Мастер-класс "Животные в сказках и картинках"
план-конспект занятия (3 класс)

Анна Юрьевна Семенова

Интерактивная прогулка по осеннему лесу. Создание картины в течение занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное   бюджетное   общеобразовательное   учреждение  школа-интернат № 67

Пушкинского района  Санкт-Петербурга

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семенова А.Ю. 3 «Б» класс, 25.10.2019

Сысоева С.В. 2 «В» класс, 2 «Г» класс

Мастер-класс «Животные в сказках и картинках»

Цели урока:  создать условия для формирования у младших школьников гуманного отношения ко всем животным, содействовать развитию интереса к изучению природы, развитие творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты: повторить полученные ранее знания о животных, обитающих в лесу и создать условия для получения новых.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, заготовки для совместной аппликации (шаблоны, цветной картон, цветная бумага), клей, картинки животных, панно-лист ватмана с заранее нарисованным лесом; ручки, тетради для записи слов, сигнальные круги, карточки с заданиями для выразительного чтения; книги про животных; выставка книг про животных, книжки со сказками, баснями из школьной библиотеки; листы бумаги каждому ученику и у каждого ученика цветные карандаши.

УУД: Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми и сверстниками; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные умение отличать диких животных от домашних; повторить знания об окружающем мире, диких животных, развитие интеллектуальных способностей; иметь представление о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком.

Метапредметные:  

познавательные - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьникам).

регулятивные - вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием; проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.

коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально, в паре и в группе.

I. Организационный сюрпризный момент (мотивация)

II. Актуализация полученных ранее знаний о животных, обитающих в лесу

1. Доклады 3го Б о жизни лесных животных

2. Короткий фильм (ёж)

III. Физминутка

IV. Совместная аппликация

V. Подведение итогов

VI. Работа по теме урока (только для 3 «Б»)

1. Словарная работа

2. Физминутка

3. Математические задачки

4. Выразительное чтение

5. Чтение по ролям «Ёж и заяц»

6. Конкурс «Весёлый художник»

VII. Рефлексия (только для 3 «Б»)

I. Организационный сюрпризный момент (мотивация)

ЗАСТАВКА  ОСЕННИЙ ЛЕС

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся на прогулку по осеннему лесу.

Скажите, во время прогулки кого мы можем встретить?

(ответы детей)

В это время на доску прикрепляю картинки лесных животных.

- Ребята, а что вы знаете о лесных животных? (ответы детей о жизни животных в лесу)

**************

А знаете ли вы, что…

1. В лесах России обитает множество белок, но мало кто знает, что беличье гнездо правильно называется «гайно». У такого гнезда всегда есть два выхода — второй нужен на случай срочной эвакуации белки.

2. У зайца, типичного лесного жителя, одна задняя лапа короче другой. Именно поэтому заяц бегает, петляя, что помогает ему уворачиваться от атакующего его в этот момент хищника.

3. Лисица недаром считается хитрым зверем. Она может долгими часами лежать перед мышиной норой, прикидываясь мёртвой, чтобы ослабить бдительность своей потенциальной добычи, и затем неожиданно напасть.

4. Хозяин леса, медведь, любит лакомиться муравьями. Он засовывает язык в муравейник, ждём, пока его облепят разгневанные муравьи, после чего втягивает язык обратно и проглатывает их.

Поговорка «не буди спящего медведя» появилась не на ровном месте. Разбуженный зимой медведь особенно страшен, так как нападает на всё, что движется.

5. В волчьих стаях иногда за потомством следят «няни» — молодые волки, которым старшие поручают присматривать за потомством, пока родители охотятся.

6. Лесные кабаны любят поваляться в грязи. Это помогает им очищать шкуру от насекомых-паразитов.

- Молодцы! Животные интересны и люди много пишут о них.  Посмотрите, ребята, здесь у нас небольшая выставка книг – посмотрите, сколько книжек про животных есть в нашей библиотеке. 

(на столе выставка книг про животных из библиотеки).

А также сказок, стихов, басен.

Какие сказки, басни вы знаете про животных и каких авторов?

(ответы детей – Лягушка-путешественница; Серая шейка (Мамин-Сибиряк), Волк и собака (Лев Толстой), Храбрый утёнок (Житков), Три медведя (Лев Толстой))

- Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадаете, кого мы ещё встретим в лесу. А в этой корзинке сидит отгадка:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами…. (Ёж)

Правильно! В корзинке у нас прячется ёжик. (Показываю детям ежика).

II. Актуализация знаний

1. Доклады 3го Б о жизни лесных животных

- Чтобы познакомиться с ним и побольше узнать об этом животном, ребята из 3 б приготовили небольшие доклады (докладчики Даня и Богдан).

Слушаем докладчиков.

