Социокультурные истоки
план-конспект урока (2 класс)

Покатаева Ирина Павловна

Технологическая карта по теме 

"История войны в истории моей семьи и г. Сургута."

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_sotsiokulturnye_istoki.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Предмет

Учителя

Социокультурные истоки

Покатаева Ирина Павловна, Лапина Ольга Владимировна (МБОУ СОШ № 46 с УИОП, г. Сургут.)

Класс

1-4 (2 класс)

Автор УМК

А.В.Камкин

Тема урока

История войны в истории моей семьи и г. Сургута.

Цель:

Компоненты:

Межпредметные связи:                      

Технологии:

Методы

обучения:

Средства обучения:

Формы обучения:

Оборудование урока:

Патриотическое воспитание, формирование уважительного отношения к героям Великой Отечественной в тылу и на фронте.

1.Образовательный компонент:  

  • формировать образ защитника Отечества;
  • учить анализировать и отбирать учебный материал в соответствии с учебной задачей;
  • учить самостоятельно строить устное речевое монологическое и диалогическое высказывание по теме.

2.Развивающий:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать аналитическое мышление учащихся;  
  • развивать умения работать в учебной группе.

3. Воспитательный:

  • поддерживать интерес к изучению истории Сургута и своей семьи;
  • формировать познавательную активность учащихся;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство партнерства;
  • развивать умения учебного сотрудничества, работы в группе;
  • объективно оценивать результаты собственной деятельности и результаты работы своих одноклассников.

4. Здоровьесберегающий компонент урока 

  • создавать условия для положительного эмоционального состояния учащихся.

история

информационно-коммуникативная, технология обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, креативного мышления.

по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый,

                                                                               метод коллективно- распределительной деятельности.

по источнику знаний: словесный, наглядный, практический.

по источнику передачи и восприятия: беседа, объяснение, упражнения.

по способу организации учебной работы: работа под непосредственным руководством учителя, самостоятельная работа,

                                                                        групповая работа.

методы контроля: индивидуальный, фронтальный

в основе организации урока лежит деятельностный подход с применением оборудования ZOOM, мультимедийной презентации урока для учащихся, аудиозаписи, видеозаписи, конспекта урока.

фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная (родители, учащиеся, преподаватели).

  • компьютер, видеокамера, микрофон; дидактический материал - презентация Microsoft Power Point, аудио-видео запись; выставка книг о войне; стенгазеты.

Планируемые результаты

Личностные

1. Воспитание у учащихся чувства гордости за нашу родину и её защитников, сохранение памяти о наших земляках и всех воинах, отдавших свое здоровье и жизнь за светлое будущее русского народа.

Метапредметные

1. Коммуникативные: развить умение планировать свое речевое и неречевое поведение; формировать навыки рефлексии - систематизация и обобщение знаний, полученных ранее; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

2. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3. Познавательные: осуществлять логические действия сравнения и анализа.

Предметные

1. Формировать образ защитника Отечества;

2. Познакомить с историей Сургута и историей семей во время Великой Отечественной войны.

3. Уметь вести диалогическую и монологическую речь по предложенной теме.


Технологическая карта урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

Осуществ-ляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществ-ляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществ-ляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап. Подготовительный этап. Присоединение. -1 мин.

Цель этапа: Создать в классе теплую, доверительную атмосферу, погрузить учеников и родителей в тему урока.

Добрый день, дорогие друзья! Наш урок посвящен знаменательной дате - 75-летию Победы в ВОВ.

Звучит песня А. Розенбаума «А может, не было войны…» в исполнении П. Тиуновой.

Настя.

Мы – внуки их, нам больше повезло,

Мы – будущее их, нас миновало…

Зато как после нам их не хватало

И как без них нам было тяжело!

Вася.

Не ждут их больше матери назад,

Состарились их жёны и невесты.

Под мирным небом всходят повсеместно

Цветы и травы, где они лежат.

- Ах, война, что ты, подлая, сделала…

Фрагмент фильма «Они сражались за Родину».

- Какие чувства вы сейчас испытали?

-К чему обратила вас память?

(Ответы детей)

Я смотрю старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Владислав

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

-Вспомним, как все начиналось.

Вероника

Казалось, было холодно цветам

И от росы они едва поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

Кадры о начале войны.

Сегодня мы вспомним о тех людях, которые прошли через ужас войны, испытали ту боль, что она несет.

