Пояснительная записка и календарно-тематический план коррекционной работы 3 класс VIII вид
рабочая программа (3 класс)

Донских Елена Валентиновна

Планирование коорекционной работы в 3 классе (VIII вид)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пояснительная записка46.31 КБ
Файл КТП45.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с особыми образовательными потребностями.

Важнейшим условием реализации данной программы является взаимодействие учителей начальных классов, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.

Основная цель рабочей программы – формирование у школьников знаний об окружающем мире, развитие математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

        Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов школьников.

        Принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов школы. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

  1. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
  2. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами СКОШ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

График организации коррекционного процесса

Сроки

Содержание работы

1-30 сентября

Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета

1 октября – 15 мая

Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию

Мониторинговая диагностика психического развития детей

15 мая – 31 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

Форма и режим занятий

В работе дефектолога преобладает такая форма занятий, как индивидуальные занятия. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления и уменьшения.

Индивидуальные занятия проводятся 1-2 раза в неделю продолжительностью 30 минут.

Данная коррекционная программа адресована следующим учащимся: Вьюгину К., Галунян С., Гаврилюку Р., Чешину И., Спасской М.

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т.д.).

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать особенности восприятия учащимися учебного материала и специфику их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, к примеру, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптикопространственных нарушений, общей и мелкой моторики, но могут быть и предметной направленности; подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.

Большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия, поскольку функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в нервно-психических и соматических расстройствах. Для этих детей характерны явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофических нарушений, что обусловливает пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство детей нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и психиатра, посещении кабинета «БОС-Здоровье». Особенно необходима такая помощь детям из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа, на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса, способствуют укреплению здоровья детей.

Существенной чертой коррекционно-развивающего учебно-воспитательного педагогического процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся, проводимая психологом школы. Основными направлениями психологической коррекции являются:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6.  Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

 Необходимым звеном коррекционной работы является школьный психолого-медико-педагогический консилиум, в задачи которого входит:

- организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования;

- выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи учащихся;

- выявление потенциальных (резервных) возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;

- выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса;

- выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, соответствующих готовности ребенка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению;

- обеспечение общей коррекционно направленности учебно-воспитательного процесса, включающего активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития;

- определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития;

- профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

- подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого, для представления в МПМПК.

Одной из важнейших задач  является профилактика асоциальных форм поведения учащихся путем проведения семейной психотерапии и формирования адекватных взаимоотношений в триаде «педагог - ребенок с трудностями в обучении - семья». Эта триада оказывает положительное влияние на коррекцию и развитие ребенка в тех случаях, когда ее взрослые члены делают установку на сотрудничество. Это умение встать на точку зрения другого, в первую очередь ребенка, чувство сопереживания, систематическая разумная помощь и одновременно такая же разумная требовательность, заинтересованность в успешном решении проблем ребенка, касающихся его обучения, социализации, здоровья, досуга.

Нормативная документация

1.    Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства РФ от 12.03.1997 №288. с изменениями от 10.03.2000, 23.12.2002).

2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин. Обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901/6

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    

   

  1. ЕпифанцеваТ.Б. Настольная книга педагога-дефектолога М., 2006
  2. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребенка/Под ред. Л.М. Шипициной М:2003
  3. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008
  4. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт. – сост. А.Д. Вильшанская. –  Волгоград: Учитель, 2008
  5. Белопольская. Н.Л.  Психодиагностический комплект М: «Когито-Центр», 2005
  6. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
  7. Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
  8. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучает обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. – М.,2007
  9. Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: «Просвещение», 2007
  10. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.:  «Айрис-Пресс», 2006
  11. Усанова О. Комплект практических материалов «Лилия». Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». - М.: НПЦ «Коррекция», 1994

ЛИТЕРАТУРА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Сенсорное и сенсомоторное развитие

Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001

Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003

Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч., Ч.1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М: «Владос», 2003. Ч.2: Формирование элементарного графического навыка. - М: «Владос», 2003.

Пространственно-временные отношения

Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: Пособие  для работы с детьми: В 2-х ч., Ч.1: Для младшего и среднего дошкольного возраста. - М: «Владос», 2003. Ч.2: Для старшего и младшего школьного возраста.- М: «Владос», 2003.

Павлова Т.А. Развитие пространственно ориентирования у дошкольников и младших школьников.- М., 2004

Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007

Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном»  Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)

Финкельштейн И.Н. Представления и понятия о времени у детей-олигофренов.- М:«Просвещение», 1998

Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003

Когнитивное  развитие

Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006

Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): Практические материалы - М.: Генезис, 2001

Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение», 2007

Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у  аномальных детей. – М., 1968.

