Работа учителя начальных классов с родителями учащихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Евдокимова Анастасия Сергеевна

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

 

Оглавление

Введение        …………………………....3

Глава 1. Основы взаимодействия с родителями в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………………………..…….4

1.1    Семья и школа, как субъекты образовательного процесса…………..…..4

1.2   Взаимодействие с родителями, как условие осуществления образовательного процесса……………………………………………….....…..5

Глава 2. Формы и методы работы учителя начальных классов с родителями учащихся…………………………………………………………………………10

2.1    Индивидуальная работа с родителями учащихся……………………….10

2.2   Работа с родительским коллективом        ……………………...……11

Заключение………………………………………………………………….……16

Литература        ……………………...…….17


Введение

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы (в общих программах, в законе просвещения и т. д.), а также в трудах известных педагогов. Так, в статье А.Е. Рябова «Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе?» рассматриваются возможности построения доверительных отношений между классным руководителем и родителями. Статья В.А. Гейко «Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка» позволяет увидеть влияние родителей на творческий потенциал ребенка.

Изученный материал позволяет сделать вывод, что учитель является связующим звеном между школой и семьёй, особенно это относится к учителю начальной школы, где он один выполняет не только обучающую, но и воспитательную функции. Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка, на процесс обучения. Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны, так как в начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель, то совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.


Глава 1. Основы взаимодействия с родителями в учебно-воспитательном процессе.

  1. Семья и школа, как субъекты образовательного процесса.

Традиционно главным в воспитании детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания». Перед современной школой поставлены требования о повышении качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного преподавания каждого предмета. Качество обучения в значительной степени зависит от методической системы обучения, от умения учителя использовать её таким образом, чтобы она способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся, развивала творческий потенциал [Байдельдинова Г.К. «Семья и школа формирует человека», М., 1984 г.].

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Задачи, стоящие перед школой, сложны и многообразны:

- Создание условий для успешного взаимодействия учителя и семьи как целенаправленного процесса, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка;

- Совершенствование образовательного процесса путём его оптимизации;

- Стимулирование познавательной деятельности за счёт использования разнообразных методов и форм организации обучения;

- Формирование системы социально-ценностных отношений младшего школьника посредством включения его родителей в активную деятельность;

-Помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка;

- Направить совместные усилия на всестороннее воспитание и развитие ребёнка.

В современном мире, когда родители «слишком заняты», дети, вынуждены приспосабливаться. Поэтому большое значение в становлении личности имеет стиль семейного воспитания и принятые в семье ценности.

Существует 3 стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустический.

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

  1. Взаимодействие с родителями, как условие осуществления образовательного процесса

В процессе взаимодействия семьи и школы происходит формирование всех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.

В планировании воспитательной работы необходимо уделять больше внимания участию самих родителей класса во всех мероприятиях. Задача педагога – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребёнок только начинает обучение.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально” [Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога», М., 1991 г.].

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро мирятся с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать:

- Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

- Демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

- “Уход от реальности” - наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Таким образом, классному руководителю, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

С этих позиций и определяются основные задачи работы классного руководителя с родителями младших школьников:

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

- Формирование у родителей потребности в самообразовании.

- Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их.

- Работа с детьми девиантного поведения.

- Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.

Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

Формы воспитательной работы могут быть такими как:

  1. Классные собрания родителей;
  2. Коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции.
  3. Оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов.
  4. Фотомонтажи.
  5. Выставки работ учащихся.

Повышение роли семьи в социализации личности классе может проходит по следующим направлениям:

1. Организация культурного досуга - основное назначение этого направления задействовать как детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности. Хорошей традицией может стать совместное проведение с родителями праздников

2. Организация физического здоровья семьи и личности - основная задача этого направления пропаганда здорового образа жизни; выявление причин психического и физического нездоровья детей; организация взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика вредных привычек.

3. Организация развития и поддержки детского творчества. Школа полностью обеспечивает условиями учащихся в реализации творческих, научных проектов. Участие в школьных выставках, конкурсах, олимпиадах способствует творческому развитию детей, а помощь родителей дает ученикам возможность сблизиться и получить непосредственную поддержку.

Таким образом, три субъекта образовательного процесса - педагог, дети, родители объединены между собой связями различной направленности:

-информационная, проявляющаяся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми;

-организационно-деятельностная, коммуникативная;

-управления и самоуправления в воспитательном процессе.

