СБОРНИК КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ
картотека

Огонькова Анна Сергеевна

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ  И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

  1. Игры и упражнения на развитие внимания
  2. Игры и упражнения для развития памяти
  3. Игры и упражнения, направленные  на развитие  мелкой моторики
  4. «Гимнастика мозга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.2.sbornik_igr.docx55.55 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области»

СБОРНИК КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

Составил учитель:

Огонькова Анна Сергеевна


КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ  И УПРАЖНЕНИЯ,  

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

  1. Игры и упражнения на развитие внимания
  2. Игры и упражнения для развития памяти
  3. Игры и упражнения, направленные  на развитие  мелкой моторики
  4. «Гимнастика мозга»

1.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА  РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

 «Повтори движения»

На слово «небо» - подними руки вверх, на слово «вода» - руки перед собой, на слово «земля» - руки вниз, на слово «огонь» - круговые движения руками перед собой. (Взрослый называет эти слова вперемешку, ребенок должен показывать соответствующие слову движения, не ошибаясь).

«Чаще других»

Послушай слова. Какое слово встречается чаще других?

Стол, дом, лес, книга, мяч, лето, колесо, цветок, карандаш, дом, ключ, муравей, кораблик, груша, синица, сосна, облако, дом, шкаф, самолет, забор, часы, санки (дом).

«Услышать – сделать» 

Постарайся правильно выполнить движения: если услышишь название цветка - хлопни в ладоши, если услышишь название птицы - взмахни руками, если услышишь название дерева - положи руки на колени.

Дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.

«Найди предмет, не похожий на другие»

Цель: развить внимание и умение сравнивать.

Задание: среди нескольких игрушек или предметов надо найти не похожий на другие.

«Что изменилось?»

Цель: развить внимание, восприятие, умение сравнивать.

Задание 1: ребенок должен внимательно посмотреть на поросят и ответить, что изменилось?

Чтобы ответить на вопрос, предложите ребенку разглядеть первого поросенка и описать его; затем описать второго поросенка. Что у него потерялось?

Задание 2: предложите ребенку внимательно посмотреть на медвежат и ответить, что потерялось у второго медвежонка.

Чтобы ответить на вопрос, предложите ребенку разглядеть первого медвежонка и описать его; затем описать второго медвежонка. Что у него потерялось?

«Найди отличия»

Цель: развитие внимания, восприятия, умения сравнивать.

Задание 1: ребенок должен внимательно посмотреть на двух ежей и ответить, чем они отличаются.

Задание 2: предложите ребенку внимательно посмотреть на два самолета и найти 5 отличий.

Задание 3: ребенок должен внимательно посмотреть на две картинки и найти 6 отличий.

Задание 4: ребенок должен внимательно посмотреть на двух снеговиков и найти отличительные признаки.

Задание 5: предложите ребенку внимательно посмотреть на двух китов и ответить, чем они отличаются.

Задание 6: ребенок должен внимательно посмотреть на две картинки и найти отличительные признаки.

Задание 7: ребенок должен внимательно посмотреть на двух мышат и найти отличия.

Лабиринт»

Цель: развить устойчивость внимания.

Задание 1: ребенок должен помочь мальчику пройти в детский сад.

Задание 2: предложите ребенку помочь девочке попасть в школу.

Задание 3: предложите ребенку помочь лыжнику благополучно спуститься с горы.

Задание 4: предложите ребенку пройти правильно по линиям и найти, кто что любит.

Задание 5: ребенок должен помочь лягушонку встретиться с рыбкой (дорожку можно провести ручкой).

«Самый наблюдательный»

Цель: развить внимание.

Задание: ребенок должен внимательно посмотреть на картинку и как можно быстрее найти березу.

«Животные»

Цель: развить внимание.

Ход игры: детям предлагается выбрать любое животное: зайца, волка, тигра, медведя, рысь, гепарда, слона, обезьяну, лису, ежа. Ведущий вперемежку называет животных. Услышав название своего животного, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

«Зеркало»

Цель: развить внимание и координацию движений.

Ребенку надо встать перед зеркалом и повторять все то, что делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало» делает то же самое и т.д.

«Наоборот»

Цель: развить внимание.

Задание: предложите ребенку делать все наоборот. Например, когда ведущий поднимет правую руку, ребенок должен ее опустить; если ведущий наклониться влево, то следует наклониться вправо; если ведущий садиться, то нужно встать и т.д.