Приветствуют учителя и друг друга.  Смотрят видео, определяют главную проблему, затронутую, в видеосюжете.

Просматривают фрагмент фильма «Они сражались за Родину».

Смотрят кадры о начале войны

Погружаются в тему урока.

Взаимодействуют с учителем во время приветствия

Слушать собеседника.

Способность к мобилизации сил и энергии, уметь организовать себя и настроиться на работу..

Формирование ответственного отношения к учению.

2 этап. Беседа о подвиге народа в Великой Отечественной войне. -20 мин.

Цель этапа: Сконцентрировать внимание учеников на теме урока и вовлечь их в работу по теме. Обеспечить мотивацию для принятия учащимися и родителями цели учебно-познавательной деятельности. Сформировать потребность в знаниях. Активизировать лексику по изученной теме при помощи  создания группового кластера.

Тема нашего урока «Герои Победы в г. Сургуте и в нашей семье.»

1. Кратко из истории Великой Отечественной войны.

Арсений

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Николай

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания мальчики!

Мальчики, поскорей возвращайтесь назад.

Марк

Ах, война, что ты, подлая, сделала

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

2. Немного из истории г. Сургута.

- Сейчас ребята и родители расскажут кратко о том, какую лепту внес г. Сургут в Победу Великой Отечественной войны. Ваша задача послушать и выделить основные моменты. Затем мы обобщим материал, составив «кластер» по теме: Роль г. Сургута в Великой Отечественной войне:

 Выступление семей с подготовленной презентацией.

В грозные годы Великой Отечественной войны свою лепту в общую победу над фашизмом внесла и сургутская земля. Подвиг сургутян – на фронте и в тылу – навсегда в народной памяти.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли почти все взрослые мужчины, половина из них не вернулась домой.

Основной отраслью экономики в годы войны у нас была рыбная промышленность. Добычей ее занималось большинство населения. Рыбаки и рыбачки хорошо понимали, что от их ударной работы зависит снабжение Красной Армии, рабочих промышленных предприятий продовольствием.

Также во время войны в Сургут была эвакуирована Одесская рыбоконсервная фабрика (это единственный случай эвакуации промышленного объекта на Тюменский Север). Промышленность города обслуживала нужды фронта продовольствием и угольную промышленность Кузбасса лесоматериалами. Женщины шили одежду и различные военные принадлежности. В городе работало ткацкое производство.   Было налажено производство кирпича на Каменном Мысу. Значительные успехи имели и труженики сельскохозяйственной отрасли. Каждый военный год на полях выращивался урожай картофеля, овощей, зерновых.

Охотники района передали на заготовительные пункты огромное количество шкурок пушных зверей. А тогда шкурки сибирских соболей, белок, песцов и лисиц шли в обмен на американские танки и самолеты.

Составление группового «кластера».

Сургут в Великой Отечественной войне:

1. рыбная промышленность;

2. лесная промышленность;

3. ткацкое производство;

4. производство кирпича;

5. заготовка шкурок пушных зверей;

6. сельскохозяйственная отрасль;

7. на фронт ушли мужчины.

3. Из истории семьи.

Мы узнали, что Сургут был глубоком тылу, за тысячи километров от фронта, где день и ночь шла напряженная работа во имя Победы.

А что же было на фронте? Расскажут нам об этом правнуки героев.

1. Плеханова Елизавета рассказывает о наградах своего прадедушки (показывает фотографию и копии архивных документов).

Климов Никита Иванович, рожденный 17.09.1914 года, является моим прадедушкой. Награжден медалью за «За боевые заслуги», Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Красной Звезды, Орденом Красного Знамени, медалью «За взятие Кенигсберга», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Я хочу рассказать об Ордене Красной звезды, который он получил за участие в боях за освобождение города Карачева. Награжден за доблесть и отвагу при форсировании Десны. Будучи майором ветеринарной службы отдавал все силы и знания, сохраняя конский состав, оказывая помощь раненным лошадям.

Выдержка из наградного листа от 10.06.1944 года. В период награждения служил в 238 стрелковой дивизии.

2. Дзнелашвили Марк показывает стенгазету и рассказывает о своем прадедушке.

Мой прадедушка, Дзнелашвили Лазарь Андреевич, защищал родину во время Великой Отечественной войны. На войну он ушел в 1941 году, ему тогда было 42 года.

