Здоровьесбережение
статья

В этой статье приводится пример занятия по ИЗО с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с интеллектуальными отклонениями, живущих  в детском доме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого- педагогические аспекты применения воспитателем детского дома- интерната в образовательной работе с особенными детьми здоровьесберегающих методов и приемов

Вопросы здоровьесбережения всегда были приоритетны для системы образования детей с особыми образовательными потребностями [1, 337]. В системе социальной защиты г. Арзамаса детский дом- интернат на особом месте, так как там проживают и обучаются самые незащищенные- дети- инвалиды с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее- ТМНР). Поэтому использование воспитателем здоровьесберегающих технологий, методов и приемов актуально не только во время обучающих, развивающих занятий, но и в течение всех режимных моментов.

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы сотрудников учреждения: педагогов, помощников воспитателя, медицинского персонала. Такое взаимодействие обеспечивает поддержание стабильного развития ребенка, поддержание его состояния здоровья, формирование основ здорового образа жизни.

У детей с нарушениями здоровья, в том числе с нарушениями интеллекта, ТМНР часто отмечается аномальное развитие двигательной сферы, а это влечет за собой отличающуюся от нормы работу внутренних органов, замедленный кровоток, недоразвитие крупной и мелкой моторики.

Целью здоровьесберегающей деятельности воспитателя Арзамаского детского дома- интерната для умственно отсталых детей является сохранение и укрепление здоровья детей. Выполнению поставленной цели подчинены многие задачи, которые решает воспитатель в процессе образовательной деятельности:

- создать и пополнять развивающую среду в детской группе с элементами здоровьесберегающего оборудования;

- использовать психолого- педагогические методы и приемы, способствующие здоровьесбережению;

-  объединять усилия всех сотрудников учреждения для получения результата по здоровьесбережению воспитанников.

В представленном ниже конспекте занятия, проведенный с детьми с ТМНР показано использование элементов, методов и приемов здоровьесберегающих технологий: игровая динамическая пауза, элементы дыхательной гимнастики, пальчиковая гимнастика. Помимо этого, все эти приемы способствуют поддержанию интереса детей к процессу обучения, повышают познавательную активность, улучшает психо- эмоциональное состояние.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование) по теме «Украшение блюдца»

Задачи образовательные: учить составлять узор в круге в технике «тычка», примакивания.

Задачи коррекционно- развивающие: способствовать развитию мелкой моторики, творчества.

Задачи воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении задания.

Задачи здоровьесберегающие: обеспечить смену видов деятельности в ходе занятия, чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации.

Используемое оборудование: демонстрационный материал: коробка-посылка, письмо, «волшебный мешочек», игрушечная чайная посуда, разрезанные бумажные блюдца с рисунком, образец.

Раздаточный материал: силуэты блюдец белого цвета, гуашь, кисти, ватные палочки, подставки для кисточек, баночки с водой, салфетки.

Ход занятия:        

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня нам почтальон принёс посылку, я её еще не открывала. Может откроем вместе и посмотрим, что же там? (посылка открывается, все видят разрезанные бумажные тарелки).

Осколки какие-то, ничего не понятно, что прислали, а главное - кто? А вот посмотрите, письмо, давайте прочитаем (читает письмо): «Дорогие ребята, помогите, пожалуйста! Сбежала от меня посуда, только я её собрала, перечистила, перемыла, как случилась у меня новая беда. Разбились мои блюдца праздничные. А тут ещё и гости ко мне собираются, а мне пироги положить не на что. Помогите мне тарелки склеить».

Воспитатель: Кажется, я догадалась, кто посылку прислал. Это Бабушка Федора. Поможем бабушке Федоре, склеим блюдца? (Ответы детей).

Задание. Дидактическая игра «Собери картинку» (раздаточный материал для каждого)

  1. Обсуждение с детьми темы рисования.

Воспитатель: Блюдца для бабушки Федоры мы сложили, у нас получилось. Сложить-то мы их сложили, а сделать их снова целыми не получилось. Что делать даже не знаю? Может вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, у меня есть мешочек, я его называю волшебным, потому что в нем случаются разные чудеса. Давайте сложим в него осколки нашей посуды (складывают в мешок все осколки). А чтобы случилось волшебство, надо нам с вами выполнить задание. А какое именно, нам мешочек сейчас укажет.

Проблемная ситуация «Выбираем ту посуду, которая потребуется Федоре для чаепития»

(Дети выбирают посуду, называют ее и ставят на поднос: блюдце, чашка, чайная ложка, чайник)

Воспитатель: Справились? Давайте, ребята, посмотрим, как там блюдца. (Достает целые блюдца, только белые). Ой, что с блюдцами случилось? Что же теперь делать? (Ответы детей). Согласна, давайте украсим блюдца, а потом отправим их Федоре в подарок! А перед рисованием предлагаю подвигаться. Повторяйте за мной.

