Мастер-класс "Кубик Блума"
учебно-методический материал (4 класс)

Дудкина Марина Владимировна

Мастер-класс актуален с позиции ФГОС , так как направлен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.  Цели современного образования заключены в принципе «учить не науке, а учить учиться».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс "Кубик Блума"21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Кубик Блума»

Мастер-класс актуален с позиции ФГОС , так как направлен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.  Цели современного образования заключены в принципе «учить не науке, а учить учиться».

Цель моего мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению технологии критического мышления в образовательном процессе, на примере приёма «Кубик Блума»

Перед собой я поставила задачи:

-познакомить участников с  этой технологией;

- активизировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу;

- создать условия для активного взаимодействия всех участников мастер-класса;

- побудить участников к активной работе.

Для работы я буду использовать презентацию, «Кубик Блума», карточки с текстом, листы А4 и ручки.

Прогнозируемый результат моего мастер-класса:

- все участники получат информацию о  технологии развития критического мышления;

-познакомятся с приёмом «Кубик Блума»;  

- смогут применять полученные знания на практике.

Профессиональная компетентность педагога невозможна без использования современных образовательных технологий.  Каждая из них интересна по – своему. Но наиболее апробированной мною является технология критического мышления, так как она соответствует моим предпочтениям,  возможностям и способностям моих учеников.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Чтобы развить необходимый навык критического мышления, я  использую особые приёмы. Например ,  таких как: инсертное чтение, прием «Знаю – хочу узнать – узнал», «Кластер», «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы» и др.  Хочу остановиться на приеме «Кубик Блума».

Приём технологии критического мышления «Кубик Блума» был разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Этот прием помогает в активной занимательной форме проверять знания и умения учащихся.

Уважаемые участник, прежде чем мы перейдём непосредственно к работе, мне хотелось бы поинтересоваться, а что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса?

(Высказывания участников)

Для начала познакомлю вас с методикой использования приёма «Кубик Блума»

Методика использования:

  1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

*назови…

*почему…

*объясни

*предложи

*придумай
*поделись

  1. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначать круг вопросов, на которые придется отвечать.
  2. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать разные вопросы различного характера.
  3. Учитель или ученик бросает кубик, выпавшая грань указывает на тип вопроса. Вопрос должен начинаться с этого слова.

«Назови» - предполагает воспроизведение знаний .

Например: «Назови главных героев произведения»

«Почему» - формулирует причинно-следственные связи

Например: «почему они так поступили?»

«Объясни» - уточняющие вопросы. Они помогают увидеть проблему.

Например «Объясни его поступок»

«Предложи» - ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило.

Например: «Предложи, как бы ты поступил на месте того героя»

«Придумай» - творческий вопрос, который содержит в себе элемент предположения , вымысла.

Например: «Придумай свою версию концовки произведения»

«Поделись» - вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся , желательно добавлять эмоциональную окраску (ощущения, чувства, эмоции)

Варианты использования

Использовать данный прием может любой учитель : как начального образования, так и  среднего.

 1 вариант  - вопросы формулирует сам учитель.

2 вариант – вопросы формулируют сами учащиеся.

Совет : вопросы можно варьировать по своему желанию(грани кубика), главное , чтобы они охватывали всю тему.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах урока любого типа.  

Проведение мастер - класса.

(Фокус группа – 3 человек. Текст .)

Перед вами текст. Ваша задача прочитать и составить вопросы для участников группы, используя грани кубика.

Вы задаете со слова «назови» и «почему», «объясни» и «предложи», «придумай» и «поделись». Помните! Вопрос должен начинаться с конкретного слова. Тема- рассказ «Таня Савичева».

(Составление вопросов по предложенному тексту. )

Зачитывается текст. Пожалуйста, группа. Кидаем кубик, чья грань выпадет, тот участник задает вопрос.

Проигрывание вопросов – ответов.  

Скажите, ваши ожидания подтвердились? У кого-то из группы остались вопросы?

   -   Что вы можете сказать о полученной информации на сегодняшнем мастер-классе?

- Как бы вы могли использовать приём «Кубик Блума» на своих уроках?

- Какие трудности испытывали во время мастер-класса?

Закончить свои мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:

 «Учиться – значит задавать вопросы.  Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности. Чтобы вы могли попробовать применять этот приём на своих уроках уже завтра, я дарю вам этот замечательный кубик.  

                                     

   Самоанализ мастер-класса

Целью данного мастер-класса я определила повышение мотивации педагогов к применению данной технологии на уроках и внеурочных занятиях.

Для успешной реализации данной цели мною были запланированы следующие задачи:

-познакомить участников с технологией;

- активизировать и обобщить знания по;

- создать условия для активного взаимодействия;

- стимулировать интеллектуальный и творческий потенциал;

- вызвать интерес и побудить к активной работе на занятии.

В ходе мастер-класса можно выделить следующие этапы:

  1. Организационный момент и актуализация личностного смысла педагогов.
  2. Основной этап. Знакомство с технологией и конкретным приёмом.
  3. Этап проведения мастер-класса.
  4. Этап рефлексии.

Считаю, что в ходе проведения мастер класса поставленные вначале цели были достигнуты.

Была выдержана логика. Я получила удовольствие от проведения мастер-класса. Всем спасибо. Ваши вопросы.