РП внеурочной деятельности "Белая ладья"
рабочая программа

Ткаченко Анна Вячеславовна

РП "Белая ладья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_belaya_ladya_4_klass_na_3_goda.docx74.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Борисовская основная общеобразовательная школа №4»

                                                                                                           

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Белая ладья»

3 год обучения

Возраст обучающихся 9-10 лет

                                                                           

                                                               

2020 год

Пояснительная  записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности  «Белая ладья» составлена на основе  учебного пособия  для общеобразовательных организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова «Шахматы в школе». Рабочие программы. 1–4 годы обучения. Программа реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности.

Цель: создание условий для гармоничного  развития детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в шахматную игру.

Задачи: 

– вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

– привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами к участию в соревнованиях.

В авторскую программу внесены некоторые изменения: в рабочей программе количество практических занятий преобладает над теоретическими (по сравнению с авторской).

Рабочая программа внеурочной деятельности «Белая ладья» реализуется в возрастной группе 9-10 лет, рассчитана на 3 года (102 часа). В год планируется проводить 34 занятия в каждом классе, по  1 часу  в неделю.

        

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Белая ладья»

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала.

К личностным результатам относят:

– формирование основ шахматной культуры;

– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

– уважительное отношение к иному мнению;

– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

– умение управлять своими эмоциями;

– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

Метапредметные результаты

– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

– владение способом структурирования шахматных знаний;

– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

– умение находить необходимую информацию;

Предметные результаты:

– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Содержание курса внеурочной деятельности

Первый год обучения

Название раздела, темы

Содержание

Формы организации

и виды  деятельности

1

Из истории шахмат

Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира

Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси

2

Базовые понятия шахматной игры

  • Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки

Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром. Соблюдают правила поведения за шахматной доской

3

Конкурсы решения позиций

Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали»

  • Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение

4

Соревнования

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами

5

Шахматный праздник

Участие в школьном шахматном празднике

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике

Второй год обучения

Название раздела, темы

Содержание

Формы организации

и виды деятельности

1

Краткая история шахмат

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. 

Видеофильмы. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

2

Шахматная нотация

  • Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
  • Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Групповая и коллективная игровая деятельность.

3

Ценность шахматных фигур

Повторение: ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

Групповая и коллективная игровая деятельность. Тестовые задания

4

Техника матования одинокого короля

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Групповая и коллективная игровая деятельность.

5

Достижение мата без жертвы материала

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Групповая и коллективная игровая деятельность.

Третий год обучения

Название раздела, темы

Содержание

Формы организации

и виды деятельности

1

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух- и трехходовые партии.

Групповая и коллективная игровая деятельность.

2

Основы дебюта

Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Значение рокировки. Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.
Классификация дебютов.

Групповая и коллективная игровая деятельность. Спарринги, соревнования. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. Тестовые задания

3

Основы миттельшпиля

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.

Групповая и коллективная игровая деятельность. Спарринги, соревнования. Тестовые задания

4

Основы эндшпиля

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Групповая и коллективная игровая деятельность. Тестовые задания

Тематический план

1 год

Название раздела, темы

Общее количество часов

Из них

теория

практика

1.

Шахматная доска

3

2

1

2.

Шахматные фигуры

20

5

15

3.

Шах

2

1

1

4.

Мат

3

1

2

5.

Шахматная партия

6

2

4

Всего

34

11

23

Тематический план

2 год

Название раздела, темы

Общее количество часов

Из них

теория

практика

1.

Краткая история шахмат

6

4

2

2.

Шахматная нотация

8

2

6

3.

Ценность шахматных фигур

10

3

7

4.

Техника матования одинокого короля

6

1

5

5.

Достижение мата без жертвы материала

4

1

3

Всего

34

11

23

Тематический план

3 год

Название раздела, темы

Общее количество часов

Из них

теория

практика

1.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии

3

1

2

2.

Основы дебюта

9

2

7

3.

Основы миттельшпиля

10

3

7

4.