Воевал он в составе 89 Таманской дивизии, рядовым. В 1942 году под городом Таганрог он получил тяжелое ранение руки и на всю жизнь остался инвалидом войны.

Он награжден орденом Отечественной войны I степени и медалями. Все награды прадедушки хранятся у нас в память о нем.

Вот хочу показать одну из его наград.

3. Перваков Макар показывает газету и рассказывает о наградах своего прадеда

Я узнал от своей бабушки, что мой прадед Прокопьев Алексей Алексеевич был участником Великой Отечественной Войны. На фронт он был призван в 19-летнем возрасте. Но столь молодой возраст не помешал ему встать на защиту нашей Родины и геройски участвовать в боях и сражениях на передовой. За одну успешно проведенную разведку он был награжден орденом Славы III степени. Я горжусь своим прадедом и всегда буду благодарен ему и таким, как он, что живу в мирное время, радуюсь мирному солнцу над головой и знаю, что за этим стоит подвиг каждого. Кто защищал нашу страну от врага.

5. Шляхов Сергей, идеорассказ о наградах прадеда 

Песня «Прадедушка».

- В прошлом году мы встречались с ветеранами, которые живут в нашем

городе:

Фотографии высвечиваются на экран.

- Что вы запомнили с этих встреч?

1.Анализиру-ют прослушанную информацию с целью формулирования  ответов на поставленные проблемные вопросы.

2. Анализируют прослушанную информацию составляют «кластер», работая в парах /(родитель +ученик).

3. Анализируют прослушанную информацию с целью формулирования  ответов на поставленные проблемные вопросы следующего этапа.

Слушают рассказы и видеорассказы о наградах прадеда

Слушаюипесню «Прадедушка».

Просматривают фотографии видеофрагмент встречи с ветереном.

1. Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний.

2. Умение отбирать необходимую информацию из общего потока речи для ответа на поставленные вопросы.

3. Осознанно и произвольно строить рассказ о своих дедушках.

1. В ходе прослуши-вания ответов осуществляют

самокон-троль

понимания информации

2. Высказывают свое мнение и учитывают мнения других.

Обмени-ваются мнением с партнером, объясняют свой выбор.

3. Поочередно озвучивают составленные рассказы с опорой на фотографии и архивные документы.

1.Слушать собеседника, понимать на слух его ответы.

Эффективно сотрудничать в группе для совместного решения проблемы, строить продуктивное взаимодействие с одноклассни-ками.

Высказываться в соответствии с коммуника-тивными задачами.

2. Строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения.

3. Полно и точно выражать свои мысли в устной форме.

1. По мере необходимости дополняют, уточняют ответы.

2.Контроль ответов друг друга.

Работая в группах, составляют тематичес-кий кластер

3. В ходе работы и заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль выполненного задания.

Высказы-вают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной речи, сотрудни-чают в поиске информа-ции.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

2.Уметь планировать последовательность своих действий.

Договариваться и приходить  к общему мнению в совместной деятельности.

3. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять самоконтроль.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем, родителем и со сверстниками.

Готов-ность к саморазви-тию и самообра-зованию.

Осознание себя граждани-ном своей страны с велико историей.

Развитие таких качеств, как: целеус-тремлен-ность, креатив-ность, инициати-вность, трудолю-бие, дисципли-нирован-ность.

Адекват-ное понима-ние причин успеха/неуспеха в учебной деятель-ности.

Доброже-лательное отноше-ние к другим участни-кам учебной деятель-ности.

Развитие самосто-ятель-ности,  оценка своих достиже-ний.

3 этап. Активное занятие - 5мин.

Цель этапа: Систематизировать изученный материал и обеспечить его активное использование в жизни. Развивать у учащихся навыки диалогической речи.

Организует парную работу (родитель + ученик).

Учитель даёт задание составить диалог по опорным вопросам.

– Ребята, мы с вами говорим о подвиге нашего народа. Каждый участник этой войны – герой. Героические дела люди совершали, вовсе не помышляя о геройстве. Они защищали Родину.

- А как вы думаете, в чем истоки массового героизма поколения ВОВ? Выберите правильные, на ваш взгляд, ответы на вопрос.

Учащиеся обсуждают с родителями и выбирают правильные варианты ответов.

