Статья «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников»
статья

В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня — не дать объем знаний— а научить учиться. Чему же должен научиться ребенок? У ученика надо сформировать  умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде.  Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться,  овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые  сегодня формируют фундаментальное ядро образования. Понятие «универсальные учебные действия» нам хорошо известно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno_-_deyatelnostny_podkhod_muzzherina_e_v.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня я хотела бы поговорить о важности реализации системно-деятельностного подхода в обучении учащихся в начальной школе.

В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня — не дать объем знаний— а научить учиться. Чему же должен научиться ребенок? У ученика надо сформировать  умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде.  Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться,  овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые  сегодня формируют фундаментальное ядро образования. Понятие «универсальные учебные действия» нам хорошо известно.

Системно - деятельностный  подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Основной  целью  этого подхода является то, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В связи с этим меняется позиция учителя и ученика. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

В своей педагогической практике, используя системно – деятельностный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель:  обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии.

Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.

  Занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их способностей и интересов.

В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др.  Тогда урок можно будет начать так:  «Сегодня  у нас не будет урока,  у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы…Учимся  подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки  в сказанном… Делимся на критиков и  изобретателей….».

Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1.      Использование дифференцированных заданий.

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.

3.      Использование метода проектов.

4.      Использование дифференцированных заданий.

Я считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач.

Подводя итоги вышесказанного, я уверена в том, что деятельностный подход в обучении – это необходимое условие овладения знанием. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)

В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Здоровье детей – это общая проблема семьи и школы и действовать надо сообща, концентрируя внимание на главных причинах потери здоровья в детском возрасте....

Статья. Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность ...

статья "Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников"

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который позволяет создать условия для достижения социально желаемо...

Статья «СЛАГАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

С целью повышения качества обучения и развития личности каждого ребёнка учителю начальных классов необходимо овладеть  исследовательским обучением,  посредством развития у обучающихся проект...

Статья «СЛАГАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

С целью повышения качества обучения и развития личности каждого ребёнка учителю начальных классов необходимо овладеть  исследовательским обучением,  посредством развития у обучающихся проект...