«Исправь ошибки»

Цель: развить слуховое внимание.

Ход игры: прочитайте стихотворения, намеренно делая ошибки в словах. Ребенок должен заметить эти ошибки и назвать слова правильно.

Ехал дядя без жилета, (билета)

Заплатил он штраф за это.

Сели в ложку и айда! (лодку)

Покатили вдоль пруда.

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей. (грачей)

Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

На поляне весной

Вырос зуб молодой. (дуб)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

Эй, не стойте слишком близко,

Я тигренок, а не миска. (киска)

На глазах у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)

Я рубашку сшила шишке, (мишке)

Я сошью ему штанишки.

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь. (ночь)

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть. (бананы)

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку. (ложку)

В реке живет мак, (рак)

Его не поймаю никак.

На пароходе повар-док (кок)    

Приготовил вкусный сок.

Очень ласковый был дот, (кот)

Он хозяйку лизнул в лоб.

Рогатый дол (вол)

По дороге шел.

Уронили шишку на пол, (мишку)

Оторвали шишке лапу. (мишке)

Школьник кончил строчку

 И поставил бочку. (точку)

Очень вкусная игра -  (икра)

Украшение стола.

На волке – сметана,  (полке)

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.

«Отыскать числа»

Цель: развить внимание.

Задание: в таблице распределены числа от 1 до 20 в произвольном порядке. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая их и называя вслух. Можно засечь время, для детей 6-7 лет норма 1,5-2 минуты.

«Пропусти число»

Цель: развить внимание.

Задание: предложите ребенку сосчитать от 1 до 20. Если встретиться число 2 или числа, в состав которых входит цифра 2, то их не произносить, а хлопнуть в ладоши.

«Кто быстрее»

Учащиеся должны быстро и точно вычеркнуть в предложенном тексте часто встречающуюся букву, например о или е. При оценке учитывается затраченное время и количество допущенных ошибок – не вычеркнутых букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше оценка.

Количество допущенных ошибок делится на количество просмотренных букв, умножается на 100.

Для тренировки переключения и распределения внимания задание следует изменить: зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую – горизонтальной. Со временем задание можно усложнить. Например, одну букву зачеркивать, другую – подчеркивать, а третью – обводить кружком.

Цель такой тренировки выработать привычные, доведенные до автоматизма действия, подчиненные определенной задаче.

Время заданий для младших школьников – 15 минут.

«Муха»

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 3 и небольшая присоска или кусочек пластилина. Присоска выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Доска ставиться вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех команд («вверх», «вниз», «вправо», «влево») муха перемещается на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Играющие должны неотступно следить за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После разъяснения начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, участник представляет его перед собой.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности. После того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить, увеличив количество игровых клеток (например, до 4 4) или количество «мух» (команды подаются каждой «мухе» отдельно).

Игра «Слова – невидимки»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания.

Ход игры: Ведущий пишет на доске, на стене, в воздухе пальцем по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось..

Работа по красно-чёрной таблице

Цель: развитие переключения, концентрации внимания.

Ребёнок должен находить на предложенной ему таблице чёрные числа от 1 до 12 (или от 1 до 24) в возрастающем порядке.

Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке. Затем ребёнка просят показать попеременно чёрные числа в возрастающем порядке, а красные числа – в убывающем.  Время работы фиксируется с помощью секундомера.

Работа по чёрным таблицам (таблицы Шульте)

 Цель: развитие переключения, концентрации внимания.

Ход: нужно как можно быстрее показать по таблице  указкой все числа в возрастающем или убывающем порядке. Время работы фиксируется с помощью секундомера.

2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

Игра «Слова»

Цель: определение уровня развития долговременной памяти; обогащение словарного запаса.

Ход: участникам игры предлагается по очереди называть предметы, находящиеся в данном помещении. Названия предметов должны начинаться на букву, предложенную ведущим.

Игра «Цветные точки»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания.

Ход: участнику игры ведущий показывает игровое поле, поделённое на 9 квадратов. На него наклеены цветные точки разных размеров. Задача ученика – запомнить расположение этих точек и выложить их верно на пустом поле. Количество точек и размер игрового поля постепенно увеличиваются.

Игра «Наполни корзину»

Цель: определение уровня развития долговременной памяти; обогащение словарного запаса.

