Шахматы. Шахматные фигуры
план-конспект

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Разработка занятия "Шахматные фигуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty._shahmatnye_figury.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ»

план – конспект урока №4

по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе»

Учитель:

Шихалёва Дарья Сергеевна

МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Учитель начальных классов

Тема: Шахматные фигуры.

Цель: ознакомить обучающихся с шахматными фигурами, выявить их черно-белую цветовую гамму и ознакомить с названиями фигур, повторить основные понятия шахмат.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебные пособия (см.список литерауры), презентация, шахматная доска, шахматные фигуры.

Ход занятия:

1.Вступительня часть.

- Добрый день! Сегодня мы с вами побудем исследователями.

- День исследователя всегда полон неожиданностей, новых открытий, получением новых знаний.  

- Отправимся в страну открытий, юные исследователи!

2.Основная часть.

- Отгадайте загадку:

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!

- О какой игре говорил Петя? (О шахматах)

- Верно!

- На чем играют в шахматы? (На шахматной доске)

- Шахматная доска – это игровое поле для шахматистов, как поле для футболистов, например. А как называются дорожки-полосы на этом необычном, еще тайном для нас, поле? (Горизонталь, вертикаль, диагональ)

Слайд – шахматная доска

- Покажите на доске горизонталь. А теперь вертикаль. Что еще должны показать? Верно! Диагональ. Покажите на доске.

- В чем секрет поля? Как оно должно располагаться перед игроком? (Правое нижнее поле должно быть белым)

В поле много есть дорожек.

Будь и смел, и осторожен.

Вверх пойдешь – по ВЕРТИКАЛИ,

Вправо – по ГОРИЗОНТАЛИ.

А с угла на угол, вдаль нас ведет ДИАГОНАЛЬ.

-И так, проверим, кто самый внимательный. Для этого проведем блиц-опрос:

  1. Как называют людей, играющих в шахматы? (Партнеры, противники.)
  2. Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)
  3. Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)
  4. Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)
  5. Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)
  6. Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)
  7. Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)
  8. Сколько полей в каждой вертикали? (8.)
  9. Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)
  10. Сколько на шахматной доске всех полей? (64.)

-Чтобы в шахматы играть, надо все законы знать:

Как поставить доску нам, по каким ходить полям…

- Как называют маленьких игроков, которые располагаются на доске? (Шахматные фигуры)

- Название каких фигур вы знаете? Расскажите о них.

- Как думаете, достаточно ли вы знаете о «шахматных воинах»?

- Тогда об этих фигурах и поговорим сегодня на занятии.

- Поставьте цели на занятие. Что бы вым хотелось узнать, чему хотелось бы научиться?

- На шахматном поле две команды: Белая и Чёрная. Они никогда не прекращают соревноваться и выяснять, кто же сильнее!

- А сейчас мы выясним название первой фигуры. Для этого отгадайте загадку:

Это — важная фигура 
И она незаменима. 
Выполняет свою роль - 
Царствует в игре … (Король)

Держу в руках две фигуры разного цвета

- Это величавый Король. Достаньте такие же фигуры и внимательно рассмотрите их.

- Чем они отличаются? (Цветом)

- Почему у них разные цвета? А не одинаковые? (Ответы детей)

Запомни!

Основную роль играет в шахматах Король.

Король бесценен - так и знай.

Погиб Король - игру ты сдай.

Держу две фигуры ферзя белого и черного цвета

- А вот Ферзь - преданный защитник и помощник Короля, поэтому стоит всегда рядом с ним на поле своего цвета. Другое его название - Королева.

- Найдите ферзя на шахматной доске, сравните с Королем. Чем они друг от друга отличаются.

- В каждом войске по одному Ферзю.

Самый сильный это Ферзь
С ним в бой ты зря не лезь!

Он бьёт по многим клеткам,

Стремительно и метко!

- А это - ЛАДЬЯ.

Как танк могучий и стальной,

Она несётся по прямой,

Любые ей доступны дали

На вертикали и диагонали.
В начале игры углы сторожит

От мощи тяжёлой их, войско дрожит.

- Посмотрите внимательно и найдите у себя такую фигуру. Сколько таких фигур в каждом войске? (по две)

- Особая фигура – СЛОН.

Но на слона похож едва ли он.
Своей родной диагонали

Всегда, как рыцарь, верен он.
Острый шлем есть у слона

Узнаём сразу, без труда.

- На поле играют всего по два слона. Что отличает Слона от других фигур?

Показываю белого и черного коня

КОНЬ - Ещё одно животное на поле. 

Скачут наши кони умело и поле меняют смело.
Знает маленький игрок буквой «Г» у них скачок!

- Без труда вы найдете эту фигуру. Сколько их на шахматном поле?

- Как же называется самая маленькая фигура? Правильно - это ПЕШКА.

Пешка – маленький солдат, всегда команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.

- Посчитайте, сколько пешек в каждой команде? (по 8)

- Посчитайте, сколько всего фигур на шахматной доске? (32)

Учебник: Шахматы первый год или «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны».

Дети рассматривают учебник на с. 18, там изображены все шахматные фигуры. На шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. Рассматривая с. 18 учебника, дети видят эти различия. 

- Шахматная команда перед вами. Хорошо ли запомнили этих «спортсменов»? Сейчас мы это проверим с помощью наших спутниц-загадок.

Маленькая, удаленькая,

Все поле пройдет

И награду найдет… (Пешка)

Стою на самом краю,

путь откроют – пойду.
Только прямо хожу,

как зовут – не скажу. (Ладья) 

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это?

Это…(Конь)

Не живет в зверинце он

И не весит 40 тонн,

Но и ловок и силен.

Догадались? Это…(Слон)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (Ферзя)

Повернулся на престоле

И одно оставил поле

Кто играет эту роль?

Ну конечно же … (Король)

- Предлагаю вам дома потренироваться в запоминании. Лучше запомнить фигуры помогут рисунки, которые могут быть всегда с вами на занятиях. Нарисуйте шахматные фигуры дома.

- Вспомним, какие цели ставили?

- Мы их достигли?

- Что помогло нам сегодня достичь хороших результатов?

- Что нового и интересного узнал сегодня?

- За что можете себя похвалить?

- В шахматы играйте вы, друзья.

Ведь без них никак нельзя!

Список литературы:

1. И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»

Открытый урок предназначен для обучения шахматам младших школьников по программе федерального курса "Шахматы - школе", первый год обучения...

Презентация. Мастер класс по шахматам "Шахматные фигуры. Король" Ф.Ф.Рахимова, учитель начальных классов,МБОУ СОШ №4

Тема: Шахматные фигуры.КорольТип урока: урок закрепления изученного материалаЦель:   повторить и обобщить пройденный материал в игровой форме с элементами инсценировки.Задачи:Образовательные...

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 1-х классов «Шахматы» (шахматно - задачная технология развития способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)

Программа «Шахматы» является  адаптированной,  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».

Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...

Конспект занятия кружка «Белая ладья» для 2 класса на тему: «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»

На занятии проводится игровая практика по достижению материального перевеса с помощью дидактического задания “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика п...