Практика. Формирование методических компетенций 2 - 3 день
статья

В данном выступлении  рассмотрены условия, позволяющие сформировать положительное отношение детей к учебе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.59 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для формирования у учащихся       положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

План:

  1. Главный человек в школе – учитель.
  2. Вклад В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Ш.А. Амоношвили.
  3. Понятие мотивации
  4. Использование современных технологий в обучении
  5. Заключение.  

Цель: создать условия организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации у младших школьников.

Задачи: 

  • формировать учебно - познавательные мотивы;
  • способствовать удержанию внутренней позиции ученика;
  • повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
  • формировать самосознание и адекватную самооценку.

Актуальность проблемы повышения учебной мотивации младших школьников обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы начальной школы. Слабая ориентировка при обучении на личностные особенности ученика (единые учебные планы, единообразие заданий, ориентация обучения на высокий уровень усвоения изучаемых предметов) выражается в слабой сформированности мотивов учения. Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.

  1. Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Детство начинается с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.

В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей.

Интерес - важнейший побудитель любой деятельности.

Поэтому, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, нужно с первых дней пребывания в школе ребенка стараться заинтересовывать его. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.

  1.  Большой вклад в непростом деле воспитания и обучения детей внесли В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амоношвили. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Нельзя обойти стороной и других российских педагогов. На их опыте строится успех современного обучения.

О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д. Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.  Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения. Великий педагог утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.

А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.

3.  Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе.

Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения: 

  1. положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка
  2. положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива. 
  3. эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач. 
  4. положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.
  5. положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.

Чтобы эти положительные эмоции сформировались, нужно свой учебный день начинать с приветствия, говоря ребятам, что рады видеть их, что вам приносит радость общение с ними. Радуюсь вместе с ними их успехам и огорчаюсь, если вдруг что-то не получилось.

При создании ситуации успеха учитываю следующее:

  • нет единых для всех школьников предпосылок успеха;
  • важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности;
  • нельзя требовать от ученика невозможного;
  • раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде;
  • определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
  1. Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование современных технологий в обучении. Одна из этих технологий – это использование ИКТ в учебном процессе, которое способствует:
  • повышению мотивации к учению;
  • повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;
  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;
  • развитию наглядно—образного, информационного мышления;
  • совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.

Методы поощрения и порицания давно использую в учебно-воспитательной практике. Их можно использовать в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.

Однако, эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях: необходимо быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Достаточно, иногда, проходя вдоль ряда пар, назвать ученика по имени или коснутся его плеча, тем более что при вашем приближении они затихают и перестают отвлекаться. Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения ребенка, выполняя стимулирующую функцию в воспитании.

При проведении уроков также можно использовать мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную, образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.

Метод проектов – еще одна педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний, это самостоятельная творческая работа обучающихся, выполняемая под руководством учителя.

Метод проектов очень часто используется на уроках окружающего мира и технологии. Есть даже специально отведенные для этого темы. При выполнении проектов нужно стараться не перегружать детей, ориентирую на выделение самого главного при выполнении проектов. Нужно нацелить детей так, чтобы эта работа доставляла им удовольствие, чтобы выполнить проект они смогли самостоятельно, по минимуму привлекая родителей. Это способствует развитию самостоятельности, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему.

Еще одна из технологий – это технология проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра.  Можно поддерживать интерес ребёнка к учёбе через учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении.  В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.

Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, нужно использовать различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: групповые; индивидуальные; работу в парах.

Также нужно внедрять в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использовать различные виды деятельности для снятия физического и умственного напряжения: физкультминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный «сон».

  1. И в заключение могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении, поддерживать его интерес к обучению.

Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье. Необходимо иметь связь родителя и классного руководителя, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми.

Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит, будут изменения и в образовании. Мы - учителя, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений. Именно стремление постигать новое позволит поддержать связь поколений и, как следствие, интерес нового, подрастающего поколения к постижению учебных вершин.

Список используемых источников:

  1. https://infourok.ru/doklad-po-teme-samoobrazovaniya-sozdanie-usloviy-dlya-formirovaniya-u-obuchayuschihsya-polozhitelnih-emociy-po-otnosheniyu-k-uch-2858579.html
  2. https://urok.1sept.ru/articles/673459 
  3. Беляев М. Ф. Психология интереса. Докторская диссертация. Рукопись, 1944. - С. 63. 

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»

Слайд 2

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Современный учитель должен чувствовать и понимать детей, тогда дети полюбят своего учителя и школу. А для этого необходимо создать все возможные условия для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Слайд 4

Детство – важнейший период человеческой жизни . Детство начинается с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель .

Слайд 5

В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому с первых дней пребывания в школе старалась заинтересовывать своих детей.

Слайд 6

Успех поддерживает интерес ученика к учению. К.Д. Ушинский Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира В.А. Сухомлинский А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.

Слайд 7

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Слайд 8

Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование современных технологий в обучении: Информационно-коммуникационная технология Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Технология развивающего обучения Проектная технология Игровые технологии Технологии уровневой дифференциации Педагогика сотрудничества

Слайд 9

Сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении, поддерживать его интерес к обучению.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика. Формирование методических компетенций. 5 день

Роль спорта в школе и здоровье детей...

Практика. Формирование методических компетенций. 2-3 день (сообщение-выступление с презентационным материалом)

Сообщение-выступление "Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика" с презентационным материалом...

Практика. Формирование методических компетенций 4 день

Кроссворд по окружаюшему миру на тему "Красная книга МСОП" для 4 класса.. Данный кроссворд отлично помогает для закрепления полученных знаний. Анимация, представленная в презентации, являетс...

Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья. Практика "Формирование методических компетенций 5 день"

Статья на тему "Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья"....

Викторина по окружающему миру. Практика "Формирование методических компетенций 4 день"

Викторина по окружающему миру для 4 класс "Символы России"...

Практика. Формирование методических компетенций 4 день.

На игровом поле дано 5 категорий с 5 вопросами. Каждый игрок выбирает категорию и вопрос с ценой ответа. Проверить себя можно, нажав на карточку с вопросом. Кто наберёт наибольшее количество баллов, т...