Рабочая программа Спецкурс «Читаем, пишем и разговариваем» для 2 класса
рабочая программа (2 класс)

Шпакова Елена Александровна
Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; в соответствии с базисным учебным планом ОУ; на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1- 4 классы» под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2010г. и ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим миром» для 2 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Е. Д. Худенко, И. А. Терехова,- М.: АРКТИ, 2004. Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия по данному учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_2.docx60.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего   образования; в соответствии с базисным учебным планом ОУ;  на  основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1- 4 классы» под редакцией доктора педагогических наук  В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2010г.  и ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим миром»  для 2 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Е. Д. Худенко, И. А. Терехова,- М.: АРКТИ, 2004.

   Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия  по данному учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

     Цель данной программы: целенаправленное исправление дефектов общего и речевого развития детей с интеллектуальным недоразвитием, их познавательной деятельности,  что является практически значимым для их  социальной  адаптации и реабилитации в обществе.

      Задачи преподавания развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности:

  - формировать элементарные понятия, расширять и обогащать представления о непосредственно окружающем мире (сезонных изменениях, полевых растениях, домашних и диких животных, насекомых);

  - учить правилам дорожного движения, правилам поведения в природе;

  - развитие связной устной речи;

  -учить сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

 - вырабатывает умения наблюдать природные явления, составлять устные описания;

 - развитие эмоциональной адекватности поведения на основе общения.

    Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию ЗПР школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • совершенствование связной речи;
  • развивать мотивацию к общению;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Рабочая  программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919
  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
  4. Учебного плана  ОУ.
  5. Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

  Рабочая программа  рассчитана на 68  часов в год, количество часов в неделю - 2.        

     Рабочая программа предназначена  для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII-VIII вида.

    Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Во 2 классе предусматривается обогащение и уточнение словаря учащихся, называние предметов, их характеристика по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу, фактуре и др. признакам. Учащиеся должны научиться сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки, делать простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале проводится по образцу и показу, потом по словесной инструкции. Второклассники должны научиться участвовать в беседе, пользоваться вопросно-ответной, диалогической речью, строить короткие связные высказывания на доступные темы.

Во 2 классе должны проводится ежедневные наблюдения за погодой, систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. С этой целью организуются экскурсии в природу 2 раза в сезон. Обязательно ведение календаря природы. Предполагается проведение экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за природными изменениями и явлениями.

Программа предусматривает проведение практических работ по уходу за одеждой и обувью, комнатными растениями, сбор семян для подкормки птиц.

 Основные формы и методы организации учебного процесса.

        

 Формы обучения: урок , урок –экскурсия.

Форма учебной  деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью учащихся, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточить внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных  уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить черты сходства и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

     Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные;  дифференцированное обучение, ИКТ.

Занятия проводятся в классно – урочной форме.

Типы уроков

  • Урок сообщения новых знаний.
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный урок.

Для проведения уроков развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности   имеется соответствующее оборудование и наглядные пособия.

Формы и средства контроля.

  Текущий контроль на уроках развития речи осуществляется на каждом уроке в   устной форме:

- беседа: вопросно-ответная форма;

- опрос учащихся;

- рассказ ученика;

- чтение текста и правильность выполнения заданий  по тексту;

-  правильность и обоснованность ответа, рассуждения;

- умение составить текст по плану, по сюжетной картинке.

 На уроках развития речи контроль знаний учащихся осуществляется по следующим критериям:

       

            - умение  правильно ответить на вопрос полным предложением;

            - умение составить сообщение по данному учителем плану;

            - умение выполнить рисунок по теме и рассказать о нем;

            - умение обобщать и сравнивать предметы и явления;

            - умение составить рассказ – описание.

Итоговый контроль осуществляется на обобщающих уроках, после изучения каждого раздела:

- самостоятельные работы по учебнику;

- тестирование;

- беседа по вопросам;

- составление рассказа.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Е. Д. Худенко, И.А. Терехова. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных)  школ VIII вида 2 класс. – М.:АРКТИ, 2004.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по развитию устной  речи

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки  и 1 - 2 недочета.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.

Способы и формы оценки образовательных результатов

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Развитие устной речи", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-        нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты: преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Используемые формы оценивания результатов обучения:

  1. беседа,
  2. тестирование,
  3. урок – практикум,
  4. наблюдение,

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Содержание

Коррекционная работа

Практическая работа

1

   Сезонные изменения в природе.

 Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.