Основы эндшпиля

12

4

8

Всего

34

10

24

Календарно-тематический план

Первый год обучения

п/п

Тема  занятия

Часы

Дата

Примечания

  1. Шахматная доска

3

1

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля

1

2

 Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали

1

3

Диагональ. Большие и короткие диагонали

1

II. Шахматные фигуры

20

4

Белые и черные фигуры

1

5

Виды шахматных фигур

1

6

Начальное положение

1

7

Ладья. Место ладьи в начальном положении

1

8

Ход ладьи

1

9

Слон.  Практическое занятие  «Место слона в начальном положении»

1

10

Практическое занятие  «Ход слона»

1

11

Игра «Ладья против слона»

1

12

Ферзь. Практическое занятие  «Место ферзя в начальном положении»

1

13

Ход ферзя

1

14

Практическое занятие  «Ферзь против ладьи и слона»

1

15

Конь. Практическое занятие  «Место коня в начальном положении»

1

16

Ход коня

1

17

Практическое занятие  «Конь против ферзя, ладьи, слона»

1

18

Пешка. Практическое занятие  «Место пешки в начальном положении»

1

19

Ход пешки

1

20

Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня

1

21

Король. Практическое занятие  «Место короля в начальном положении»

1

22

Ход короля

1

23

Практическое занятие  «Король против других фигур»

1

III. Шах

2

24

Практическое занятие. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха

1

25

Открытый шах. Двойной шах

1

IV. Мат

3

26

Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой

1

27

Практическое занятие. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры)

1

28

Практическое занятие.  Ничья, пат. Отличие пата от мата.

1

V. Шахматная партия

6

29

Викторина. Игра всеми фигурами из начального положения

1

30

Варианты ничьей. Рокировка

1

31

Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта

1

32

Демонстрация коротких партий.  Практическое занятие

1

33

Повторение программного материала

1

34

Повторение программного материала

1

Второй год обучения

Тема занятия

Часы

Дата

Примечания

I. Краткая история шахмат

6

1

Рождение шахмат.

1

2

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

1

3

Обозначение вертикалей. «Назови вертикаль».

1

4

Обозначение горизонталей.  «Назови горизонталь».

1

5

От чатуранги к шатранджу.

1

6

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. «Назови диагональ».

1

  1. Шахматная нотация

8

7

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. «Диагональ».

1

8

Наименование полей.  «Какого цвета поле?».

1

9

 Наименование полей, шахматных фигур. «Кто быстрее».

1

10

Шахматы проникают в Европу.

1

11

Наименование полей, шахматных фигур. «Вижу цель».

1

12

Ценность шахматных фигур.

1

13

Ценность шахматных фигур. «Кто сильнее?».

1

14

Чемпионы мира по шахматам.

1

  1. Ценность шахматных фигур

10

15

Сравнительная сила фигур.

1

16

Сравнительная сила фигур.  «Обе армии равны».

1

17

Абсолютная и относительная сила фигур.

1

18

Сравнительная сила фигур. «Выигрыш материала».

1

19

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

1

20

Достижение материального перевеса.

1

21

Нападение и защита.

1

22

Способы защиты.

1

23

 «Защита».

1

24

Шахматные правила FIDE.

1

  1. Техника матования одинокого короля

6

25

Мат различными фигурами.

1

26

Ферзь и ладья против короля.

1

27

Две ладьи против короля.

1

28

Король и ферзь против короля.

1

29

Этика шахматной борьбы. 

1

30

Король и ладья против короля.

1

  1. Достижение мата без жертвы материала

4

31

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры).

1

32

Миттельшпиле (середина игры).

1

33

Эндшпиле (конец игры).

1

34

Защита от мата.

1

Третий год обучения

Тема занятия

Часы

Дата

Примечание

  1. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии

3

1

Шахматная партия.

1

2

Правила и законы дебюта.

1

3

Дебютные ошибки.

1

  1. Основы дебюта

9

4

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

5

Игра на мат с первых ходов партии.

1

6

Детский мат и защита от него.

1

7

Игра против «повторюшки-хрюшки».

1

8

Связка в дебюте.

1

9

Коротко о дебютах.

1

10

Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль).

1

11

Игры: «Мат в один ход».  «Поймай ладью». «Поймай ферзя».

1

12

Двух- и трехходовые партии. «Можно ли побить пешку?».

1

  1. Основы миттешпиля

10

13

«Можно ли сделать рокировку?». «Захвати центр».

1

14

«Чем бить фигуру?». «Сдвой противнику пешки».