2. Короткий фильм (ёж)

Спасибо ребятам. Вот сколько мы узнали об этих животных. А теперь давайте посмотрим небольшой фильм про них. (Короткое видео про ежей).

III. Физминутка

- Мы посмотрели, какие интересные животные эти ежи. И давайте поиграем в ежей.

Сделаем игру-физкультминутку.

(под весёлую фоновую музыку встаём в круг и делаем физминутку, и поём)

Маленький ёжик-четверо ножек

По лесу идёт и песенку поёт:

«фуф-ты, фуф-ты, фуф-ты фу

сладко яблочко несу!

фуф-ты, фуф-ты, фуф-ты фу

ребятишек угощу!»

Во время физ.минутки ведущий раздаёт ребятам яблоки.

IV. Совместная аппликация

А слышали вы как люди называют нашего друга? Кто-нибудь знает, как люди описывают ежа?

Тогда послушайте:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Вот сколько мы узнали сегодня про этого недотрогу.

Давайте вернёмся в наш осенний лес. Животные все в сборе, а ежей-то нету!

Давайте их вместе с вами сделаем и отправим гулять в лес.

Совместная аппликация учеников…

(Ребятам раздаются заранее приготовленные шаблоны и ребята вместе делают аппаликацию и размещают ежей на панно).

V. Подведение итогов

Спасибо ребятам из 2 «В» и 2 «Г»класса. Они поработали с нами на уроке, сделали вместе с нами замечательное осеннее панно. Подарим это панно ребятам 2 «В» и 2 «Г» класса.

Попрощаемся с ребятами.

С доски убираются картинки животных.

VI. Работа по теме урока (только для 3 «Б»)

1. Словарная работа

А ребята из 3 «Б» класса хорошо уже пишут и знают, как пишутся названия этих животных.

Давайте возьмём ручки и запишем под диктовку:

Лисица, заяц, медведь, волк, лось, кабан, глухарь, енот.

- А теперь проверим (на интерактивной доске появляются слова), ребята проверяют правильность написания.

У кого всё правильно, те поднимут зелёный кружок. Одна или две ошибки – жёлтый. Много ошибок – красный.

2. Вторая Физминутка 3 «Б» – Дима и все ребята

На интерактивную доску снова ЗАСТАВКА Ежик

3. Математическая задачка-стих:

- Мы размялись, а теперь маленькая разминка для ума - весёлые задачки:

Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

Два – под берёзой,

Один – у осины.

Сколько их будет в плетёной корзине? (3)

На базаре ёжик накупил сапожек.
Сапожки на ножки — себе,  4
Поменьше немножко — жене,  4
С пряжками — сыну,  4
С застёжками — дочке.  4
И всё уложил в мешочек.

Сколько в семействе у ёжика ножек? (ножек всего 16)
И сколько купил на них он сапожек? (4 пары сапожек)

4. Выразительное чтение

А теперь почитаем выразительно.

Ребятам раздаются весёлые стихи, ребята готовятся и читают вслух.

1. Как умывается ёжик.

Hа жаpе в лесу спpосонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз беpет,
Моpдочку ежонку тpет.

Только спину, только спину
Hе потpешь pодному сыну.
Ходит по pосе лесной
Он с немытою спиной.

Вот как, посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хоpошо, pебята, всё ж,
Что никто из вас не ёж!

2. Живет у нас под креслом еж.

Живёт у нас под креслом ёж,
Колючий, тихий ёжик.
На щётку очень он похож,
Когда не видно ножек.

Ты понимаешь, для чего

У ёжика иголки?
Чтобы не трогали его
Мальчишки или волки.

А если яблоки найдёт
Он у тебя на ёлке,
Он три-четыре украдёт,
Надев их на иголки.

3. Ёжики смеются

У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы»

4. Ёжик ёлку наряжал

Ёжик ёлку наряжал
«Как же так?» — соображал, —
«На спине моей иголки
Как у новогодней ёлки!
Мы, наверно с ней родня...
Ёлка, узнаёшь меня?»

5. Панама

В осеннем лесу на веселой поляне
Ежа повстречал я в шикарной панаме.
Его я спросил — Где ты взял её еж? —
А ёж мне ответил — Панаму не трожь!
Её подарил мне мой друг медвежонок.
Мы дружим с ним долго,

наверно с пеленок-
Вот так пропыхтел мне рассерженный ёж.
Бубнил удаляясь — Панаму не трожь!

6.

Ёжики колючие сладко спят зимой!
Им тепло и сказочно в норке под сосной!
Лето снится ёжикам, солнце и грибы...
Почему, как ёжики, спать не можем мы?

4. Чтение по ролям сказки «Ёж и заяц» Л.Н.Толстой

(героям сказки-ребятам на головы надеты маски или названия героев сказки – Ёж, ежиха и заяц)

- И на последок мы подготовили выразительное чтение сказки Льва Николаевича Толстого «Ёж и заяц»

Повстречал заяц ежа и говорит:

- Всем бы ты хорош, ёж, только ноги у тебя кривые, заплетаются.

