Классный час "Ежели вы вежливы..."
классный час

Напалкова Светлана Олеговна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezheli_vy_vezhlivy.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

ТЕМА:

«Ежели вы вежливы…»

Составила студентка 321 группы
Напалкова Светлана

МАОУ СОШ № 18, класс 2 «Б»каб. № ___

Дата проведения занятия: 3.12.2019

Смена2Номер урока 1

Начало урока 12:40

ФИО учителя школы:

Елфимова Анастасия Геннадьевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Тютюнник В.Н

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

                                                                   _____________________ дата _______

        (Подпись учителя)                     

Цели классного часа:
 Способствовать формированию нравственно- этической культуры, положительных черт характера.

Задачи:

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок
Предметные: познакомить учащихся с понятием культура, культурный человек
Регулятивные: развивать умение высказывать свое предположение на основе прослушанного материала
Познавательные: обогащение учеников знаниями о культуре
Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении
Воспитательная: воспитание чувства отзывчивости, уваения к старшим, вежливости

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Подготовительный

- Ребята вежливые и развитые

Говорят, встречаясь..(Здравствуйте)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Ребята, кто мне моет сказать, что означает слово – здравствуйте? (пожелание здоровья и успеов для человека)
- От какого слова произошло это слово? (здоровье)
- Какими жестами при приветствии чаще всего пользуются ваши друзья, знакомые? (жмут друг другу руку, кивают головой, обнимают за плечи, помахивают рукой)
- Знаете ли вы, что во все времена считалось: не поздороваться с другим человеком – невеливо, а не ответить на приветсвие – значит нанести настоящую обиду. Раньше из-за этого даже вызывали на дуэль.
Рабы в Древнем Рим, встречая господина, снимали шапку, чтобы показать бритую голову – знак рабства.
- А как еще люди здоровются в  разны странах?
- Как здороваются русские люди? Русские люди обнимаются и трижды целуются  в обе щеки.
Китайцы, например, кланяются друг другу, во многих странах  касаются друг друга лбами.
Что интересно, калмыки, встречаясь, трутся носами.
А вот у японцев до недавнего времени протягивать руку считалось не очень вежливым. У нас же, например, как и во многи странах принятно здороваться за руку. В каждой стране – свои традиции.
- Вы, наверное, догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
- Да, вы все сказали верно, я с вами согласна. Наша тема звучит так «Ежели вы вежливы…»
Разгадаем загадки.

1.Расстает даже ледяная глыба

От слова тёплого … (Спасибо)

2.Зазеленеет даже старый пень,

Когда услышит…(Добрый день)

3.Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(Спасибо)

4.Когда нас бранят за шалости,

Говорим…. (Простите, пожалуйста)


- Итак,
мы с вами живём среди людей: ежедневно общаемся с друзьями, родственниками, учителями и посторонними людьми в общественных местах.

- Вам приятно общаться с вежливым, культурным человеком? Как вы думаете, а культурный человек, какой он? Какими качествами обладает? (Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.)
- Какого человека мы называем 
вежливым? Что такое вежливость?
(
Человека называют вежливым, когда он обладает умением вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с ним.
А вежливость – это
черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно общаться с людьми.)

Что такое вежа? ( В словаре Даля, вежа это человек знающий, начитанный.До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям)

-Здравствуйте!



Ответы детей

Гипотезы/ответы детей

Ответы детей





Ответы детей (вежливость, культура, культурный человек и т.д)

2.Основная часть

-Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому то с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся. И во всех этих случаях нашими неизменными спутниками становятся волшебные слова. Их огромное множество.
- Но если человек знает только вежливые слова, можно ли назвать его культурным? Ответим на этот вопрос, решив задачу.

Задача 1. Лена сидела в трамвае. Она всё время болтала ногами. Её соседка, молодая женщина отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

-Девочка, сиди спокойно, пожалуйста!

-А что я сделала? - возразила Лена. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно!

Можно ли назвать Леночкино пожалуйста «волшебным»? А Лену культурной девочкой? (Нет, вела себя без уважения к взрослому)
- Задача2.

Представьте, что после урока труда, у вас на парте и под партой осталось много мусора, а вам надо спешить. Может всё оставить техслужащей, она всё равно будет убираться после уроков. Как вы поступите? (По настоящему культурный человек всё держит в чистоте и одежду и обувь и своё рабочее место.)
Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Перемена»
«Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог
 —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи
, —
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну, а тут — опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
— Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнем!
- Ребята, какие правила нарушил Вова?

- Есть ли у вас такие ребята? Можно ли назвать их культурными?

- А как культурно нужно отдыхать на перемене? Составим правила для нашего класса, как нужно себя вести на перемене.
- Как вы считаете?
1. Во время перемены ведите себя спокойно.