Ход: участникам игры предлагается по очереди «наполнить» корзину фруктами, грибами, овощами и т. п. Дети должны говорить названия овощей, грибов, фруктов, «наполняя» корзину.

Игра «Цвета»

Цель: определение уровня развития долговременной памяти; обогащение словарного запаса.

Ход: ведущий предлагает всем играющим назвать 5 предметов одного цвета. тот, кто не сможет за 1 минуту припомнить 5 предметов названного цвета, выходит из игры. Нужно называть разные предметы, не повторяясь.

Игра «Подбери прилагательное»

Цель: определение уровня развития долговременной памяти; обогащение словарного запаса.

Ход:  ведущий называет существительное, а задача игроков – подобрать к нему как можно больше прилагательных.

Игра «Жил-был кот»

Цель: развитие слуховой памяти, воображения.

Ход: Нужно составить ряд определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце своё определение: «Это был красивый кот».

«Это был красивый пушистый кот». Могут быть использованы варианты: «Бабушка испекла пирог. Это был …»

3.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ

НА РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Мелкая моторика рук – это движение кистей и пальцев рук, при котором задействованы сразу несколько систем организма: нервная, мышечная и костно-связочная система.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить любого ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат (чем занимаются логопеды в частности), но и развивать движения пальцев рук (что могут осуществлять любые специалисты, работающие с детьми, да и родители в том числе).

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что одной из наиболее актуальных задач воспитания, обучения и развития  ребенка с выраженной степенью нарушения интеллекта является его социализация, которая в частности предполагает овладение им культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

В настоящем пособии представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук и зрительно-моторную координацию.

В ходе игр развиваются такие движения, как:

  • Хватание: ребёнок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве, направление и расстояние, учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы он хватает одной рукой или пальцами (пинцетным захватом или щепотью) большие – двумя руками);
  • Соотносящие движения: ребёнок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих движений лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрёшек и др.;
  • Подражание движениям рук взрослого (педагога, родителя): это умение лежит в основе формирования полезных навыков ручных действий
  • Движение кистей и пальцев рук.

МАССАЖ

Цель и задачи:

  • развитие силы рук;
  • предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений.

Материалы: карандаш с гладкой и ребристой поверхностью; пластмассовые, деревянные и резиновые шарики с гладкой и ребристой поверхностью; специальные массажоры для рук и пальцев; еловые и сосновые шишки.

Приёмы массажа.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук.

Последовательность приёмов массажа:

  • Массаж пальцев. Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик, начиная от их кончиков;
  • Массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев;
  • Массаж всей руки. Осторожно помассируйте руку путём поглаживающих и растирающих движений от кисти к плечу.

Также существует более дифференцированный массаж рук (по методике О. Приходько):

  • Поглаживание наружной и внутренней поверхности руки ребёнка; движения выполняются по направлению от кисти к локтю (6-8 движений на каждой руке);
  • Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребёнка одновременно (за исключением большого пальца; 2-4 раза на каждой руке);
  • Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребёнка; во время массажа двигайтесь от середины ладони к основаниям пальцев, затем переходите на внутреннюю сторону большого пальца (2-4 раза по каждой ладони; «рисуем», «мотаем клубочек»);
  • Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребёнка по направлению от их кончиков к основанию; нажатия нужно выполнять в двух плоскостях тыльно-ладонной и межпальцевой (каждый палец массируйте 1-2 раза; «мы вот так шагаем – топ-топ-топ»);
  • Отведение и приведение большого пальца ребёнка в трёх направлениях вперёд-назад, вбок – в сторону; по кругу;
  • Ласковое поглаживание каждой руки ребёнка по направлению «от периферии к центру» (5-6 раз).

Описанные ниже упражнения с использованием различных предметов ребёнок может выполнять самостоятельно. Они помогут развить силу рук, чувствительность ладоней.

ИГРЫ С МАССАЖЕМ

Игра «Крутись, карандаш»

Цели: сделать массаж ладоней ребёнка.

Материалы. Карандаши с ребристой поверхностью.   

Ход игры: Педагог даёт ребёнку карандаши и предлагает покатать их по столу вперёд – назад. Сначала ребёнок катает карандаш одной рукой (ведущей), потом другой, далее можно предложить покатать карандаш обеими руками.

