Проведение психологического консультирования
статья

Жидкова Наталья Ивановна

           Повышение психолого-педагогической компетенции родителей  по вопросам школьной адаптации первоклассников является важной и актуальной. Поддержка родителей  педагогом – психологом в вопросах адаптации  и социализации школьника невозможна без диагностического обследования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provedenie_psihologicheskogo_konsultirovaniya.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение психологического консультирования

  Методика проведения индивидуальной консультативной работы с  родителями первоклассников

        Работа с конкретным индивидуальным случаем - довольно трудоемкий процесс, требующий определенной организации. Наиболее рациональной представляется следующая схема исследования конкретного случая.

  1. Этап сбора предварительной информации. На данном этапе педагог- психолог получает от родителей информацию о социальной ситуации развития школьника,  гипотезы психологической проблемы ребёнка. Определение стратегии индивидуального обследования ребенка. получение информации от врачей, учителей. Наблюдение за ребенком в группе или иной обстановке. Анализ продуктов творчества ребенка (поделки, рисунки в динамике).

  2. Этап экспериментально-психологического обследования. Проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин, имеющихся трудностей и нарушений. Установление основных психологических характеристик. Наблюдение за ребенком в естественной для него обстановке и обстановке консультации. Изучение личностных особенностей родителей (при необходимости) [24].

       Таким образом, для  того, чтобы оказать квалифицированную помощь в  решении проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам (Приложение 2):

      1. Информация об истории развития ребенка и состоянии его здоровья.

  • Анкетные данные.

  • Особенности пренатального периода развития ребёнка.

  • Состояние ребёнка к моменту обследования, перенесенные заболевания.

  • Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения. Где и кем воспитывался на каждом этапе, в  каком учреждении. Как складываются отношения с детьми, воспитателями. Были ли жалобы воспитателя.

  • Развитие в раннем возрасте.

  • Дошкольный возраст.

2.Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.) [12].

3. Особенности поведения и деятельности ребенка в различных ситуациях.

         Методические средства и приёмы,  которые используются  для получения  информации разные и выбираются в зависимости от поступившей проблемы, пола и возраста ребёнка. Комплекс методик подбирается с целью системного определения психологического статуса ребёнка.

          В процессе консультирования педагог-психолог назначает встречи  с родителями  несколько раз. Первая встреча направлена на   установление истории развития ребёнка. Следующие встречи, после  обследования школьника, направлены   на анализ  взаимоотношений в семье и школе. Следующие встречи организуем  в виде  коррекционных занятий – индивидуальные и групповые занятия, тренинги.

            Каждая встреча педагога- психолога с родителями, которые  обратились с запросом, имеет свою главную цель -  достижение глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем первоклассника, его личности в целом [19].

             Успешный результат консультирования заключается в следующих действиях педагога- психолога:

            1.  Создание доверительных, откровенных отношений с родителями воспитанников. Психолог умеет проявить эмпатию, показывает своё отношение к родителям как к людям, которые  искренне заинтересованы в устранении трудностей первоклассника.

        2. Психолог  знакомит с  целями и задачами консультирования, тем самым вводит родителей в ситуацию предстоящего консультирования.

       3. Консультант направляет внимание родителей на совместный и разносторонний анализ проблем первоклассника;

        4. Педагог- психолог предупреждает родителей о  тех возможных трудностях, осложнениях и препятствиях, которые могут возникнуть в процессе поиска форм психологической помощи и в ходе её реализации. Снятие установки на ожидание немедленных результатов [26] .

          По итогам изучения проблемы первоклассника беседа с родителями так же имеет определённые цели:

          1.  Подробное обсуждение общего состояния психического развития первоклассника, характера, степени и причин выявленных трудностей, прогноза  дальнейшего развития ребёнка.

          2. Совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;

         3. Обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;

        4. Планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости) [14].

           Особенности конкретного случая  определяют организацию заключительной беседы с родителями, но на такую  беседу приглашаем   обоих родителей. В ходе итоговой беседы родители получают  объективную и разностороннюю картину жизни первоклассника, что позволяет взрослым почувствовать совместную ответственность за судьбу малыша.

           В первые минуты консультирования  побуждаем родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем первоклассника, просим озвучить  наиболее волнующих их вопросы, озвучить  представления о причинах трудностей ребёнка и средствах их разрешения.

