Презентация "Основные этапы инновационной деятельности.Понятие и сущность инновационного проекта"
презентация к уроку

Инновационный проект - это проект, в реализации которого используются новые идеи, технологии, достижения науки и прочее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gladysh_o.yu_._prezentatsiya.pptx2.58 МБ
Файл doklad.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные этапы инновационной деятельности. Понятие и сущность инновационного проекта Гладыш Ольга Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ «Ялымская СОШ» Притобольного района Курганской области

Слайд 2

Инновационный процесс- это процесс поиска, систематизации, отбора и внедрения новшеств в жизнедеятельность ОУ

Слайд 3

Этапы инновационной деятельности Зарождение инновации. Освоение педагогических инноваций. Рутинизация.

Слайд 4

Цель инновационных проектов- достижение конкретизированных стратегических целей путем осуществления отдельных инноваций в рамках существующих ограничений

Слайд 5

Инновационный проект - это проект, в реализации которого используются новые идеи, технологии, достижения науки и прочее. Инновационный проект — комплексное понятие, включающее: - форму целевого управления инновационной деятельностью; - процесс осуществления инноваций; - комплект определенных документов.

Слайд 6

Элементы инновационного проекта 1. Цели и задачи. 2. Комплекс проектных мероприятий. 3. Организация выполнения проектных мероприятий. 4. Основные показатели проекта.

Слайд 7

Показатели оценивания нововведений Актуальность (соответствие социальному заказу, потребностям школы, уровню последних достижений пед . науки и практики); Соответствие частной новой идеи общей идее развития ОУ, системы образования; Результативность нововведения; Новизна (степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну); Образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности).

Слайд 8

Показатели оценивания нововведений Общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом); Полезность (практическая значимость инновационных процессов); Реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов). Методическая разработанность (эксперимент, проверенная, обоснованная практика); Возможность освоения новшества потенциальными участниками (сложность и доступность технологии, новшества).

Слайд 9

Классификация инновационных проектов по уровню решения 2. по характеру целей проекта 3. по виду потребности 4. по типу инновации 5. по периоду реализации 6. по масштабности

Слайд 10

Очередной учебный год Свое начало вновь берет. С чем вас сердечно поздравляю , Ну и, конечно же, желаю Удачи и терпенья безграничного, Учеников примерных, настроения отличного. С улыбкой каждый новый день встречать, ни при каких условиях не унывать!



Предварительный просмотр:

Основные этапы инновационной деятельности.

Понятие и сущность инновационного проекта

   Современное состояние образовательной реальности в нашей стране характеризуется активным внедрением в педагогический процесс инновационных технологий. Нововведения, проникающие во все слои образовательного процесса, призваны создавать условия для развития и формирования личности обучающихся, способных к активной творческой самореализации в современной социокультурной среде. Изменения, происходящие в внешней сфере, порождают новые  требования к образовательному учреждению. Соответственно меняется социальный заказ общества к образовательной системе. Коллективы образовательных учреждений должны эффективно реагировать на эти изменения, адаптироваться к ним.  Механизмом адаптации к изменениям внешней сферы служит инновационный процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются к педагогу, как главной фигуре инновационного процесса.

Прежде всего необходимо дать определение понятию "инновационный процесс". Итак, инновационный процесс - это процесс поиска, систематизации, отбора и внедрения новшеств в жизнедеятельность ОУ. Инновационный процесс интенсивно влияет на другие процессы, протекающие в ОУ: образовательный, обеспечивающий и управленческий.

Инновационная педагогическая деятельность имеет два основных направления:

1. освоение нового, вводимого «сверху», и его творческое включение в профессиональную деятельность,

2. самостоятельное генерирование нового, его апробацию и внедрение.

Существенной особенностью инновационной педагогической деятельности является и то, что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку индивидуальной программы развития.

Исследователи инновационной педагогической деятельности выделяют следующие три этапа этой деятельности.

Первым этапом является зарождение инновации. Этот этап обусловливается законом цикловой повторяемости педагогической инновации: новое возрождение старого в новых условиях. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современных педагогических проблем.

Вторым этапом выступает освоение педагогических инноваций. Для данного этапа характерна тенденция усиления потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении.

Первая схема: формулирование педагогической проблемы; анализ педагогической проблемы; анализ путей решения проблемы; выбор пути решения посредством введения инновации; прогнозирование последствий решения; апробация (возможен отказ от нововведения).

Вторая схема: ознакомление с инновацией (первоначальная информация); появление интереса (поиск дополнительной информации); оценка инновации и решение освоить ее; апробация (возможен отказ от нововведения).

Третий этап трактуют как «рутинизация», превращение инноваций в традицию, привычный способ деятельности. На данном этапе применение инновации начинает носить массовый характер. Этот этап обусловливается двумя законами:

1. законом финaльной реaлизации инновационной деятельности  

2. и законом стереотипизации педагогической инновации.

