Статья - Влияние звука на организм человека, особенности влияния И
статья


Предварительный просмотр:

Паспорт исследовательского проекта

Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

1

ФИО участника

Слизнёва Ирина Игоревна

2

Тема проекта

Чем дышат растения?

3

Актуальность проекта

Растения, как и все другие живые существа, дышат. Дышат все органы растения. Дыхание происходит непрерывно днём и ночью, что поддерживает их рост и развитие.

Учащимся 3 класса важно иметь конкретное представление о процессе дыхания растений, что предполагает расширение их теоретических знаний по данной проблеме и формирование практических умений на основе проведения наблюдения,  опытов.

В ходе мозгового штурма учащиеся 3 класса  выявили два противоположных предположения: 1) для дыхания растений необходим кислород; 2) для дыхания растения необходим углекислый газ. Для проверки этих выдвинутых предположений на предварительном  этапе работы была проведена разработка примерного плана реализации исследовательского проекта.

4

Проблема исследования

Нужен ли воздух растениям? Необходим ли углекислый газ для дыхания растений?

5

Объект исследования

Растение

6

Цель проекта

Выявление учащимися 3 класса особенностей  процесса дыхания  растений на теоретическом и практико-ориентированном уровнях.

7

Задачи проекта

1.Проанализировать теоретическую информацию в научной литературе по теме исследования.

2.Выявить, какой газ (кислород или углекислый газ) необходим для дыхания растения.

3. Обосновать, почему кислород необходим растениям для их существования.

4. Провести наблюдение и опыты, которые подтверждают необходимость кислорода для дыхания растений.

5.Разработать  логическую схему «Кислород –  основа роста и развития растений».

8

Гипотеза исследования

Если выявить на теоретическом уровне как кислород участвует в росте и развитии растений, то это даст возможность на практическом уровне определить его влияние  на их жизнедеятельность.

9

Методы исследования

Теоретические методы: изучение научной литературы и других дополнительных источников; анализ полученной информации по проблеме исследования.

Эмпирические методы: наблюдение, проведение опытов;  анализ и обработка результатов; разработка продукта проектной деятельности.

10

Тип проекта (по продолжительности)

Краткосрочный (в течение двух недель)

Групповой

Междисциплинарный

11

Этапы реализации проекта, краткое их описание

1.Подготовительный этап

 Постановка учебной проблемы

В нашем классе много комнатных растений. На уроках труда мы учимся ухаживать за ними: поливаем, рыхлим почву, протираем листья от пыли. Но что еще нужно комнатным растениям для их роста, кроме хорошего ухода? (дыхание). Ведь растения – это живой организм, значит, им нужен свет, тепло и вода. А еще, как и человеку, растениям нужен воздух. Воздухом человек дышит, и растениям воздух нужен тоже для дыхания. Значит, растения дышат как человек?

 Сможем ли мы с вами выявить, как дышат растения и что будет происходить с ними, если в воздухе будет недостаточно кислорода?

В совместной поисковой работе учащиеся находят ответ на вопрос: «Что такое воздух?». Они обсуждают составные компоненты диаграммы «Состав воздуха» (слайд).

Предполагаемый результат: будет сформирована мотивация учащихся 3 класса к расширению имеющихся знаний/получению новых знаний (если это учащиеся 1-2 классов) об особенностях дыхания растений и потребность на практическом уровне проверить выявленные особенности данного процесса.

2.Поисково-информационный этап

- разработка плана наблюдения в ходе подобранных опытов по исследуемой проблеме;

– совместное обсуждение  оптимального варианта формы фиксации результатов проведения каждого опыта;

 –подбор и подготовка необходимого оборудование для   наблюдения и проведения опытов.

Повторение правил техники безопасности с участниками  предстоящей опытно-экспериментальной деятельности.

Предполагаемый результат: у учащихся 3 класса будет проявляться готовность к проверке ранее выдвинутого предположения   на практико-ориентированном уровне по исследуемой проблеме.

3.Опытно-экспериментальный этап

проведение наблюдения и опытов (учащиеся совместно с учителем пользуются необходимым оборудованием,   наблюдают за этапами проведения опытов).

Опыт №1 Дышат ли растения?

Для наблюдения понадобится: комнатное растение, стакан, пакет.

Для начала 1 учащийся дышит в стакан, на его стенках появились мокрые капельки. Это воздух. А дышит ли растение?

Далее берем пакет и заворачиваем в него цветок в горшке, чтобы воздух не поступал к нему. Через несколько дней мы сняли пакет и увидели, что растение хорошо выглядит, но листочки и стебель стали влажными. Оказалось также, что в пакете скопились капельки воды, как и в стакане, когда учащийся в него дышал.

Вывод

 Данный опыт подтверждает, что растение  дышит листьями и стеблем.

У растения есть еще корни. Может растение дышит еще и корнями? Чтобы узнать это, мы  провели еще один опыт.

Опыт№2  Дышит  ли растение  корнями?

Для наблюдения понадобится: 2 одинаковых комнатных растения, стека, вода.

Итак, за одним растением мы хорошо ухаживала – поливали, рыхлили землю, а другое растение поливали, но землю не рыхлили. Через несколько дней растение без рыхления стало грустным, вялым, листочки потускнели, земля в горшке стала твердой, а растение с рыхлением выглядело красивым и сильным.