Родители в этом процессе:

-координируют свою воспитательную тактику с классным руководителем, ориентируют личное общение с детьми на культурные ценности;

-прививают ребенку гигиенические навыки, правила этикета;

-организовывают выполнение ребенком домашнего задания, домашнюю подготовку к контрольным работам.

Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.


Глава 2. Формы и методы работы учителя начальных классов с родителями учащихся

2.1. Индивидуальная работа с родителями учащихся

Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продуманно построено учителем, как правило, результативно.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь тех внутрисемейных отношений, о которых никогда бы не сказали при посторонних. Это рождает неукоснительное правило: содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих. Родители должны быть уверены, что все доверительно рассказанное учителю останется между ними, что любая откровенность в адрес учащегося, любая оценка его поведения и наклонностей, высказанная учителю, не будет при случае использована ему во вред, разглашена [А.Е. Рябов. «Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе?» //Начальная школа - 2001 г. - № 4. - С. 27-30.].

Очень внимательно следует относиться к просьбам, с которыми родители часто обращаются к учителю. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может принести вред ребенку. Если же просьба продиктована состоянием здоровья ребенка или другими серьезными обстоятельствами, ее следует обязательно учесть в работе.

Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Многое в отношениях школы и семьи зависит от первой встречи, первого разговора родителя будущего первоклассника с учителем, администрацией школы. Доброжелательный тон, готовность выслушать, терпеливо ответить на вопросы, рассеять родительские опасения – обязательное условие этой встречи.

В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях в организации работы с учащимися. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия.

Для получения разносторонних сведений об учащихся хорошо, если на каждого ребенка, пришедшего из детского сада, школа заранее получит характеристики. Это поможет учителю в индивидуальном подходе к детям, в определении путей взаимодействия с семьей, подскажет, какие вопросы задать родителям, а какие опустить.

Просмотрев документы каждого ученика, учитель намечает, с кем из родителей следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу.

В беседе с родителями учитель узнает о привычках, состоянии здоровья, уровне развития ребенка; интересуется, как спит ребенок, ест, любит ли заниматься, трудиться, играть; есть ли место для занятий и игр, достаточно ли оно освещено и удобно ребенку. Очень важно выяснить, поддерживают ли родители у будущего ученика интерес к учению, школе.

Серьезность отношения учителя к волнующему родителей вопросу повышает их доверие к школе, к обучению в ней ребенка. Содержание индивидуальных бесед учителя и родителей может быть самым разнообразным. Но главной их целью всегда должно оставаться педагогическое просвещение родителей.

Часто в школах наблюдается практика, когда для беседы приглашаются только те родители, дети которых чем-то провинились. Это крайне неверно. В этом случае каждая предполагаемая встреча с учителем вызывает беспокойство, смущение, а иногда и раздражает. Планируя беседы, учитель должен исходить из того, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями, поучениями, замечаниями. Беседы должны быть взаимно интересным, чаще приятным обменом информацией, естественным видом связи родителей и школы.

Повышенное внимание в беседах нужно уделять родителям тех учеников, у которых не проявляется больших способностей к учению, даже при примерном прилежании и старании. У таких учащихся, часто, при вдумчивом отношении к ним старших, выявляются способности к различной внеучебной деятельности: музыке, танцам, различным видам ручного труда, моделированию, спорту, рисованию, пению и т. д. Если учитель замечает у ученика какие-либо способности, следует обратить на это внимание родителей, с тем чтобы они постарались развить их, создав с семье соответствующие условия. Часто это не только не мешает учению, а, наоборот, становится основой, на которой развивается и формируется интерес к занятиям в школе, к труду.

Нельзя беседовать с родителями в присутствии ребенка, если не уверены, что ваша похвала или осуждение сына, или дочери воспримется правильно.

Беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка ребенка [В.А. Гейко. «Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка» //Начальная школа - 1999 г. - № 3. - С. 60.].

2.2. Работа с родительским коллективом

Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.

Основная задача этой работы – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей – классное родительское собрание, это общественный орган, определяющий своими решениями задачи, содержание и направления работы родительского коллектива класса в школе и по месту жительства, а также воспитания детей в семье. Классное собрание – одна из форм осуществления педагогического всеобуча родителей [Н.И. Семенистых. «Родительские собрания в сельской школе» //Начальная школа - 1998 г. - № 2. - С. 97-99.].

