Проект "За окошком Рождество"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Проект "За окошком Рождество"

Актуальность проекта:

Духовно - нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость, актуальность. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь лишенную патриотических чувств и ощущений своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживается сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного возраста.

С раннего детства ребенок живет, в родной среде, " впитывая с молоком матери" культуру, ценности, нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа. Хранителем и продолжателем традиций. Одним из путей духовно-нравственного воспитания является путь вовлечения детей в православную культуру. Православный праздник Рождество Христово наиболее близок и понятен детям.

Цель: повышения эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение учащихся к основам православной культуры.

В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомить детей с историей праздника Рождество Христово.
  2. Создать условия для развития творческих способностей учащихся.
  3. Воспитывать у младших школьников доброту, милосердие, сострадание ко всему живому на земле.

Этапы проекта:

  • I этап: организационный (подготовка и разработка проекта)
  • II этап: основной (реализация проекта)
  • III этап: заключительный.

Сроки реализации проекта: 02.12.19 — 27.12.19

Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.

- по продолжительности: краткосрочный.

- по возрасту: разновозрастной.

 

Подготовительный этап.

  • Определение целей, задач проектной деятельности;
  • Составление тематического планирования по теме: «За окошком Рождество».
  • Подборка художественной литературы по духовно-нравственной тематике беседы, рассказы.
  • Подборка иллюстраций, музыкальных произведений по теме.
  • Материалы и пособия для продуктивной и творческой деятельности.

Практический этап: с 02.12.19  по 27.12.19

Классы

Мероприятие

1-4

1

2

 

1-4

-беседа « О Рождестве»

- коллективное рисование. Разукрасим елочку.

- коллективное рисование. Разукрасим варежку.

 

-коллективное рисование. Рождественская открытка. Участие в благотворительной акции «БабушкиНа радость».

-чтение рассказов и сказок И.Рогалевой

1-4

3-4

-просмотр презентации «Рождество Христово»

-аппликация «Рождественская открытка». . Участие в благотворительной акции «БабушкиНа радость».

1-4

1-4

-конструирование «Ангелочки»

-Рождественские игры, хороводы.

Все классы

-просмотр мультфильма «Рождественская ночь»

1-4

3-4

-выставка рождественских открыток и поделок.

- Игра по станциям «Новогодний калейдоскоп»

Заключительный этап.

Результаты проекта:

-сформированы устойчивые знания, интерес к истории праздника;

-выставка рождественских открыток.( открытки переданы одиноким престарелым людям);

- сочинения о Рождестве.

Используемая литература:

  1. И. Рогалева. Рождественские рассказы. Сказки.
  2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева, программа «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет»;
  3. Петров В.М. «Зимние праздники, игры и забавы для детей» Москва 1999г.
  4. http//www.maam.ru/
  5. http//nsportal.ru/
  6. Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000
  7. Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.

8.Доронова Т.Н.А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.

9.Истомин С.В. Энциклопедия « Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx_za_okoshkom_rozhdestvo_1_1.docx664.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "За окошком Рождество"

Актуальность проекта: 

Духовно - нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость, актуальность. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь лишенную патриотических чувств и ощущений своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживается сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного возраста.

С раннего детства ребенок живет, в родной среде, " впитывая с молоком матери" культуру, ценности, нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа. Хранителем и продолжателем традиций. Одним из путей духовно-нравственного воспитания является путь вовлечения детей в православную культуру. Православный праздник Рождество Христово наиболее близок и понятен детям.

Цель: повышения эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение учащихся к основам православной культуры.

В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомить детей с историей праздника Рождество Христово.
  2. Создать условия для развития творческих способностей учащихся.
  3. Воспитывать у младших школьников доброту, милосердие, сострадание ко всему живому на земле.

Этапы проекта:

  • I этап: организационный (подготовка и разработка проекта)
  • II этап: основной (реализация проекта)
  • III этап: заключительный.

Сроки реализации проекта: 02.12.19 — 27.12.19

Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.

- по продолжительности: краткосрочный.

- по возрасту: разновозрастной.

Подготовительный этап.

  • Определение целей, задач проектной деятельности;
  • Составление тематического планирования по теме: «За окошком Рождество».
  • Подборка художественной литературы по духовно-нравственной тематике беседы, рассказы.
  • Подборка иллюстраций, музыкальных произведений по теме.
  • Материалы и пособия для продуктивной и творческой деятельности.

