Кружок "Мастерок"
материал

тематическое планирование 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_masterok.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

___________________________________________________________

413752,Саратовская область, Перелюбский район, с. Смородинка, ул.Центральная,1

ОГРН 1026401861166 ИНН 6424009953 Тел.:35-6-19

  «Согласовано»                                                                                        «Утверждаю»

 Заместитель директора по ВР                                        Директор МБО «ООШ с.Смородинка»                                                                                __________/Силиванова М.И./                                                        ___________/Шакалей Е.Н. «_____» ______ 2020 г.                                                     Приказ № ____от «____» ____ 2020 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

обучающихся по художественно-эстетическому направлению

«Мастерок»

(для обучающихся 1-4  классов, 6-10 лет)

на 2020-2021 учебный год

                                                                     Срок реализации программы:1 год

                                                    Составитель программы:

                                     Зеленская Н.В.

                                                          учитель начальных классов

                                                           МБОУ «ООШ с. Смородинка»

                                                                 

                                 

                                                                                                                                                                                   

Пояснительная записка

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов  декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей учащихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.

Цель программы: создание условий для  развития творческих способностей младших школьников,  эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

        На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

      Программа «Мастерок» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся  по 1 часу 1 раз в неделю, 33 часа в год.

Возраст обучающихся: от 6 до 10 лет.

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, бросовым и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.

Методы обучения. Выбор форм и методов обучения зависит от  степени сложности изучаемого материала, уровня подготовки воспитанников, эмоционального настроя группы и желания учащихся работать.

Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, просмотр иллюстраций из журналов, демонстрация и иллюстрация.

Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму.

Диалогический метод: диалог между воспитанником и педагогом, который обеспечивает более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, возникающих проблем при разработке творческих проектов.

Эвристический метод: воспитанники самостоятельно с учётом приобретённых знаний и умений разрабатывают и изготавливают новые модели, изделия,  творческие работы, проводят поиск новых решений.

Проблемно-исследовательские методы: воспитанники совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материалы, используют новые технологии.

Игровые  методы:  занятие-путешествие, игра, соревнование.

Методы, стимулирующие активность детей (игра, дискуссия, создание эмоционально-окрашенных ситуаций, поощрение и похвала, поддержка, проблемно-поисковые ситуации.

Стимулы: отбор работы на выставку, награждение грамотой или ценным призом.

Работы могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях.

Итоги реализации программы могут быть представлены: через презентации проектов; через выставки детских работ; через оформление зала для праздников; через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.

                                               

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;  
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;  
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

Предметными результатами работы в творческом объединении  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:         

название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, подрамник;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Содержание программы

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку самоизготовление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа  

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

Работа с природным материалом

Материал: гербарий листьев, цветов, семена растений, ракушки, камни, гуашь, клей.

Рассказ о флористике. Природа  края.

Изготовление композиций из засушенных листьев.

Составление композиции ( розы из кленовых листьев, коллективная работа).

Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев цветка ириса  ).

Работа с бумагой

Материал: салфетки, гофрированная бумага, клей, ножницы.

Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Экскурс по Японии.

Аппликации из ладошек. Животный мир.

Новогодняя тема из ладошек. Ёлки к Новому году. Снеговик.

Цветик - семицветик. Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Мир Смешариков.

Панно «Осенний пейзаж».  Картина «Мы за спорт!»  «Зимняя сказка».

«Зверьё моё!» (котёнок, дельфин)

Коллективная работа « Весне навстречу!»

Работа с  пластилином

Материал: пластилин, крышки от пластиковой посуды, картон.

Радужные бабочки.

Серия картин из пластилина: «Лесная школа», «Пластилиновая осень», «Космос», «Лето в разгаре».

Зимний лес. Коллективная работа.

Сказочные домики для гномиков.

Работа с тканью. Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 

Материал: белая ткань, акварель, гуашь, нитки, иголка, подрамник.

Первые шаги к батику. Подготовительный период.

Энергия цвета. Цветы, дающие энергию.

Космические путешествия. Групповой полёт.

Ладошки на ткани.

Волшебный батик (техника – соль, гуашь)

Узелковый батик (изображение клумбы с цветами).

Подведение итогов

Выставка работ учащихся.

Подведение итогов работы, обзор курса.

Тематическое планирование

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводная беседа

1

1

-

2

Работа с природным материалом.

10

10

3.

Работа с бумагой.

8

8

4

Работа с пластилином.

8

8

5

Работа с тканью.

5

5

6

Подведение итогов

1

1

-

 

Итого

33

2

31

Календарно-тематическое планирование

п/п

Темы

Кол-во часов

Форма проведения

Дата

План.

Факт.

Вводное занятие.

1

дистан

05.09

Работа с природным материалом.

Рассказ о флористике. Природа  края.

1

дистан

12.09

Изготовление композиций из засушенных листьев.

1

дистан

19.09

Составление композиции (розы из кленовых листьев).

1

дистан

26.09

Мозаика (с использованием семян)

1

дистан

03.10

Мозаика (с использованием камешек, листьев).

1

дистан

10.10

Панно «Чудеса из леса».

1

дистан

17.10

Композиция «Осенний букет»

1

дистан

24.10

Поделка «Сова»

1

дистан

30.10

Композиция «Дружная семейка на прогулке"

1

дистан

07.11

Панно «Листопад».

1

дистан

14.11

Работа с бумагой.

Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

1

дистан

21.11

Аппликации из ладошек. Животный мир.

1

дистан

28.11

Новогодняя тема из ладошек. Ёлки к Новому году.

1

дистан

05.12

Поделка Снеговик.

1

дистан

12.12

Цветик - семицветик. Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

1

дистан

19.12

Новогодние украшения.

1

дистан

26.12

Панно «Зимний  пейзаж».

1

дистан

09.01

Картина «Зимняя сказка».

1

дистан

16.01

Работа с пластилином.

Композиция «Радужные бабочки»

1

дистан

23.01

Серия картин из пластилина: «Космос», «Зимний лес»

1

дистан

30.01

Сказочные домики для гномиков.

1

дистан

06.02

Лепка  героев  русских сказок («Царевна-лягушка»)

1

дистан

13.02

Украшение интерьера (ваза, оклеенная пластилином)

1

дистан

27.02

Лепка столовых приборов (посуда)

1

дистан

06.03

«Зверьё моё!» (котёнок, дельфин)

1

дистан

13.03

   27.

Мир сказки глазами детей. Пластилиновая картина.

2

дистан

20.03

28-29.

Работа с тканью. 

Первые шаги к батику. Энергия цвета. Цветы, дающие энергию. Ладошки на ткани.

2

дистан

03.04

10.04

30-31

Волшебный батик (техника – соль, гуашь)

Узелковый батик (изображение клумбы с цветами)

2

дистан

17.04

24.04

32

Космические путешествия. Групповой полёт.

1

дистан

15.05

33

Подведение итогов

1

очное

22.05