Вывод

Растение дышит корнями, поэтому почва в цветочных горшках должна быть рыхлой, так как через нее воздух поступает к корням растения.

Опыт №3 Участие кислорода в дыхании растений (на основе просмотра видео)

Для наблюдения необходимо: спички, металлическая проволока, растение в стеклянной банке с крышкой.

Для проверки наших двух предположений: «Каким газом дышит растение?» мы посмотрим видео.

При его просмотре вам необходимо подготовить ответы на следующие вопросы:

1.Каким газом дышит растение?

2. Как вы определили, что для дыхания растения    необходим кислород?

 Просмотр видео для подготовки учащимися 3 класса  ответов на поставленные вопросы.

 СЛАЙД- ВИДЕО

Вывод

Растение дышит  кислородом, выделяет углекислый газ.

Кислород поддерживает горение (свеча на начальном этапе опыта в емкости продолжала гореть), что подтверждает наличие кислорода.

На следующем этапе опыта  при опускании свечи  в емкость она перестала гореть, что подтверждает наличие  углекислого газа.

Предполагаемый результат: учащиеся 3 класса на основе просмотра опыта (видео) выявили, что растения дышат кислородом; а выделяется углекислый газ.

 Они установили свойства кислорода и углекислого газа, что подтверждает наличие междисциплинарной связи биологии с химией:  процесса дыхания растений со свойствами кислорода как одного из химических элементов.

ВЫВОД ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

На основе наблюдения, проведения и анализа опытов учащиеся провели проверку ранее выдвинутых предположений  1) для дыхания растений необходим кислород; 2) для дыхания растения необходим углекислый газ.

Такой подход к реализации цели и решению задач проекта дал им возможность определить, что кислород является основой  дыхания растений, обеспечивает их рост и развитие.  

4. Завершающий этап

На основе результатов наблюдения, анализа проведенных и проанализированных опытов, зафиксированных в сводной таблице, учащиеся 3 класса разработали  логическую схему «Кислород –  основа роста и развития растений».

Предполагаемый результат: разработка проектного продукта Кислород – основа роста и развития растений.

12

Оборудование для проведения исследования

Комнатные растения, стакан, пакет, стека, вода, спички, металлическая проволока, растение в стеклянной банке с крышкой.

13

Продукт проекта

Логическая схема Кислород – основа роста и развития растений  (слайд)

Особенность этого вида проектного продукта проявляется в следующем:

– в 1 блоке логической схемы   отражено влияние кислорода на окисление органических веществ при росте и развитии растения;

во 2 блоке логической схемы указано утверждение, что для получения энергии, используемой для жизнедеятельности растений, необходим кислород.

Применение полученных знаний  и практических умений при разработке данного вида  продукта проектной деятельности    может осуществляться на уроках окружающего мира.

14

Перспектива проекта

1.Для дальнейшего развития проекта возможно исследование нового аспекта данной проблемы:  выявление особенностей образования органических веществ и кислорода в растениях.

2.Использование разработанной логической схемы по исследуемой проблеме для ее представления  на конкурсе проектов на внутришкольном и региональном этапах.

3.Проведение выше указанных и других опытов месте с родителями для выявления новых фактов/аспектов, отражающих особенности дыхания растений (внеучебная проектная деятельность на основе взаимодействия с родителями).

15

Используемые источники

1. Большая детская энциклопедия, Москва, 2016 г. – 380с.

2. В.И.Серпухова «Комнатные растения», М., 2015 г. – 138с.

3. Корсунская, В. Из жизни растений / В. Корсунская. - М.: Детгиз, 2017. - 913c.



Предварительный просмотр:

Паспорт исследовательского проекта

Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

1

ФИО участника

Слизнёва Ирина Игоревна

2

Тема проекта

Гроза и молния

3

Актуальность проекта

Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Они обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра.

Учащимся 4 класса важно иметь конкретное представление о грозах и молниях, что предполагает расширение их теоретических знаний по данной проблеме и формирование практических умений на основе проведения наблюдения,  опытов.

В ходе мозгового штурма учащиеся 4 класса  выявили два  предположения: 1) Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями; 2) Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. Для проверки этих выдвинутых предположений на предварительном  этапе работы была проведена разработка примерного плана реализации исследовательского проекта.

4

Проблема исследования

Что такое гроза и молнии? И чем они опасны?

5

Объект исследования

Природные явления

6

Цель проекта

Выявление учащимися 4 класса, чем опасны молнии на теоретическом и практико-ориентированном уровнях.

7

Задачи проекта

1.Проанализировать теоретическую информацию в научной литературе по теме исследования.

2.Выявить, что такое гроза, гром и молния.

3. Узнать, какие виды молний существует.

4. Провести наблюдение и опыты, которые подтверждают опасность молний.

5.Разработать  логическую схему «Почему молнии опасны для человека?» и памятку «Правила поведения при грозе».

8

Гипотеза исследования

Если выявить на теоретическом уровне что такое гроза, гром и молния, то это даст возможность на практическом уровне определить уровень опасности для человека.

