Библиотечный урок «Гайдар шагает впереди»
план-конспект занятия (4 класс)

Нурова Инна Леонидовна

Тема:  «Гайдар шагает впереди»

Цели:

-повышение гражданского и патриотического воспитания детей;

-формирование гражданской активности учащихся, воспитания интереса к прошлому и настоящему Родины;

-использование творческого наследия А. П. Гайдара в гражданском  и патриотическом воспитании; выявление и распространение новых форм тимуровского движения;

 - на примере его жизни и творчества воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей;

- прививать любовь к книге, к чтению.

Оборудование: портрет А. П. Гайдара, выставка книг писателя, фотографии из жизни писателя, запись песни «Гайдар шагает впереди», исторический материал, материалы СМИ о Гайдаре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaydar_1.docx110.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Всадник, скачущий впереди»

Цель:

-Повышение гражданского и патриотического воспитания детей;

-формирование гражданской активности учащихся, воспитания интереса к прошлому и настоящему Родины;

-использование творческого наследия А. П. Гайдара в гражданском  и патриотическом воспитании; выявление и распространение новых форм тимуровского движения;

 - на примере его жизни и творчества воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей;

- прививать любовь к книге, к чтению.

Оборудование: портрет А. П. Гайдара, выставка книг писателя, фотографии из жизни писателя, запись песни «Гайдар шагает впереди», исторический материал, материалы СМИ о Гайдаре.

           Эпиграф:             «Надо честно жить, много трудиться и крепко    

                                         любить и беречь эту огромную счастливую землю» .

                                                            (А. П. Гайдар. «Чук и Гек».)

                                                   Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Фрагмент песни «Гайдар шагает впереди.» 

(муз. А.Пахмутова, сл.Гребенникова, Добронравова)

Слышишь, товарищ, гроза надвигается,

С белыми наши отряды сражаются….

Учитель:

 Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый.

Мы считаем его жизнь обыкновенной.

А сам  он так не считал и называл свою жизнь «обыкновенной

биографией в необыкновенное время».

Учитель:

Ребята! О ком мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

Аркадий Петрович Голиков родился 9(22) января 1904 года..

1 сентября 1914 г. Аркадий стал учеником – Арзамасского военного  реального училища .

- Перед вами два портрета Гайдара.

На одном – высокий, стройный паренек в гимнастерке и галифе, с заломленной лихо набок кубанкой на голове, с кортиком на боку, с большой красной звездой на груди, с упорным и решительным взглядом -это Аркадий Голиков.

 Учитель. Молодой, очень даже молодой, но подтянутый, представительный…Все у него было ладно. Гимнастерка, ремни, сабля и, конечно шпоры. В седле держался отлично!

   В 13 лет приобщается к работе революционного подполья.                                  В 1918 году, не достигнув 14 лет, он поступает добровольцем в Красную Армию, проявляет серьёзные способности к военной службе. Уже в 15 лет, окончив пехотные курсы, Гайдар командует ротой, после окончания Высшей стрелковой школы в Москве становится командиром полка.

Ученик 1:

«Лихие тачанки».

     Лихие тачанки гражданской войны.

Врываются вихрем в мальчишечьи сны

Стучат пулеметы в степной тишине.

И мчится Гайдар на горячем коне.

Учиник 2.

-1923 год, Аркадий Голиков ранен, контужен, болен. Ему было 19.

 А в  20 лет ,не представляя себе жизни без армии, Гайдар вынужден был демобилизоваться по состоянию здоровья.

Ученик1:-

Началась новая жизнь Аркадия Голикова, жизнь писателя Аркадия Петровича Гайдара в книгах.

Учитель:

 А теперь, ребята, обратите внимание на другой портрет - посреди пустого поля, с одним голым деревцем вдали, на придорожном камне сидит немолодой уже солдат, широко расставив ноги в тяжелых кирзовых сапогах, с автоматом на коленях, в шлеме, лицо суровое, но взгляд непреклонный и твердый - это Аркадий Гайдар, известный  советский писатель, военный корреспондент «Комсомольской правды» на    фронте,1941 г.

  -И откуда возникло слово Гайдар, звонкое и раскатистое?

- Аркадий с детства был большой выдумщик. В реальном училище пользовался шрифтом  собственного изобретения.

