Программа курса внеурочной деятельности Лего - мастер 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Чернышева Мария Владимировна

Направленность программы – техническая и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области технологии. Конструкторы ЛЕГО вводят детей в мир моделирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности.

Цель программы - развивать в ребенке логическое мышление, научить азам планирования, основам инженерной мысли, техническим навыкам построения материальных объектов, развить мелкую моторику, воспитать свободную творческую личность по средствам конструирования из Lego и применения информационных технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_lego_-_master.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

к ООП НОО МБОУ «СОШ №6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

ЛЕГО - МАСТЕР

для 1 класса

  Составитель: Чернышева М.В.,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

2020 - 2021  учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

         Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лего - мастер» составлена                    в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебно – методического издания «Технолаб. Конструирование роботов» /Д.А.Каширин, А.А.Каширина.

На изучение курса внеурочной деятельности «Лего - мастер» в 1 классе отводится 1 час в неделю (33 часа в год).

Цель образовательной деятельности – удовлетворить естественное любопытство и любознательность детей, их потребность в игре и новых впечатлениях, желание работать руками, стремление познать окружающий мир, свойства предметов и их взаимодействие в статике и динамике. Все это необходимо для решения задач ФГОС НОО по познавательному развитию обучающихся, развитию любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становлению познания, развитию воображения и творческой активности. Обучающиеся активно участвуют в исследовательской, экспериментальной, поисково-познавательной деятельности, которая перетекает в игровую и наоборот.

Направленность программы – техническая и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области технологии. Конструкторы ЛЕГО вводят детей в мир моделирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности.

Цель программы - развивать в ребенке логическое мышление, научить азам планирования, основам инженерной мысли, техническим навыкам построения материальных объектов, развить мелкую моторику, воспитать свободную творческую личность по средствам конструирования из Lego и применения информационных технологий.

Задачи программы:

-Сформировать первичные представления о применение LEGO- конструктов робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением         и производством технических средств;

-Стимулировать детское научно – техническое творчество: развить умение постановки технической задачи, умение собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

-Развить продуктивную (конструирование), исследовательскую деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных;

-Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

-Развивать интерес к моделированию и конструированию;

-Развивать индивидуальные способности каждого ребенка, в том числе и детей              с особыми образовательными потребностями (пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; операции логического мышления; познавательную активность, воображение, фантазию и творческую инициативу; мелкую        и крупную моторику; диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас; коммуникативные навыки; кругозор и культуру);

-Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

-Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями к научно-техническому творчеству;

-Изучить эффективность деятельности, организованной в рамках проекта.

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих  результатов:

Личностные результаты:
− Критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
− Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
− Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
− Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
− Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
− Воспитание чувства справедливости, ответственности;
− Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:
− Принимать и сохранять учебную задачу;
− Планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
− Формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
− Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
− Адекватно воспринимать оценку учителя;
− Различать способ и результат действия;
−Вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
− В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
− Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
− Осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
− Оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

− Осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
− Использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
− Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
− Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
− Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
− Строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
− Устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
− Моделировать,  преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
− Синтезировать,  составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
− Выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

− Аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
− Выслушивать собеседника и вести диалог;
− Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
− Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
− Осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
− Разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
− Управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
− Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
− Владеть монологической и диалогической формами речи.

Содержание курса внеурочной деятельности

В основу изучения курса внеурочной деятельности «Лего - мастер» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Содержание курса внеурочной деятельности и видов деятельности

Каждое занятие по внеурочной деятельности «Лего – мастер» состоит из 3 блоков:

Блок 1: «Строительство по готовым схемам»

Научиться читать схемы.

Понять определения ритма, симметрии.

Изменение готовой модели, применение дополнительных деталей, увеличение функций модели, расширение возможностей.

Составление связного рассказа о проделанной работе, освещение всех этапов строительства, рассказ о назначении модели.

Блок 2: «Техническое моделирование»

Понятие двухмерного и трехмерного пространства, зеркального отражения, глубины, оси координат, вертикали и горизонтали.

Проектирование и строительство по заданной теме в индивидуальном порядке.

Работа в паре.

Понятие алгоритм действий. Последовательность в конструировании. Планирование, как основа решения поставленной задачи.  

Блок 3: «Исследовательская практика»

Причинно-следственные связи.

Способность анализировать информацию.

Свойства интеллекта и его возможности.

Что такое логика. Основы логических построений. Свободное творчество.

п/п

Тема

Форма организации обучения

Виды деятельности

1

Вводное занятие. Основы работы с Технолаб.

Конструирование по замыслу

Беседа по содержанию.

Отгадывание загадок.

Просмотр иллюстративного материала: презентации «Роботы», подготовленных в формате программы РowerРoint, видеоролика о роботах и роботостроении.

Рассматривание иллюстраций по ТБ и правилах работы с образовательным конструктором Технолаб.

Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России с просмотром видеоролика о роботах и роботостроении.

Практический показ соединения деталей и демонтаж конструкции.

Практическая работа с конструктором: знакомство с деталями конструктора, со способами соединения деталей и демонтажа конструкции при использовании разделителя. Конструирование по замыслу.

Подведение итога занятия.

2

Среда конструирования - знакомство с образовательным конструктором, деталями. Правила работы с конструктором. Игра «Угадай-ка». Модель «Цыплёнок»

Конструирование по образцу

3

Работа с технологическими картами (инструкциями) по сборке моделей роботов. Знакомство с условными обозначениями деталей образовательного конструктора. Игра «Волшебный мешочек».

Модель «Улитка»

Конструирование по образцу и наглядным схемам

4

Робот и три закона робототехники. Модель «Пчела». Игра «Основные элементы».

Конструирование по наглядным схемам

Беседа по содержанию.

Игра «Угадай-ка».

Рассказ о назначении деталей конструктора с практическим показом способов крепления.

Практическая работа - конструирование простейшего робота- по образцу из деталей конструктора Технолаб.

Подведение итога занятия.

5

Управляемый блок ЦМ-15 и его роль в конструкции. Игра «Что изменилось?»

Модель «Бабочка»

Конструирование по наглядным схемам

6

Способы передачи движения. Игра «Чего не хватает на рисунках». Модель «Фотоаппарат».

Конструирование по замыслу

7

Модель «Ветряная мельница».  Игра «Запомни и расставь точки».

Конструирование по наглядным схемам

Беседа по содержанию.

Игра «Волшебный мешочек».

Рассказ о технологической карте (инструкции), условных обозначениях деталей образовательного конструктора и работы с ней с практическим показом.

Практическая работа - конструирование простейшего робота- по образцу из деталей конструктора Технолаб.

Подведение итога занятия.

8

Модель «Подводная лодка».  Игра «Занимательная математика».

Конструирование по наглядным схемам

9

Модель «Лебедь».  Игра «Занимательная математика».

Конструирование по наглядным схемам

10

Модель «Коала».  Игра «Занимательная математика».

Конструирование по наглядным схемам

Беседа по содержанию.

Игра «Основные элементы».

Просмотр иллюстративного материала: презентации «Современные Роботы», подготовленных в формате программы РowerРoint.

Практическая работа - конструирование простейшего робота- по образцу из деталей конструктора Технолаб.

Подведение итога занятия.

11

Модель «Белка».  Игра «Отгадай».

Конструирование по наглядным схемам

12

Модель «Пингвин». Игра «Запомни и выложи ряд».

Конструирование по наглядным схемам

13

Модель «Велосипед».  Игра «Чья команда быстрее построит».

Конструирование по наглядным схемам

Беседа по содержанию.

Игра «Что изменилось?»

Просмотр иллюстративного материала: презентации «Блок ЦМ-15», подготовленных в формате программы РowerРoint.

Рассказ о блоке ЦМ-15, его роли в конструкции и правилах техники безопасности при работе с ним с просмотром иллюстративного материала.

Практическая работа - конструирование простейшего робота- по образцу из деталей конструктора Технолаб.

Подведение итога занятия.

14

Модель «Танк».  Игра «Назови недостающую часть».

Конструирование по наглядным схемам

15

Модель «Автобус». Игра «Найди деталь такую же, как на карточке».

Конструирование по наглядным схемам

16

Модель «Легковой автомобиль». Игра «Светофор».

Конструирование по наглядным схемам

Беседа по содержанию.

Игра «Светофор».

Просмотр иллюстративного материала: презентации «Зубчатые передачи», подготовленных в формате программы РowerРoint, видеоролик о зубчатой передаче.

Рассказ о способах передачи энергии, видах зубчатых колес и зубчатой передачи с просмотром иллюстративного материала.

Практическая работа - конструирование простейшего робота- по образцу из деталей конструктора Технолаб.

Подведение итога занятия.

17

Модель «Грузовик». Игра «Светофор».

Конструирование по наглядным схемам

18

Модель «Гараж для автотранспорта (собственный замысел).  Игра «Угадай-ка»

Каркасное конструирование по замыслу

19

Модель «Сани» Игра «Угадай-ка»

Каркасное конструирование по образцу

20

Модель «Бульдозер». Игра «Чего не хватает на рисунках».

Конструирование по наглядным схемам

Отгадывание загадок.

Беседа по построению   гаража для легкового автомобиля, конструктивным отличиям гаража для автобуса и легкового автомобиля.

Игра «Чего не хватает на рисунках».

Просмотр иллюстративного материала: презентации «Построение гаража для легкового автомобиля», подготовленных в формате программы РowerРoint.

Практическая работа - конструирование простейшего робота- по образцу из деталей конструктора Технолаб.

Подведение итога занятия.

21

Модель «Самолёт». Игра «Чего не хватает на рисунках».

Конструирование по наглядным схемам

22

Модель «Кролик». Игра «Занимательная математика».