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На классных собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания учащихся в школе и семье, на собраниях выбирают родительский актив, который мог бы оказать действенную помощь школе. Общественное мнение коллектива родителей, выраженное в решениях классных собраний, помогает учителям в оказании положительного влияния на отдельные семьи.

На классных собраниях заслушиваются сообщения по какому-то вопросу воспитания (это могут быть доклад или информация учителя, врача или сообщения родителей об опыте воспитания ребенка в семье), подводятся итоги работы с учащимися за четверть, год; решаются организационные и хозяйственные вопросы. Тематика педагогических бесед и докладов на классных собраниях определяется учителем в соответствии с годовым планом работы с родителями, программой педагогического всеобуча. При этом должны также учитываться интересы и пожелания родителей. Содержание такой лекции-беседы должно включать не только теорию вопроса, но и конкретные рекомендации. Такая беседа с родителями предполагает живой обмен мнениями, высокую активность каждого родителя.

Собрание родителей класса ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. На собрании разрешается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителей. Это может быть подведение итогов учебно-воспитательной работы, обсуждение оформления класса, подготовка к зиме, к каникулам, знаменательным датам и т.д., примерный порядок проведения родительского собрания:

• сообщение учителя, члена родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания;

• лекция, беседа учителя (или специалиста, родителя) на педагогическую тему;

• выступление родителя об опыте семейного воспитания по данному вопросу;

• обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу

• сообщение учителя о состоянии учебно-воспитательной работы в классе;

• обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса;

• разное;

• принятие решений;

• информация о проведении следующего родительского собрания, о его повестке дня.

Естественным и обязательным должно быть подведение итогов и принятие решений собрания.

Каждое собрание выносит решения, касающиеся как школы, так и семьи. Содержание их должно быть конкретным и направлено на улучшение учебно-воспитательной работы. Нужно, чтобы решения родительских собраний знали не только те, кто был на собрании, но и весь родительский коллектив. Для этого в специальный планшет с карманом, конверт вкладывают выписку из протокола собрания с принятыми решениями. Планшет можно прикрепить к стенду, поставить на стол, полку, конверт дать индивидуально каждому родителю. Контроль за выполнением решений собрания возлагается на членов родительского комитета и учителя. Отчет о выполнении решений собрания должен быть отправным моментом в работе следующего собрания.

В организации собрания важно все, даже обстановка того помещения класса, где оно проводится. Помещение должно быть убрано и проветрено. На собрании должна быть деловая обстановка.

Вошло в традицию рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает рабочее место сына или дочери, видит, аккуратно ли оно содержится, может познакомиться с родителем соседа по парте. А это очень важно, так как сидящие на одной парте часто бывают друзьями, и будет очень хорошо, если эта дружба выйдет за пределы класса и станет семейной.

Готовясь к собранию, учитель тщательно анализирует успехи в учении и поведении учащихся. Старается не упустить даже самых незначительных достижений, особенно у тех, кто недостаточно хорошо справляется с программой обучения и правилами поведения школьника.

Собрание не должно затягиваться более чем на 1 час – 1 час 30 минут. Начало должно настраивать родителей на деловой лад. Вместе с тем непринужденное, эмоционально окрашенное вступительное слово учителя или члена родительского комитета создает ту атмосферу доброжелательности и даже некоторой интимности, которая должна складываться в каждом классном коллективе.

После нескольких слов вступления учитель проводит беседу на педагогическую тему. Она не должна быть длинной и обычно продолжается не более 30 минут. Останавливаясь на теоретических и методических аспектах проблемы, учитель обязательно раскрывает ее в приложении к конкретной ситуации жизни данного класса, состава учащихся и их родителей. Дает практические рекомендации. Продумывая содержание беседы, учитель заранее может предположить и те вопросы, которые зададут ему родители. Хорошо, если в процессе ответов на них педагог не только порекомендует родителям почитать ту или иную книгу, но и предложит им воспользоваться ею из организованной для этого библиотечки класса или заранее сделает необходимую подборку в библиотеке школы.

Например, родителям, нуждающимся в советах по созданию в семье благоприятного микроклимата, более внимательного, заботливого отношения к ребенку, хорошо посоветовать прочесть книги В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Эти авторы в ненавязчивой форме делятся с читателем своим опытом общения с детьми, учат любви к ним, выполнению родительского долга.

