Публикация статьи на тему "Флексии"
статья по русскому языку (3 класс)

Публикация  статьи  на тему: «Флексии».

Автор:  учитель-логопед   Пискленова Ирина Борисовна

 

Речевые высказывания в русском языке строятся с помощью следующих средств:

  1. Флексии (флексии - это меняющиеся по форме окончания существительных, которые и  являются основными средствами выражения отношений).
  2. Служебные слова (в русском языке сложились специальные способы для передачи, не столько коммуникации события, сколько коммуникации отношения. Существуют специальные формы предлогов, выражающие и пространственные, и временные, и причинные отношения. Этот класс служебных слов является средством огромной важности, превращающей язык в орудие мышления).
  3. Порядок слов (в грамматических конструкциях русского языка подлежащие стоит на первом месте, а дополнение на последнем; такой  порядок слов делает конструкцию доступной для понимания).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.51 КБ
Файл statya.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация  статьи  на тему: «Флексии».

Автор:  учитель-логопед   Пискленова Ирина Борисовна

Речевые высказывания в русском языке строятся с помощью следующих средств:

  1. Флексии (флексии - это меняющиеся по форме окончания существительных, которые и  являются основными средствами выражения отношений).
  2. Служебные слова (в русском языке сложились специальные способы для передачи, не столько коммуникации события, сколько коммуникации отношения. Существуют специальные формы предлогов, выражающие и пространственные, и временные, и причинные отношения. Этот класс служебных слов является средством огромной важности, превращающей язык в орудие мышления).
  3. Порядок слов (в грамматических конструкциях русского языка подлежащие стоит на первом месте, а дополнение на последнем; такой  порядок слов делает конструкцию доступной для понимания).

Флексии - это меняющиеся по форме окончания существительных, которые и  являются основными средствами выражения отношений. Существуют две формы надежных средств, или флексий, с помощью которых могут выражаться и события, и отношения, и с помощью которых соединяются два существительных:

а) простые синтагматические падежные средства, например, «Я вижу собаку»: «Я» - в именительном падеже (подлежащее), «собаку» - винительном (дополнение); или «Дровосек рубит топором», «Снег выпал в ноябре» и так далее. Во всех этих случаях флексии винительного, творительного, предложного падежей выступают как простейшие средства грамматического управления, с помощью которых подлежащее управляет сказуемым и дополнением.

В русском языке есть целая серия дифференцированных падежей, причем каждая соответствующая им флексия отражает определенную форму отношений. Все эти формы могут отражать как коммуникацию событий, так и коммуникацию отношений. К ним принадлежит такая форма, как: «Сократ - человек», «Катя - студентка», «Алексей – машинист».

Это не два рядом расположенных слова, каждое из которых дается в именительном падеже; это не два подлежащих. В этих фразах пропущено сказуемое, в этой конструкции предполагается глагол «есть»: «Сократ есть человек».

б) форма синтагматической связи слов, которая носит семантически более сложный характер.

Например, «кусок хлеба» и «брат отца». Трудность данных конструкций в том, что в них четко выражены иерархические, парадигматические компоненты. Например, «брат отца». Эта структура отражает отношение брата к отцу, причем второе существительное, стоящее в родительном падеже («отца»), выражает не объект, а лишь качество, которое несет функцию прилагательного («отцовский» брат). Поэтому эта конструкция сложна. Два слова выражают функцию одного субъекта.

Иногда в виде вспомогательного средства начинает фигурировать перемена порядка слов; так, в народной речи никогда не говорят «брат отца», а говорят «моего отца брат».

Исторически эти сложные конструкции появились на три-четыре столетия позднее, чем более простые конструкции родительного падежа. В древних русских летописях еще нет таких форм родительного атрибутивного: как «брат отца» или «дети бояр», а есть конструкция «бояре дети», т.е.,  конструкция русского языка обходит описанный выше конфликт путем простого «паратактического» сближения отдельных форм.



Предварительный просмотр:

Публикация  статьи  на тему: «Флексии».

Автор:  учитель-логопед   Пискленова Ирина Борисовна

Речевые высказывания в русском языке строятся с помощью следующих средств:

  1. Флексии (флексии - это меняющиеся по форме окончания существительных, которые и  являются основными средствами выражения отношений).
  2. Служебные слова (в русском языке сложились специальные способы для передачи, не столько коммуникации события, сколько коммуникации отношения. Существуют специальные формы предлогов, выражающие и пространственные, и временные, и причинные отношения. Этот класс служебных слов является средством огромной важности, превращающей язык в орудие мышления).
  3. Порядок слов (в грамматических конструкциях русского языка подлежащие стоит на первом месте, а дополнение на последнем; такой  порядок слов делает конструкцию доступной для понимания).

Флексии - это меняющиеся по форме окончания существительных, которые и  являются основными средствами выражения отношений. Существуют две формы надежных средств, или флексий, с помощью которых могут выражаться и события, и отношения, и с помощью которых соединяются два существительных:

а) простые синтагматические падежные средства, например, «Я вижу собаку»: «Я» - в именительном падеже (подлежащее), «собаку» - винительном (дополнение); или «Дровосек рубит топором», «Снег выпал в ноябре» и так далее. Во всех этих случаях флексии винительного, творительного, предложного падежей выступают как простейшие средства грамматического управления, с помощью которых подлежащее управляет сказуемым и дополнением.

В русском языке есть целая серия дифференцированных падежей, причем каждая соответствующая им флексия отражает определенную форму отношений. Все эти формы могут отражать как коммуникацию событий, так и коммуникацию отношений. К ним принадлежит такая форма, как: «Сократ - человек», «Катя - студентка», «Алексей – машинист».

Это не два рядом расположенных слова, каждое из которых дается в именительном падеже; это не два подлежащих. В этих фразах пропущено сказуемое, в этой конструкции предполагается глагол «есть»: «Сократ есть человек».

б) форма синтагматической связи слов, которая носит семантически более сложный характер.

Например, «кусок хлеба» и «брат отца». Трудность данных конструкций в том, что в них четко выражены иерархические, парадигматические компоненты. Например, «брат отца». Эта структура отражает отношение брата к отцу, причем второе существительное, стоящее в родительном падеже («отца»), выражает не объект, а лишь качество, которое несет функцию прилагательного («отцовский» брат). Поэтому эта конструкция сложна. Два слова выражают функцию одного субъекта.

Иногда в виде вспомогательного средства начинает фигурировать перемена порядка слов; так, в народной речи никогда не говорят «брат отца», а говорят «моего отца брат».

Исторически эти сложные конструкции появились на три-четыре столетия позднее, чем более простые конструкции родительного падежа. В древних русских летописях еще нет таких форм родительного атрибутивного: как «брат отца» или «дети бояр», а есть конструкция «бояре дети», т.е.,  конструкция русского языка обходит описанный выше конфликт путем простого «паратактического» сближения отдельных форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи в электронном СМИ"Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе".

Публикация статьи в электронном СМИ "Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе"....

Публикация статьи "Работа с родителя в рамках курса ОРКСЭ" в журнал "Начальная школа"

Новый нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые п...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Публикация статьи

Публикация статьи...

Публикация. Статья. Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста…  Евангелие от Л...

Публикация. Статья. Формирование гражданской идентичности, духовных нравственных ориентиров - приоритетная задача современного образования

Аннотация: актуальность изучения гражданской идентичности заключается в совершенствовании общества, превалировании гуманизма и демократизма. В статье представлены ключевые особенности формирования гра...