Статья " Использование игр и упражнений для развития мышления у детей с ОВЗ"
статья

Суворова Любовь Викторовна

Развитие детского мышления через игры. Краткая характеристика детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент   труда  и  социальной  защиты  населения  г.  Москвы

                              ГКУ     ЦССВ  «Сколковский»

                               

                 

                                            Статья

 

                 «Использование  игровых упражнений для  

                   развития мышления  у  детей с ОВЗ»

                   

                               

                                                                              Проводила  дефектолог:

                                                                                         Л. В. Суворова

   

                                                  МОСКВА    

                                                       

Мышление  рассматривается  как отражение  связей  и  отношений  между  предметами  и  явлениями   действительности,  ведущее   к  получению  новых знаний.

Ребёнок  не  рождается с  готовой  способностью  к  мышлению. Первые мыслительные  процессы  возникают  у  него  в  результате  познаний  свойств  и  отношений  окружающих  его предметов  в  процессе  их  восприятия  и  действия  с  ними.  Следовательно, развитие  восприятия  и  мышления  находятся  в  тесном  контакте.  Первые  проблески  мышления носят   практический,  действенный  характер.  Наиболее  ранняя  форма  мышления  называется  наглядно-действенной,  и  способствует  формированию  других,  более  сложных  форм: наглядно-образного  и словесно-логического  мышления.

Исследователи  Веккер Л. М., Люблинская А. А.,  Петрова В. Г., Рубинштейн С. Я. , Шиф Ж. И., Матасов Ю. Т.        указывают  на  необходимость  изучения особенностей мыслительных операций у детей с интеллектуальной недостаточностью  с целью их коррекции  в процессе  обучения  и  воспитания.

Учащиеся  с  нарушением  интеллекта  часто не  осознают  наличие  проблемной  ситуации,  а  если  и  понимают  её,  то  не  связывают  поиск  решения  с  необходимостью  использования  вспомогательных  средств.

Мышление  у учащихся с нарушением  интеллекта  характеризуется  беспорядочностью, бессистемностью  имеющихся  представлений  и  понятий,  отсутствием  и  слабостью  имеющихся  представлений  и  понятий,  смысловых  связей, трудностью  их  установления, инертностью  и  затрудненностью  общения. Для развития способностей учащегося, важно  создать  среду  обучения.    

          Еще Л.С. Выготский  писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Развивать учащегося через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.

 Образное  мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим    исследованиям   структура     образного      мышления развивается  в  игровой  форме.   Поэтому возникает  идея  развивать  мышление учащегося с  нарушением  интеллекта   в  процессе  обучения   игре.

           Целенаправленный  подбор  игр  и  игровых  упражнений по формированию мышления приучают учащегося ориентироваться в окружающем мире. Они учатся выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей, обогащать сенсорный опыт учащегося, что  само  по  себе  является  важнейшей  задачей всей  коррекционно-педагогической  работы  с  умственно  отсталыми  школьниками.

             В своей  работе,  для  обучения учащихся,  я  использую  натуральные  объекты, муляжи, игрушки, предметы – т. е. всё объёмное, что способствует  развитию  у  учащихся  мышления  и  ещё усидчивость, внимания, мелкой  моторики, речи.  Всё  перечисленное  оборудование  используется  с  учетом  - вида урока, его  целей, задачей, темой. На  уроке  используются  игры: «Башня», «Дай  такой же», «Что  лишнее?», «Какой  цвет», «Чудесный  мешочек», «Чего  не  стало?», «Бабочка  и  цветок», «Почтовый  ящик», «Доска  Сегена», «Светофор», «Дорога», « Правила  дорожного  движения», «Зоопарк», « По грибы», «Найди  такую же  игрушку». Все  эти  игры  способствуют  развитию  мышления – развитию таких мыслительных  процессов, как  - сравнение, анализ, синтез, обобщение.

              Рекомендую  коллегам  при  обучении  учащихся с нарушением  интеллекта  использовать   натуральные  объекты, муляжи,   игрушки,

предметы – т. е. всё объёмное, то  что  нас  всех  окружает, т. е. учащийся  будет  не  только  обучаться и  познавать  что-либо, но  и  социолизироваться в  окружающем  его  мире.  

                               

                             Краткая  характеристика  учащихся.

    АНЯ  Б. - Внимание  привлекается  во  время  индивидуальной  работы. С  помощью  учителя  стала  показывать  по  картине.  Стала  брать  карандаш,  штрихует  рука  в  руку.

    НАСТЯ  Г. – Активна  на  занятиях.  Учится  отвечать  полными  предложениями.  Работает  над  четким  произношением  слов.

    ДАША  С. – Научилась  рассматривать  книги.  Любит  работать с  учителем  на  занятии  П.П.Д..  Радуется  полученному  результату.

   ДИАНА  П. – Стала  сидеть  на  занятиях, проявился  интерес  к  игрушкам.  Научилась  собирать  пирамидки. Прививаем  игровые  навыки  с  куклой.

   КСЕНИЯ  С. – Стала  более  активна  на  уроках.  Пытается  что-то  сделать  с  помощью  учителя.

  ОЛЯ  И. – Хорошо  работает  на  уроках,  стала  отвечать  на  вопросы  учителя, выходит  к  доске.

   ВЕРОНИКА Г. – Девочка  активная  на  всех  занятиях.  Учит  стихи,  работает  над  дикцией.

   ПОЛИНА Н. – Стала  брать  в  руки игрушку  и  держать  её, но  не  продолжительно.  Водит  глазами  за  игрушкой  или  предметом.  

  АНЯ  М. – На  уроках  стала  усидчивая,  проявляла  интерес  к  урокам,  но  не  продолжительно.  С  интересом   работала  с  мозаикой  и  пазлами.

   СОФЬЯ  М. – Проявляет  интерес  к  учебе. Стала  более  активна  на  уроках, выходит к доске, и с интересом  играет  в  развивающие   игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...

Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"

Статья "Использование  технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...

Статья «Использование технологии критического мышления в начальной школе»

Статья «Использование технологии критического мышления в начальной школе»...

Статья "Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе"

              Сейчас в методической литературе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе....

Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся.

Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся....

Статья: «Использование игровых упражнений для развития мышления у детей с ОВЗ»

Мышление  рассматривается  как отражение  связей  и  отношений  между  предметами  и  явлениями   действительности,  ведущее   к...