9

Методы исследования

Теоретические методы: изучение научной литературы и других дополнительных источников; анализ полученной информации по проблеме исследования.

Эмпирические методы: наблюдение, проведение опытов;  анализ и обработка результатов; разработка продукта проектной деятельности.

10

Тип проекта (по продолжительности)

Краткосрочный (в течение двух недель)

Групповой

Междисциплинарный

11

Этапы реализации проекта, краткое их описание

1.Подготовительный этап

 Постановка учебной проблемы

В каждый момент времени в разных точках Земли сверкают молнии более 2000 гроз. В каждую секунду около 50 молний ударяются в поверхность земли, и в среднем каждый ее квадратный километр молния поражает шесть раз за год. Еще Франклин показал, что молнии, бьющие по земле из грозовых облаков - это электрические разряды, переносящие на нее отрицательный заряд величиной несколько десятков кулон, а амплитуда тока при ударе молнии составляет от 20 до 100 кА. Молнии издавна интересуют ученых, но и в наше время об их природе мы знаем лишь немного больше, чем 250 лет тому назад, хотя смогли их обнаружить даже на других планетах: Венере, Юпитере, Сатурне, Уране.

Многие до сих пор не знают, как образуются молнии. У учащимися возникли вопросы:   «Что такое молния?»,  «Какие бывают виды молний?», «Может ли человек смоделировать молнию?».

- Сможем ли мы с вами ответить на все эти вопросы?

В совместной поисковой работе учащиеся находят ответ на вопрос: «Что такое гроза и чем она опасна?».

Предполагаемый результат: будет сформирована мотивация учащихся 4 класса к расширению имеющихся знаний о грозе, громе и молниях, а также потребность на практическом уровне проверить выявленные особенности данного процесса.

2.Поисково-информационный этап

- разработка плана наблюдения в ходе подобранных опытов по исследуемой проблеме;

совместное обсуждение  оптимального варианта формы фиксации результатов проведения каждого опыта;

 –подбор и подготовка необходимого оборудование для   наблюдения и проведения опытов.

Повторение правил техники безопасности с участниками  предстоящей опытно-экспериментальной деятельности.

Предполагаемый результат: у учащихся 4 класса будет проявляться готовность к проверке ранее выдвинутого предположения   на практико-ориентированном уровне по исследуемой проблеме.

3.Опытно-экспериментальный этап

проведение наблюдения и опытов (учащиеся совместно с учителем пользуются необходимым оборудованием,   наблюдают за этапами проведения опытов).

Опыт №1 Гром и молния

Цель: создание грома и молнии в домашних условиях с помощью специального оборудования, выявление особенностей появления молнии и причины специфического запаха.

Оборудование: пластиковая ученическая линейка или расческа, сухая тряпочка из шерсти, металлические ножницы.

Опыт проводится в темной комнате.

Интенсивно потрите линейку шерстяной тряпочкой. Если вы взяли расческу, то нужно несколько раз причесать ей чистые сухие волосы. Возьмите ножницы и приблизьте их железными концами к линейке (расческе). Вы услышите легкое потрескивание и увидите лиловые светящиеся «вспышки молний».

Если проделать этот опыт несколько раз подряд, то в воздухе появится характерный свежий запах озона, как после грозы.

Вывод

 Мы получили статическое электричество, которое представляет собой отрицательно и положительно заряженные частицы (электроны) в атомах. Между заряженными атомами происходит обмен электронами. Иногда это происходит столь интенсивно, что проскакивают искры и раздается характерный треск. В момент электрических разрядов к молекулам кислорода (О2) присоединяется дополнительный атом, и они становятся молекулами озона (О3). Отсюда и характерный запах свежести, как после грозы.

Опыт№2  Видео-эксперимент «Как происходит молния» (опят проводится с большой осторожностью)

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14112595722208946499&from=tabbar&parent-reqid=1588233982900042-796068684375533608900299-prestable-app-host-sas-web-yp-86&text=опыт+как+происходят+молнии

Для наблюдения понадобится: лампочки, перчатки железные, цепь, цилиндр.

Описывается возможность «потрогать» молнию без вреда для здоровья в обыденных условиях с помощью специальных устройств. Катушка Теста – это устройство, предназначенное для создания очень высоких напряжений. При включении аппарата появляется миниатюрная молния, похожая на настоящую.  Если к аппарату поднести лампочку, она загорится. Если быстро поднести руку и также резко отодвинуть – устройство издаст звук, который похож на раскаты молнии. С помощью железной цепи или железной перчатки можно управлять молнией и двигать ей в любом направлении. Для того, чтобы лучше можно было разглядеть молнию – проводить данный эксперимент необходимо в темноте.

Вывод

Учащиеся 4 класса увидят образование молнии, на опыте убеждаются, что молния – это электрический разряд.

4. Завершающий этап

На основе результатов наблюдения, анализа проведенных и проанализированных опытов, зафиксированных в сводной таблице

учащиеся 4 класса разработали  логическую схему «Почему молнии опасны для человека?»

