что основным методическим приемом развития графического навыка являются специально организованные упражнения.

По мнению А. Бейлиной, С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, Т.А. Ткаченко, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой развитию графомоторных навыков, активизации моторики рук, координации движений рук будут способствовать пальчиковые игры.

Е.И. Светлова считала, что дети научаться владеть своими пальчиками благодаря теневому театру.

Однако проблема развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития остается актуальной на сегодняшний день, поскольку большинство исследований по данному вопросу посвящены детям с нормальным развитием. Так же остается открытым вопрос подбора эффективных средств развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития.

Чтобы понимать значимость и результативность средств, необходимых для развития графомоторных навыков, нужно понимать специфику развития ребенка с ЗПР.

Можно выделить следующие особенности в развитии ребенка с ЗПР:

  • отклонения в развитии двигательной сферы,
  • недостаточное развитие мелкой моторики,
  • незрелость сложных произвольных форм зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия,
  • напряженность и скованность мышц при движении,
  • повышенный или пониженный мышечный тонус,
  • быстрая утомляемость.

При развитии графомоторных навыков мы можем корректировать развитие ребенка сразу на нескольких уровнях: биологическом, психологическом, социальном. Письмо – является сложной по организации деятельностью, а чем сложнее деятельность, чем больше активизируются физиологические процессы в головном мозге. Когда ребенок осуществляет сложные и дифференцированные движения руки, во время письма, рисования, различных упражнений на мелкую моторику, сразу включаются в работу отделы нервной системы и кора больших полушарий. Получается, что благодаря развитию графомоторных навыков, мы сможем проводить коррекцию недостатков в развитии интеллектуальной сферы ребенка с ЗПР – на биологическом уровне.

На первом этапе проводится работа по развитию ручной моторики, согласованности движений обеих рук (кистевых и тонких пальцевых движений), зрительно-двигательной координации. Для этого используют разнообразный материал, необходимый для упражнения по развитию ручной моторики: доски Сегена, мозаики, различный мелкий раздаточный материал, рамки М. Монтессори, различные виды вкладышей, различные предметы для сортировки и нанизывания, природный материал.

Задачами второго этапа воспитания и обучения детей с ЗПР являются: совершенствование умения детей застегивать и расстегивать кнопки, пуговицы; обучение детей составлению целого предмета из частей; формирование умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания (дорожка), действия выполняются по подражанию и образцу; обучение размазыванию пальцами пластилина по картону, дощечке; обучение детей, проведению непрерывной линии между двумя волнистыми линиями (ширина 16 между которыми от 2,5 до 1,5 см), повторяя изгибы; обучение детей проведению непрерывных линий между двумя ломаными линиями, повторяя их изгибы; обучение детей обведению по контуру простых предметов; обучение детей проведению линий, не отрывая карандаша от листа бумаги (вначале пальцем, затем карандашом); обучение детей штриховке простых предметов (воздушного шарика, яблока) в одном направлении (сверху вниз); формирование у детей индивидуальных предпочтений при выборе цвета карандаша при раскрашивании различных контурных сюжетных рисунков.

Задачами третьего этапа воспитания и обучения детей с ЗПР являются: совершенствование умения детей пользоваться всеми видами расстегивания и застегивания (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки); совершенствование умения детей штриховать простые предметы в различных направлениях (вверх-вниз, вправо-влево); совершенствование умения детей ориентироваться на листе бумаги, верно, располагать графические изображения, ориентируясь на заданные линии; обучение ориентированию в тетради в клетку (обводка клетки, подсчет клеток, проведение вертикальных и горизонтальных линий); обучение выполнению графических заданий в совместной работе со сверстниками, умению начинать работу вместе и заканчивать так же, ориентируясь на других; обучение выполнению графических заданий на листе бумаги по образцу; воспитание оценочного отношения детей к собственным графическим работам, к результатам работ сверстников, сравнение их с образцом. Так же на этом этапе начинается работа по формированию у детей умения выполнять звукобуквенный анализ.

