Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" 5 класс вариант 1.4
рабочая программа

      Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

                                                   Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

      Телефон: (499)179-66-81   Факс: (499)177-67-66   E-mail: sk65@edu.mos.ru   http://schuvc65.mskobr.ru/

 ИНН/КПП 7722306978/772201001   ОКАТО 45290590000   ОГРН 1037700227157   ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»                                                                                                     «Утверждаю»

На заседании МО___.___2020г.

Протокол №                                                                                 Директор ГКОУ СКШИ № 65

Председатель МО___________                                     ________________\С.И.Перепелкина\

\__________________________                                     _______._____________2020г.

                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ:

«Речь и альтернативная                  коммуникация»

(Русский язык)

5 ИО КЛАСС

 (ВАРИАНТ 1.4)

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                                       Программу разработал:

                                                                                Учитель ГКОУ СКШИ № 65

                                                                      Белова Александра Вячеславовна

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах.

      Предметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающейся знаний и умений, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные знания обучающихся являются необходимой базой для овладения личностными результатами (жизненной компетенцией) и не рассматриваются как критериальная основа при продолжении образования.

      Поставленные цели, при изучении курса:

1)Умение выполнять поручения и обращаться к учителю или другому лицу.

2)Формы выражения просьбы (сформировать, форму обращения ребенка к учителю):

а)Овладение доступными невербальными и вербальными средствами общения;

б)Умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари др.) средства общения;

в)Понимание и использование жестовой коммуникации в быту и на занятиях.

      Обучение предмету «Речь и альтернативная коммуникация» направлено на формирование умений и овладений формами коммуникации, для ребенка в обществе и социальной среде.

      Целью реализации специальной индивидуальной программы развития является включение ребенка, обучающегося по варианту 1.4., в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение ребенком самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач.

      Результаты изучения курса. Итоговые достижения глухих обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития и глухотой обучающихся определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование направлено на максимальное развитие социализации в обществе.

      Задачи при изучении курса:

1)Понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира;

2)Расширение словаря за счет лексики, обслуживающей обиходно-бытовую сферу;

3)Формирование навыка ответа на вопросы с использованием готовых грамматических конструкций;

4)Обучение самостоятельному использованию лексико-грамматических единиц в контексте;

5)Понимание и использование простых побудительных, вопросительных, повествовательных, отрицательных конструкций в связи с практической деятельностью ребенка.

      Результаты изучения курса. Накопление доступных навыков коммуникации, готовит обучающуюся с глухотой (вариант 1.4.) к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе:

1) Овладение доступными невербальными и вербальными средствами общения;

2) Умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, картинки, фотографии пиктограммы, предметные и символические календари) средства общения;

3)Понимание и использование жестовой коммуникации в быту и на занятиях;

4)Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации;

5)Развитие речи как средства общения в тесной связи с личным опытом ребенка:

а)Умение использовать знакомый речевой материал в устной/ устно-дактильной/ письменной форме в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;

б)Умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами;

6)Обучение чтению (глобальному) и письму в доступных ребенку пределах:

а)Умение читать (устно-дактильно/дактильно) данные о себе, названия окружающих предметов и действий с ними, соотнести прочитанное с реальными объектами и явлениями (показать, изобразить, продемонстрировать, ответить);

б)Умение написать печатными буквами информацию о себе, имена близких людей, названия знакомых предметов и явлений;

в)Использовать письменную речь как средство коммуникации в случае необходимости.

           

                 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

                         Программа представлена следующими разделами:

      «Коммуникация с использованием невербальных средств»

Данный раздел включает следующее содержание:

•Понимание и выполнение поручений:

1)Дай мне;

2)Посмотри;

3)Возьми.

Умение выразить просьбу:

1)Я хочу;

2)Дай мне;

3)Ещё.

•Деятельность в рамках полученного задания при самостоятельном определении последовательности действий;

•Выполнение работы согласно указанной последовательности действий;

•Корректировка действий или соблюдение условий работы.

      «Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации»

Данный раздел включает следующее содержание:

•Показ графических изображений, обозначающих собственное имя;

•Семейный фотоальбом (узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей);

•Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, педагогов.

      «Начальные навыки чтения и письма»

Данный раздел включает следующее содержание:

•Различение и узнавание букв (от буквы А до буквы П);

•Различение и узнавание букв в слоге;

•Различение и узнавание букв в слове.

      «Глобальное чтение»

Данный раздел включает следующее содержание:

•Составление словаря; работа с разрезной азбукой; узнавание и различение напечатанных слов в разделах:

1)Предметы школьного обихода;

2)Одежда;

3)Продукты;

4)Посуда;

5)Мебель;

6)Игрушки.

•Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих действия:

1)Стоять;

2)Идти;

3)Лежать;

4)Сидеть;

5)Кушать;

6)Идти в туалет;

7)Пить;

8)Спать.

•Выражение необходимости каких-либо действий. Узнавание и различение каких-либо действий, выполняемых ученицей и членами семьи (семейный фотоальбом):

1)Стоять;

2)Идти;

3)Лежать;

4)Сидеть;

5)Кушать;

6)Идти в туалет;

7)Пить;

8)Спать.

                       МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

      На изучение курса «Речь и альтернативная коммуникация» (Русский язык), отводиться 4 часа в неделю, всего 136 часов.

              КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

            Раздел/тема

               Кол-во часов

1.

«Коммуникация с использованием невербальных средств»:

Понимание и выполнение поручений.

Выполнение действий.

Выполнение действий с просьбой.

Выполнения задания с четкой последовательностью действия.

Выполнение работы согласно указанной последовательности действий.

Четкое соблюдение действий и условий работы.

                 

                        10 ч.

2.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:

Показ графических изображений, обозначающих собственное имя.

Семейный фотоальбом.

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей.

Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, педагогов.

         

                     10 ч.

3.

Начальные навыки чтения и письма:

Различение букв и узнавание (от буквы А до буквы П).

Различение букв и узнавание в слоге.

Различение букв и узнавание в слове.

                   

                       48 ч.

4.

Глобальное чтение:

Составление социально-бытового обиходного словаря.

Работа с разрезной азбукой.

Узнавание и различение напечатанных слов из словаря.

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих действия.

Выражение необходимости каких-либо действий.

Узнавание и различение  действий, выполняемых самостоятельно и чл. семьи

 

                        68 ч.

                 

                     УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1)Издательство Academia М. В. Жигорева Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь.

2)Издательство БахраХ-М О. Мелешкевич, Ю.Эрц Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА)

3)Аксёнова А.К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Пропись для 1 класса. В 3 частях. Часть 1. (Пропись № 1) (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

4) Зыкова Т. С., Кузьмичёва Е.П., Зыкова М. А. Русский язык. Развитие речи. 1 класс. В 2 частях. Часть 1-2 (для глухих обучающихся)

5)М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Грамматика в играх и картинках» Моя семья.

6)М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Грамматика в играх и картинках» Скоро в школу.

7)Издательство «Мозаика- Синтез» Э.Емельянова, А. Евдокомова, А. Рыбаков, Б. Михайлов, И. Литвина,  Наглядно-дидактические пособия «Расскажите детям о фруктах».

8)Издательство «Мозаика- Синтез» Э.Емельянова, А. Евдокомова, А. Рыбаков, Б. Михайлов, И. Литвина,  Наглядно-дидактические пособия «Расскажите детям об овощах».

9)Издательство «Мозаика- Синтез»  А.Дорофеева, Т.Чижкова, Л.Дружинина, Р. Ёлкин, Е. Хименчук, Наглядно-дидактические пособие «Посуда».

10)Издательство «Мозаика- Синтез» Н. Кондратова, А. Бывшева, Л. Дружинина, Р. Ёлкин, Е. Хименчук, Наглядно-дидактическое пособие «Говори правильно»

11)Издательство «Мозаика- Синтез» Д. Курпен, Е. Белозерцева, А. Бывшева, Л. Дружинина, Р. Ёлкин, Е. Хименчук, Наглядно-дидактическое пособие «Словообразование».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА.

      Предметные результаты:

1)Понимание и выполнение поручений;

2)Выполнение работы согласно указанной последовательности действий;

3)Корректировка действий или соблюдение условий работы;

4)Составление словаря; узнавание и различение напечатанных слов;

5)Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих действия;

6)Выражение необходимости каких-либо действий;

7)«Начальные навыки чтения и письма».

      Личностные результаты:

1)Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации;

2)Развитие речи как средства общения в тесной связи с личным опытом ребенка;

3)Умение использовать знакомый речевой материал в устной/ устно-дактильной/ письменной форме в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;

4)Умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами;

5)Умение написать печатными буквами информацию о себе, имена близких людей, названия знакомых предметов и явлений;

6)Использовать письменную речь как средство коммуникации в случае необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 2 класс, вариант 4.2

Рабочая  программа составлена основе:АООП ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №» г. Оренбурга.ФГОС НОО ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 (в ред. прик...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по технологии 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Рабочие программы 2020-2021/ 1 класс/ вариант 7.2

Вариант 7.2 адаптированной программы необходим обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально ...

Рабочая программа по СБО 5 класс вариант 1.4

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагае...

Адаптированная рабочая программа по математике 1 класс вариант 5.1

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:- формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математич...