    гайдар – всадник, скачущий впереди войска и подающий сигналы, т. е. передающий приказы командира;                                                                               Гайдар – литературный псевдоним Аркадия Петровича. В этом мы видим романтическую душу писателя.                                                                                 «Г» - первая буква фамилии Голиков;                                                                     «АЙ»- первая и последняя буквы имени;                                                                    «Д»- по-французски - «из»;                                                                                      «АР»- первые буквы названия родного города.

Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса.

 В первые же дни войны он уезжает на фронт в качестве военного корреспондента «Комсомольской правды»,

26 октября 1941 г. в результате стычки с немецкой засадой   А.П. Гайдар погиб.

 ( отрывок из фильма Андрея Земского «Всадник, скачущий впереди»- сцена гибели Гайдара, 00.00-00.44 минута)

Ученик.

Над травами коршун, замри, не кружись,

Не верим, что пулей оборвана жизнь.

Гайдар к нам прискачет сквозь ветер и ночь.

В беде не оставит, сумеет помочь.

 Ученик :

За 15 лет работы в литературе им созданы светлые талантливые книги: Перекличка:

«Школа», «Дальние страны», «Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», «Дым в лесу», «Горячий камень», «Голубая чашка» и много рассказов, статей (выставка книг писателя)

   Книги Гайдара известны во всем мире, они переведены на многие языки. По ним снимаются кинофильмы, ставятся спектакли.

  Учитель:  Большой популярностью у детей до сих пор пользуется повесть, написанная накануне Великой Отечественной войны, "Тимур и его команда" (1941).

Книга Гайдара «Тимур и его команда», как и другие его произведения, родилась из самой жизни. В Москве жила маленькая девочка. Ее отца убили японцы на дальневосточной границе. Гайдар приходил к ней в гости. Девочка болела и не могла ходить. Аркадий Петрович приносил ей игрушки, конфеты.

В большом доме на Арбате жил старый писатель. Он давно ничего не писал и даже читать не мог, так как плохо видел. Аркадий Петрович часто заходил к нему, вслух читал ему новые книги, и старик радовался: о нём не забыли.

В Москве жил товарищ Гайдара. В бою ему оторвало ногу и повредило грудь, работал он переплётчиком. Гайдар доставал ему работу и разносил переплетённые книги заказчикам.

Вообще среди знакомых и родных, пожалуй, нет такого человека, которому бы Гайдар не помог в трудную минуту.

У него всё больше становилось таких знакомых и друзей, которые нуждались в помощи и поддержке. Теперь у него не хватало времени, чтобы помогать всем. Случай столкнул его с ребятами, играющими в "казаков-разбойников". Он пообещал придумать игру в "хороших людей". Таких хороших людей, такую игру нашли ребята в вышедшем новом произведении Гайдара о Тимуре и его друзьях.

Ученик :

- Появилась она вначале как киносценарий, затем писатель написал книгу. Популярность фильма объяснялась не только жизненностью образа его главного героя, ставшего  примером для многих тысяч своих сверстников.

-Это произведение дало благородное направление в деятельности пионерской организации - тимуровское движение действующие повсюду, тимуровские команды помогали семьям ушедших и погибших на фронте воинов.

    -     В годы Великой Отечественной войны 1941—45гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других учреждениях. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны.            

 -    Во время  войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 млн. человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующее, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам. Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение.

Учитель:

 Гайдар! При этом  имени у многих людей появляется добрая улыбка .                 Все  вспоминают романтику тимуровских дел.

    -В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов.

Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы.

-Добровольцы - это люди, жертвующие своим личным временем и отдающие на благо общества свои силы, знания и энергию; люди, желающие оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

-В марте 1965 года Аркадий Петрович был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Награду принял в Кремле сын Гайдара, Тимур Гайдар. Он сказал: «Орден отца принадлежит всем мальчишкам и девчонкам, пусть он хранится в музее, куда приходят миллионы детворы и взрослых».

На бескрайних просторах Родины, везде, где живут дети, есть книги Гайдара. Их читают повсюду.

-Тимуровцы - это пионеры и школьники, которые заботились о людях, нуждающихся в помощи .