Также ребёнок может катать карандаш между ладоней или по очереди каждым пальцем по столу.

Игра «Не боюсь колючек»

Цели. Сделать массаж ладоней ребёнка.

Материалы. Бигуди-липучки небольшого диаметра.

Ход игры. Взрослый даёт ребёнку бигуди и предлагает их потрогать. Обращаем внимание ребёнка, что бигуди колючие. Далее по подражанию ребёнок катает бигуди между ладонями, нажимая на них с разной силой. Во время выполнения упражнения ладони должны быть прямыми и напряжёнными.

Игра «Непослушные шарики».

Цели. Сделать массаж ладоней ребёнка, развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.  

Материалы. Небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, деревянные с гладкой и ребристой поверхностью, бусины, крупа.

Ход игры. Ребёнок получает шарики и катает их ладонью по столу (вперёд-назад, в стороны, по кругу). Во время игры шарики не должны выкатываться из-под ладоней. Затем можно предложить ребёнку покатать шарики между ладонями. Когда ребёнок научится катать шарики, можно предложить ему крупу или бусины, при этом можно накрыть ладонью сразу несколько бусинок или крупинок.

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ

Игра «Ветерок».

Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материалы. Резиновые игрушки небольшого размера.

Ход игры. Взрослый показывает ребёнку игрушку, сжимая её, демонстрирует, как из отверстия выходит воздух. «Вот так дует ветерок! Давай сделаем ветер вместе». Чтобы ребёнок мог ощутить струю воздуха, лучше поднести игрушку отверстием к ладони или к щекам. Далее предлагаем ребёнку самому «подуть». Можно сдувать ватку, пёрышко, салфетку ли небольшой бумажный комочек.

Игра «Ямки».

Цели. Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Материалы. Тесто или пластилин; изюм, фасоль, горох или любые другие мелкие предметы; поднос; карандаш.                          

Ход игры. Предложите ребёнку размять в руках кусок теста (пластилина), затем положить его на поднос и сделать ямки, надавливая прямым указательным пальцем. Можно действовать несколькими пальцами (2-3), можно надавливать сразу всеми пальцами, одной или двумя руками одновременно. После этого в получившиеся ямки ребёнок кладёт мелкие предметы. При работе с пластилином ямки можно сделать карандашом или палочкой.

Игра «Спрячь шарик».

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Материалы. Тесто или пластилин, пластмассовые или стеклянные шарики.    

Ход игры.   Предложите ребёнку спрятать в тесто (можно подкрашенное пищевой краской) шарики, а затем найти их. Повторяем игру несколько раз. При работе с пластилином можно предложить сначала облепить шарик пластилином, а затем снять его.

Игра «Мозаика».

Цели. Развивать соотносящие движения рук, умение захватывать предмет двумя пальцами (пинцетный захват).

Материалы. Мозаика с крупными выпуклыми деталями и (или) длинными ножками, коробочки.

Ход игры. Выложите из мозаики узор. Попросите его разобрать и разложить детали в коробки, группируя их по цветам (по величине).  Предложите ребёнку вставить детали мозаики в отверстия в произвольном порядке или согласно образцу (дорожка, цветок, солнышко и т.д.).

Игра «Пластилиновый дождик».

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук. 

Материалы. Доска для лепки, пластилин, заготовка на картоне (туча).

Ход игры.  Предложите ребёнку с помощью пластилина сделать дождик. Для этого он должен отщипнуть небольшой кусочек пластилина (если может, скатать шарик) и указательным пальцем, предварительно положив на заготовку, нажать на него, чтобы получилась «капелька». «Дождик капает кап-кап!». Аналогично можно предложить ребёнку сделать с помощью этого приёма другие пластилиновые картинки (овощи, фрукты, снег, трава, солнце и т.д.)

Игра «Шалун»

Цели. Развивать движения кистей и пальцев рук, подражательные движения действиям взрослого.

Ход игры

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

Игра «Белочка»  (по мотивам народной песенки)

Цели. Развивать движения кистей и пальцев рук, подражательные движения действиям взрослого.

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Игра «Спрячь руки».

Цели. Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы. Крупа или мука, или песок; миска.                      

Ход игры.

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Покажите ребёнку, что нужно спрятать руки в крупу так, чтобы их было не видно. Далее попросите пошевелить руками так, чтобы крупа не рассыпалась.

Игра «Найди игрушку».