Развитие у учащихся  навыка диалогической речи.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

Работа с календарём природы.

Сбор осенних листьев, жёлудей, семян.

2

Школа, пришкольный участок.

 Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.

Развитие пространст-венной ориентировки учащихся.

Коррекция и развитие интонационной стороны речи учащихся.

Распределение обязанностей дежурных.

Выкопать некоторые цветы с пришкольного участка и посадка их в классе.

Посадка деревьев и кустарников.

3

Дом, квартира.

Дом, квартира, домашний адрес.

Развитие грамматичес-кого строя речи.

Коррекция и развитие зрительной памяти.

4

Дорога в школу и домой.

 Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.

Развитие пространст-венной ориентировки учащихся.

Развитие и коррекция интонационной стороны речи учащихся.

5

 Семья.

Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

Формирование умений моделировать фразу, ставить вопрос.

Коррекция интонацион-ной стороны речи учащихся.

6

 Одежда.

 Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).

Активизация словаря, развитие словообразо-вательной  функции речи.

Коррекция мышления учащихся на основе упражнений в сравнении.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании.

Предметно-практическая деятельность по уходу за одеждой: чистка, развешивание, складывание отдельных предметов одежды.

7

Овощи.

 Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

Активизация словаря.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

8

Фрукты.

 Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

  Овощи и фрукты. Сравнение.

Формирование  умения составлять описатель-ный рассказ.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе и сравнении.

9

 Деревья.

 Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

Активизация словаря.

Формирование  умения составлять описатель-ный рассказ по существенным признакам.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.

10

Комнатные растения.

Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Предметно-практическая деятельность по уходу за растениями и поливу их.

11

Раннецвету-щие растения.

Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

Расширение словаря, развитие словообразо-вательной  функции речи.

Коррекция внимания, зрительного восприятия.

12

  Домашние животные.

 Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

 

Формирование умения составлять рассказ-описание.

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании.

13

Дикие животные.

Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

       Домашние и дикие животные. Сравнение.

Активизация словаря.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе и сравнении.

14

Птицы.

 Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

Расширение словаря, формирование  умения самостоятельно описывать предмет.

Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в узнавании, запоминании и воспроизведении.

Развешивание кормушек и насыпание корма.

15

Насекомые.

Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

 Птицы и насекомые. Сравнение.

Развитие словаря.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.

16

Охрана здоровья.

 Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.

Формирование умения составлять описательно-повествовательный рассказ по демонстри-руемым действиям.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

Упражнения в предметно-практической деятельности по уходу за кожей и волосами.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны уметь:

- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, фактуре);

- участвовать в беседе, полно отвечать на вопросы, используя слова данного вопроса;

- составлять простые нераспространённые предложения;

- распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов;

- различать понятия: слово, предложение, текст;

- подбирать слова по образцу (противоположные по смыслу, близкие по смыслу, рифмы);

- образовывать слова по подобию (принёс-пришил, прибежал);

- пересказывать текст по плану, по схеме.

Учащиеся должны знать названия предметов, относящихся к разным видовым понятиям.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Дата

Раздел

Тема урока

Содержание

Приёмы развития навыков устной речи

Оборудование

Контрольно-диагностические материалы 
(что должны усвоить дети)

1-2

Времена года.

Экскурсия на школьный двор. Осень.

Любование небосводом, осенним пейзажем. Фотографирование. Тактильно-сенсорное обследование деревьев и кустарников. Сбор листьев для поделок.

Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. Чтение стихов о золотой осени. Беседа о труде людей осенью. Составление короткого рассказа из опыта.

Фотоаппарат.

3-4

Времена года.

Здравствуй, осень,

Приметы золотой осени, Названия месяцев, их последовательность Установление причинно-следственных связей. Зарисовки.

Составление рассказа по картинке, по вопросам учителя Составление предложения сданным словом. Повторение по памяти предложения из 4-5 слов. Составление загадок на тему «Когда это бывает?» Упражнение: дополни предложение.

Картинки по теме урока. Графическое изображение дерева в разные времена года.

Знание примет лета и осени. Названий месяцев Умение составлять короткие устные высказывания. Названия перелётных птиц.

5-6

Цветы.

Экскурсия Цветы на клумбах.

Рассматривание, любование осенними цветами, их тактильно - сенсорное обследование. Рассказывание из опыта об условиях роста, уходе. Фотографирование Сбор семян.

Составление ответов на вопросы отгадывание загадок. Д. игра с мячом «Мы знаем 5 названий».

Изображения осенних цветов на открытках, картинках. Фотоаппарат, лейка, цапка.