            На втором этапе беседы мы  сообщаем и разъясняем  результаты психологического обследования, и обсуждаем их совместно с родителями. Мы представляем вниманию конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования. Всё это  помогает родителям составить более правильное представление о характере и степени трудностей ребенка. На данном этапе мы  стремимся к реалистическому восприятию родителей о трудностях первоклассника.

            На следующем этапе обсуждаем с родителями специальную программу действий и  предлагаем конкретные рекомендации.

            В заключение беседы обсуждаем  изменение отношения родителей к проблемам ребенка, планируем последующие встречи.

           Оценка эффективности консультации зависит от того, смогут ли родители достаточно уверенно действовать на основе полученной информации и рекомендаций, которые они получили от педагога- психолога.

       На последней встрече с педагогом- психологом родители получают  психологическое заключение. Заключение  пишем  понятным и доступным для родителей языком. Как один из вариантов - родители сами со слов психолога могут записать  выводы и рекомендации по обсуждаемой проблеме. Полученные  записи помогают родителям  в дальнейшем обдумывать результаты консультации и  находить конкретные виды помощи [12].

           Итак, консультативная деятельность включат в себя несколько целенаправленных этапов, направленных на повышение компетентности родителей по вопросам адаптации первоклассников.

2.2. Экспериментально-психологическое обследование  родителей первоклассников по вопросам  школьной адаптации

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей  по вопросам школьной адаптации первоклассников невозможно без диагностического обследования детей. В связи с этим возникает потребность измерения показателей адаптации первоклассников глазами родителей.

Целью нашей исследовательской работы является изучение школьной адаптации первоклассников.  Исследование  проведено на базе МБОУ СШ № 1 г. Павлово  Нижегородской области. В исследовании приняли участие 40 родителей первоклассников.

Было проведено  исследование по опроснику для родителей «Адаптация первоклассника к обучению к школе», автор Битянова М. Р. [7] (Приложение 3).

Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению. Анализируя данные анкеты, мы получили следующие данные:

  1. Дети посещают школу:
  • Охотно -20 чел., 50% первоклассников.
  • Без особой охоты- 12. чел., 30% первоклассников.
  • Не охотно- 8 чел., 20 % первоклассников.  
  1. Ребёнок приспособился к школе:
  • В основном, приспособился- 20 чел., 50% первоклассников.
  • Не совсем приспособился-12. чел., 30% первоклассников.
  • Не приспособился-8 чел., 20 % первоклассников.  

3. Здоровье ребёнка родители оценивают как:

  • Хорошее, аппетит, сон без изменения- 30 чел., 75% первоклассников.
  • Состояние здоровья ухудшилось- 10 чел. , 25% первоклассников.

4.Родители удовлетворены  успехами ребёнка в школе:

  • Удовлетворены-22 чел., 55 % первоклассников.
  • Не вполне- 10 чел., 25% первоклассников.
  • Не удовлетворены-8 чел., 20 % первоклассников.
  1. Учебные успехи и неуспехи ребёнок:
  • Не переживает- 15 чел., 37, 5 % первоклассников.
  • Переживает частично- 15 чел., 37, 5 % первоклассников.
  • Переживает- 10 чел., 25 % первоклассников.
  1. Ребёнок делится впечатлениями о школе:
  • Всегда- 16 чел., 40% первоклассников.
  • Иногда-16 чел., 40% первоклассников.
  • никогда- 8 чел., 20% первоклассников.
  1. Эмоциональный характер впечатлений о школе:
  • Больше положительных эмоций- 20 чел., 50% первоклассников.
  • положительных  и отрицательных эмоций поровну- 12. чел., 30% первоклассников.
  • больше отрицательных эмоций- 8 чел., 20 % первоклассников.
  1. Жалобы и обиды  на товарищей по классу:
  • Нет- 16 чел., 40% первоклассников.
  • Иногда- 16 чел., 40% первоклассников.
  • Часто- 8 чел., 20% первоклассников.

   Анализируя данные анкеты, мы делаем следующие выводы:

  1. Адаптация к школе успешно проходит у 18 обучающихся первых классов, 45% школьников.
  2. Дезадаптация наблюдается у 8 первоклассников, 20 % обучающихся (группа риска).
  3. Необходима организация индивидуальных и групповых консультаций с родителями по вопросу дезадаптации первоклассников группы риска.        