Цели. Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы. Разные виды круп или песок (мука), небольшие игрушки, миска.

Ход игры.

Насыпьте в миску крупу и спрячьте игрушки. Затем попросите ребёнка найти эти игрушки.

Игра «Бумажные снежки».

Цели. Развивать силу рук.

Материалы. Листы бумаги.

Ход игры.

Дайте ребёнку листок бумаги и предложите его смять в комок. Покажите ему, как это делается. Затем можно играть этими комочками в снежки.

Игра «Осенние листья»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук.

Материалы. Листы бумаги красного, жёлтого, оранжевого, зелёного цвета.

Ход игры.

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите сделать листочки, разорвав его на кусочки. Покажите ребёнку, как нужно рвать бумагу. Если у ребёнка не получается, сделайте совместно с ним, а потом попросите повторить. Можно рвать целые листы, а можно полоски бумаги. Всё зависит от способностей ребёнка. После того, как «листья» будут готовы, организуйте игру «Осенние листья», покажите, как листья падают (листопад).

Игра «Шаловливый котёнок»

Цели. Развивать соотносящие движения рук, движения кистей и пальцев рук.

Материалы. Небольшие клубки толстых ниток, плюшевый котёнок.

Ход игры.

Покажите ребёнку котёнка. «Маленький котёнок любит играть с клубками ниток. Он размотал клубки. Нам нужно смотать их обратно». Покажите, как нужно наматывать нитку на клубок. Сначала проделайте это действие совместно с ребёнком. Потом предложите ему самостоятельно намотать нить на большую катушку ли на самого котёнка, а потом предложите размотать его и намотать нить на клубок.

Игра «Бусы для куклы»

Цели. Развивать соотносящие движения рук, хватание; формировать навыки действия с иглой.

Материалы. Крупные яркие пластиковые или деревянные бусины с большими отверстиями (или шарики от погремушек, крупные пуговицы, толстые макароны), деревянные или пластмассовые иголки, толстые шнурки или нитки, проволока, кукла.

Ход игры.

Предложите ребёнку сделать бусы. «Кукла собирается на праздник. Давай поможем ей сделать красивые бусы».

Покажите, как брать бусинки двумя пальцами или щепотью  (в зависимости от размера), как держать шнурок и продевать его в отверстия бусинок (на одном конце шнурка можно сделать узел, чтобы бусинки не соскальзывали). При необходимости можно использовать деревянную или пластмассовую иголку.

Можно предложить ребёнку чередовать бусины по цвету.

Игра «Пересыпь крупу»

Цели. Учить пересыпать крупу из одной ёмкости в другую, развивать зрительно-моторную координацию.

Материалы. Разные виды круп или песок, ложка или лопатка, или воронка, разные виды ёмкостей (коробки, миски, бутылки, пакеты).

Ход игры.

Предложите ребёнку пересыпать крупу при помощи орудия. «Жила-была мышка. Она была очень запасливая. Давайте поможем мышке разложить зёрнышки в банки, коробки и пакеты. Теперь мышке будет, что кушать»

Игра «Ловим раков»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать навык расстёгивания прищепок.

Материалы. Пластмассовое ведро, прищепки.

Ходи игры.

Прикрепите прищепки к краю игрушечного ведра. Предложите снять прищепки и положить в ведёрко. Предварительно покажите ребёнку алгоритм действий (обратите внимание, что нажимать нужно двумя пальцами), попробуйте проделать совместно с ним. Далее пусть действует самостоятельно.

Обыграйте ситуацию «Рыбак поймал в реке раков и сложил в ведро. А раки стали расползаться. Давай поможем собрать их обратно в ведро».

Игра «Прищепки прячутся»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук; формировать навык расстёгивания и застёгивания прищепок.

Материалы. Коробки (можно разноцветные), прищепки.

Ход игры.

Перед началом игры прикрепите прищепки в разных местах группы, комнаты или учебного кабинета – на занавесках, на мебели, на доске и т.д.

Покажите ребёнку прищепки  и предложите поиграть. «Кто-то спрятал прищепки в нашей комнате. Нужно найти прищепки и сложить в коробку».

Когда ребёнок научится расстёгивать прищепки, можно показать, как пристёгивать прищепки (к тем же предметам, к бортикам пластмассовой посуды, к стилизованным картонным шаблонам).

Игра «Поиграй на пианино!»