Ведущий: А.Гайдар - краснозвездный писатель. На полях своих рукописей он рисовал пятиконечную звезду.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/7/3081_cbe14688e2bbaa7cc9eb27b18dd018f3.jpg

Просмотр сюжета из повести « Тимур и его команда» ???

На сцене Женя. Она внимательно осматривается вокруг, ощупывает каждый предмет. Ее лицо выражает удивление. Повернула штурвальное колесо. Тугие веревочные провода задрожали, загудели.

Женя. Лево руля на борт!

(Раздается телефонный звонок. Из трубки слышится голос.)

Тимур. Алло! Алло! Отвечайте! Какой осел обрывает провода и подает Сигналы глупые и непонятные?

Женя. Это не осел, это я - Женя.

Тимур. Сумасшедшая девчонка! Оставь штурвальное колесо и беги прочь! Сейчас примчатся... люди, и они тебя поколотят. (Появляются Гейка, Сима Симаков, Коля Колокольчиков.)

Женя. Кто вы такие? Уходите! Это наш сад! Я вас сюда не звала. (Появляется Тимур.)

Тимур. Тише, Женя! Кричать не надо. Мы с тобой знакомы. Я Тимур.

Женя. Ты Тимур? Это ты оставил мне на столе записку? Ты отправил папе на фронт телеграмму, а мне прислал ключ и квитанцию? Но зачем? Откуда ты меня знаешь?

Тимур. Я все тебе расскажу.

(Тимур и Женя идут между забором и сараем. Тимур вынимает из кармана тюбик с краской и ровняет луч звезды, нарисованный на заборе.)

Женя. Ты объясни мне проще: что это все значит.

Тимур. А это значит, что из этого дома человек ушел в Красную Армию. И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой. А у тебя отец в армии?

Женя. Да, он командир.

Тимур. Значит, и ты находишься под нашей охраной и защитой тоже. Вот (показывает на звезду, обведенную черным) из этого дома человек ушел в Красную Армию. Но его уже нет. Это дача лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе, тут живет его жена и маленькая девчонка, она часто плачет. И если тебе случится ее увидеть, то сделай ей, Женя, что-нибудь хорошее. (Уходят.)

Учитель:

Летом 1940 –го года картину « Тимур и его команда» снимали на Волге, в конце года фильм вышел на экраны.   Прежде всего писатель старался научить своих читателей отличать подлинное добро от зла, а честность и мужество – от подлости и предательства.            

     ( Показ эпизода, может быть, того, где тимуровцы наполняют бочку водой, находят козу).

- Гайдар воспитывал в людях доброту, жалость к тем, кто попал в беду, отзывчивость. Он сам всегда был готов помочь человеку, прийти ему на выручку.

-Однажды у К.Г. Паустовского заболел сын. А лекарства нигде не было. Гайдар подошел к телефону и позвонил к себе домой.

Гайдар (в трубку):

- Пришлите сейчас же ко мне всех мальчиков из нашего двора. Я жду.

(Прибежали мальчишки)

- Вот что, тяжело болен один мальчик. Нужно вот такое лекарство. Я запишу каждому его название на бумажке. Сейчас же – во все аптеки: на юг, на восток, на север и запад! Из аптек звоните мне сюда. Все понятно?

Мальчишки:

Понятно, Аркадий Петрович!

(Вскоре начались звонки)

- Аркадий Петрович! В аптеке на Маросейке нету.

- Аркадий Петрович, есть! Я достал!

Гайдар:

- Где?

Мальчик:

- В Марьиной роще.

Гайдар:

- Вези сюда. Немедленно! (Обращается к Паустовскому) Ну что, хорошо работает моя команда?

    Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы. Это произведение дало благородное направление в деятельности пионерской организации - тимуровское движение Действующие повсюду, тимуровские команды помогали семьям ушедших и погибших на фронте воинов.

Учитель: Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение.

    К сожалению, движение постигла участь, о которой прозорливо предупреждал писатель в своем киносценарии "Клятва Тимура": распад тимуровской команды.

     Сегодня во многих школах предпринимаются попытки возродить это движение.

Только называется оно уже по другому .