Ёж рассердился и говорит:

- Ты что ж смеёшься; мои кривые ноги скорее твоих прямых бегают. Вот дай только схожу домой, а потом давай побежим наперегонки!

Ёж пошёл домой и говорит ежихе:

- Я с зайцем поспорил: хотим бежать наперегонки!

Ежиха ежу и говорит:

- Ты, видно, с ума сошёл! Где тебе с зайцем бежать? У него ноги быстрые, а у тебя кривые и тупые. А ёж говорит:

- У него ноги быстрые, а у меня ум быстрый. Только ты делай, что я велю. Пойдём в поле.

Вот пришли они на вспаханное поле к зайцу; ёж и говорит жене:

- Спрячься ты на этом конце борозды, а мы с зайцем побежим с другого конца; как он разбежится, я вернусь назад; а как прибежит к твоему концу, ты выходи и скажи: "А я уже давно жду". Он тебя от меня не узнает - подумает, что это я.

Ежиха спряталась в борозде, а ёж с зайцем побежали с другого конца.

Как заяц разбежался, ёж вернулся назад и спрятался в борозду. Заяц прискакал на другой конец борозды: глядь! - а ежиха жена уже там сидит. Она увидала зайца и говорит ему:

- А я уже давно жду!

Заяц не узнал ежиху от ежа и думает: "Что за чудо! Как это он меня обогнал?"

- Ну, - говорит, - давай ещё раз побежим!

- Давай!

Заяц пустился назад, прибежал на другой конец: глядь! - а ёж уже там, да и говорит:

- Э, брат, ты только теперь, а я уже давно тут. "Что за чудо! - думает заяц, - уж как я шибко скакал, а всё он обогнал меня".

- Ну, так побежим ещё раз, теперь уж не обгонишь.

- Побежим!
Поскакал заяц, что было духу: глядь! - ёж впереди сидит и дожидается.
И так заяц до тех пор скакал из конца в конец, что из сил выбился.
Заяц покорился и сказал, что вперёд никогда не будет спорить.

6. Конкурс «Весёлый художник»

- В этом конкурсе нет победивших и проигравших. Но это будет весело.

Каждому ученику раздаётся карточка с загадкой (животные могут повторяться), даётся 2 минуты, чтобы нарисовать животное. Каждый рисует самостоятельно. Время вышло и ребята представляют рисунок, остальные отгадывают животное. Если по рисунку не отгадали, ученик читает свою загадку.

В конце делаем выставку весёлых рисунков.

Кто по зарослям идет,

На ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь.

Этот зверь — рогатый... (лось)

Летом мед ел и малину,

Чтобы сытым спать всю зиму.

Тише, дети! Не шуметь!

Пусть спокойно спит... (медведь)

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это — хитрая... (лисица)

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его... (медведь)

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый... (волк)

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это... (еж)

Лапки у него и уши

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик —

Любит есть морковку... (зайчик)

Эта рыжая плутовка

Может влезть в курятник ловко,

С петушком в лесок умчится.

Как зовут ее? (Лисица)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)

Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?
(Ёж)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.
(Заяц)

VII. Рефлексия (только для 3 «Б»)

Молодцы! Подведём итоги:

- Чем нам нравится осенний лес? Какие животные там обитают? С каким весёлым животным познакомились на этом уроке поближе? Чем они (ежи) вам запомнились?

Хорошо. Всем ребятам и гостям спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Презентация к уроку внеклассного чтения"Сказки и картинки Сутеева"

Презентация создана к уроку внеклассного чтения и ИЗО "Сказки и картинки Сутеева". ...

СКАЗКИ В КАРТИНКАХ(ДЛЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ 8 ВИДА).

СКАЗКИ В КАРТИНКАХ(ДЛЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ 8 ВИДА)....

Внеклассное мероприятие "Музыка в сказках, стихах, картинках и играх" 2 класс

Очень хороший материал для знакомства детей с нотной грамотой! Объяснение на занятии в игровой соревновательной форме, используя ИКТ и  ЭОР....

"Кто разговаривает в сказках?"( технологическая карта урока обучения грамоте, УМК "Перспектива")

В данной публикации предлагается технологическая карта урока обучения грамоте и презентация по УМК "Перспектива" по теме "Кто разговаривает в сказках?"...

Презентация к уроку по литературному чтению в 1 классе "Пушкин. Сказки и картинки"

Презентация к уроку по литературному чтению в 1 классе. Тема урока: "Пушкин. Сказки и картинки"....

Сказки в картинках

laquo;Важна не палка, а умная голова  да доброе сердце», - говорил Владимир Григорьевич Сутеев словами своего героя из сказки «Палочка-выручалочка» детям, которые только ...