Как указывает С.Л. Рубинштейн основными свойствами движений, необходимыми для развития графомоторных навыков, для овладения письмом являются:

  • сила,
  • скорость (быстрота прохождения траектории),
  • ритм (временной, пространственный, силовой),
  • темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий от скорости и интервалов между движениями),
  • координированность,
  • точность и меткость,
  • размах,
  • пластичность и ловкость.

Средства:

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Упражнения направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Кинезиологический метод включает в себя:

- упражнения по развитию мелкой моторики рук

- растяжки

- дыхательные упражнения

- глазодвигательные упражнения

- телесные упражнения

- массаж и самомассаж

- упражнения на формирование пространственных представлений

- упражнения на релаксацию

Подробнее:

Упражнения по развитию мелкой моторики рук

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

“Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (некотролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

“Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Не поворачивая головы, пытаемся посмотреть за плечо сначала правое, затем левое.

Телесные упражнения

“Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

Массаж – особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

Массаж ушных раковин.

Помассировать мочки ушей, всю ушную раковину, растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.

«Пунктиры».

Подушечки 4-х пальцев правой рук установить у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на сантиметр вперед, постепенно продвигаясь к луче-запястному суставу. Тоже проделать с левой руки.

«Буравчики».

Фалангами сжатых в кулак пальцев произвести движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

Упражнения на формирование пространственных представлений

«Лабиринт».

Обойти стулья, продвигаясь вперед: справа, слева, над, под стулом. Обязательно проговори вслух свои действия.

«Моя рука, твоя рука».

Дети определяются в пары и, сидя лицом к др. к др. определяют сначала у себя, затем у товарища левую руку, левое плечо, правое колено и т. д.

«Пространство тела соседа».

Прикоснуться левой рукой к правому уху соседа слева, затем правой рукой к левой коленке соседа справа и т. д.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

“Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Пальчиковая гимнастика:

- традиционная (сорока-белобока, этот пальчик дедушка)

- игровые (пальчиковый твистер, лабиринты)

- шнуровка (завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание)

- пазлы и сортировка

- суджок-терапия (с помощью мячика)

- кинезиологическая (обеими руками)

Зрительный анализ и синтез:

- упражнения на определение правых и левых частей тела (подними правую руку, топни левой ногой, возьми карандаш в левую руку)

- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам (встань слева от доски, положи дневник в правый угол стола, сядь позади Пети)

- задания с условиями по выбору нужных направлений (линии рисуются по направлениям: сверху вниз, снизу направо, слева направо, рисуются различные виды линий: прямая, волнистая, дугообразная, ломаная, прерывистая, пунктирная)

- графические диктанты

Рисование:

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- Дорисовывание незаконченных рисунков;

- Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

- Упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

- Трафареты

- Книжки-раскраски (способствуют развитию мелкой моторики, у ребенка развивается ритмичность, гибкость рук, развиваются психические процессы (зрительное восприятие, внимание), формируются навыки учебной деятельности (контроль за собственными действиями).

- Спирограф (у детей спирограф развивает воображение, фантазию, творческое и логическое мышление, способность к рисованию, моторику руки и координацию движения кисти. Улучшает характер почерка и увеличивает скорость письма.)

Вырезание: вырезание ножницами по контуру (например, фигуру бумажной куклы или машины), изготовление мелких поделок из бумаги (кораблик, самолётик)

Игры в педагогической песочнице: педагогическая песочница многофункциональна. Она позволяет одновременно решать задачи воспитания, обучения, развития и коррекции детей. Кроме того, увлекательная атмосфера, возникающая в процессе работы в песочнице, создаёт доверительные отношения между ребёнком и педагогом. Подача материала в форме игры позволяет лучше запомнить новый материал, особенно тем, у кого имеются трудности в обучении. Основной плюс в использовании педагогической песочницы-это развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СРЕДСТВА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Формирование графомоторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с интеллектуальной недостаточностью не возможно без направленной коррекционной работы....

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

Графомоторный навык- сложный интегративный навык,обьединяющий в единую структуру деятельности все высшие психические функции восприятие ,память,мышление....

Упражнения для развития графомоторных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с РАС многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия, пространственных представлений, а также ручной...

"Развитие графомоторных навыков у детей с ТМНР"

quot;Развитие графомоторных навыков у детей с ТМНР"...

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Как и для чего необходимо развивать графомоторные навыки...