Цели. Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Детское пианино (деревянное или электронное).

Ход игры.

Покажите ребёнку пианино, сыграйте на нём какую-нибудь мелодию (спойте). Затем попросите его поиграть на пианино. Продемонстрируйте, как нажать на клавиши одним или несколькими пальцами. Если ребёнок сам затрудняется, сделайте совместно с ним.

Можно обыграть данное занятие, предложив устроить танцы для кукол.

4. «ГИМНАСТИКА МОЗГА»

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Создание условий учебной деятельности, позволяющих раскрывать резервы организма, способствовать росту, развитию ребенка, сохранению его здоровья - важная задача образования. Одной из таких методик является программа " Гимнастика мозга" Денисона (или образовательная кинезиология). Эта программа основана на понимании взаимосвязи физического развития и учебных достижений ребенка. Исследования ученых подтверждают связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов тесно связано с развитием движений. Уместно привести слова И.М.Сеченова «…Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. … В реализацию движения включаются разные звенья нервной системы от коры мозга до двигательных нервов, приводящие в действие мышцы нашего тела». Двигательная деятельность является фактором, необходимым для поддержания постоянства внутренней среды организма.

Развитию кисти руки принадлежит высшая роль в формировании головного мозга и становлении речи. «В двигательной проекции частей тела в прецентральной извилине более чем треть площади занимает проекция руки. Кроме того, проекция движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. …Тренировка тонких движений пальцев рук должна оказывать влияние на развитие активной речи…»        (М.М.Кольцова).

Образовательная кинезиология (или "гимнастика мозга") представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, восприятие, мышление, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Поэтому при помощи простых и доставляющих удовольствие упражнений активизируется деятельность головного мозга в различных направлениях.

Упражнения подобраны таким образом, что в процессе тренировок решаются следующие задачи:

  • синхронизируется работа левого и правого полушария;
  • развиваются  мелкая моторика, творческие способности, память, мышление, внимание,  речь;
  • снимается напряжение;
  • повышает способность к произвольному контролю.

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

УПРАЖНЕНИЯ

«Кнопки мозга».

Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой стимулировать точки под ключицами между ребрами. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Другая рука массирует углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины.

«Перекрёстные шаги».

Это перекрестно-латеральная ходьба на месте, когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого колена.

«Крюки».

Для выполнения упражнения "Крюки" вначале скрестите лодыжки, как вам удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в "замок" и выверните их. Для этого выверните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. еперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в "замок". Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами, закройте глаза и постойте (или посидите) так в течение дух минут.

«Ленивые восьмёрки для письма».

Чтобы сделать это упражнение надо нарисовать символ "бесконечности" (восьмерка "на боку) на доске или бумаге непрерывающимся движением. Начинайте от центра, затем двигайтесь против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру; затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центральной точке. Каждой рукой рисуется восемь или более восьмерок, а затем восемь раз обеими руками вместе.

«Ленивые восьмёрки для глаз».

Упражнение заключается в слежении глазами за движущимся большим пальцем, описывающим "8-ку" (знак бесконечности) в горизонтальном поле видения. Чтобы проделать это, выставьте руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы в переднем зрительном поле, примерно на расстоянии локтя и начните движение по форме "восьмерки". Движения должны быть медленными и осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Держите голову прямо и расслабленно. Большой палец начинает движение от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля видения, далее следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке вправо вверх, и обратно в центр. Движение необходимо повторить как минимум восемь раз каждой рукой, плавными и непрерывными движениями. После этого сцепите руки в замок большие пальцы направлены вверх образовывают перекрестие ("X"). Сосредоточившись в центре перекрестия, проделайте "ленивую восьмерку", теперь уже двумя сцепленными руками.

«Слон».

При выполнении упражнения левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует "Ленивую восьмерку", начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движениями кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение надо выполнять медленно восемь раз или более левой рукой и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

«Думающий колпак».

Для того, чтобы сделать это упражнение, надо оттягивать ушные раковины, слегка выворачивая их и продвигаясь сверху вниз, несколько раз.

«Энергетическая зевота».

Для выполнения "Энергетической зевоты" нужно открывать и закрывать рот и одновременно массировать мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава. Этот сустав находиться прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти.

«Помпа (Насос)».