2.Соблюдайте порядок, не кричите и не толкайте друг друга;

3. Во время перемены можно поиграть в различные игры, но выбирайте не очень подвижные;

4. Спускаясь и поднимаясь по лестнице, придерживайтесь правой стороны;

5. Будьте осторожны, когда открываете и закрываете двери; не суйте руки в дверные проёмы, не балуйтесь и не хлопайте дверьми;

6. При встрече с учителями, работниками школы, родителями и другими взрослыми приостановитесь и поздоровайтесь;

7.Не обгоняйте учителей или взрослых, идущих по лестнице или по коридору, а если это необходимо сделать, то попросите разрешения пройти)

Итак, исходя из решений наших задач, ответим на вопрос: Если человек знает только вежливые слова, его можно назвать культурным? (Нет, помимо вежливых слов человек должен знать, как правильно вести себя в той или иной ситуации, при этом оставаться вежливым и культурным)

-Внимательно послушайте пословицу и попробуйте объяснить её

«Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты»(по тем людям, которых мы выбираем для общения, можно многое сказать о нас самих)

Сейчас мы раздадим вам лепестки вам необходимо на них написать: культурный человек, какой он?

-добрый

-вежливый

-воспитанный

- отзывчивый

-опрятный, аккуратный

-ласковый

- симпатичный


 А вы знаете главный принцип, которому придерживается культурный человек?
«Уважай окружающих людей»! Если вы будете исходить из этого принципа – никогда не ошибетесь! В связи с этим у нас появилось несколько вопросов.

Следующим этапом нашей работы будет деление на группы. Каждой группе на листочке даются ситуации, вам нужно их разобрать и один человек от группы выходит и объясняет ситуацию всему классу.
Первый вопрос: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)

 Второй вопрос: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)

Третий вопрос: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)

Четвертый вопрос: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)

Пятый вопрос: Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их.(Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

И шестое вопрос: Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11?(Дорогу уступает тот, кто вежливее).

- Давайте поиграем, если согласны с тем, что я скажу, то хлопайте один раз, а если не согласны-хлопайте два раза!

Итак, школьники не жуют жвачку, разговаривая с кем–нибудь. (Хлоп один раз)

Выплёвывают жвачку на пол или прикрепляют к парте. (Хлоп два раза)

С опозданием сдают книги в школьную библиотеку.(Хлоп два раза)

Всегда помнят, что школьные учебники на следующий год достанутся другим детям и не рвут их, не пишут в них даже карандашами. (Хлоп один раз)

Приходят в школу вовремя.(Хлоп один раз)

Ходят по школе в школьной форме и в сменной обуви. (Хлоп один раз)

Бегут всех расталкивая локтями в столовую (Хлоп два раза)

Не обижают маленьких, не задирают старших. (Хлоп один раз)

Никогда не кричат, не смеются громко, не выкрикивают «плохие» слова. (Хлоп один раз)

Бросают обёртку от конфет под парту. (Хлоп два раза)

Приносят с собой семечки в школу. (Хлоп два раза)

Знают вежливые слова и соблюдают правила вежливости. (Хлоп один раз)


Ответы детей

Слушают

Ответы детей

Да/Нет

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей.(Дети предлагают правила, мы их формулируем и говорим всему классу.)

Да/Нет
Ответы детей




Дети работают у доски



Ответы детей













Слушают
Выполняют действия (либо один раз хлопают, либо два раза хлопают)



































Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня? Было трудно? Что было интересно узнать?

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят… (До свидания)

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Праздник вежливых наук"

показать детям, что вежливость  - это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении....

Классный час"Школа вежливости"

Классный час для учащихся первого класса.Его цель- формирование у детей нравственных представлений о вежливости. К конспекту занятий имеется презентация....

КЛАССНЫЙ ЧАС "БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ"

Часто в жизни хочется слышать вежливые слова, встречаться и общаться с вежливыми людьми, а как сейчас этого не хватает. Надеюсь это тклассный час. поможет в воспитании вежливых людей...

Классный час "Урок вежливости"

Сценарий классного часа в 1 классе. Цель: - ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости....

Классный час о вежливости

Материал для проведения классного часа о вежливости...

классный час "Доброта, вежливость, дружба"

Классный час на тему "Доброта, вежливость, дружба" провела ко дню толерантности. Материал подобрала с учётом возраста детей. Материал содержит: стихи, песни, слайды, поговорки и пословицы, практическу...

Классный час Правила вежливости

Классный час прошел в виде путешествия на поезде по городу  Вежливости. На каждой станции ребята выступали с "волшебными" словами, добрыми поступками, анализировали, делали выводы.В конце дети об...