Делая анализ состояния учебно-воспитательной работы, учитель так строит свое выступление, чтобы общий анализ достижений класса сочетался с характеристикой каждого ученика. Характеризуя ту или иную сторону учебно-воспитательной работы, учитель так стремится расположить материал, чтобы в раскрытии каждого вопроса родители могли услышать имя своего ребенка. Родителям всегда интересно узнать, как их ребенок живет в коллективе, как складываются его отношения с окружающими. Нужно постараться рассказать об этом, особенно о тех детях, поведение которых и состояние в коллективе сверстников по сравнению с началом учебного года значительно улучшилось.

Удачным нам представляется прием, когда на собрании выступление учителя подкрепляют члены родительского комитета или отдельные родители, которые предварительно познакомились с постановкой работы по обсуждаемому вопросу.

Очень важно продумать ход и той части собрания, которая посвящается организационным вопросам. В противном случае родители спешат записать только то, что непосредственно касается их ребенка, и в то же время стараются по возможности избегать поручений, направленных на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися всего класса. Вместе с тем именно в процессе организационных дел, когда родители осознают необходимость и значение своего участия в решении задач и ситуаций, которые повседневно выдвигает жизнь, сплачивается родительский коллектив, вырабатываются качества общественника, проявляется инициатива.

Каждое классное собрание должно воспитывать у родителей сознание значимости взаимодействия со школой, необходимости личного активного участия в работе. Особенно это важно в работе с родителями первоклассников, которые должны уже с первого собрания почувствовать всю ту меру ответственности, которая на них налагается как на членов родительского коллектива, и не только за своего ребенка, но и за весь класс.

Прочно вошла в жизнь начальной школы такая форма работы с родителями, как день открытых дверей. В некоторых школах для этого выделяется определенный день месяца, в других назначается в зависимости от условий школы, необходимости решения тех или иных педагогических проблем. В этот день в школу приглашаются все родители.

 «Дни открытых дверей для родителей» //Начальная школа - 2000 г. - № 1. - С. 105].

Внимание родителей обращается на то, как в классе осуществляется забота о здоровье учащихся: в помещении чисто, проветрено, учитель следит за осанкой учеников, активизирует их подвижность, предупреждает утомление, включая в процесс урока физкультурные паузы, заботится о своевременном и качественном питании.

Формы и методы работы педагога с родителями сводятся к следующему:

Повышение психолого-педагогических знаний

- Лекции, семинары, практикумы, конференции.

- Открытые уроки и классные мероприятия

- Индивидуальные тематические консультации

Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс

- Родительские собрания.

- Помощь в укреплении материально- технической базы.

- Совместные творческие дела, организация кружков, секций, клубов родителями.

- Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками.

Участие родителей и общественности в управлении школой

- Классные родительские комитеты.

- Совет школы. Комитет общественного контроля.

- Совет содействия семье и школе.

Основная задача классного руководителя (общая с родителями) создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Поэтому на первое место выносятся проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребёнка зависят успехи в учёбе и уровень его общего развития.

Заключение

Была изучена и проанализирована научно-педагогическая и методическая литература по данной проблеме. В школе важно внедрение инновационных подходов в работу с родителями младших школьников.

Выявлены наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя в работе с родителями по повышению творческой активности младших школьников и повышения качества успеваемости учащихся.

Эффективность этой работы, формирование взаимных отношений между учащимися и родителями, классным руководителем, зависит от классного руководителя, его знаний, творческих и профессиональных способностей, его умения общаться с учащимися и родителями.


Литература

  1. А.Е. Рябов. «Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе?» //Начальная школа - 2001 г. - № 4. - С. 27-30.
  2. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. «Паритеты, приоритеты в теории и практике образования», М., 2002 г.
  3. Электронные ресурсы: https://studfiles.net, http://открытыйурок.рф/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы учителя начальных классов с родителями

    Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье.    Взаимодействие школы и семьи предпола...

доклад "Работа учителя начальных классов с родителями"

доклад "Работа учителя начальных классов с родителями"...

Работа учителя начальных классов с родителями в рамках стратегии ФГОС НОО

XXI век еще только начался, а с человечеством уже начали происходить серьезные изменения относительно моральных ценностей: теряется значимость мнения общества, обычаев и традиций....

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Система работы учителя начальных классов с родителями

Информация, которая будет интересна классным руководителям любого класса....

Взаимодействие учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе

Статья содержит информацию о Взаимодействии учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе...

Взаимодействие учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе

В статье представлены проблемы и пути их решения во взаимодействии учителей начальных классов и родителей учащихся, основное внимание обращается на то, что адаптация первоклассников к школе зависит от...