Статья. Форм. гражд. идент. на уроках матем. в нач. шк.
статья

В статье рассматриваются способы решения проблемы формирования гражданской идентичности по средствам математических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гражданской идентичности на уроках математики в начальной школе

The formation of civic identity in mathematics in elementary school

Гаглоева Д.Ч.

Gagloeva D. Ch.

Аннотация. В статье рассматриваются способы решения проблемы формирования гражданской идентичности по средствам математических заданий.

Review. The article discusses ways to solve the problem of civic identity by means of mathematical tasks.

Ключевые слова: гражданская идентичность, математические задания, обучающиеся.

 Keywords: civic identity, mathematical tasks, primary school students

Одной из центральных проблем в современном образовательном процессе является проблема формирования гражданской идентичности, так как она направленна на развитие личности, ее подготовку к жизни. Каждому человеку необходимо осознание того, что он принадлежит определенному обществу.

Воспитание подрастающего поколения происходит сложнее, и поэтому проблема формирования гражданской идентичности, патриотического отношения к своей Родине является одним из ключевых вопросов воспитания. Патриотизм и гражданственность рассматриваются в качестве основных компонентов национальных ценностей.

Актуальность исследования обусловлена проблемой формирования гражданской идентичности в начальной школе с помощью математических заданий.

В начальном образовательном процессе к наиболее значимым личностным результатам отнесены становления у обучающихся основ гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение [4].

В педагогической теории и практики происходит осознание того, что необходимо учитывать роль, вид и элементы учебных программ, которые должны поддерживать интерес к обучению не только отдельной личности, но и всего общества, а так же направлены на воспитание гражданской идентичности.

В настоящее время в современном обществе происходят различные изменения, которые приводят к потере связи с прошлым поколением. Значимое место занимают вопросы воспитания гражданственности, патриотизма, гордости за свою Родину. Одной из главных задач в условиях осуществления ФГОС начального общего образования является изучение истории, культуры и традиции малой Родины. Это способствует формированию гражданской идентичности младших школьников [1].

Гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, состоит из знаний индивида о нормах, правах и обязанностей общества.

Гражданская идентичность имеет определенную структуру, которая включает в себя следующие основные компоненты (А.Г. Асмолов)

- когнитивный (знание принадлежности к данной гражданской общности);

- ценностный (положительное или отрицательное отношение к факту принадлежности);

 - эмоциональный (принятие или непринятие социальной общности в качестве члена группы как результат действия двух первых);

 - деятельностный (поведенческий – жизнь страны, в которой реализуется гражданская позиция в деятельности поведения) [2].

В начальной школе основы формирование гражданской идентичности закладываются на разных уроках, в том числе и на уроках математике. В различных беседах, текстовых задач, кроссвордах, математических сказках могут содержаться вопросы воспитания любви к Родине, своему народу, истории, культуре, а так же отражаться географические особенности страны.

Математические задания, включающие в себя вопросы формирования гражданственности и патриотизма, могут быть использованы на любом этапе урока.

При решении математических заданий, включающих в себя национальный региональный компонент, знания о стране, и народах России, различных городов, рек, о животном и растительном мире способствуют не только формированию гражданских качеств, но и повышают интерес к предмету.

В начальной школе можно использовать следующие математические задания:

  1. Красная Книга РСО-Алании включает 111 видов растений, а животных на 16 видов больше. Из 111 видов растений 6 видов являются лишайники, а остальные сосудистые растения. Сколько всего видов животных в Красной Книге РСО-Алании? Сколько сосудистых растений?
  2. Основание столицы России города Москва относится к 1147 году, а основание столицы РСО-Алании города Владикавказ происходит через 637 лет. В каком году был основан город Владикавказ?
  3. Жил когда – то в Осетии один силач по имени Домбай. Силы он был непомерной. Однажды по дороге домой он поймал волка весом в 10 кг, затем встретил буйвола, который был в 3 раза тяжелее волка. Несет он на себе волка и буйвола и тут встретил быка, который был в 2 раза меньше буйвола. Он пронес этих всех животных с одного берега реки на другой. Сколько всего кг поднял Домбай? Сколько бы он поднял, если бы не встретил волка?
  4. Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 17 часовен, монастырей на 12 меньше, чем часовен, а церквей на 11 больше, чем часовен и монастырей вместе. Сколько церквей в городе Суздаль?
  5. В доме живут 13 русских. Осетин на 4 человека больше, а грузин столько же, сколько осетин и русских вместе. Сколько всего человек живет в доме?

Таким образом, на уроках в начальной школе необходимо закладывать основы формирования гражданской идентичности. На уроках математике необходимо создавать условия для воспитания патриотизма и гражданственности, используя различные математические задания

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Караханова Г.А., Оруджалиева Е.Е., Панахова А.А. Аксиологический подход в формировании основ гражданской идентичности у младших школьников – 2012.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2010.– с. 38
  3. Мусс Г. Н. к.п.н., доцент ФГБОУ ВО «ОГПУ» г. Оренбург, Российская Федерация. О проблеме гражданской идентичности младшего школьника – 2016 – с. 73.
  4. Николенко О.Ф. Роль ценностных ориентаций в формировании гражданской идентичности студентов. Психология обучения. – М., 2017. №9. – с.73.
  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012 – с. 143.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ «БОС- ЗДОРОВЬЕ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

На основе информационно- коммуникационной технологии «БОС- Здоровье» специалистами ЗАО «Биосвязь» разработано новое программное обеспечение, которое помогает изучать ряд предметов школьной программы...

статья "Формы работы по ПДД"

Проблема дорожнотранспортного травматизма всегда является актуальной....

Статья "Формы организации деятельности волонтёров"

Статья "Формы организации деятельности волонтёров В ШКОЛЕ"...

Статья "Формы работы с родителями"

Рассказывается об основных формах работы с родителями....

Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе в рамках ФГОС"

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 73 проводит сис­темную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности бы...

Статья "Формы организации внеурочной деятельности по краеведению в начальной школе"

В этой статье описаны различные формы организации внеурочной деятельности по краеведению в начальной школе....

Статья "Формы работы над двухголосием на уроках музыки"

Как ввести двухголосие на начальном этапе на уроках музыки....