Практический этап: с 02.12.19  по 27.12.19

Классы

Мероприятие

1-4

1

2

1-4

-беседа « О Рождестве»

- коллективное рисование. Разукрасим елочку.

- коллективное рисование. Разукрасим варежку.

-коллективное рисование. Рождественская открытка. Участие в благотворительной акции «БабушкиНа радость».

-чтение рассказов и сказок И.Рогалевой

1-4

3-4

-просмотр презентации «Рождество Христово»

-аппликация «Рождественская открытка». . Участие в благотворительной акции «БабушкиНа радость».

1-4

1-4

-конструирование «Ангелочки»

-Рождественские игры, хороводы.

Все классы

-просмотр мультфильма «Рождественская ночь»

1-4

3-4

-выставка рождественских открыток и поделок.

- Игра по станциям «Новогодний калейдоскоп»

Заключительный этап.

Результаты проекта:

-сформированы устойчивые знания, интерес к истории праздника;

-выставка рождественских открыток.( открытки переданы одиноким престарелым людям);

- сочинения о Рождестве.

Используемая литература:

  1. И. Рогалева. Рождественские рассказы. Сказки.
  2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева, программа «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет»;
  3. Петров В.М. «Зимние праздники, игры и забавы для детей» Москва 1999г.
  4. http//www.maam.ru/
  5. http//nsportal.ru/
  6. Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000
  7. Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.

8.Доронова Т.Н.А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.

9.Истомин С.В. Энциклопедия « Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

Приложение.

1.« Как отмечают рождество»

Самый почитаемый среди двунадесятых, праздник Рождества Христова принято отмечать вплоть до Крещения (18 января). Период этот называют Святками, то есть, дни эти святы. В рождественскую ночь во всех храмах совершается Божественная Литургия. Верующие собираются, чтобы вместе с Ангелами на небесах славить воплотившегося Спасителя миру. Ставят свечки перед иконами и подают заздравные записки. Существует мнение, что именно этот праздник наиболее глубоко воспринимают маленькие дети, поэтому родители также берут их с собой на службу.

То, как празднуется рождество теперь, немного отличается от древних традиций. В старину в Святки по домам ходили христославы или славильщики. Они пели колядки, а хозяева щедро одаривали певцов. Сегодня эта красивая традиция возвращается. Подготовьте мешочки со сладостями, которые вы подарите тем, кто принесет в ваш дом радостную весть о рождении Христа.

В эти дни принято ходить в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются подарками, ведут беседы за богато накрытым столом. Традиционно, подарки должны иметь духовное содержание. Это может быть Библия, книги духовного содержания, иконы. Но нет особых предостережений к тому, что человек может приготовить подарок более светского содержания.

Рождественские народные гулянья во многом напоминают веселье в Масленицу. Только вместо блинов людей угощают праздничной коврижкой, а вместо того, чтобы водить хороводы, поют колядки. А вечера принято проводить дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки, рассказывать им о том, как отмечают рождество в других странах, и, конечно же, попивать горячий чай.

Хотя в храмах Таинство Крещения совершается во все, за малым исключением, дни года, стать членом Церкви в Рождество особо трогательно. Также очень полезно для души участие в богослужениях, которые совершаются во все дни от Рождества до Крещения. В Святки не принято выполнять тяжелую работу, если только она не связана с профессиональной деятельностью. Это время ликования и отдыха для тела и для души.

Если у человека есть возможность, хорошо было бы пожертвовать деньгами или продуктами больнице, дому престарелых, детскому приюту, просто обделенному судьбой человеку. Раньше на Руси в богатых домах к Рождеству специально накрывали стол для нищих и ждали тех как особых гостей, потому что так исполняли заповедь Христову о любви бескорыстной.

2.Беседа с детьми на тему: « Святочные посиделки».

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. Давайте мы сегодня отпразднуем Рождество, как встречали его много лет до нас…

У нас ещё стоит елка. А это - свеча. Рождественская свеча – символ домашнего очага. Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с сочельника (день перед Рождеством) все следующие 12 дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Теперь очагов нет, полено заменили свечи.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. 12 дней с 7 по 19 января – это время зимних святок на Руси. Колядки, хождение со звездой, ряжение, зимние забавы, посиделки, гадания всем этим сопровождался праздник святки.

КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, выучить несколько колядок, они нам ещё пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

- Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

- Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

- Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

- Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

- Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Маленький мальчик сел на диванчик.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

Непременными участниками рождественских праздников были РЯЖЕНЫЕ. Рядились в медведей, стариков, чертями, петрушками. Ряженым дозволялось пошалить, похулиганить, в разумных пределах, конечно же.

А на свежем воздухе любили устраивать ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ наши предки. Это и катания на санях с горы, метание снежков, петушиные бои на льду, перетягивание каната и др.

Когда же наступал вечер, все девушки отправлялись на ПОСИДЕЛКИ. Они вскладчину снимали избу, где долгими зимними вечерами, пряли, вышивали, вязали. И обязательно пели. Я предлагаю вам выучить несколько частушек:

Хорошо колядка пелась,

Милые подружки.

Только, что за посиделки

Без милой частушки.

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожечку,

Неудача, чтоб ушла

От моего окошечка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся

С колядкой не растануся.

Ещё больше любили загадывать и отгадывать загадки.

Весь день ушами шевелит,

И время узнавать велит.(часы)

Пухом землю замело –

За окном белым бело.

Эти белые пушинки,

Не годятся для перинки.(снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

Святки – это особое время. Издавна на святках занимаются ГАДАНИЕМ. Гадание – опасная игра, всегда есть риск  встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше. Во время святок различают «святые вечера» (7 по 13 января) для весёлых смешных гаданий – и «страшные вечера» (14 – 19 января) – для опасных, рискованных. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, т. е. на старый Новый год. Т. е., сегодня. Итак, погадаем.

Гадание на воске. Необходимы - миска с водой и свеча. Когда свеча разгорится, вылить воск в миску с водой. Значения фигур:

Много круглых мелких капель – к деньгам.

Веер – трудности на службе.

Виноград – любовь, дружба, удача, достаток.

Гриб – жизненная сила, упорство, долголетие.

Дракон – высокий полёт, осуществление надежд, завершение труда или рождение ребёнка.

Колокол – вести.

Лист дерева – зависть, интриги со стороны окружающих.

Обезьяна – ложный друг, притворство.

Штаны - развилка пути.

Яблоко – символ жизни, мудрости, здоровья.

Яйцо – начало нового.

Все эти обычаи дошли и до наших дней. К вам в дом, наверняка, эти дни стучатся знакомые, друзья, просто посторонние люди.

Сегодня колядкам не придают такого большого значения, как в старину. Теперь это детская забава или возможность для розыгрышей.

Дорогие ребята, я предлагаю вам, к нашим соседям – поколядовать, попеть, загадать им несколько загадок, поиграть, погадать… Но для этого нам с вами необходимо переодеться в разные костюмы, как в старину. У нас есть корзины с овсом, пшеницей, их мы будем «сеять».

В каждой группе работать по примерному сценарию:

Слова произносят дети и воспитатель, некоторые слова - дети.

Ехал, было, мимо,

Да завернул до дыма.

Скок на крылечко,

Бряк во колечко.

Нежданный гость,

Лучше жданных двух.

Поют колядки, посевают.

Пою Сеем, сеем, по севаем,

С Рождеством вас поздравляем!

- Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

- Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

- Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

- Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

- Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Маленький мальчик сел на диванчик.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Поют вместе частушки:

Хорошо колядка пелась,

Милые подружки.

Только, что за посиделки

Без милой частушки.

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожечку,

Неудача, чтоб ушла

От моего окошечка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся

Загадывают загадки:

Весь день ушами шевелит,

И время узнавать велит. (часы)

Пухом землю замело –

За окном белым бело.

Эти белые пушинки,

Не годятся для перинки. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

Гадают:

Гадание на воске. Необходимы: - миска с водой и свеча. Когда свеча разгорится, вылить воск в миску с водой. Значения фигур:

Много круглых мелких капель – к деньгам.

Веер – трудности на службе.

Виноград – любовь, дружба, удача, достаток.

Гриб – жизненная сила, упорство, долголетие.

Дракон – высокий полёт, осуществление надежд, завершение труда или рождение ребёнка.

Колокол – вести.

Лист дерева – зависть, интриги со стороны окружающих.

Обезьяна – ложный друг, притворство.

Штаны - развилка пути.

Яблоко – символ жизни, мудрости, здоровья.