Предполагаемый результат: разработка проектного продукта памятка «Правила поведения при грозе»

Сводная таблица:

Гроза - это

Молния - это

Опыт №1

Описание:

Результат:

Опыт №2

Описание:

Результат:

12

Оборудование для проведения исследования

Пластиковая ученическая линейка или расческа, сухая тряпочка из шерсти, металлические ножницы.

Лампочки, перчатки железные, цепь, цилиндр, катушка Тесла.

13

Продукт проекта

Логическая схема Почему молнии опасны для человека?

Особенность этого вида проектного продукта проявляется в следующем:

в 1 блоке логической схемы   отражено влияние молнии на организм человека;

во 2 блоке логической схемы указано, что молния всегда движется к земле самым коротким путем. Поэтому молния чаще ударяет в высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты – в тот, который является лучшим проводником.

В 3 блоке логической схемы указано, что такое молния, виды молнии.

Памятка  Правила поведения при грозе

Особенность этого вида проектного продукта проявляется в следующем: описание правил поведения в разных местах (в автомобиле, в доме, а также на улице; в памятке представлен алгоритм действий при попадании в опасную ситуацию.

Применение полученных знаний  и практических умений при разработке данного вида  продукта проектной деятельности    может осуществляться на уроках окружающего мира.

14

Перспектива проекта

1.Для дальнейшего развития проекта возможно исследование нового аспекта данной проблемы:  выявление особенностей образования органических веществ и кислорода в растениях.

2.Использование разработанной логической схемы по исследуемой проблеме для ее представления  на конкурсе проектов на внутришкольном и региональном этапах.

3.Проведение выше указанных и других опытов месте с родителями для выявления новых фактов/аспектов, влияющих на образование грозы.

15

Используемые источники

 1. Воробьев, Евгений Гром и молния / Евгений Воробьев. - М.: Детская литература. Москва, 2015. - 224 c.

2. Лиснянская, Инна Гром и молния / Инна Лиснянская. - М.: ОГИ, 2018. - 168 c.

3. Языков, О.В. Гром и молния / О.В. Языков. - М.: Эксмо, 2016. - 746 c.



Предварительный просмотр:

Ф.И.О.

Слизнёва Ирина Игоревна

Класс

3

Тема

Вредная еда, что мы знаем о ней?

Актуальность

Как необходимо правильно питаться? Человек недостаточно  знает о разнообразии питательных веществ, строении и работе пищеварительной системы; о том, какая еда является вредной, а какая полезной.

В настоящее время  все чаще  публикуются данные об ухудшении здоровья подрастающего поколения.

Частота заболеваний органов пищеварения за последние годы возросла с 8000 до 12 000 на 100 000 детского населения. Эту динамику можно увидеть на диаграмме в процентном соотношении. (слайд)У учащихся начальных классов часто болят желудки и другие органы пищеварения. В связи с этим повышается степень значимости знаний о правильном построении питания как взрослыми, так и самими детьми.  Учащимся 3 класса необходимо постоянно расширять свои знания о том, какая еда является вредной, и как она влияет на работу организма.  СЛАЙД

Проблема

Что такое вредная еда и как вредная еда влияет на здоровье  человека?

Объект

Человек

Цель

Формирование знаний о вредной пище и  ее влиянии на организм.

Задачи

1.Проанализировать данные в литературе по теме исследования.

2. Описать, как влияет вредная еда на наш организм, чем она вредна и к каким последствиям это приводит.

3. Обосновать, что различия вредной и здоровой еды знают немногие.

4. Провести опыты, которые покажут, как вредная еда влияет на организм человека.

5.Создать памятку о правилах здорового питания.

Гипотеза

Если узнать, что с пищей человек получает необходимые организму питательные вещества, и научиться определять, в каких продуктах не содержатся вредные вещества, то можно узнать, как правильно питаться и как избегать употребление вредной пищи.

Методы исследования

Теоретические методы: изучение необходимой литературы и других дополнительных источников информации.

Эмпирические методы: наблюдение, описание, эксперимент (проведение опытов) и сравнение.

Тип проекта

Краткосрочный (в течение недели)

Групповой

Этапы реализации

1.Подготовительный этап

- постановка учебной проблемы (мальчик выпил лимонад, после этого у него заболел живот. Почему так произошло?) СЛАЙД

-знакомство с литературой (самостоятельный подбор литературы о правильном питании, о вредной еде) СЛАЙД

- Пищеварение начинается еще в полости рта, когда пережевываемая пища обильно смачивается слюной.

Проглоченная пища попадает в пищевод, который соединяет между собой глотку и желудок. На стыке пищевода и желудка располагаются кольцевые мышцы. Это нижний сфинктер пищевода, который открывается при давлении проглоченной пищи и пропускает ее в желудок. СЛАЙД

Предполагаемый результат: систематизация знаний учащихся о пищеварительной системе,  далее будет сформирована мотивация учащихся 3 класса к получению новых знаний о вредной еде и ее влиянии. Предоставление детьми необходимой литературы.

2.Поисково-информационный этап

- найти в подобранной литературе ответы на вопросы по проблеме исследования  СЛАЙД

СЛАЙД (Стой дружок, остановись! От пищи вредной воздержись!)

-подготовка необходимого оборудование для проведения опыта

Предполагаемый результат: сформируются теоретические знания об отличительных особенностях вредной и полезной еды.