Конструирование по наглядным схемам

23

Модель «Черепаха». Игра «Занимательная математика».

Конструирование по наглядным схемам

24

Модель «Брахиозавр». Игра «Занимательная математика».

Конструирование по наглядным схемам

25

Модель «Трицератопс». Игра «Найди закономерность»

Конструирование по наглядным схемам

Беседа по содержанию.

Игра «Угадай-ка».

Рассказ о назначении деталей конструктора с практическим показом способов крепления.

Практическая работа - конструирование простейшего робота- по образцу из деталей конструктора Технолаб.

26

Модель «Олень». Игра «Найди закономерность»

Конструирование по наглядным схемам

27

Модель «Краб». Игра «продолжи ряд из деталей».

Конструирование по наглядным схемам

28

Модель «Муравей». Игра «продолжи ряд из деталей».

Конструирование по наглядным схемам

29

Модель «Робот будущего» (собственный замысел).  Игра «Угадай-ка»

Каркасное конструирование по замыслу

Беседа по содержанию.

Практическая работа - конструирование простейшего робота- по образцу из деталей конструктора Технолаб.

Тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

Лего - мастер

1 класс

2020-2021 учебный год

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в год - 33

Учитель Чернышева М.В.

№ п/п

Тема занятия

Запланировано

Проведено

Кол-во часов

Дата

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие. Основы работы с Технолаб.

1

07.09

1

2-3

Среда конструирования - знакомство с образовательным конструктором, деталями. Правила работы с конструктором. Игра «Угадай-ка». Модель «Цыплёнок»

2

14.09

21.09

2

4-5

Работа с технологическими картами (инструкциями) по сборке моделей роботов. Знакомство с условными обозначениями деталей образовательного конструктора. Игра «Волшебный мешочек».

Модель «Улитка»

2

28.09

05.10

2

6

Робот и три закона робототехники. Модель «Пчела». Игра «Основные элементы».

1

12.10

1

7

Управляемый блок ЦМ-15 и его роль в конструкции. Игра «Что изменилось?»

Модель «Бабочка»

1

19.10

1

8

Способы передачи движения. Игра «Чего не хватает на рисунках». Модель «Фотоаппарат».

1

26.10

1

9

Модель «Ветряная мельница».  Игра «Запомни и расставь точки».

1

09.11

1

10

Модель «Подводная лодка».  Игра «Занимательная математика».

1

16.11

1

11

Модель «Лебедь».  Игра «Занимательная математика».

1

23.11

1

12

Модель «Коала».  Игра «Занимательная математика».

1

30.11

1

13

Модель «Белка».  Игра «Отгадай».

1

07.12

1

14

Модель «Пингвин». Игра «Запомни и выложи ряд».

1

14.12

1

15

Модель «Велосипед».  Игра «Чья команда быстрее построит».

1

21.12

1

16

Модель «Танк».  Игра «Назови недостающую часть».

1

11.01

1

17

Модель «Автобус». Игра «Найди деталь такую же, как на карточке».

1

18.01

1

18

Модель «Легковой автомобиль». Игра «Светофор».

1

25.01

1

19

Модель «Грузовик». Игра «Светофор».

1

01.02

1

20

Модель «Гараж для автотранспорта (собственный замысел).  Игра «Угадай-ка»

1

08.02

1

21

Модель «Сани» Игра «Угадай-ка»

1

15.02

1

22

Модель «Бульдозер». Игра «Чего не хватает на рисунках».

1

01.03

1

23

Модель «Самолёт». Игра «Чего не хватает на рисунках».

1

15.03

1

24

Модель «Кролик». Игра «Занимательная математика».

1

29.03

1

25

Модель «Черепаха». Игра «Занимательная математика».

1

05.04

1

26

Модель «Брахиозавр». Игра «Занимательная математика».

1

12.04

1

27-28

Модель «Трицератопс». Игра «Найди закономерность»

2

19.04

2

29

Модель «Олень». Игра «Найди закономерность»

1

17.05

1

30

Модель «Краб». Игра «продолжи ряд из деталей».

1

24.05

1

31

Модель «Муравей». Игра «продолжи ряд из деталей».

1

25.05

1

32-33

Модель «Робот будущего» (собственный замысел).  Игра «Угадай-ка»

2

26.05

27.05

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для учащихся 4 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования с учетом программы в...

Программа курса внеурочной деятельности "Страна МАСТЕРОВ""

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Программа разработана на основе  Программ общеобразо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...

Программа курса внеурочной деятельности "Маленькие мастера"

Программа содержит следующие направления декоративно – прикладного творчества: папье-маше, работа с кожей и мехом, валяние из шерсти, батик. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ход...

Программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» (Т.М. Рагозина) 1 класс

Программа составлена на основе авторской программы Т. М. Рагозиной "Город мастеров" для 1-ого класса....

Программа курса внеурочной деятельности «Лего-конструирование» технической направленности стартовый уровень

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...