Яйцо – начало нового.

Мы попели, поплясали,

Что ж, хозяева, устали?

С новым годом!

С новым счастьем!

Жить нам вместе

Лет до двести!

3. Чтение рассказов:

П.Бажов «Серебряное копытце»;

Л.Медведев «В сочельник»;

А.Плещеев «Елка в школе»;

О.Ефремова «Рождество Христово».

«Первая рождественская ночь», «Рождение Христа», «Рождественский ангел», «Звезда,  ведущая в Вифлеем»

Заучивание стихотворений:

 К.Бальмонт «Снежинка», «Рождество»;

заучивание рождественских песен и колядок

4. Просмотр видеофильмов:

«12 месяцев», «Снегурочка», «Сказка в Рождество».

5. Беседа по картинам русских художников:

Б.Кустодиев «Ярмарка»;

 А.Киевшенко «Колядки» (иллюстрация к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

6. Ознакомление с музыкальными произведениями:

П.Чайковский «Декабрь.Святки» из цикла «Времена года»;

 М.Глинка «Камаринская»

7.  Изобразительная деятельность:

рисование на тему «Зимние забавы»;

 изготовление масок для обряда колядования;

 изготовление подарков и праздничных поздравительных рождественских открыток;

      Конструирование из бумаги: «Ангелочки», «Свеча»

      Изготовление вертепа.

8. Игры с музыкальным сопровождением:

Метелица»— старинная русская народная игра.

Играющие делятся на две группы — крестьян и лошадей. Где-нибудь в стороне отводят место для конюшни. В нее крестьяне отводят своих лошадей, а сами становятся поодаль и разговаривают между собой:

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметет.

Ой, жги, жги, жги, говори,

Скоро все она дорожки заметет.

Запряжемте-ка мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, жги, жги, говори,

В лес поедем за дровами поскорей.

Они идут в конюшню, выводят каждый свою лошадь, запрягают их, то есть хватаются за пояса или рубашки игроков, изображающих лошадей, и становятся один за другим гуськом.

Рысью, рысью, друг за другом поспешим

И скорехонько до леса докатим.

Аи, жги, жги, жги, говори,

И скорехонько до леса докатим.

Они бегут один за другим легкой рысью и под конец останавливаются.

Топорами мы ударим дружно в лад,

Только щепочки по лесу полетят.

Ай, жги, жги, жги, говори,

Только щепочки по лесу полетят.

Ребята, бывшие лошадьми, изображают лес. Подняв руки в стороны вверх, они колышут ими, как ветер ветвями, в то время как крестьяне подражают движениям дровосеков {для чего каждый крестьянин становится около своего дерева) до тех пор, пока под конец пения деревья не упадут. Тогда деревья поднимаются, и все поют;

А с дровами мы тихонечко пойдем,

А руками-то прихлопывать начнем,

Ай, жги, жги, жги, говори,

А руками-то прихлопывать начнем.

Крестьяне запрягают своих лошадей и идут в такт песне в прежнем порядке, причем при пении последних строк хлопают в такт в ладоши. Дальше, двигаясь и притопывая ногами, поют;

А ногами-то притопывать все враз,

Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!

Ай, жги, жги, жги, говори,

Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!

При пении последнего куплета топот ног усиливается, и, наконец, обоз останавливается, чем и заканчивается игра.

Русская народная игра « Плетень»

Количество игроков: любое

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется

 После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.

 Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота,(до,ре ,ми ми ми ре до)

 Проходите,господа,

 Первой мать пройдёт,

 Всех детей проведёт.

 первый раз прощается,

 второй раз запрещается,

 а на третий раз

не пропустим вас!

Правила: два человека становятся друг напротив друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, воротики  захлопываются (опускают руки) и тот, кто в них попался, «превращается» тоже в воротики.

Игра «Курилка»

Курилка,курилка,

 Как у курилки

ножки долгоньки,

 живот короток,

 Не помри же ты ,курилка,

 не заставь меня плясать,

 не заставь меня плясать,

 всю беседу коротать.

 (фа ми фа ре до фа

ми ре ре до

фа ми ре ре до

фа фа ми ре ре до)

Курилкой на Руси называется зажжёная лучина, над которой курится дымок. Эту курилку передавали из рук в руки по кругу( в данном случае- фонарик). Тот, у кого в руках оказалась курилка, когда песня закончится, идёт в круг плясать.

