Рабочая программа «Шахматы» 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Агзамова Айгуль Рамилевна

Рабочая программа разработана на основе программы «Шахматы» А.А.Тимофеева для учащихся 4 класса (3-ий год обучения) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty_4_kl.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ШАХМАТЫ

______________4 класс_______________

__________------- уч.год___________

Составлена на основе примерной программы «Шахматы» А.А. Тимофеев. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012.

 

Учебник: «Шахматы в школе. Третий год обучения»: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А. Прудникова, Е.А. Волкова. – М.: Просвещение, 2017

Тетрадь: «Шахматы в школе. Третий год обучения. Рабочая тетрадь»: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А. Прудникова, Е.А. Волкова. – М.: Просвещение, 2017

Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

                           

Ф.И.О учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу:

-----------------------------

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа» реализует спортивное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09.  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643);

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;

3. Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 28.07.2016 №1190 «Об исполнении мероприятий дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях ХМАО-Югры»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

5. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников от 28 декабря 2010 г № 2106.

Рабочая программа разработана на основе программы «Шахматы» А.А.Тимофеева (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012).

Общая характеристика курса

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.  Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  4. Научить правилам игры.
  5.  Сформировать умение записывать шахматную партию.
  6. Сформировать умение проводить различные комбинации.
  7. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
  8. Научить предвидеть последствия предполагаемых действий.
  9. Формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическая игра.
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Ценностные ориентиры содержания курса

Шахматы способствуют улучшению вниманию школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребенка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 
  • Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Содержание программы

4 класс (3-ий год обучения)

Повторение (3 ч)

Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля.

Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч)

Тактические приемы и комбинации.

Вариант, форсированный вариант, жертва.

Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали.

Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинаций.

Комбинации на сочетание идей.

Практическая игра (2ч)

К концу изучения 3 модуля учащиеся должны знать:

— основные идеи комбинаций различных типов;

уметь:

— осуществлять простейшие комбинации;

— определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс (3-ий год обучения)

№ п/п

Дата занятия

Тема занятия

Форма занятия

Форма контроля

по плану

по факту

Повторение (3 часа)

1

06.09

Способы защиты от нападения.

беседа

наблюдение

2

13.09

Матование одинокого короля. Игровая практика

практическое занятие

текущий

                3

20.09

Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

практическое занятие

индивидуальный

Тактика в шахматах и определение комбинации (29 часов)

4-5

27.09

04.10

Тактические приёмы и комбинации.

практическое

наблюдение

6

11.10

Вариант.

Парная работа

взаимоконтроль

7

18.10

Форсированный вариант.

Парная работа

взаимоконтроль

8

25.10

Жертва.

Парная работа

взаимоконтроль

9-10

08.11

15.11

Двойной удар.

Парная работа

взаимоконтроль

11-12

22.11

29.11

Связка.

Беседа. Практическая работа

наблюдение

13-14

06.12

13.12

Открытое нападение.

Беседа. Практич. работа

наблюдение

15

20.12

Слабость последней горизонтали.

Беседа. Практич. работа

наблюдение

16-17

27.12

17.01

Устранение защиты.

Беседа. Практич. работа

наблюдение

18

24.01

Отвлечение.

Беседа. Практич. работа

наблюдение

19

31.01

Завлечение.

Беседа. Практич. работа

наблюдение

20

07.02

Блокировка.

Беседа. Практич. работа

наблюдение

21

14.02

Освобождение пространства.

игра

соревнование

22

21.02

Перекрытие.

Парная работа

взаимоконтроль

23-24

28.02

07.03

«Мельница».

Парная работа

взаимоконтроль

25-26

14.03

21.03

«Рентген».

Парная работа

взаимоконтроль

27

04.04

Перегрузка.

беседа

наблюдение

28-29

11.04

18.04

Разрушение пешечного прикрытия короля.

Групповая работа

взаимоконтроль

30-31

25.04

02.05

Основные идеи комбинаций.

игра

взаимоконтроль

32

16.05

Комбинации на сочетание идей.

беседа

наблюдение

Практическая игра (2часа)

33

23.05

Дебютные ловушки.

игра

34

30.05

Итоговый урок. Шахматный турнир

игра

соревнование

Материально-техническое обеспечение

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
  2. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  3. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  4. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  5. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  6. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  7. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  8. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  10. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.
  11. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.
  12. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
  13. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
  14. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
  15. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
  16. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.
  17. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .

Технические средства обучения

  1. Магнитная доска.
  2. Мультимедийная установка.
  3. Компьютер.
  4. Интерактивная доска.
  5. Документ-камера.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Шахматные фигуры
  2. Шахматы (настольные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ."Шахматы"

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Шахматы - школе»  для 2 класса (первый год обучения)...

Рабочая программа "Шахматы"

Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....

Рабочая программа " Шахматы " 1 класс

Данная рабочая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся. . Программа разработана для начального этапа обучен...

Рабочая программа "Шахматы" 1-4 класс в соответствии ФГОС.

Программа «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы -  школе» под редакцией И.Г.Сухина,  в соотв...

Рабочая программа «Шахматы» 1-4 класс

Модифицированная программа «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы -  школе» под редакцией И.Г.Сухи...

Рабочая программа Шахматы 1-4 класс

   Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, на...

Рабочая программа Шахматы-школе 1-4 класс

Рабочая программа Шахматы-школе 1-4 класс...