7-8

Цветы.

Осенние цветы.

Моделирование ситуации. В цветочном магазине. Рассматривание фотографий, зарисовки.

Составление предложений с данным словом, составление загадок по образцу. Составление диалога. Продавец - покупатель.

Осенние цветы в вазе. Фотографии.

Знание названия цветов, умение составлять устное высказывание, используя прилагательные.

9

Сбор урожая.

Овощи.

Названия овощей, тактильно - сенсорное обследование овощей. Определение цвета, формы, вкуса, запаха. Зарисовки.

Игра. Определи на ощупь, по запаху по вкусу. Составление загадки по образцу. Д. игра «Что лишнее?»

Картинки по теме. Натуральные овощи, нож, разделочная доска.

10

Моделирование ситуации. В овощном магазине. Мы готовим обед.

Подбор относительных прилагательных. Составление диалога.

Атрибуты к игре 
«В магазине», «Семья»

Умение употреблять в речи относительные прилагательные. Знание названий овощей.

11

Сбор урожая.

У медведя во бору. Ягоды.

Названия ягод. Различение лесных и садовых ягод.

Усвоение

Обобщающих понятий дидактическая игра «Что лишнее?» 2 Составление загадок по образцу. 1Описательных рассказов по картинно-графическому плану. Зарисовки.

Картинки по теме. Муляжи, карандаши.

12

Моделирование ситуации. Помогаем бабушке варить варенье и компот на зиму из ягод.

Составление диалога ответы на вопросы.

Посуда.

Различение лесных и садовых ягод. Их названия. Умение употреблять в речи относительные прилагательные.

13

Сбор урожая.

В бабушкином саду. Фрукты.

Названия фруктов. Сравнение с овощами и ягодами по внешнему виду. Тактильно-сенсорное обследование, определение цвета формы и вкуса. Запаха. Зарисовки.

Отгадывание названия предмета по данным признакам. Игра «Узнай по описанию» «Я знаю 5 названий». Называние общих и отличительных черт предметов. Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану.

Муляжи. Картинки по теме. Натуральные фрукты. Мяч.

.14

.

Моделирование ситуации. Помогаем бабушке консервировать фрукты, их сушить.

Составление предложений с данным словом. Составление диалога. Игра подбери словечко. Нахождение смысловой ошибки в предложении.

Знание названий фруктов. Употребление в речи относительных прилагательных.

15-16

Деревья.

Экскурсия.

Экскурсия. Рассматривание, любование осенними деревьями. Определение по стволу листу названия дерева. Фотографирование.

Заучивание наизусть. Декларация стихов наизусть, придумывание начала сказки. «Наши приключения в осеннем лесу» Д. игра. «Закончи предложение» (установление причинно следственной связи)

Фотоаппарат.

17-18

Деревья.

А у нас во дворе…

Придумывание продолжения сказки. Беседа о пользе деревьев. Зарисовки.

Называние общих и отличительных черт предметов (деревьев).

Составление загадки по образцу. Подбор слов признаков к словам – предметам. Составление предложений, связанных по смыслу.

Картинки по теме. Фотографии.

Знание названий деревьев. Умение их различать по листьям.

19-20

Кустарники

Экскурсия.

Рассматривание, любование, сенсорно-тактильное обследование. Рассказывание из опыта. Фотографирование кустов сирени, вербы, малины, черноплодной рябины, крыжовника.

Ответы на вопросы учителя. Составление короткого рассказа из опыта. Составление загадок по образцу. Сравнение. Д. игра. Чем похожи, чем отличаются.

Фотоаппарат.

Различение дерева и куста.

21-22

Кустарники

Плодовые кустарники.

Названия плодовых кустарников, необходимый уход (обрезка, подкормка)

Д. игра «Что лишнее?» Усвоение обобщающих понятий. Заучивание наизусть. Составление предложения с данным словом. Проговаривание скороговорок. Зарисовки. Пересказ прочитанной сказки. По плану.

Фотографии. Картинки.

Знание названий кустарников, их различение по листьям. Особенности строения.

23-24

Времена года.

Экскурсия .Поздняя осень.

Прогулка по школьному двору. Рассматривание неба, земли, деревьев, кустарников, фотографирование.

Ответы на вопросы учителя. Декламация ранее заученных стихов. Составление рассказа из опыта. Отгадывание загадок.

Фотоаппарат.

25-26

Времена года.

На пороге зимы.

