Методики для младших школьников
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Тебенькова Диана Леонидовна

Данные методики разработаны с целью выявления проблем младших школьников на ранних стадиях обучения и их устранения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

  1. Упражнение «Назови цвет»

Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

  1. Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями. 

Методика «ИСПРАВЬ ОШИБКИ».

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ.

Ход эксперимента: для диагностики можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок.

Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.

Образец: Старые лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шыпучи и плодовиты.

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Надо найти частное от деления разности между числами правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительно содержащихся в тексте ошибок. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок. Если частное ниже 0,5 — внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого качества.

Оценить выполнение предложенного задания можно и по абсолютным цифрам:

— не заметили 2 ошибки — хорошее внимание;

— не заметили 3—4 ошибки — средний уровень внимания;

— не заметили 5 и более ошибок — низкий уровень внимания.

                                                                                         



Предварительный просмотр:

Игра для закрепления «Сложение и вычитание в пределах 10»https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/25/s_5c9881da8cc1b/1121577_3.jpeg

Цель-закрепление знаний по сложению и вычитанию чисел в пределах 10.

Ход игры: учитель раздаёт карточки с примерами, в течение определённого времени дети решают примеры, по цепочке записывая на них ответы в пустые кружочки.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/25/s_5c9881da8cc1b/1121577_3.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/25/s_5c9881da8cc1b/1121577_3.jpeg

Оценка результатов: ученики, сделавшие задание без ошибок получают весёлый смайлик, 3-4 ошибки – удовлетворительный, более 4 – грустный смайлик. https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/25/s_5c9881da8cc1b/1121577_3.jpeg



Предварительный просмотр:

Тесты на определение умственных способностей младшего школьника

Тест 1 (осведомленность)
Учащимся необходимо из предложенного списка ответов выбрать нужное слово, которое подходит к высказыванию.
1. Месяц зимы...              5.У дерева всегда есть...
а) сентябрь                       а) цветы
б) октябрь                        б) плоды
в) февраль                        в) листья
г) ноябрь                          г) корень
д) март                             д) тень

2. В году...                        6. Пассажирский транспорт — это...
а) 24 месяца                     а) самосвал
б) 3 месяца                       б) комбайн
в) 12 месяцев                   в) автобус
г) 4 месяца                       г) экскаватор
д) 9 месяцев                     д) тепловоз

3. Отец старше сына...    7. Летом всегда...
а) всегда                           а) светит солнце
б) часто                            б) тепло
в) никогда                        в) сухо
г) редко                            г) жарко
д) иногда                         д) прохладно

4. Подснежники всегда  8. После тёмного времени суток(ночь) наступает… расцветают…                  а)вечер

а)летом                            б)день

б)зимой                           в)ночь

в)весной

г)таких цветов не существует                      

Интерпретация результатов:

  • Безошибочное выполнение теста - высокая осведомлённость ученика;
  • 1-2 ошибки –средняя осведомлённость;
  • 3 и более ошибок- низкая осведомлённость.

Тест 2 (классификация)
Младшие школьники должны найти лишнее слово в списке предложенных вариантов и объяснить, почему они так решили.
1. а) тюльпан, б) лилия, в) слива, г) ромашка, д) фиалка.
2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) пруд.
3. а) кукла, б) прыгалка, в) кирпич, г) мяч, д) юла.
4. а) стол, б) ковёр, в) кресло, г) кровать, д) табурет.
5. а) курица, б) петух, в) орёл, г) гусь, д) индюк.
6. а) круг, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат.
7. а) Саша, б) Витя, в) Петров, г) Стасик, д) Коля.
8. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный.

Интерпретация результатов:

  • Безошибочно нашли все лишние слова и дали объяснение - высокий уровень умения классифицировать;
  • Безошибочно нашли все лишние слова, но не всем смогли дать правильное объяснение - средний уровень умения классифицировать;
  • Допустили ошибки  в нахождении лишних слов и не сумели дать им объяснение – низкий уровень умения классифицировать

Тест 3 (словесно–логическое мышление)
Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово, которое подходило бы друг другу так же, как, например, «овощ» — «огурец».

1. ОГУРЕЦ              ГВОЗДИКА
———————      ——————————————————
овощ                        а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля

2. ОГОРОД              САД
———————      ——————————————————
морковь                   а) забор, б) трубы, в) яблоня, г) колодец, д) скамья

3. ЧАСЫ                  ГРАДУСНИК
———————      ——————————————————
время                       а) стекло, б) больной, в) кровать, г) температура, д) врач

4. МАШИНА           ЛОДКА
———————      ——————————————————
мотор                       а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег

5. СТОЛ                   ПОЛ
———————      ——————————————————
скатерть                   а) мебель, б) ковёр, в) пыль, г) доски, д) гвозди

6. ПУГОВИЦА        БОТИНОК
———————      ——————————————————
пальто                      а) портной, б) магазин, в) нога, г) шнурок, д) шляпа

7. БЕЖАТЬ              КРИЧАТЬ
———————      ——————————————————
стоять                      а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) плакать

Интерпретация результатов:

  • Безошибочное выполнение теста – высокий уровень словесно-логического мышления;
  • 1-2 ошибки –средний уровень словесно-логического мышления;
  • 3 и более ошибок- низкий уровень словесно-логического мышления.

Тест 4 (обобщение)
Учащимся необходимо определить, каким одним словом можно назвать предложенные слова?
1. Окунь, карась...
2. Огурец, помидор...
3. Шкаф, диван...
4. Июнь, июль...
5. Слон, собака...

6.Рябина, черёмуха…

7.Сорока, синица…

8.Грузовик, самосвал…

9.Повар, почтальон…

10.Яблоко, банан…

Интерпретация результатов:

  • Безошибочное выполнение теста – высокий уровень умения обобщать;
  • 1-2 ошибки –средний уровень умения обобщать;
  • 3 и более ошибок- низкий уровень умения обобщать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика обучения младших школьников проектной деятельности

В данной статье раскрывается понятие технология проектной деятельности, перечисляется структура учебного проекта,  ф...

Методика обследования младших школьников с дизорфографией.

В современной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Симптоматика данной патологии у школьнико...

диагностические методики для младших школьников.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ....

Сборник методик диагностик младшего школьника

Сборник методик диагностики младшего школьника...

Деятельностный подход в образовании: теория и методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»

Концепция модернизации российского образования нацеливает общее образование на формирование целостной систе­мы самостоятельной деятельности обучающихся. В Федеральном государственном стандарте начальн...

Методика обучения младших школьников решению задач на движение

В работе представлена методика обучения решению простых задач на движение, задач на встречное движение и движение в противоположном направлении. На конкретных примерах показана организация работы над ...