Ответы:

  1. Любовь к Отечеству.
  2. Надежда и вера в победу.
  3. Благословление церкви.
  4. Храбрость и стойкость.
  5. Самоотверженность и самопожертвование.
  6. Безразличие.
  7. Отвага и мужество.
  8. Молитва и упование на помощь божию.
  9. Жестокость.
  10. Примеры мужества и героизма.
  11. Воспитание.
  12. Отчаяние.
  13. Злость.
  14. Уныние.
  15. Доброта и милосердие.
  16. Слабость.
  17. Жадность.
  18. Воля.
  19. Эгоизм и гордыня.
  20. Боевое братство и товарищество.
  21. Сила.
  22. Любовь к близким.
  23. Трудолюбие и терпение.
  24. Зависть.
  25. Священный долг.

- Давайте проверим, как вы выполнили это задание. Что вы выбрали?

В чем истоки массового героизма поколения Великой Отечественной войны? (1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 15, 18, 20, 21, 22, 23, 25)

(Правильные ответы выводятся на экран.)                                                                      

Формулировать собственное мнение, слушать собеседника, координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения

В ходе работы и заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль выполненного задания.

Высказы-вают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной речи, сотрудни-чают в поиске информа-ции.

4 этап.  Рефлексия. -10 мин.

Цель этапа:. Произвести самоанализ и самооценку учащимися успешности достижения цели и овладения способами действий, а также степени их участия в уроке.

1. Ресурсный круг.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями, обсуждает уровень работы учащихся на уроке.

- Конечно же, истоки победы нашего народа – это любовь к Отечеству вера в победу, храбрость и стойкость, самопожертвование и отвага, упование на помощь божию.

- Нашему поколению выпала честь равняться на их ратные и трудовые подвиги.

- Давайте на листочках напишем свои слова благодарности, свернем их треугольником, как фронтовые письма и подарим нашим ветеранам. А писать будем так, как писали на фронте: кто где может.

Муз. заставка «В землянке»

(дети пишут на листках слова благодарности, сворачивают их в треугольники).

(Зачитывают в ресурсном круге.)

2. Подведение итога.

Учитель

Задохнулись канонады.

В мире – тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть,

Как всходило Солнце в гари,

И кружилась мгла,

А в реке – меж берегами –

Кровушка текла.

Были чёрными берёзы

Долгие года,

Были выплаканы слёзы

Вдовьи – навсегда.

Эта память – верьте, люди,

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа.

Читает стихотворение Карина

Ученик: Ежегодно в эти майские дни в каждом городе нашей страны проходят торжественные мероприятия, парады Победы, народное шествие «Бессмертный полк». Все участники акции с гордостью несут фотографии своих родственников в «Бессмертном полку», а многие даже не сдерживают слёз. День Победы не только торжественный праздник, но, одновременно с гордостью и радостью, наши сердца наполняет и грусть. В этот памятный день мы вспоминаем и скорбим по погибшим защитниками нашей страны. Минутой молчания в этот день мы чтим память воинов-победителей. Их подвиг останется на века в наших сердцах.

Мы говорим: «Спасибо Вам, Ветераны, за Великую Победу!»

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, что получилось, что не получилось, нужна ли еще тренировка, понравился ли урок.

Действие проиходит под муз. заставку «В землянке»

Смотрят и слушаютвидео запись стихотворения в исполнении Карины

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Формулируют конечный результат.

Строить высказывания, понятные для партнеров. Осуществлять оценку-рефлексию своих действий.

Оценивают результаты своей работы.

Произво-дят анализ и оценку успешнос-ти достиже-ния цели; выявляют качество уровня овладения знаниями.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено: качество и уровень изученного материала.

Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс

Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" .  Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...

Классный час. Социокультурные истоки. "Послушание".

Методицеская разработка классного часа  в 3 классе.по предмету "Социокультурные истоки" на тему "Послушание"....

Классный час. Социокультурные истоки. "Послушание".

Методицеская разработка  по предмету "Социокультурные истоки" на тему "Послушание" 3 класс....

Урок по предмету "Социокультурные истоки". "Слово".

Урок по предмету "Социокультурные истоки". 1 класс...

Урок по предмету "Социокультурные истоки". "Во что верует душа".

Урок по предмету "Социокультурные истоки". 3 класс....

Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»

В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...

Презентация к выступлению по теме "Активные формы обучения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки"

Презентация тезисно отражает основные положения об активных формах обучения (АФО) во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки". Она сопровождает выступление ...