Игра «Как у дяди Трифона»

Как у дяди Трифона

было семеро детей,

 было семеро детей,

 было семь сыновей.

 Они не пили, не ели,

 друг на друга всё глядели,

вместе делали вот так:

 (соль фа ми ре до до фа

соль соль соль фа ми ре до).

Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах «вместе делали вот так» показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон.

Игра «Горлачек»

Все сидят в кругу на корточках. Водящий - купец ходит за кругом и выбирает. Когда он выбрал кого-нибудь из сидящих, он подходит прицениваться, спрашивает: «Кольки коштае  горлачек?» Тот, у кого спросили называет любую цену, после чего они с купцом обегают круг по разным сторонам наперегонки, кто первый сел на место, тот и выиграл. А тот, кто не успел, тот становится купцом на следующий кон.

     Сценарий праздника Рождества Христова 

Под веселую музыку вбегают девочки, звеня колокольчиками

1 –Очень  жаль:прошёл чудесный

И весёлый Новый год.

А какой ещё хороший,

Славный праздник всех нас ждёт?

2 — В небе звездочка, мерцая,

Лишь появится едва,

Знают все: настанет добрый

Светлый праздник Рождества.

 

Песня «Рождество» (Яркая звездочка на небе горит…)

Ведущий

–Все белым-бело от пуха,

Нет порядка во дворе.

Кружит вьюга-забавуха

Белым снегом в январе.

Кружит, мутит, завывает,

Снег в сугробы навевает.

По дорожке стелется

Белая метелица.

Танец «Метелица»

 

Ведущий–Снег укутал город пеленою белой,

За окошком будет биться ветер колкий,

Собирать снежинки, прижиматься к раме.

Я поставлю в зале праздничную ёлку,

Я на стол поставлю золотые свечи,

А под ёлку спрячу сласти и подарки.

И с друзьями  вместе Рождество я встречу,

Самый лучший праздник, радостный и яркий!

Песня «Рождество»

1 — Рукодельница-зима

Ёлочку-малютку

Убрала с утра сама

В беленькую шубку.

2 — Легким облачком над лесом

Проплывала сказка

И снежинками касалась

Веток елок ласково.

Танец снежинок

3 — Снег пушинками кружится

У окошка моего.

Будем вместе веселиться:

Елка! Праздник! Рождество!

4 — Ель украсим мы звездой

И гирляндой золотой.

Скоро, скоро торжество —

Рождество! Рождество!

Ведущий–Елка нарядная радует глаз,

Горит над нею звезда торжественно…

Гостям подарим библейский рассказ

О памятной ночи рождественской.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХОРОВОД

ОСЛИК и ОВЕЧКА выходят на сцену.

ОВЕЧКА:

Послушай — как дивно! На улице тьма,

А в нашей пещере светло без огня.

ОСЛИК:

А помнишь, вчера я тебе говорил,

Что палкой хозяин меня отлупил?

Так сильно болела спина, ну, а ныне —

Вот чудо! — не чувствую боли в помине!

ОВЕЧКА:

Да, славные, право, творятся дела

С тех пор, как Мария Дитя родила!

ОСЛИК:

Постой-ка, Младенец озяб…

ОВЕЧКА:

Ничего,

Мы нашим дыханьем согреем Его.

Ведущий–И той же  темной ночью тихой

Пастухи стадо охраняли.

Скучали, у загона сидя,

Молчали, засыпали.

Но вдруг один взглянул на небо

И очень испугался:

Там сотни ангелов поют,

Господень свет сияет…

Танец Ангелов

Ангел — Послан Богом я принесть

Людям радостную весть!

На земле и в небесах торжество,

 Христа Бога нашего Рождество!

1-й пастух -(радостно)— Мы пойдем, пастухи,

Чуду подивиться,

Чуду подивиться,

Богу поклониться.

Ангел— Я же, Ангел, покажу вам дорогу.

 Покажу вам дорогу

Ко Христу Богу…

2-й пастух: Спасибо, что пришел нас проводить.

Но только что Ему нам подарить?

1-й пастух—  Мы  люди простые.

Вот хлеб, сыр и мед …

Ангел – И веру пусть каждый в дорогу возьмет.

2-й пастух: А я сена свежего из травы пахучей

Ему в ясли положу. Он в мире самый лучший!