1

15

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.

1

16

Понятие о тактике.

1

17

Тактические приемы.

1

18

Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

1

19

Открытое нападение.

1

20

Открытый шах.

1

21

Двойной шах. 

1

22

Понятие о стратегии.

1

  1. Основы эндшпиля

12

23

Пути реализации материального перевеса

1

24

Элементарные окончания.

1

25

Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя).

1

26

Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи),

1

27

слона (простые случаи), коня (простые случаи).

1

28

Матование двумя слонами (простые случаи).

1

29

Матование слоном и конем (простые случаи).

1

30

Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля.

1

31

Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция.

1

32

Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали.

1

33

Ключевые поля. Удивительные ничейные положения

1

34

Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Борисовская основная общеобразовательная школа №4»

                                                                                                           

 Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности

«Белая ладья»

3 год обучения

                                                                           

                                                               

2020-2021 учебный год

Третий год обучения

Рабочая программа рассчитана на 34 часов. В связи с совпадением уроков по расписанию с праздничными днями и на основании приказа управления образования администрации Борисовского района от 30.10.2020 №656 «О продлении осенних каникул» фактически за год планируется провести 33 часа за счет объединения тем: «Ключевые поля. Удивительные ничейные положения» и  «Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле».

Тема занятия

Часы

Дата

Примечание

  1. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии

3

1

Шахматная партия.

1

01.09

2

Правила и законы дебюта.

1

08.09

3

Дебютные ошибки.

1

15.09

  1. Основы дебюта

9

4

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

22.09

5

Игра на мат с первых ходов партии.

1

29.09

6

Детский мат и защита от него.

1

06.10

7

Игра против «повторюшки-хрюшки».

1

13.10

8

Связка в дебюте.

1

20.10

9

Коротко о дебютах.

1

10.11

10

Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль).

1

17.11

11

Игры: «Мат в один ход».  «Поймай ладью». «Поймай ферзя».

1

24.11

12

Двух- и трехходовые партии. «Можно ли побить пешку?».

1

01.12

  1. Основы миттешпиля

10

13

«Можно ли сделать рокировку?». «Захвати центр».

1

08.12

14

«Чем бить фигуру?». «Сдвой противнику пешки».

1

15.12

15

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.

1

22.12

16

Понятие о тактике.

1

12.01

17

Тактические приемы.

1

19.01

18

Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

1

26.01

19

Открытое нападение.

1

02.02

20

Открытый шах.

1

09.02

21

Двойной шах. 

1

16.02

22

Понятие о стратегии.

1

02.03

  1. Основы эндшпиля

12

23

Пути реализации материального перевеса

1

09.03

24

Элементарные окончания.

1

16.03

25

Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя).

1

30.03

26

Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи),

1

06.04

27

слона (простые случаи), коня (простые случаи).

1

13.04

28

Матование двумя слонами (простые случаи).

1

20.04

29

Матование слоном и конем (простые случаи).

1

27.04

30

Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля.

1

04.05

31

Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция.

1

11.05

32

Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали.

1

18.05

33

Ключевые поля. Удивительные ничейные положения. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная деятельность. Курс "Шахматы" Тема: Слон и ладья.

Презентация для обучения курсу "Шахматы" 1 год обучения. Сочетание нескольких тем на одном занятии придает ему динамичности и позволяет познавать определенные явления в сравнении, что способствует бол...

Наша внеурочная деятельность: Театральный кружок "Веселые Петрушки", Занимательная математика, "Веселая грамматика", "Белая ладья",

Внеурочная деятельность по театральному кружку "Веселые Петрушки" успешно функционирует уже 4 год, и является победителями республиканских фестивалей со сохранению снежного барса. Воспитанники кружков...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Белая ладья»

Направленность: общеинтеллектуальная, спортивная  Возраст обучающихся – 7-9 лет   Срок реализации – 1 год  Количество часов за год: 34ч.   в неделю: 1час ....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Белая ладья" для 1, 2, 3 класса

Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Белая ладья" для 4 класса

Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.  Цель программы:  создание условий для личностного...

Конспект урока технологии. Тема: "Расписные ладьи”. Аппликация “Ладья", 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Цели деятельности учителя: повторение знаний об оригами, ознакомление новому приему оригами, изготовление новой аппликации....