3.Опытно-экспериментальный этап

- планирование работы (учащиеся  самостоятельно предполагают шаги проведения опыта)

- проведение опыта (учащиеся совместно с учителем пользуются необходимым оборудованием, занимаются проведением эксперимента,  наблюдают за происходящим) СЛАЙД-видео

-Возьмем 2 лимонада, спрайт и колу. А  также 2 ржавых гвоздя. В один стакан нальем спрайт, в другой колу. Положим и туда и туда по 1 гвоздю. Оставим на 3 дня.

- фиксирование наблюдений, а именно заполнение таблицы, что именно происходит с гвоздем.

Видео о вредной еде и сделать вывод.

-Гвоздь больше не ржавый. Лимонад разъел ржавчину. А представьте, что происходит с нашим желудком. У него нарушается процесс работы. Стенки желудка разрушаются. Также происходит  разрушение кальция, что приводит к хрупкости костей.

Вывод: прием лимонада в больших количествах приводит к нарушению здоровья, нарушается слизистая оболочка желудка, вымывается кальций из костей, учащиеся 3 класса делают также вывод о том, что у них  от приема большого количества лимонада будет часто болеть живот. СЛАЙД

- составление памятки о правильном питании

Предполагаемый результат: учащиеся узнают о свойствах вредной и полезной пищи, научатся отличать ее, приобретут умения фиксировать результат исследования в таблицу.

4. Завершающий этап

-продукт проекта (расширение знаний по данной теме и получение памятки «Правила здорового питания») СЛАЙД-памятка

-вывод (представление своих рекомендаций в классе; обобщение того, как необходимо соблюдать правила здорового питания)

- заключение (мы научились проводить опыты, узнали, чем отличаются вредные продукты от полезных, изучили строение и работу пищеварительной системы, создали памятку правил здорового питания)

Предполагаемый результат: получение учащимися 3 класса продукта по данному проекту.

Оборудование

Лимонад, молоко, скатерть, презентация, ржавый гвоздь.

Продукт

Памятка «Правила здорового питания». Она поможет учащимся и родителям не забывать о необходимости соблюдения правил здорового питания. Памятка содержит в себе следующие правила: ….

Разработанная схема о вредной и полезной еде.

Для начала учащимися 3 класса была проведена творческая работа, а именно – составление карты-схемы строения пищеварительной системы человека. Далее идет описание и приведение примеров вредной еды, затем описание и приведение примеров полезной еды. Выводы.

Перспектива

Использование данного проекта на конкурсе проектов на школьном и региональном этапах, проведение данного опыта в домашних условиях с родителями, применение полученных знаний на уроках окружающего мира.

Схема – плакат о вредной и полезной еде будет повешена в уголок класса для того, чтобы они всегда могли обратиться к ней за подсказкой.

Используемые источники

1. Волосенко М.И. Целебное питание, - Аквариум: М. 2014 г. – 321с.

2. Петровский К.С. Азбука здоровья. – Знание: М. 2015 г. 213с.

3. Иванова Е.К. «Пить хочется» Здоровье школьника, журнал №6, 2016 г. – с.34-39.



Предварительный просмотр:

Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

1

ФИО участника

Слизнёва Ирина Игоревна

2

Тема проекта/класс

Человек в мире звуков

3 класс

3

Актуальность проекта

Человек каждую секунду своей жизни окружен всевозможными звуками. Слух является неотъемлемой частью полноценного восприятия картины мира. Звучит все. Но не все слышит человек. Однако звуки, которые не способен уловить человеческий слух, тем не менее, влияют на его организм. Это влияние сказывается на нашем самочувствии и здоровье в целом.

С течением времени ученые стали понимать, что различные частоты имеют определенное влияние на организм человека, как благотворное, так и, наоборот, – губительное.

Учащимся 3 класса важно иметь конкретное представление о влиянии звуков на здоровье человека, что предполагает расширение их теоретических знаний по данной проблеме и формирование практических умений на основе проведения опытов.

4

Проблема исследования

Влияние звуков на работу организма человека.

5

Объект исследования

Человек

6

Цель проекта

Выявление учащимися 3 класса особенностей влияния звуков на организм человека и его жизнедеятельность.

7

Задачи проекта

–изучить учебную литературу по теме исследования;

–выявить, какие звуки окружают нас и какое влияние они оказывают на человека;

–доказать практическим путем вредное влияние шумов на организм человека.

8

Гипотеза

Если провести анализ влияния звука на организм человека на теоретическом и практическом уровне, то это даст возможность учащимся 3 класса сформировать целостное представление о взаимосвязи звука с его здоровьем.

9

Методы исследования

Теоретические методы: изучение учебной литературы и других дополнительных источников информации

Эмпирические методы: наблюдение; проведение и описание опытов; сопоставительный анализ, анкетирование

10

Тип проекта

Краткосрочный (в течение одной недели)

Групповой

11

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный  этап

– постановка учебной проблемы (младшие школьники по-разному реагируют на шум. Часто это зависит от возраста, темперамента, здоровья, условий жизни и других причин. Так в возрасте до 7 лет на шум реагируют 45% людей, в возрасте 8-9 лет–50%, в возрасте 10 лет–60%, в возрасте 11 лет и старше-75%. Почему же так происходит? Почему, чем мы старше, тем сильнее реагируем на звук?)