Ведущий — Пастухи, поверив Слову,

Припустили во всю прыть,

Чтоб Младенцу Пресвятому

Свое сердце отворить.

Песня «Рождество Христово. Ангел прилетел»

Пастухи подходят к вертепу, кланяются.

ОСЛИК:

Смотри-ка, там, кажется кто-то идет…

ОВЕЧКА:

Пришли пастухи и стоят у ворот.

2-й пастух:   Все сбылось по ангельскому слову!

Мы хлев зашли и увидали там:

Младенец царственный в соломе

Лежал и улыбался нам.

Оставляют подарки

Ведущий — В небе звездочка зажглась золотая.

Эта звездочка была не простая.

Сам Всевышний Бог ту звезду зажег.

И горит звезда, и сияет

Нам к спасенью путь озаряет.

Танец звездочек

Звезда – Пусть будет мир в душе того,

Кто примет Господа, как друга

И верным станет для него,

Хваля его дела повсюду.

Я вижу свет в одном окне,

Ученый звезды изучает.

Вот взгляд остановил на мне,

Вот книги пыльные читает…

Появляются дети в костюмах волхвов.

Волхвы:

1 – Ты видел яркую звезду,

Что предвещали древние писанья?

2 – Да! Видел. Вас я только жду,

Чтоб разделить святое ликованье.

3 – Давайте собираться в путь.

Пусть каждый малышу святому

Возьмет в подарок что-нибудь.

Первый волхв — Он — Царь царей, и, значит, надо

Нести ему в подарок  злато.

Второй волхв (торжественно) — В сосуде  я несу совсем иное -

Тут смирна и еще алоэ.

Третий волхв — Он — Божество, и оттого

Несу я ладан для Него (показывает).

Ведущий  — По гласу Божьего веленья

Вела их яркая звезда

Через пустыни и селенья,

Через леса и города.

Первый волхв — Смотрите! Кажется, дорога

Нас в новый город привела.

Второй волхв — Звезда — ни с места.

Значит, тут. Пусть нам ворота отопрут.

Третий волхв — Нас вела звезда.

 Привела сюда.

(Зажигается свет.)

Ведущий — Все спешили поклониться чудесному Бого - младенцу. Радовались люди, ликовала природа.

Танец зайчиков

Зайчик:

Скок-поскок,

Путь недалек.

С дороги не сбиться —

Вижу звезду.

Спешу поклониться Младенцу-Христу.

Ведущий — Бегите, заиньки, бегите.

На поляну выбегают цветы.

Танец цветов

Цветы: Мы цветы-цветочки,

Мы растем неслышно.

Эта ночка-ноченька

Самая душистая.

Ведущий — Куда это вы, цветы? Вам спать ночью полагается…

Цветы: Эта ночка-ноченька

Света ярче светится.

Поклониться в ноженьки

Мы идем Младенцу.

Ведущий  — Рождество! И на душе светло от счастья!

В детский наш праздник прославим Христа!

Пусть всех коснется его красота!

1 — Рождество Христово!

На душе светло!

Праздника святого

Солнышко взошло.

2 — Небеса так ясны,

Белый день в ночи:

То Младенцу в ясли

Шлет звезда лучи!

3 — Стало плотью Слово

Ради наших бед:

Рождество Христово –

Вечной жизни свет!

 

Песня «Рождество» (Тихо шепчут, падая, снежинки…).

Игра по станциям.

Станции:

«Песенная».

Караоке

«Угадай мелодию».

Необходимо угадать новогодние мелодии, звучащие на диске по короткому фрагменту.

«Креативный снеговик».

Рисуем современного снеговика.

«Сказочная».

Необходимо угадать сказку.

«Новогодний костюмчик». 

За определенное время придумать и сделать новогодний костюм из бумаги, пакетов, новогодних гирлянд и.т.п.

«Загадка».

Вот идет какой-то дед,

В шубу теплую одет.

На плече его - мешок,

В бороде его - снежок.

(Дед Мороз)

Наденешь ее - и тебя не узнать,

Ты - рыцарь, бродяга, ковбой...

Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.

А снимешь - вновь станешь собой.

(Маска)

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.

(Лыжи)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лед)      

          

 Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полет закончен. Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб.

(Санки)

Я модница такая, что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блестки - любые украшенья.

Но на мою, поверьте, великую беду

Наряд мне одевают всего лишь раз в году.