-Кто знает как сейчас называются тимуровцы?  (волонтеры). Еще в нашей школе долгое время были скауты. Возглавлял это движение долгие годы Марюнич Михаил Васильевич. Они убирали мусор на берегу речки Кача , очищали от мусора берег Черного моря в с.Орловка , оказывали помощь   ветеранам  и пожилым людям. Затем в школе появился отряд волонтеров. Возглавила его-учитель английского языка  Гданова Эвелина Рустемовна. Участники  волонтерского движения активизировали  работу по патриотическому воспитанию.

Сейчас в школе активно работает отряд  Юнармии . Возглавляет его Щербань Игорь Леонидович. Ребята являются активными участниками всех акций и мероприятий не только в нашем селе ,но и в районе.                                    

-Тимуровское движение, зародившееся в 40 годы , действует и сейчас . По всей стране существуют отряды, имеющие разные названия, но общий смысл деятельности.

Учитель предлагает назвать   добрые дела, в которых принимали  участие иученики класса.

Акция «Белый цветок»

Я надеюсь, что вы подрастете и тоже продолжите хорошие начинания в нашей школе.

Ученик : Книги Аркадия Петровича Гайдара учат нас дружбе, доброте, верности и тому, что "надо честно жить и много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю".

Ученик 2:Прошли годы, но Аркадий Гайдар продолжает жить в миллионных тиражах книг, издаваемых на многих языках мира. Его именем названы улицы городов, теплоходы и даже далекий астероид. Гайдару установлены памятники в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Каневе, Стерлитамаке.

Учитель: Недолгую жизнь прожил Гайдар, но какую! Он оставил нам, живущим сегодня, свои книги.

Юрий Гагарин в день рождения своей дочери выбрал том избранных произведений Гайдара и надписал: «Моей дорогой дочери Леночке. Будь такой же нужной людям, как Аркадий Петрович Гайдар».

Стихотворение

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой,
Гайдар её писал,
Правдив той повести герой
И, смел, хоть ростом мал.

Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук..
Их по поступкам узнают,
И это не беда,
Что по- гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар-
Боец, писатель, Большевик
И гражданин – Гайдар.

Учитель: Мы живём в XXI веке, но тимуровское движение не забыто.

Песня: Если вновь тучи надвинутся грозные,

Выйдут Тимуры – ребята и взрослые.

Каждый готов до победы идти –

Гайдар шагает впереди! Гайдар шагает впереди!

 

Песня из фильма Андрея Земского «Всадник, скачущий впереди»(00.45 минута)

движение. На Алтае создано тимуровское движение - ребята из села

Брусенцево и Романово.  помогают ветеранам и пожилым людям. В

большинстве школ Приморья возобновилось тимуровское движение по

оказанию практической помощи ветеранам. Участники патриотического

воспитания молодежи в Приморье решили активизировать работу по

патриотическому воспитанию молодежи в образовательных учреждениях,

привлекать молодежь к подготовке таких знаменательных дат как 65

годовщина окончания Великой Отечественной войны, 70-летие со дня

событий на острове Хасан, 40-я годовщина событий на острове Дамански .

Тимуровское движение, зародившееся в 40 годы , действует и сейчас . По

всей стране существуют отряды, имеющие разные названия, но общий смысл

деятельности. Участники данных объединений и организаций целью своей

деятельности считают помощь и поддержку ветеранов и членов их семей.

Детско-молодежное движение в России является неоспоримым фактом на

сегодняшний день. Последнее десятилетие дало возможность детским и

молодежным объединениям не только на деле доказать свою

жизнеспособность, но и стать самостоятельными юридическими лицами

влияющими на государственную молодежную политику. Легенда – это не

только опоэтизированная память о том, что отдалилось во времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов

Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...

Путешествие в Читай-город "Гайдар шагает впереди"

Внеклассное чтение для учащихся 4 класса...

Внеклассное мероприятие "Гайдар шагает впереди"

Внеклассное мероприятие "Гайдар шагает впереди" предназначен для начальных классов общеобразовательной школы....

Классный час: «Шагает эра космоса вперед!»

Цели: 1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о  достижениях в области космонавтики.2. Развивать познавательную...

Презентация к занятию "Гайдар шагает впереди!" (4 кл)

Методическая разработка  к занятию (уроку литературного чтения) при изучении биографии А.П. Гайдара...