Вывод: наиболее чувствительны к действию шума дети старших возрастов.

– знакомство с литературой (самостоятельный подбор литературы о звуках, их влиянии на работу организма человека)

Предполагаемый результат: у учащихся 3 класса сформируется мотивация к нахождению ответа на возникшие вопросы; они смогут найти литературу, соответствующую данной теме.

2. Поисково-информационный этап

  найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования, как звуки влияют на здоровье человека и его деятельность.

 учащиеся выявили ключевые положения, способствующие дальнейшему построению исследования: воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия: звон в ушах, головокружение, головная боль, повышение усталости; проведенные за последние годы исследования показали, что под влиянием шума могут наблюдаться нарушения работы организма человека.

–подготовка необходимого оборудования для проведения опыта (ПЕРЕЧИСЛИТЬ)

Предполагаемый результат: выявление младшими школьникаим необходимой информации в подобранной литературе; поиск ответа на поставленные ранее вопросы; подготовка учащимися 3 класса совместно с учителем необходимого оборудования.

3.Опытно-экспериментальный этап

– планирование работы (учащиеся 3 класса самостоятельно предполагают шаги проведения опыта)

– проведение опытов:

Опыт№1 

Предложить учащимся 3 класса послушать аудиофрагмент с классической музыкой. Включить ее негромко. После этого предложить записать несколько предложений в тетрадь.

Вывод (на основе проведенного опыта): прослушивание классической музыки улучшает настроение, становиться легче сконцентрироваться на выполнение работы, учащиеся достигают более высокого результата при выполнении задания.

Опыт №2 

Предложить учащимся 3 класса послушать аудиофрагмент с рок музыкой. Включить громко, но так, чтобы это не повлияло на здоровье учащихся. После этого предложить записать несколько предложений в тетрадь.

Вывод (на основе проведенного опыта): прослушивание рок музыки ухудшает настроение, сконцентрироваться на чем-то конкретном становится тяжелее, результат по выполнению предложенного задания некоторыми учащимися не достигнут, а некоторыми достигнут не в полном объеме.

Опыт №3 

Посадить учащихся парами (затем пробуют все желающие). Предложить в наушниках прослушать 1 учащемуся энергичную музыку, а второму классическую в течение 1 минуты. Перед этим предложить учащимся вслушаться в мелодию, попытаться определить, какие инструменты были использованы для создания данной мелодии. После этого один ученик слушает ту же мелодию (классическую)  в течение 1 минуты, а второй измеряет с помощью лабДиска пульс. Затем меняются местами. Второй учащийся слушает энергичную музыку, а первый измеряет пульс.

Вывод (на основе проведенного опыта): у учащихся после прослушивания классической музыки пульс спокойный, как и должен быть, а у учащихся, которые слушали энергичную музыку, пульс стал выше. Каждому человеку необходимо анализировать, какой вид звука/шума отрицательно влияет на человека.

Предполагаемый результат: учащиеся сделают вывод о том, что спокойная классическая музыка может действовать на человека как успокоительное средство, помогает сконцентрировать внимание, а энергичная или рок–музыка действует таким образом, что пульс учащается, давление повышается. Такая музыка может вызвать эмоции, отрицательно влияющие на других людей.

4. Завершающий этап:

– создание продукта проекта (схема- плакат «Звук и человек», памятка «Полезные воздействия звука»);

– вывод (представление учащимися 3 класса своих рекомендаций; обобщение того, как звуки могут влиять на человека и почему);

– подведение итогов (учащиеся дают самостоятельно ответы на поставленный в самом начале вопрос «Как звук влияет на работу организма?»).

Предполагаемый результат: учащиеся 3 класса смогут ответить на проблемный вопрос исследования, как звуки влияют на человека, его здоровье и деятельность; получение продукта исследования, а именно схемы-плаката и памятки.

Таким образом, проведенные опыты подтвердили, что музыка оказывает заметное действие на биологические процессы, протекающие в живом организме, влияя на состояние мозговых клеток, их частей в результате нарушая режим деятельности мозга. Например, классическая музыка может нормализовать работу мозга, вызвать положительные эмоции, а резкая музыка при длительном действии гасит положительные эмоции, отрицательно сказывается на физиологических процессах, протекающих в организме.

12

Оборудование

ЛабДиск, тетради, ручки, аудиофрагменты (классическая и энергичная музыка), две пары наушников,

13

Продукт  проекта

  1. Схема–плакат «Звук и человек».

Схема–плакат состоит из нескольких частей:

– «Строение слухового аппарата». Дети нарисовали схему строения органа слуха.

– «Как человек слышит?». В этой части учащиеся представили информацию о том, что звуковая волна проходит по наружному слуховому проходу, достигает барабанной перепонки и заставляет ее колебаться. Эти колебания доходят до улитки. Находящаяся в ней жидкость возбуждает чувствительные клетки, которые передают информацию в мозг как звук.