(Новогодняя елка)

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век:

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла?

(Снеговик)

В Новый год случится

Сказочное что-то,

Тихо постучится

В наши двери кто-то:

- Тук-тук!..

- Кто там?..

Поглядите только! -

Зеленая, пушистая,

Смолистая, душистая...

(Елка!)

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

(Мороз)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила.

И на санках прокатила    (Зима)


Если лес укрыт снегами,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник?       
(Новый Год)

 

Новогодние шары -
Лучший дар для детворы.
Хрупок, сказочен  и ярок,
Этот праздничный … 
(подарок).

 

 

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет,
Не вода уже, а     
(лед)


Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? 
(январь)


Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели,
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?   
(февраль)


Он рисует на стекле
пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
а шалит, как маленький    
(мороз)

 

Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,                                                                                                      

И на Новый год важна    (ёлка)

«Новогодняя открытка». 

На этой станции дети делают новогоднюю открытку.

«Новогодние пазлы ».

Выдается конверт, в котором красивая открытка разрезана на различные геометрические фигуры. Задание — собрать открытку.    

 «Музыкально-литературная».

Спеть песню, рассказать стихи на новогоднюю тему.

Одна песня или один  стих.

«Почитайка».            

  Анаграммы                                                                   

 ГЕНС     ЬРАВНЯ     ЬРБАКЕД      АМИЗ         АГЮЪВ       ЗОРОМ        АЖУТС            ДАПОГЕНС        АКЛЁ        БОРГУС

  «Кроссворд».

Кроссворд надо решить за определенное время.

Результаты проекта.

Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова.

Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.

Пополнена предметно-развивающая среда мини музея .

Игра по станциям «Новогодний калейдоскоп».

Цель: Расширить знания учащихся о традициях празднования Нового года  в России.

Задачи: Создать условия для развития у учащихся:

  • творческих и коммуникативных способностей
  • умения принимать и сохранять поставленную перед ними задачу
  • умения анализировать полученную информацию и применять для решения конкретной задачи
  • навыков работы с различными источниками информации
  • навыков сотрудничества с другими людьми, взаимодействия и

взаимопомощи в группе при решении общих задач

  • навыков оценивания собственной успешности.

Ход игры:

   1.  Общий сбор. Деление учащихся  на команды, объяснение правил игры, выдача и изучение маршрутного листа.

   2. Игра по станциям.

Учащиеся следуют от станции к станции, выполняя задания на станции в течение 10-12 минут, «наряжая»  елочку  на маршрутном листе. На каждой станции учащихся принимает смотритель – сказочный герой. За выполненное задание Смотритель «дарит» команде «новогодний шарик» (наклейку) на елочку.


Станции:

  1. Новогодняя открытка.  На этой станции  дети делают новогоднюю открытку.

Дед Мороз своими руками

  1. Новогодние мелодии. Участники команды вместе с Ёлочкой играют в игру «Угадай новогоднюю мелодию». Учащиеся должны угадать 10 мелодий – детских новогодних песенок. При избытке времени дети исполняют одну из песенок.
  2. Новогодний хоровод. Здесь учащиеся со Снегурочкой водят хоровод вокруг елки, поют хороводные новогодние песни, играют в игры.

 1) Хочу проверить, знаете ли вы,  кто такой  Дед Мороз и что он умеет делать. Я буду задавать вопросы,   а вы, если согласны, хлопайте в ладоши, а если не согласны, топайте ногами.

Дед Мороз известен всем, верно?
Он приходит ровно в семь, верно?
Дед Мороз старик хороший, верно?
Носит шляпку и калоши, верно?
Скоро Дед Мороз придет, верно?
Он подарки принесет, верно?
Что растет на елке? Шишки, верно?
Помидоры и коврижки, верно?
Вид красив у нашей елки, верно?
Всюду красные иголки, верно?

Дед Мороз боится стружки, верно?
Со Снегурочкой он дружит, верно?
Что ж ответы даны на вопросы,
Знаете все вы про Деда Мороза.

2) Танец-игра «Шел веселый Дед Мороз».