Исследование по карте наблюдений  для родителей «Эмоционально- социальное развитие ребёнка», автор Максименко С. [15] (Приложение 4) направлено на исследование эмоционально- социальное развитие первоклассника в процессе адаптации. Полученные   данные, зафиксированны в Таблице 3  (Приложение 5) и в процентном соотношении  представим на  Рисунке 1.

Рис. 1. Карта наблюдения за эмоционально- социальным развитием первоклассника в адаптационный период

Анализируя данные Таблицы 3  и Рисунка 1, результатов  с помощью стандартизированного наблюдения можно сделать следующие выводы:

  1. Низкий уровень самоконтроля, когда поведение  ребёнка не всегда адекватно ситуации,  возникают сложности  управлении своим поведением, негативная реакция на отрицательную оценку своей деятельности проявляется у 22% первоклассников.  Половина первоклассников имеет высокие и средние показатели уровня развития самоконтроля.
  2. Отмечается низкий  уровень развития игровой деятельности у 20 % первоклассников. Эти дети лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру,  или не всегда отвечают на предложения сверстников. Более половины первоклассников с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия.
  3. Особенности коммуникации со взрослыми на низком уровне развиты у 20 % первоклассников. Дети с трудом идут на контакт со взрослыми, не всегда принимают помощь взрослого, не стремятся к совместной деятельности со взрослым.
  4. Особенности коммуникации с детьми на низком уровне у 20 % школьников. Дети сознательно провоцируют конфликты, проявляют физическую агрессивность к другим детям.
  5. Эмоциональное состояние: тревожность, пугливость, плаксивость  на низком уровне развития у 22 %   первоклассников.

Итак, полученные в ходе исследования данные позволяют сделать следующие выводы:

  1.  Низкие показатели развития самоконтроля  позволяют судить о  недостаточном  развитии эмоционально- социального развития первоклассников.
  2. Низкие показатели  уровней сформированности игровой деятельности показывают на   низкий уровень  развития социализации у детей   первоклассников.
  3. Низкие показатели коммуникации со взрослыми и  детьми говорят о недостаточном  социальном развитии школьников.
  4. Процентное соотношение детей с низким уровнем эмоционального состояния показывает на недостаточный уровень развития эмоционально- социального развития первоклассников в период адаптации к школе.
  5. Низкие показатели развития эмоционально- социального развития у группы первоклассников (группа риска) показывают на необходимость организации индивидуальных и групповых консультаций с родителями по развитию социализации детей.

2.3. Психологическое консультирование родителей по проблеме социализации первоклассников  в период адаптации  к школе

        Одна из задач ФГОС школьного образования — это психолого-педагогической поддержка, как  семьи, так и индивидуальная психологическая помощь ребёнку, в том числе и в период школьной адаптации. Поддержка родителей в вопросах укрепления здоровья семьи и социализации школьника, направлена на сохранение ценностей семьи, традиций, национально-культурного мировосприятия [9].

Для реализации новых запросов времени необходима тесная связь с родителями  младших школьников. Чтобы говорить «на одном языке» с родителями, чтобы они понимали некоторые педагогические термины и более эффективно взаимодействовали со своими детьми, в школе организованы групповые психолого-педагогические консультации родителей первоклассников [29].

В адаптационный период, сентябрь- октябрь, педагог- психолог  школы проводит консультации  в виде лекций, диалогов, тренингов, ролевых игр, что помогает родителям рассмотреть проблемы воспитания. Погрузиться в мир ребёнка помогают упражнения «Вспомни школьные годы», «Мой самый любимый урок», где родители школьников в сотрудничестве  определяют   индивидуальность и особенности  личности и на своём примере приходят к выводу, что и у детей, как и у взрослых, есть свои особенности.

Знакомство с особенностями развития школьников  проходит через лекции-беседы «Помогите мне меняться!», «Школьник и дошкольник», «Будем дружить». Проведение ролевых игр «Ты мне – я тебе», «Взрослые и дети» помогают родителям выбирать такие игры, которые соответствовали девизу «Учусь играя!». Тренинги в цикле «Воспитаем вместе!», которые проводит педагог - психолог направлены на обогащение  знаний и приобретение родительского опыта по вопросам воспитания первоклассников.

