Дидактическая игра как способ развития образной памяти учащихся
статья

Афанасьева Татьяна Валерьевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как способ развития образной памяти учащихся

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так,

чтобы он был счастливым, можно.»

А. С. Макаренко

  Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.  Младший школьник первого класса – еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренний миром, со своими индивидуально – психологическими особенностями.

   Основная цель учителя всегда и при любых обстоятельствах остается неизменной: все ученики должны получить глубокие и прочные знания, быть всесторонне развиты и хорошо воспитаны. При этом каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя природный потенциал.

  Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опят и знания, накопленные человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

   Невысокая успеваемость первоклассников всегда  огорчает и родителей и учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

   Проблема, касающаяся формирования и развития образной памяти младшего школьника, является одной из актуальных проблем 21 века.

  Память младшего школьника достаточно развита – легко и прочно он запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. У младшего школьника более развита наглядно – образная память. Он лучше и быстрее запоминает, а так же прочнее сохраняется в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. В процессе обучения повышается эффективность осмысленного запоминания, развивается словесно – логическая память.  

   Но что же такое наглядно – образная память? Наглядно – образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а так же на звуки, запахи, вкусы и др. суть образной памяти заключается в том, что воспринятое ранее воспроизводится затем в форме представлений. Благодаря образной памяти, человек запоминает различные образы: предметов, людей, животных, явлений природы. Эти образы формировались у нас на основе предшествующего опыта в процессе различных ощущений. А что как не игра привлечет внимание и заинтересует детей 6 – 7 лет, которые только начинают понимать, что такое учеба. Таким образом, игра вполне оправданно может быть тем инструментом преподавания, который активизирует мыслительные процессы образной памяти, что позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний.

   По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игра невозможно ограничить только развлекательно – рекреативными возможностями. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию и в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

   Игра дидактическая (поучительная) – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями, являясь одной из методических разновидностей обучения (К.Н. Поливанова).

   Условно можно выделить несколько типов дидактических игра на уроках, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

  • Игры – путешествия
  • Игры – поручения
  • Игры – предположения
  • Игры – загадки
  • Игры – беседы

     Многолетние исследования, проведенные под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно формировать более широкие и более богатые умственные способности, чем это было до сих пор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.

Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером ...

Игра как способ развития социальной компетентности учащихся

Статья по теме "Игра как способ развития социальной компетентности учащихся"....

" Дидактические игры как способ развития познавательных интересов младших школьников" ( описание педагогического опыта)

Главная идея представляемого педагогического опыта состоит в том, что раскрытие социокультурного потенциала игровых технологий начального общего образования и системное их использование в учебно - вос...

«Дидактическая игра как способ развития внимания у детей младшего школьного возраста». (методическое пособие)

Пояснительная записка.Решающее значение в развитии ребёнка младшего школьного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний ,умений и навыков .Но совершенно особое место в жизни ребёнка з...

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности  учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе...

Музыкально-Дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей.

Методическая разработка Музыкально-Дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей....

«Дидактические игры как способ развития мелкой моторики и сенсорики в обучении детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

VIII-е дефектологические чтения«Актуальные проблемы психолого-педагогическогосопровождения детейс ограниченными возможностями здоровья»презентация выступления...