Шел веселый Дед Мороз,  Дед Мороз,  Дед Мороз,
Важно поднял красный нос,  красный нос!
(все идут по кругу, высоко подняв нос, руки за спину)

А по тропке лесной, по лесной, по лесной,
Прыгал зайка озорной, озорной, озорной!
(все прыгают, как зайцы)

Мишка зайку догонял,  догонял, догонял!
Он в вразвалочку шагал, он шагал, он шагал!
(все изображают косолапых медвежат)

И нарядна, хороша, хороша, хороша,
Шла лисичка не спеша, не спеша, не спеша!
(все идут по кругу на носочках, виляя хвостиком)

Дедушка Мороз пришел, к нам пришел, к нам пришел,
В пляс веселый он пошел, он пошел, он пошел!
(дети  танцуют в кругу и  хлопают в ладоши).

3) Снежные скульптуры.
Возьмитесь за руки и танцуйте вокруг елки. Как только я скажу: "Сугроб!" -все поднимите руки вверх над головой. Скажу: "Яма!" - все, не отпуская рук, присядьте. А скажу: "Снежинка!" - раздвиньте руки в стороны и изобразите снежинку. Давайте, попробуем... Яма! Сугроб! Снежинка
! Молодцы! Теперь все танцуем и играем! (звучит задорная мелодия ). Сугроб! Яма! Снежинка!..

4) Хоровод -1,2.3!
Снегурочка  просит ребят сосчитать до трех. Дети выполняют задание. Затем дедушка предлагает им выполнить несложные задания, все время считая до трех.
Снегурочка. Мы пойдем сейчас направо!
Дети. Раз, два, три!
Снегурочка. А сейчас пойдем налево!
Дети. Раз, два, три!
Снегурочка. В центр скорее соберемся!
Дети. Раз, два, три!
Снегурочка. Очень быстро разойдемся!
Дети. Раз, два, три!
Снегурочка. Мы покружимся немножко!
Дети. Раз, два, три!
Снегурочка. И похлопаем в ладошки!
Дети. Раз, два, три!
Снегурочка... А теперь вес повторим сначала, но в два раза быстрее.
Дети выполняют задание. Снегурочка еще раз проводит игру, но на "космической скорости».

5) Веселое привидение.
Дети встают за Снегурочкой цепочкой - "паровозом". Она идет под музыку "змейкой" вокруг елки, дети крадутся за ним след в след.  Как только Снегурочка обернется, дети приседают и закрывают головы руками. Кто не успел, тот становится ведущим.

  1. Новогодние загадки.  Хозяйка станции Василиса Премудрая загадывает участникам команды зимние и новогодние загадки, шарады, ребусы…
  2. Новогоднее угощение. На этой станции детей встречает Повар. Под его руководством  учащиеся лепят из марципановой массы символ года – Овечку.

марципановые фигурки

  1. Новогодние гадания. На этой станции детей встречает Цыганка.  Она рассказывает о гаданиях, о том, что гадать начинают уже накануне самого нового года.  К 6-7 января, а особенно в рождественскую ночь, гадания считаются самыми сильными и действенными. Существует много способов погадать и каждый может выбрать нужный в зависимости от своих желаний и наличия требуемых для этого предметов. Новогодняя ночь считается волшебной, поэтому ложась спать, нужно обязательно загадать желание и запомнить, что вам приснится.

 На этой станции дети делают из оригами  зимнюю гадалку.

Рисунок1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Чтение - это окошко, через которое дети познают мир и самих себя"

Содержит проект работы над формированием навыка чтения, рассчитанный на 4 года обучения....

"Цветочки на окошке" к уроку окружающего мира в 1 классе

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе  по теме"Комнатные растения"...

1 класс. Интерактивный тренажер "С Новым годом!" (примеры с «окошками»)

Тренажёр  предназначен для отработки умения находить уменьшаемое, вычитаемое и неизвестное слагаемое в пределах 10. Презентация зашифрована паролём, чтобы начать работать, выберете режим «Только ...

Рождество Христово. История празднования Рождества Христова

Дети знакомятся с историей праздника, выявляют значение этого событияв истории человечества, знакомятся с обрядами, исполняют рождественские колядки мастерят ангелочков....

слайдшоу А. А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка"

Данное слайдшоу поможет учащимся 3 класса  более полно воспринять стихотворение А. А. Фета "Мама! Глянь-ка из окошка"...

Беседа по теме: "Рождество Христово. История празднования Рождества Христова".

Ознакомить детей с историей РождестваХристова, выявить  значение этогособытия,  ставшего главным в историичеловечества...