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М: «Владос», 2004

Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991

Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. – М..1993

Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995

Нормализация ведущей деятельности

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2005

Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 –  4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития  школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992

Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи

Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.,198

Ефименкова Л.Н. Коррекция  устной  и  письменной  речи – М., 2001г.

Кислякова Ю.Н., Боровская И.К., Мыслюк В.В., Ковалец И.В. Учусь каждый день: учеб. пособие для детей.– М., «Владос», 2008

Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. Для дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя-дефектолога. – М., «Владос», 2004

Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., «Педагогика», 1977

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995

Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999

Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии:  В 2-х ч. - М: «Руссико», 1994

Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи–  М.,  2005

Готовность к восприятию учебного материала,  формирование необходимых

для усвоения программного материала умений и навыков

Волкова И.Н., Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., «Владос», 2005

Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии.- М., «Парадигма», 2010

Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. – М., «Айрис-пресс», 2006

Лещинская Т.Л. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. – М., «Владос», 2003

Программы подготовительного и 1-4 классов  коррекционных образовательных учреждений VIIIвида /Под ред. В.В.Воронковой.  М: «Просвещение», 1999



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план коррекционной работы  на 2013-2014 г.

Дата

К-во

часов

Тема

Задачи коррекционной работы

Содержание работы

I ДИАГНОСТИКА

Сентябрь

2

Обследование устной и письменной  речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения.

Обследовать устную речь и письменную речь

Обследовать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Обследовать звукопроизношение

Тесты

Сентябрь

2

Исследование  уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки.

Обследовать уровень сформированности  временных представлений, пространственных ориентировок

Тесты, контрольные задания

II Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, зрительной памяти и восприятия

Октябрь

4

Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров.

Развивать графические умения, зрительно-двигательную координацию: - умение обводить трафареты, шаблоны;

- умение обводить изображения по контуру;

- умение раскрашивать изображение с соблюдением его границ;

- умение штриховать фигуры прямыми линиями в основных и диагональных направлениях;

- умение копировать геометрические фигуры, их ряды.

Развивать  точность движений в процессе практических упражнений по заданию педагога.

Развивать мышление:

- умение устанавливать отношения последовательности между выполняемыми действиями (сначала, потом и т. п.);

- умение сравнивать выполненную статичную позу («зайчик», «цветок» и т. п.) с образцом (демонстрация учителем, рисунок);

- умение  сравнивать выполненное изображение с образцом.

1. Упражнения в завязывании, развязывании, застегивании.

2. Упражнения по обводке контуров изображений предметов и геометрических фигур, рисование бордюров.

3. Раскрашивание и штриховка предметных изображений.

4. Копирование геометрических фигур.

5. Копирование рядов геометрических фигур.

6. Рисование по шаблону (образцу) орнаментов из геометрических фигур.

7. Упражнение «Узнай предмет по контурному изображению»

8. Упражнение «Узнай предмет по части его изображения» (дорисовывание симметричной  половины изображения)

4. Графический диктант (зрительный и на слух).

5. Упражнение с ножницами (вырезание по контуру предметных изображений).

Ноябрь-декабрь

5

 Работа с предметами (выделение частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных и отличительных деталей)

1. Развивать зрительный анализ и синтез:

 - умение выделять части, детали объекта наблюдения (натурального предмета, предметного изображения);

- умение  выделять внешние признаки частей объекта наблюдения (цвет, форма, величина и др.);

- умение узнавать объекты по описанию;

- умение  складывать изображение из деталей;

- умение группировать предметы по двум (трем) внешним признакам одновременно.

2. Развивать зрительную память и восприятие:

- умение находить отличительные и общие признаки двух предметов по инструкции педагога;

- умение сравнивать два предмета по образцу (опорной схеме)

- умение узнавать предметы на зашумленном фоне и в варианте «наложенных» друг на друга изображений

3. Развивать мышление:

- умение устанавливать отношения последовательности между выполняемыми действиями (сначала, потом и т. п.);

- умение сравнивать выполненную статичную позу («зайчик», «цветок» и т. п.) с образцом (демонстрация учителем, рисунок).

1. Работа с сюжетными картинками (выделение деталей предметного изображения).

2. Работа с предметными картинками (выделение частей предмета).

3. Работа с разрезными картинками.

4.Упражнения на сравнение предметов.

5.Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола, у стула, у расчески и т.д.)

6. Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4предмета)

7. Игровое упражнение «Определи цвет (форму, величину) предмета».

8. Игровое упражнение «Узнай предмет по описанию».

9. Игровое упражнение «Изобрази предмет» (пантомимика)

10. Игровое упражнение «Назови признаки предмета»

11. Игровое упражнение «Найди отличия»

12. Работа с предметными картинками (группировка предметов по цвету, величине, форме).

13. Упражнения в различении «наложенных» изображений предметов.