Занятие  «Семейной гостиной» направлено на работу родителей в группах, где они самостоятельно, основываясь на свои знания и опыт, создают буклет «Первые дни в школе» и его презентуют. Участники «гостиной» находят недостатки в содержании, обращают внимание на  важное и, после корректировки, работы оформляются в виде выставки.

В сотрудничестве  с семьями воспитанников, педагог - психолог внедряет методы активизации, благодаря которым у родителей появляется  желание активно принимать участие в их обсуждении. Педагогический ринг «Мы вместе!»  направлен на самооценку знаний о работе с семьей.

Способы, которые  используются в работе - это дискуссионные вопросы по сообщаемым сведениям, обсуждение  проблемы на круглых столах, примеры из литературных произведений, выставки работ детей, просмотр видеозаписей, разбор бытовых ситуаций. Эти способы  применяются  и по  отдельности, и  в комплексе.

Диалог с родителями  организуется в форме «вопрос-ответ», так как  лекция  в виде монолога не принесёт  желаемого результата.  Любое сообщение для родителей  начинается   с проблемного вопроса. Например, в начале дискуссии  на тему  детских игр мы задаём  вопрос: «Для чего детям нужны игры?». Родители по-разному смотрят  на развитие и воспитание детей, вот тут и начинается дискуссия. Примеры из литературных произведений, где описываются ситуации с детьми или взрослыми так же  заинтересовывают  родителей, создают дискуссии.

На занятиях- консультациях с родителями часто используем игровой метод, как один из видов работы во время дискуссии. Педагог- психолог бросает мяч  родителю и задаёт вопрос по  обсуждаемой теме. Мяч, куклу, ручку-микрофон или другой предмет  консультант  пускает  по кругу. Те родители, у кого в руках оказался предмет высказываются по  тематической  проблеме.

Хорошо работает метод составления  рейтингов по уровню важности обсуждаемой проблемы. Родители в такой работе ощущают собственную важность и относятся к обсуждению проблемы более ответственно.

 Показ видеозаписей занятий, разных режимных процессов, позволяет родителям посмотреть на собственных детей в новой ситуации, лучше узнать их.

Интерес у родителей вызывают также задания, помогающие погрузиться в мир детей. Для этого  используем такие задания: назвать детские книги и их авторов или знакомые им детские игры; загадки; проговорить скороговорки;  придумать название детскому рисунку или определить, что нарисовал ребёнок.

Анализируя  на групповых занятиях педагогические ситуации, которые берём из жизни, литературы, опыта работы с детьми, мы  повышаем интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Для того, чтобы родители рассуждали, не давали однозначные ответы,  продумываем формулировку вопросов, которые  направлены на определение условий, причин, последствий поступков взрослых и детей. В ходе занятий  мы даём возможность понять родителям,   что одни и те же методы воспитания могут быть эффективными и неэффективными. Это зависит от особенностей ребёнка, его настроения, нервно-психического состояния, темперамента.

Метод решения педагогических задач требует самостоятельного решения, как поступить в ситуации. Родители применяют собственные знания, но не всегда их достаточно и, возникнет потребность  их пополнить. Данный метод формирует  у родителей умение видеть проблемы и выбирать намечать способы   их решения из нескольких вариантов.

Такого вида консультативная работа с родителями в школе даёт им возможность  осознать, что готовых рецептов воспитания нет, но есть психолого-педагогические рекомендации, которые  следует применять в воспитании  ребёнка и менять тактику собственного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для проведения Дня защитника Отечества.

Подготовка к проведению праздника в школе всегда ответственно и трудоемко. Данная разработка поможет подготовить праздник для мальчиков - 23 февраля. ...

План проведения недели в начальной школе

План проведения недели в начальной школе...

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Приказ о проведении инструктивных совещаний с различными категориями лиц, принимающие участие в подготовке и проведении основного этапа ГИА в 2016 году

Приказ о проведении инструктивных совещаний с различными категориями лиц, принимающие участие в подготовке и проведении основного этапа ГИА в 2016 году....

Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами.

Приказ  Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами....

Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами.

Приказ  Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами....