Программа по выявлению и развитию способностей младших школьников"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Наталия Григорьевна Авдюшкина

Программа по выявлению способных детей в начальных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Выявление и развитие способностей у учащихся в начальных классах»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.

Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе – педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт.

Одаренность бывает:

1.Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал.

2.Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

3. Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства.

4.Творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

5.Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Портрет одаренного ребенка:

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Цель: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.

Портрет одаренного ребенка:

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Задачи:

- знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

- накопление литературы по данному вопросу;

- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные мероприятия по реализации программы:

Диагностика:

Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей, изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

Развитие творческих и познавательных способностей:

Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов, проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный, использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий).

Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся, отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных линейках.

        

Формы работы с одаренными и способными детьми:

- Олимпиады;

- Творческие выставки;

- Групповые занятия с сильными обучающимися;

- Проектная деятельность;

- Предметный кружок;

- Творческие мастерские;

- Конкурсы различного уровня;

- Внеурочная деятельность;

Ожидаемые результаты:

1. Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися.

2. Формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

6. Повышение качества образования.

Примерный план работы по выявлению и развитию  способностей обучающихся

№ п/п

Мероприятия

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей.

Психологическая диагностика по выявлению одарённых детей.

Создание банка данных по одарённым детям.

Проведение работы с родителями одарённых детей.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

Дополнительные занятия обучающихся на платформах «Учи.ру» и «ЯндексУчебник».

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ», «ЧИП».

Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 3-4 классов.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Подготовка учащихся к городским интеллектуальным конкурсам.

Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам конкурсов.

Участие в предметных неделях.

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

Анализ и корректировка результативности и выполнения этапов программы.

Педагогическая диагностика по выявлению одаренных детей по учебным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны

Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логичес...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся...

Программа по выявлению и развитию способностей обучащихся 1-4 классы

Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природн...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное и...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время

Цель программы:выявление, обучение, воспитание и поддержка                  одарённых детей, повышение социального ...