– «Влияние звуков на организм человека». В этой части говорится, что звуки имеют как лечебные, так и вредные свойства. Под воздействием музыки у человека могут изменяться кровяное давление, частота сердечных сокращений, ритм и глубина дыхания.  Вся эта информация сопровождается иллюстрациями.

  1. Памятка «Полезные воздействия звука».

В ней представлена информация о том, что звуки природы, в именно тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя, всегда приятны человеку. Также в этот список может входить спокойная классическая музыка.  Все эти звуки успокаивают человека, снимают стрессы. Также в памятке изображен человек и вокруг инструменты, звучание которых может положительно влиять на организм человека.

14

Перспектива проекта

Вместе с учащимися 3 класса мы проведем исследования, показывающие влияние классической и рок музыки на активизацию мысленной деятельности учащегося во время внеучебных занятий.

Использование данного проекта на конкурсе проектов на школьном и региональном этапах, проведение данных опытов во внеучебное время с родителями; применение полученных знаний на уроках окружающего мира.

15

Используемые источники

1. Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. Метрологические аспекты. В 2-х Т./Под ред. Исаева Л.К. Т.1.М. – 2014 г. – 512с.

2. Клейборн А. Энциклопедия. «Моя первая книга о человеке» – 2016 г. – 489 с.

3. Бетховен, Л.В. «Где пульс» М.: Музбука, 2015 г. - 931 c.



Предварительный просмотр:

Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

1

ФИО участника

Слизнёва Ирина

Класс

2

2

Тема проекта

Как измеряют температуру?

3

Актуальность проекта

В природе все постоянно меняется. Вчера было холодно, а сегодня – тепло. Или когда мы болеем, у нас поднимается температура. Как измерить температуру?

Учащимся 2 класса важно иметь конкретное представление о способах измерения температуры, что предполагает расширение их теоретических знаний по данной проблеме и формирование практических умений на основе проведения опытов и наблюдения.

4

Проблема исследования

Способы измерения температуры

5

Объект исследования

Температура

6

Цель проекта

Выявление всевозможных способов измерения температуры

7

Задачи проекта

–изучить учебную литературу по теме исследования;

–выявить, какие существуют способы измерения температуры;

–доказать практическим путем, насколько точно каждый способ измеряет температуру.

8

Гипотеза

Если провести анализ способов измерения температуры на теоретическом и практическом уровне, то это даст возможность учащимся 2 класса сформировать целостное представление о температуре как физической величине.

9

Методы исследования

Теоретические методы: изучение учебной литературы и других дополнительных источников информации.

Эмпирические методы: наблюдение; проведение и описание опытов; сопоставительный анализ, анкетирование.

10

Тип проекта

Краткосрочный (в течение 1 недели)

Групповой

11

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный  этап

 постановка учебной проблемы (учащимся 2 класса предлагается подумать, когда они шли в школу. Какой показалась им погода? (ветреная – безветренная; солнечная – пасмурная; дождливая). В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера. Затем учащимся 2 класса задается следующий вопрос:  «А как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замерзнуть или не покрыться потом?» (посмотреть температуру воздуха за окном).

– знакомство с литературой (самостоятельный подбор литературы о температуре).

Предполагаемый результат: у учащихся 2 класса сформируется мотивация к нахождению ответа на возникшие вопросы; они смогут найти литературу, соответствующую данной теме.

2. Поисково-информационный этап

– найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования, как можно измерить температуру в разных средах (водной, воздушной);

учащиеся выявили ключевые положения, способствующие дальнейшему построению исследования: температуру воздуха измеряют специальным прибором, он называется термометр. Температура измеряется в градусах. На шкале каждое деление соответствует одному градусу. 0 (или нуль) – это граница между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 – количество градусов холода.

  Посмотрев на термометр за окном, можно определить сколько градусов тепла или холода на улице, и в соответствии с этим выбрать одежду. Термометр бывает медицинский, комнатный, водный и уличный.

–подготовка необходимого оборудования для проведения опыта (перечислить)

Предполагаемый результат:  выявлена младшими школьниками необходимая информация в подобранной литературе; проанализированы виды термометров и их практическое назначение; осуществлен   поиск ответов на поставленные ранее вопросы;  проведена подготовка учащимися 2 класса совместно с учителем необходимого оборудования.

3.Опытно-экспериментальный этап

– планирование работы (учащиеся 2 класса самостоятельно предполагают этапы проведения опытов)

– проведение опытов:

Предполагаемый результат: учащиеся 2 класса сделают вывод о том, что при измерении температуры мало полагаться на свои ощущения, необходимо пользоваться специальными приборами и что при выполнении физических упражнений температура тела повышается.

Опыт №1

Цель: определение температуры  воздуха с помощью термометра

Учитель вешает на окно с уличной стороны уличный термометр. Ждем некоторое время, и учащиеся определяют температуру в воздушной среде.

Вывод: точную температуру на улице можно узнать с помощью уличного термометра.

Опыт№2 

Цель: определение температуры в водной среде на ощупь и с помощью водного термометра

Учащимся 2 класса предлагается определить температуру воды. Для этого необходимо 2 тазика с водой, один с теплой, другой  – с прохладной. Необходимо подержать руку 30 секунд в 1 тазике, затем 30 секунд во втором тазике и определить, примерно сколько градусов в каждом. Записать результаты в таблицу наблюдений. Затем измерить водным термометром градусную меру, также записать результаты и сравнить между собой.