Названия зимних месяцев. Приметы зимы. Птицы и животные. Долгота дня Зарисовки. .

Заучивание наизусть. Д. игра «Что сначала, что потом?» Составление предложения с данным словом. Пересказ текста прочитанного учителем по схеме. Зарисовки. Рассматривание репродукции. «Первый снег».

Картинки по временам года. Макет земли и солнца.

Различение на картинке изображения начала зимы и других времён года.

27-28

Транспорт.

Мы едем, едем, едем.

Различение грузовых и легковых машин на картинках. .Названия некоторых строительных машин. Пассажирский транспорт. Служебный транспорт.

Д. игра. «Что лишнее?» «Я знаю 5 названий» Составление загадки по образцу. Пересказ текста, прочитанного учителем по схеме Д. игра Колечко, колечко, выйди на крылечко». Отгадывание слова по первой и последней букве. Зарисовки.

Картинки по теме. Мяч.

Различение видов машин на картинках, их названия.

29-30

Улица.

Мы пешеходы.

Правила поведения на дороге. Мой адрес. Что делать, если ты заблудился? Рассматривание ситуативных картинок Зарисовки.

Выбор слов по данной теме из множества слов. Д. игра «Закончи предложение» Рассказывание из опыта. Составление предложений с данным словом. Моделирование ситуации «Мы пешеходы».

Картинки по теме. Макет дороги с перекрёстком. Машинки, пластилиновые человечки.

Знание правил пешеходов, своего адреса.

31-32

Птицы.

Зимующие птицы.

Названия, чем питаются, где ночуют. Помощь людей, рассматривание картинок. Зарисовки.

Д. игра «Что лишнее» Отгадывание загадок. Д. игра «Колечко.» «Я знаю 5 названий». (отгадывание слова по первой и последней букве.) Составление описательного рассказа по схеме. Нахождение смысловой ошибки в предложении.

Картинки с зимующими и перелётными птицами. Мяч.

Знание названий птиц, усвоение понятий: зимующие птицы, перелётные птицы.

33-34

Времена года.

Экскурсия на школьный двор. Зима.

Любование зимним пейзажем, обследование сугроба. Опыты со снегом Наблюдение за поведением птиц. Фотографирование.

Беседа о зиме. Ответы на вопросы. Отгадывание и составление загадок по образцу. Чтение ранее заученных стихов.

Фотоаппарат.

35-36

Времена года.

Волшебница зима.

Названия зимних месяцев, их последовательность. Приметы зимы. Поведение людей, птиц и зверей. Долгота дня. Зарисовки. Зимние праздники.

Д. игра «Подскажи словечко», «Что сначала, что потом» Составление рассказа по картинке по картинно-графическому плану. Отгадывание загадок. Обнаружение нелепостей в предложении, их исправление. Заучивание наизусть.

Картинки по теме. Макет земли и солнца. Фотографии.

Знание зимних месяцев их последовательность. Понимание причины долготы дня и ночи зимой.

37-38

Домашние животные.

Кот Мурлыка у нас в гостях.

Названия домашних животных. Польза для человека. Необходимый уход.

Д. игра «Я расскажу, а ты отгадай» (подбор слов предметов к словам признакам)» «Я знаю 5 названий.» Образование притяжательных прилагательных. Составление рассказа по картинке, из опыта. Зарисовки.

Картинки по теме. Мяч.

Знание названий дом. животных, их пользы для людей.

39-40

Дикие животные.

На прогулку в зимний лес.

Названия диких животных. Чем питаются, где живут. Особенности образа жизни.

Д. игра «Что лишнее?» Усвоение обобщ. понятий. Д. игра. Мы знаем 5 названий. Образование притяжательных прилагательных Составление описательного рассказа по предметной картинке по схеме. Д. игра «Колечко…» Зарисовки.

Картинки по теме. Мяч.

Знание названий диких. животных, их образа жизни зимой..

41-42

Семь я.

Моя семья.

Беседа о родственниках, составе семьи. Обязанности членов семьи, их профессии. Понимание родственных отношений. Зарисовки Моделирование ситуации. День рождения бабушки. Зарисовки.

Творческое рассказывание Д. игра «Закончи предложение» (установление логических связей). Д. игра «Подскажи словечко» (подбор слов признаков к слову предмету) Составление диалога.

Картинки по теме. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья»

Понимание родственных связей. Умение вести диалог.

43-44

Здоровье.

Уроки Айболита.

Правила здорового образа жизни. Практические задания по уходу за глазами ушами, зубами. Зрительная гимнастика. Моделирование ситуации. На приёме у доктора Айболита.