Основной орган, руководящий инновационной деятельностью в ОУ - педагогический совет, направлениями деятельности которого являются

- обсуждение актуальных педагогических проблем в Учреждении;

- утверждение инновационных площадок в Учреждении;

- обсуждение итогов инновационной деятельности в Учреждении

     Таким образом, перевод жизнедеятельности общеобразовательного учреждения из режима функционирования в режим развития возможен только на основе осуществления инновационного процесса. Одной из форм инновационного процесса является инновационный проект, в процессе реализации которого человек или группа людей создает то, чего до сих пор не было.

Общим понятием "инновационный проект" можно считать следующее - инновационный проект -это проект в реализации которого используются новые идеи, технологии, достижения науки и проч.

Инновационный проект — комплексное понятие, включающее:

  • форму целевого управления инновационной деятельностью;
  • процесс осуществления инноваций;
  • комплект определенных документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Как процесс осуществления инноваций инновационный проект — это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт.

Третий содержательный элемент инновационного проекта — это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.

Основная цель инновационных проектов заключается в достижении конкретизированных стратегических целей  путем осуществления отдельных инноваций в рамках существующих ограничений.

Элементами инновационного проекта являются:

1. цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;

2. комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы;

3 организация выполнения проектных мероприятий (увязка по ресурсам, исполнителям и срокам);

4. основные показатели проекта, в том числе, отражающие его эффективность:

  • Актуальность (соответствие социальному заказу, потребностям школы, уровню последних достижений пед. науки и практики);
  • Соответствие частной новой идеи общей идее развития ОУ, системы образования;
  • Результативность нововведения;
  • Новизна (степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну);
  • Образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);
  • Общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);
  • Полезность (практическая значимость инновационных процессов);
  • Реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).
  • Методическая разработанность (эксперимент, проверенная, обоснованная практика);
  • Возможность освоения новшества потенциальными участниками (сложность и доступность технологии, новшества).

Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается его участниками. В зависимости от вида, сложности и стоимости инновационного проекта в его реализации могут принимать участие физические лица, юридические лица, общественные структуры, т.е. учителя, воспитатели, классные руководители, мастера, ОУ, муниципальные отделы управления образованием, методические объединения.  Каждый из участников проекта принимает на себя обязательства по выполнению конкретных функций и несет определенную ответственность за судьбу проекта.

Классификация инновационных проектов

Многообразие возможных целей и задач научно-технического и социально-экономического развития предопределяет широкое разнообразие инновационных проектов:

  • по уровню решения 

По уровню решения инновационные проекты подразделяются на:

· международные;

· федеральные;

· региональные;

· муниципальные;

· отдельного ОУ.

  • по характеру целей проекта — проекты могут быть конечными по достигаемым результатам и промежуточными, связанными с достижением промежуточных результатов при решении сложных проблем;
  • по виду потребности — ориентированные на существующие потребности или на создание новых потребностей;
  • по типу инновации — создание нового образовательного продукта, нового метода, технологии, нового учебного пособия, новой структуры управления и т.д.;
  • по периоду реализации — долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (менее 3 лет).

по масштабности - С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

Моно проекты - проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

Мульти проекты - представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки моно проектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание учебно-методического комплекта, решение крупной технологической проблемы,

Мега проекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мульти проектов и сотни моно-проектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра.

Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям.

    Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.

Учитель способен творчески реализовать себя, продуктивно работать, если ему предоставлена возможность компетентного выбора различных траекторий педагогической деятельности через формирование индивидуального стиля поиска и нахождения адекватных путей и способов реализации своей индивидуальности. Эта возможность создается в различных взаимодействиях с факторами инновационной обучающей среды, призванных обеспечить как личностный рост, так и формирование психолого-педагогических новообразований.

Таким образом, инновационные процессы в образовании задают новый тип профессионального сознания и поведения учителя, становления его субъектом педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический анализ как функция управления и деятельность: понятие, сущность, методы и формы.

«Логика педагогического руководства школой такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим»....

Справка об участии в творческой группе по реализации инновационной программы в рамках региональной инновационной площадки

quot;Проектирование индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ и детей-ивалидов в условиях инклюзивного образования"...

Инновационные методы и приемы обучения говорению на младшем этапе, с подробным конспектом урока для 4 класса «Animals».

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в школе создают условия, в которых учителю представлено право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения. В этой ситуации ...

Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны

Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...

Основные этапы инновационной деятельности. Понятие и сущность инновационного проекта

 Современное состояние образовательной реальности в нашей стране характеризуется активным внедрением в педаго­гический процесс инновационных технологий. Нововведения, проникающие во вс...

Сущность метода проектов как современной педагогической технологии

  Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию те...