Рабочая программа "Читаем, считаем, наблюдаем"
рабочая программа (1 класс)

Курс «Читаем, считаем, наблюдаем» реализует интеллектуальное направление внеурочной деятельности и направлена на формирование основ функциональной грамотности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaem_schitaem_nablyudaem_1_klass.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАВОХЕТТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО
на научно-методическом совете с правами экспертного

Протокол № 1  

от 28.08.2020

Председатель

___________ Е.В.Худякова

                 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

___________ Е.В.Худякова

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № 1

от 31.08.2020

Председатель

________Э.В.Гуренкова

________________ Э.В.Гуренкова

Приказ  №   ?  от «30»  августа  2019г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 122

от 01.09.2020

Директор МОУ 

__________Э.В.Гуренкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Читаем, считаем, наблюдаем»

учебный предмет

2020/2021 учебный год

учебный год

1 класс (1 час в  неделю; 33  часа в год)

класс, количество часов  в неделю

  

                                   

                   

                   Составитель

                   Аникина Раиса Хасанзяновна,

                                                                                          учитель начальных классов

                   высшей квалификационной категории

                             

                         

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа развивающего курса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана на основе  нормативных документов:

федеральный уровень

  • Закона Российской Федерации от 29.12.2012  № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15).
  • Методических материалов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России  от 12 мая 2011 г. № 03-296);
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства российской Федерации от 29.05.2015 №996-р);
  • Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
  • Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Послание Президента Российской Федерации федеральному Собранию РФ от 22.12.2012г. №ПР-3410;

региональный уровень

  • Письма департамента образования ЯНАО от 14.05.2012  №801-15-01/2431 «Об организации внеурочной деятельности»;
  • Концепции научно-естественного образования ЯНАО (Приказ ДО ЯНАО от 25.01.2017 №102);
  • Концепции научно-технического творчества (Приказ ДО ЯНАО от 05.03.2015);
  • Заседания координационного совета по внутриведомственному и межведомственному взаимодействию по вопросам здорового образа жизни (Протокол заседания координационного совета ЯНАО от 30.11.2016 №87);

муниципальный уровень

  • Приказа ДО Надымского района от 30.05.2014 №510 «Об использовании методических рекомендаций по реализации программ внеурочной деятельности в контексте ФГОС

институциональный уровень

  • Устава  муниципального общеобразовательного учреждения «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа»
  • Положения об организации внеурочной деятельности МОУ «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа» (утверждено педагогическим советом №3 от 27.04.2017.

Курс «Читаем, считаем, наблюдаем» реализует интеллектуальное направление внеурочной деятельности и направлена на формирование основ функциональной грамотности младшего школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность. 

Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
  • учить детей уважать всякий честный труд, талант;
  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
  • приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Программа  «Читаем, считаем, наблюдаем» рассчитана для детей 7 лет на 1 год, включает 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут

Раздел 2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса    

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать свою вежливость;
  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • знать особенности неподготовленной речи;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

  •  знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства

Раздел 3. Содержание программы внеурочной деятельности       

Раздел 1. Я - настоящий читатель (16 ч)

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (10 ч)

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Учимся задавать вопросы. Учимся отвечать на вопросыТехнология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (6ч)

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

Количество часов

Тема занятия

Дата план

Дата факт

Примечание

Я – настоящий читатель

1

1

Кого можно считать настоящим читателем? С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях».

2

1

Моя первые книги. В.Берестов « Мастер птица»

3

1

«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко»

4

«Ребятам о зверятах». Книги о животных.  С. Маршак «Детки в клетке»

5

1

Экскурсия в библиотеку.

6

1

«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход».

7

Р.Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»

8

Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»

9

1

«Лес -не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»

10

1

«Лес- не школа, а всему учит»

Н. Сладков «Лесные шорохи»

М. Пришвин «Ёж».

11

1

Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

12

1

Сказки о животных. С. Михалков «Как медведь трубку нашел»

13-14

2

Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»

15-16

2

Любимые сказки

Ш.Перро «Красная шапочка»

         Технология продуктивного чтения.

17

1

Продуктивное чтение – что это? Мониторинг.

18

1

Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова.

19

1

Читаем и переживаем. Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни»

20

1

Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Чтение рассказов  В.  Осеевой:  «Долг», «Картинки»

21

1

Учимся отвечать на вопросы

Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец».

22

1

Книги учат уважать старших

А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»

23

1

Читаем и реагируем на прочитанное - гордимся

А.Митяев «Богатыри»

24

1

Учимся фантазировать

Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

25

1

Учимся задавать вопросы

Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».

26

1

О чем я мечтаю.

В. Катаев « Цветик – семицветик»

27

1

Учимся размышлять над прочитанным

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др..

Проект «Я дружу с книгой»

28-29

2

Уточнение, выбор под тем проекта. Составление плана работы над проектом.

30-31

2

Выполнение проекта.

32

1

Защита проекта.

33

1

Праздник «Я – настоящий читатель»