Держитесь за спинку стула, стойте прямо; одну ногу выставьте вперед и согните колено, а другую отведите назад примерно на 30 см и расположите на носочке. Глубоко вдохните, а когда будете выдыхать, опустите пятку ноги, расположенной сзади, на пол, одновременно сгибайте колено ноги, выставленной вперед. Тело должно оставаться в прямом положении, не наклоняясь вперед.

«Энергетизатор».

Чтобы выполнить "Энергетизатор", положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди, ощущая растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди.

«Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняйте в прямом и обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Ухо-нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой- за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

«Симметричные рисунки».

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки, слово.

«Медвежьи покачивания».

Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Подключайте руки, придумайте сюжет.

Дыхательная гимнастика.

Выполняйте ритмичное дыхание: Вдох в два раза короче выдоха.

«Качание головой».

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед, и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

«Лезгинка».

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой руки. После этого одновременно смените положение обеих рук. Добивайтесь высокой скорости смены положений (6-8 смен).

«Зеркальное положение».

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно улучшиться эффективность работы всего мозга.

«Змейка».

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться четко и точно, не допуская синкенезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

Гимнастика для глаз.

Выполняйте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена). На ней с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд. Каждая траектория имеет свой цвет.

«Звонок».

Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхиваете по очереди кистями.

«Домик».

Соединяйте концевые фланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

Методика хороша тем, что приносят пользу как 40-минутное занятие, так и 5-минутное использование упражнений на уроке. Несколько минут занятий дают высокую умственную энергию.

При их выполнении надо соблюдать ряд условий, которые будут способствовать наибольшей эффективности:

  • учащиеся чётко выполняют инструкцию учителя, воспитателя;
  • перед началом упражнений обязательно нужно выпить глоток воды, т. к. вода универсальный растворитель электролитов, что помогает передавать по нервной системе электрические сигналы;
  • занятия проводятся утром, днем;
  • продолжительность занятий: 10-15 мин;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • творческую деятельность прерывать упражнениями нецелесообразно;
  • если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.

Упражнения по программе "Гимнастика мозга" можно включать в качестве физпауз на уроке не только в начальной, но и в старшей школе, объясняя учащимся смысл и необходимость этих занятий. В результате систематических занятий по кинезиологическим программам у детей улучшаются память, внимание, развиваются межполушарные связи, повышается уровень обучаемости, выявляются творческие способности.

 

Литература

  1. Овчарова Р.В.. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Тихомирова Л.Ф.. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2001.
  3. Рогов Е.И.. Психология познания. М.: Владос, 1998.
  4. Соколова Ю.. Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет. М.: Эксмо, 2002.
  5. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика: упражнения на развитие мелкой моторики: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. – Москва, 2012.
  6. Ткаченко Т. Развиваем мелкую моторику. – Москва, 2007.
  7. Янушко Е. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – Москва, 2007
  8. http://www.logoped.ru/igry.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над правописанием безударных гласных в корне слова. (Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов)

Как научить детей писать грамотно? Как объяснить одно из самых сложных правил русского языка так, чтобы всем детям  было понятно? Как развить орфографическую зоркость? Эти вопросы задает себе каж...

Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы.

Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы. Материал может быть использован при подготовке к урокам, выступлениям на методических объединениях школы....

«Однозначные и многозначные слова». Некоторые виды упражнений, используемые в логопедической работе с младшими школьниками

У учащихся с нарушениями устной и письменной речи отмечается бедность словарного запаса. Поэтому очень важно в работе использовать упражнения, направленные на уточнение, обогащение и активизацию слова...

«Однозначные и многозначные слова». Некоторые виды упражнений, используемые в логопедической работе с младшими школьниками

У учащихся с нарушениями устной и письменной речи отмечается бедность словарного запаса. Поэтому очень важно в работе использовать упражнения, направленные на уточнение, обогащение и активизацию слова...

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя- логопеда.

Скорость современной жизни велика, и это отражается на детях. Школьная программа постоянно меняется , растут требования в школе и нагрузка вне школы.Родители тоже ждут  от детей высоких и быстрых...

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда».

Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии.  Для того, чтобы глубже понимать пр...

Статья Тема «Развитие мелкой моторики детей имеющих ОВЗ используемые в работе коррекционные методы и приемы».

В работе с детьми ОВЗ важно уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики. Я предлагаю несколько вариантов развития моторики рук, которые не требуют специ...