Статья для сборника.«Качество знаний - новые подходы, новые решения»
статья

Сухарева Ирина Викторовна

«Качество знаний - новые подходы, новые решения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx104.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Качество знаний - новые подходы, новые решения»

И.В. Сухарева
учитель начальных классов
МБОУ «Редкодубская СОШ»
с. Редкодубье

C:\Users\вова\Desktop\WhatsApp Image 2020-06-09 at 21.47.15.jpeg

Качество знаний – это один из важнейших показателей деятельности, как образовательной организации, так и всей системы образования. Данный аспект характерен не только для современного этапа развития, но и актуален был на протяжении всей истории человечества. Но все же стоит учитывать динамику изменений в сфере образования и связанные с этим постоянные переосмысления целей и задач в новом контексте.

Согласно современному подходу, можно выделить понятие «качество знаний»:
Качество знаний - это степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, преподавательского состава, организаций, с которыми учебное заведение работает для достижения результата.
Таким образом, повышение качества знаний является одной из основных задач провозглашенных концепцией модернизации российского образования. Концепция подчеркивает, что качество знаний отражается не только в знаниях, навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности школьников, но и в их гражданстве, правовой идентичности, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям  и самосовершенствование в процессе их жизни. В соответствии с этой задачей выделим самые последние подходы.
Изменения в содержании современного образования - перенос акцента на знания, навыки и умения субъектов как основная цель обучения, для формирования общеобразовательных умений, для развития самостоятельности образовательной деятельности: подразумевается изменение системы оценки. Необходимо искать принципиально разные методы оценки, которые устраняют негативные аспекты обучения, способствуют гуманизации обучения, индивидуализации образовательного процесса, повышают образовательную мотивацию и образовательную самостоятельность в обучении. Поиск таких форм связан с появлением идеи безотметочного обучения.
Стоит отметить, что преждевременно говорить о том, что такая система классификации разработана на технологическом уровне. Но в то же время некоторые общие подходы к его построению уже определены и сформулированы. Конкретные формы его организации разработаны в педагогической практике.
Особенность процедуры оценки для безотметочного обучения заключается в том, что самооценка школьника  должна предшествовать оценке учителя. Расхождение между этими двумя оценками становится предметом обсуждения. Для оценки и самооценки отбираются только те задачи, для которых существует объективный и недвусмысленный критерий оценки, и выбираются те, которые не имеют неизбежной субъективности. Критерии и форма оценки работы каждого учащегося могут быть разными и должны быть предметом соглашения между учителем и учениками.
Самооценка школьника должна быть дифференцирована, т.е. состоять из оценки их работы по ряду критериев. В этом случае ребенок учится рассматривать свою работу как сумму многих навыков. У каждого свой критерий оценки.
Материальная самооценка непрерывна от способности контролировать. При обучении следует использовать специальные задания, чтобы научить ребенка сравнивать свои действия с образцом.
Для многих школьников повышение успеваемости является сильным стимулом к ​​обучению. Тем не менее, введение систематических оценок высших достижений создает конкурентную атмосферу в классе, что может повредить некоторым детям и не соответствует личным установкам. Поэтому вопрос о внедрении высокой производительности должен решаться тщательно и индивидуально.

Рассмотрим принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А. Цукерман:

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

2. Самооценка ученика должна постоянно дифференцироваться.

3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.

4. Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.

6. Оцениваться должна прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом.

8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система.

Этот принцип оценки в основном связан с разработкой западного технологического «учебного портфолио». При такой системе учитель  накапливает заметки о работе учеников,  информативную информацию о них и  саму работу в рамках определенных информационных технологий.
Таким образом, мы не отбираем у учеников два основных действия (контроль и оценка), без которых не будет учебной деятельности, и постепенно формируем условия, необходимые для учебной деятельности от класса к классу. Субъективность оценки требует ответственности ученика за правильность используемых критериев и адекватность его оценки в целом.
В заключение можно сказать, что: качественное образование - это главный ресурс человека, который даст ему возможность свободно и эффективно действовать в новых условиях, свободно выбирать. Качество образования «задает» качество жизни и человеческого общества. И наша задача с вами - и совместно, и для всех - состоит в том, чтобы искать пути улучшения качества образования, потому что качество образования является результатом школы, то есть нашей работы с вами.

Список использованной литературы:

  1. Макарова Н. Н. Современные подходы к повышению качества школьного образования./ Н. Н. Макарова// Августовские студии - 2018 педагогических работников района «Парад воплощенных идей». 2018 год. – С. 127-132
  2. Романцова Е.Е. «Новые подходы к оценке качества образования обучающихся» / Е. Е. Романцова // Санкт – Петербург. 2019.
  3. Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"

Надеюсь, что данная презентация поможет  более ярко отобразить содержание данных технологий  и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень ...

статья по теме « Новые подходы к системе оценивания младших школьников в рамках ФГОС»

эта статья позволяет расширить представление о безотметочном обучении в системе развивающего обучения...

Новый подход к решению текстовых задач через введение «единичной величины» в рамках программы «Перспективная начальная школа»

Ознакомившись с Федеральным государственным стандартом общего образования , мы видим, что одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи.     Нов...

Статья « Новые подходы к обучению, ориентированные на приоритеты развития личности учащихся и формирования у них надпредметных умений».

Задачи инновационного развития страны, стоящие перед современной Россией, выдвигают образование в один из общенациональных приоритетов. Без построения новой модели образования, ориентированной на форм...

Статья « Новые подходы к обучению, ориентированные на приоритеты развития личности учащихся и формирования у них надпредметных умений».

 Задачи инновационного развития страны, стоящие перед современной Россией, выдвигают образование в один из общенациональных приоритетов. Без построения новой модели образования, ориентиров...

Новые подходы к оценке. Возможности использования Google-сервисов для контроля знаний

Возможности использования  Google-сервисов для контроля знаний...