 Динамическая пауза «Помощники» (проводит воспитатель)

В группе завтракать хотят, (приседаем)

Все вокруг помочь спешат. (приставной шаг вправо, влево)

На столы носить посуду. (наклон вперёд, руки вытянуть)

Только я сказал: «Не буду! (руки на поясе, топнуть ногой)

Не пойду я, посижу (шаг назад, присесть)

И на вас я погляжу!» (руки на поясе, поворот головы вправо и влево)

Здорово! А теперь давайте восстановим наше дыхание и настроимся на работу.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух- ф-ф-ф. «Шарик лопнул»- хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух»- ребенок произносит: «ш-ш-ш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух (проводим 3-4 раза).

  1. Показ методики рисования.

Дети вместе с воспитателем рассматривают образец готового блюдца и выделяют элементы узора (цветок в центре блюдца, точки- по краю блюдца)

Воспитатель: Какой рисунок у нас в середине блюдца? Как рисовать цветок? (Примакиванием кисточки). А какой у нас узор по краям блюдца? (Точки). Правильно точки. Чтобы они были ровные и одинаковые, их лучше нарисовать ватной палочкой. Посмотрите, как можно украсить блюдце (Показать последовательность украшения блюдца). Прежде, чем начать рисовать, давайте разомнём наши пальчики.

 Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Дружно глину мы месили (ритмичное сжимание и разжимание кулачков),

А из глины мы слепили: (загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Тарелку- Маше, Кружку- Саше, Чашку- Даше, Блюдце- Наташе.

А ещё и плошку для нашей кошки (1 раз).

IV. Продуктивная деятельность детей (самостоятельная работа детей по украшению блюдец, воспитатель оказывает индивидуальную помощь).

V. Рефлексия  (дети выставляют украшенные блюдца и рассматривают их).

Воспитатель: Ребята, что сегодня вам особо понравилось? Какие игры запомнились? Как украшали блюдца? Что для этого использовали? (Ответы детей). Мне так приятно тоже было с вами рисовать! Ваши блюдца я положу в коробку, напишу письмо бабушке Федоре, вот она порадуется! До встречи!

В содержание образовательной деятельности по любому занятию (предмету), виду деятельности воспитатель в работе с детьми с особыми образовательными возможностями обязательно включает методы и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанника. Будь то, игровые упражнения по дыхательной, пальчиковой гимнастикам, элементы самомассажа и др. А разработанная в учреждении система физкультурно- оздоровительной работы включает в себя мероприятия рационального двигательного режима, закаливающих процедур, коррекционной работы с детьми по формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, формированию основ здорового образа жизни.

Таким образом, применение в образовательной работе воспитателем здоровьесберегающих технологий повышает результативность работы с особенными детьми, а у педагогов формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья особенных детей [1, 439].

Литература:

1.Проектирование современных моделей и технологий управления дошкольным образованием. Материалы межрегиональной научно-практической интернет - конференции 23-25 октября 2013 года, ГБОУ ДПО НИРО,  Нижний Новгород, 2014.

2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/02/06/proekt-po-zdorovesberezheniyu-dlya-detey-1-mladshey  (фрагмент коррекционно- развивающего занятия с детьми с умственной отсталостью).

3.https://nsportal.ru/shkola/materialy-kattestatsii/library/2018/02/14/dyhatelnaya -gimnastika-kak-vazhnyy-etap-v-razvitii (фрагмент коррекционно- развивающего занятия с детьми с умственной отсталостью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час из цикла «Здоровьесбережение» 1 класс Тема: «Что значит здоровый образ жизни?»

Знакомство с понятием "здоровый образ жизни", пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. В классный час включена игра "Поле Чудес в стране Здоровья"....

Экологическое пространство и эмоционально – поведенческое пространство здоровьесбережения школы

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей исключительно значима и актуальна. Здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о ...

Методические разработки возможностей реализации задач здоровьесбережения

Методические рекомендации учителю начальных классов по здоровьесбережению...

Здоровьесбережение. Звукотерапия.

Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резониру...

Здоровьесбережение. Ароматерапия.

Ароматерапия иногда может быть выходом из трудного положения и тогда, когда медицина должна сдаться. Это прекрасный, мудрый натуральный метод успокоения многих физических и психических недугов. Ее гла...

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников,  целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока......

Здоровьесбережение. Уроки здоровья в задачах.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное п...