№ Опыта

Температура воды на ощупь

Температура воды водным термометром

Вывод

№ 2

Вывод: рукой можно отличить холодную воду от горячей воды, однако при этом нетрудно и ошибиться, что и показал наш опыт.

Более точные данные о температуре воды можно получить при использовании водного термометра.

Опыт №3

Цель: определение температуры тела  для оценки состояния организма человека

Данный опыт направлен на формирование умения пользоваться медицинским термометром. Учащимся предлагается каждому измерить себе температуру. Записать ее в дневник наблюдений. Далее учитель проводит физические упражнения и подвижную игру. После этого учащиеся 2 класса заново измеряют себе температуру и записывают в дневник наблюдений.

№ опыта

Температура в нормальных условиях

Температура после нагрузки

Вывод

№ 3

Вывод: после физических упражнений температура тела повышается на несколько градусов из-за теплоотдачи с потовыделением.

4. Завершающий этап:

Подведение итогов на основе результатов  проведенных опытов. Учащиеся  сделали выводы о способах измерения температуры и о различных термометрах, которыми можно пользоваться при измерении температуры в разных средах.

1. Завершив работу над проектом, мы сделали выводы:

1. Измерение температуры на ощупь имеет свои недостатки, а именно – измеренная таким способом температура не позволяет получить правильные данные о состоянии организма человека в этот период.

2. Температуру в воздушной среде измеряют с помощью уличного термометра, в водной среде  –  водного термометра.

3. Более точно определить температуру тела можно на основе  использования медицинского термометра.

4. Температура тела человека зависит от условий, которые могут влиять на его состояние положительно или отрицательно.

5. Проведенные опыты подтвердили, можно измерить любую температуру, а именно температуру воздуха на улице, тела человека, воды, температуру в помещении, в котором ты находишься с помощью такого прибора, как термометр. Он бывает медицинский, водный, уличный и комнатный.

По результатам проекта  учащиеся создали  продукт:  схема-плакат «Виды термометров», памятка «Как пользоваться термометром?»;

– подведение итогов (учащимся предлагается ответить на вопросы в тесте)

Предполагаемый результат: учащиеся 2 класса смогут ответить на проблемный вопрос исследования, о способах измерения температуры; получение продукта исследования, а именно схемы-плаката и памятки.

12

Оборудование

Тазики, теплая и холодная вода, уличный, водный и медицинский термометр, дневник наблюдений.

13

Продукт проекта

1.Схема-плакат «Виды термометров»

Представляет собой список термометров и их изображения. Описывает разнообразие термометров и особенности каждого их них.

2.Памятка «Как пользоваться термометром?»

Это подробное обоснование правил, соблюдение которых важно  для целевого использования медицинского термометра.

 Представляет собой точный последовательный алгоритм  особенностей использования термометра.

14

Перспектива проекта

Использование данного проекта на конкурсе исследовательских проектов на школьном и региональном этапах; применение полученных знаний на уроках окружающего мира.

Проведение выше указанных и других опытов месте с родителями для выявления новых фактов/аспектов, отражающих особенности измерения температуры   (внеучебная проектная деятельность на основе взаимодействия с родителями)

15

Используемые источники

1. Комаровский, Е. О. «36 и 6 вопросов о температуре.» - М.: Эксмо, 2014. - 160 c.

2. Мельников, А. А. «Измерение температуры биологических объектов» / А.А. Мельников, А.А. Мельников, А.А. Мельникова. - М.: Компания Спутник, 2016. - 304 c.

3. Солнцев, Ю. П. «Температура, что это?» / Ю.П. Солнцев, Б.С. Ермаков, О.И. Слепцов. - М.: Химиздат, 2015. - 768 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние витаминов на организм человека"

В исследовательской работе раскрывается ряд важных впросов: Для чего нужны витамины?Какова суточная потребность человека в вмтаминах? В каких продуктах они находятся? Для ответа на эти вопросы были ис...

Исследовательский проект "Влияние гаджетов на организм человека"

Очень много повсеместноПоявилось новых штук.Что про гаджеты известно?С ними ходят все вокруг....

Исследовательская работа на тему: «Влияние пыли на организм человека».

Около половины случаев аллергических заболеваний  у детей и взрослых связаны с наличием пыли в помещениях, классных комнат, квартир.  По данным врача – аллерголога Няганской городской больни...

Влияние гимнастики на организм человека.

Творческий проект ученицы Бибиковой Ангелины. Ученица рассказывает о положительном влиянии гимнастики на здоровье. Доказывает это  результатами наблюдений....

Изменения деятельности систем организма человека под влиянием физических упражнений

В статье рассматриваются основные аспекты влияния физических нагрузок на различные системы организма человека...

Классный час "Влияние алкоголя на организм человека"

В ходе классного часа учитель и учащиеся рассказывают о влиянии алкоголя на организм человека....

Влияние музыки на организм человека.

Самое прекрасное, что есть у большинства живых организмов и человека в том числе — это восприятие звуков. В течение жизни мы слышим их огромное количество, и все они различны — одни мы вос...