Ответы на вопросы учителя. Беседа на тему урока. Подбор правильного слова «помощника».в предложении. Слушание сказки Чуковского. Инсценировка сказки. Импровизация.

Картинки по теме урока атрибуты для игры «В больнице»

Знание правил здорового образа жизни. Умение составлять устные высказывания.

45-46

Одежда.

Я рубашку сшила Мишке….

Усвоение обобщающего понятия одежда. Названия предметов одежды. Одежда летняя и зимняя. Правила ухода. Моделирование ситуации. В магазине одежды. Зарисовки.

Д. игры. Что лишнее? Мы знаем 5 названий. Колечко… (отгадай слово по первому звуку). Подбор качественных прилагательных. Составление описательного рассказа по схеме. Составление диалога. Продавец и покупатель.

Картинки по теме. Атрибуты к игре «В магазине одежды». Мяч.

Знание названий предметов одежды. Различение зимней и летней одежды. Правила ухода. Употребление в речи относительных прилагательных.

47-48

Обувь.

В гости к Коту в сапогах.

Усвоение обобщающего понятия обувь. Названия обуви летней и зимней. Правила ухода. Моделирование ситуации. В обувном магазине. Зарисовки.

Д. игры. Что лишнее? Подбери словечко (качественные прилагательные). Мы знаем 5 названий. Колечко … Составление описательного рассказа по схеме. Составление диалога. Продавец - покупатель.

Картинки по теме. Атрибуты к игре в обувном магазине. Мяч.

Знание названий обуви. Различение зимней и летней обуви. Правила ухода Умение составлять устные высказывания Употребление в речи относительных прилагательных..

49-50

Мебель.

У нас новоселье.

Усвоение обобщающего понятия мебель. Названия предметов мебели. Правила ухода Моделирование ситуации. В мебельном магазине. Зарисовки.

Д. игры. Что лишнее? Мы знаем 5 названий. Колечко… Выбор слов по теме из множества данных. Обнаружение нелепостей в данном предложении. И их исправление. Составление описательного рассказа по схеме. Составление диалога. Продавец - покупатель.

Картинки по теме. Мяч.

Знание названий предметов мебели. Правила ухода Умение составлять устные высказывания..

51-52

Посуда

У бабушки Федоры.

Усвоение обобщающего понятия посуда. Названия предметов посуды столовой и чайной. Правила ухода. Моделирование ситуации. В магазине. «Посуда» Зарисовки.

Д. игры: Что лишнее? Я знаю 5 названий. Колечко… Я опишу, а ты отгадай. Составление загадок по образцу (описание признаков предметов) . Импровизация диалога с бабушкой Федорой.

Картинки по теме. Мяч. Предметы посуды.

Знание названий посуды чайной и столовой. Правила ухода. Умение вести диалог.

53-54

Комнатные растения.

А у нас на окошке герань.

Усвоение обобщающего понятия комнатные растения, различение их с уличными. Их названия Условия необходимые для роста. Правила ухода. Практическая работа Опыты: посадка лука в почву, в банку с водой, в пустую банку. В банку с водой без доступа света с последующим наблюдением.

Д. игра. Закончи предложение. (установление причинно-следственных связей.) Нахождение нелепостей в предложении и их исправление. Составление описательного рассказа по плану. Д. игра. Что лишнее? Зарисовки. Рассказывание из опыта.

Комнатные растения. Оборудование для посадки лука. Картинки по теме.

Различение комнатных и уличных растений. Знание названий 3-4 растений.

55-56

Времена года.

Экскурсия на школьный двор. Весна ранняя.

Любование весенним пейзажем, небосводом. Наблюдение за поведением птиц. Тактильно- сенсорное обследование деревьев(почки), кустарников, земли(проталины) Фотографирование.

Ответы на вопросы учителя. Чтение ранее заученных стихов. Д. словесная игра «Когда это бывает?» Отгадывание загадок.

Фотоаппарат.

57-58

Времена года.

К нам весна шагает…

Названия весенних месяцев, их последовательность. Приметы ранней весны. Поведение птиц. Названия перелётных птиц. Долгота дня. Труд людей ранней весной. Зарисовки.

Д. игра. «Что сначала что потом?» Составление загадок на тему. Когда это бывает. Составление рассказа по картинке по плану. Придумывание окончания сказки про Мишутку. Заучивание наизусть,

Картинки по теме. Фотографии. Макет земли и солнца. Графическое изображение дерева в разные времена года.