14. Дидактическая игра «Что изменилось», «Повтори узор», «Сделай также».

III РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ

3.1 Формирование  лексической стороны речи, словообразование

Декабрь-январь

8

Мебель (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы,  одежда, мебель)

1. Развивать активный словарь,  словообразование:

- умение называть окружающие предметы, их части;

- умение использовать в речи слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, овощи, фрукты и др.);

- умение группировать предметы по видовым признакам;

- умение  называть признаки предметов (слова, обозначающие цвет, величину, форму, вкусовые качества, качества поверхности и др.);

2. Развивать мышление:

- умения: устанавливать взаимоотношения «целое - часть»

1.Упражнение: «Что это?»  (нахождение  предметов  по названию,

по характерным существенным признакам).

 2.Упражнекние: «Назови правильно» (употребление в речи слов единственного и множественного числа).

3.Упражнение: «Какие по цвету предметы» (соотнесение предметов по цвету с помощью цветового спектра).

4. Упражнение: «Какие по форме предметы» (соотнесение предметов с помощью геометрических фигур: круга, овала, треугольника, прямоугольника, квадрата).

5. Упражнение: «Какие по размеру предметы» (соотнесение предметов с помощью сигнальных опор).

6.Упражнение: «Какие предметы на ощупь» (употребление  понятий «твердый», «мягкий»).

7. Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование числительных с существительными).

8. Дидактическая игра «Чей предмет?»

9 Упражнение «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий предметов).

10 Упражнение «Что не дорисовал художник?»

3.2 Формирование структуры предложения,  языкового анализа и синтеза, развитие мышления

Февраль, март

6

Предложение:

- составление предложений по схеме;

составление предложений с опорой на слова и картинки;

- составление предложений с опорой на выполняемые действия и по картинке;

- составление предложений по картинке

1.Формировать умение составлять предложения на примере лексических тем (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы,  одежда, мебель):

- умение составлять простые предложение на основе двух (трех, четырех) слов по схеме;

- умение выполнять структурный анализ предложения;

2. Развивать мышление:

- умение отражать в составляемых по образцу предложениях глубинно-семантические отношения: между деятелем и действием, между действием и объектом действия, между действием и местом действия и др.

3. Развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения:

- умение выделять слова из предложения;

- умения  определять количество, последовательность и место слов в предложении;

- умение составлять предложение из заданных слов, с определенным количеством слов.

1.Упражнение «Составь предложения по схеме».

2. Задание. Составь предложение по схеме, определи количество слов в предложении.  

3. Задание. Состав предложение, используя слова и картинки.

4. Задание. Составь предложения с опорой на выполняемые действия и по картинке.

5. Задание. Опиши предмет по схеме.

6. Задание. Допиши предложение.

7. Задание. Вставь в предложение  пропущенное слово.

8. Задание. Замени в предложении картинку на слово.

9. Задание. Прочти загадку, отгадай слово-отгадку, вставь слово отгадку в предложение.

10.Задание.  Составь предложения по картинке.

11. Задание. Составь предложения из слов.

3.3 Формирование связной речи

Март, апрель

8

Составление описательного рассказа на тему  (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы,  одежда, мебель)

1. Развивать  диалогическую речь:

- умения отвечать на вопросы собеседника;

- умение задавать вопросы;

- умение  выражать просьбу, благодарность, утверждение, отрицание.

2. Развивать монологическую речь:

 - умение пересказывать текст цепной организации с опорой на картинки и систему вопросов педагога;

- умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

- умение составлять рассказ по сюжетной картинке;

-умение составлять рассказ-описание предмета на основе его восприятия и по представлению (по системе наводящих вопросов педагога, с опорой на символический план).

3. Развивать мышление:

- умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках;

- умение  устанавливать отношения последовательности (что было сначала, что потом и т. д.)

Развивать языковой анализ и синтез на уровне текста:

- умение выделять предложения из текста;

- умение определять количество предложений в тексте;

- умение находить заданное предложение в тексте;

- умение определять границы предложений в тексте при его восприятии на слух и в тексте, представленном в письменной форме.

1.Диалог на тему (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы,  одежда, мебель)

2. Пересказ текста с опорой на картинки и систему вопросов педагога.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

4. Составление рассказа по сюжетной картинке.

5. Составление рассказа-описания на основе его восприятия и по представлению.

IV ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА

Май

2

Обследование устной и письменной  речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения.

Обследовать устную речь и письменную речь

Обследовать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Обследовать звукопроизношение

Тесты, диктанты, проверка техники чтения

Май

1

Исследование  уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки.

Обследовать уровень сформированности  временных представлений, пространственных ориентировок

Тесты, контрольные задания