Знание названий весенних месяцев. Их последовательность Различение понятий: ранняя весна и поздняя весна. Их приметы.

59-60

Перелётные птицы.

На её пути горы и моря…

Названия перелётных птиц. Польза, приносимая птицами. Рассматривание картинок и фотографий. Зарисовки Рассказывание из опыта.

Д. игра. Чем похожи, чем отличаются? Что лишнее? Я знаю 5 названий. Колечко…(отгадай слово по первому звуку) Составление рассказа по картинно - графическому плану, составление загадок по образцу. Слушание и пересказ сказки.

Глобус. Картинки по теме.

Знание названий перелётных птиц. Различение перелётных и зимующих птиц.

61-62

Насекомые.

В траве сидел кузнечик.

Названия насекомых Вредные и полезные насекомые. Их место в пищевой цепочке. Рассматривание картинок, фотографий. Зарисовки. Рассказывание из опыта.

Д. игра с мячом. Я знаю 5 названий. Что лишнее? Колечко…Слушание сказки «Муха- Цокотуха» Беседа о прочитанном. Составление рассказа по картинке на тему прочитанной сказки.

Картинки по теме. Мяч. Текст сказки.

Знание названий насекомых. Понимание необходимости их существования в природе.

63-64

Времена года.

Экскурсия. Весна.

Любование весенним пейзажем, небосводом Тактильно-сенсорное обследование деревьев, раннецветущих растений, кустарников. Фотографирование. Долгота дня. Рассказывание из опыта (как закрывают свои головки первоцветы.)

Ответы на вопросы. Отгадывание загадок, составление загадок. Установление причинно-следственных связей Чтение стихов наизусть. Составление предложений связанных по смыслу на тему урока.

Фотоаппарат.

65-66

Цветы.

Первоцветы.

Названия первых цветов. Усвоение обобщающего понятия первоцветы Зависимость жизни на земле, долготы дня от солнца. Зарисовки.

Образование слова первоцвет. Подбор слов по подобию. Д игра « Что лишнее?», «Я знаю 5 названий», Составление предложений с данным словом. Составление описательного рассказа по плану. Обнаружение небыли в рассказе, их исправление Д. игра «Чем похожи чем отличаются?»

Картинки по теме урока фотографии. Макеты земли и солнца.

Знание названий первоцветов. Понимание роли солнца в жизни на Земле.

67-68

Времена года.

Здравствуй, лето.

Названия летних месяцев, их последовательность. Приметы лета. Поведение птиц и животных. Труд людей.

Выбор слов по теме из данных. Д. игра «Колечко…» (отгадай слово по первому и последнему звуку). «Дополни предложение» (установление причинно-следственных связей)» «Что сначала, что потом». Составление предложения из слов, данных в начальной форме. Пересказ прочитанного текста по опорным словам.

Картинки по теме. Графическое изображение дерева во все времена года.

Знание примет лета, летних месяцев. Занятия людей, птиц и животных.

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Рассмотрено и согласовано»

МО учителей младших кл.

Протокол № 1

от 27.08. 2014г.

Руководитель МО

………….(Н.А.Калинина)

«Принята»

педагогическим советом

Протокол № 1

от 28.08.2014г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»

от 29.08. 2014г.

   …………(А.В.Поклонов)

Рабочая программа

Спецкурс «Читаем, пишем и разговариваем»

для 2класса VII вида

составлена учителем начальных классов

Шпаковой Еленой Александровной

г.Демидов,

2014-2015 учебный год.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса "Речь" (1 - 4 класс)

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государ...

Рабочая программа к элективу "Пишу красиво и грамотно" во 2 кл. по программе "Начальная школа.21 век"

На изучение курса программой отводится 34 часа  в год (1 час в неделю, 34 учебные недели). Программа скорректирована и в ней отведено на изучение курса 32 часа в связи с установленными праз...

Рабочая программа спецкурса "Детская риторика" 3 класс.

Рабочая программа спецкурса "Детская риторика" 3 класс....

Рабочая программа спецкурса "Информатика и ИКТ" 3 класс.

Рабочая программа спецкурса "Информатика и ИКТ" 3 класс....

Рабочая программа спецкурса "Наглядная геометрия" 3 класс.

Рабочая программа спецкурса "Наглядная геометрия" 3 класс....

Рабочая программа Спецкурс «Читаем, пишем и разговариваем» для 4 класса

Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Уроки школы грамотея» для 2 - 4 класса

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихс...