Памятка для учителей по здоровьесбережению обучающихся.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Олеся  Михайловна Александрова

Памятка состоит из следующих разделов: дыхательная гимнастика, утрянняя гимнастика, физкультминутки,динамические перемены, гимнастика для глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_uchitelya_zdorove_1.docx211.88 КБ

Предварительный просмотр:

Утренняя гимнастика

Комплекс №1

По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 15—25 счетов).

Упр. 2. «Ванька-встанька». И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон вправо, 2 — наклон влево (6—8 повт.).

Упр. 3. «Штангисты». И. п.— стойка ноги врозь. 1—согнуть руки вперед, локти вниз, пальцы сжать в кулаки, 2 — руки вверх,

3 — руки к плечам, локти вниз, 4 — и. п. (6—8 повт.

Упр. 4. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 15—25 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.

Упр. 5. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).

Комплекс №2

По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (на 15—25 счетов).

Упр. 2. И. п.— о. с. 1 — правую назад на носок, руки вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.).

Упр. 3. «Дровосек». И. п.— стойка ноги врозь, руки в «замок». 1—наклон вперед («колка дров»), 2 — и. п. (6—8 повт.).

Упр. 4. И. п.— стойка ноги врозь. 1 — наклон вправо, согнуть левую руку и коснуться подмышечной впадины, 2 — и. п., 3—4— то же влево (6—8 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 15—22 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание.

                              Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

                         школа № 7Красносельского района Санкт-Петербурга

              Памятка

                для учителей

            по Здоровьесбережению

           обучающихся

                       

                          https://uchebnik.mos.ru/system_2/atomic_objects/files/003/536/651/original/41.jpg

                    г. Санкт-Петербург

      Упражнения на релаксацию

Поднимаем и опускаем плечи.

Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их   в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

Трясём кистями.

Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.

Медуза.

Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»                                                    Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.
Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).
Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

«Солнечный зайчик»                                                                                                   Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу: зайчик на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке - нежно погладь его ладонями. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть.   Погладь голову, шею, одну руку, вторую. Погладь его и подружись с ним.        Ты отдохнул.

Физкультминутки

  1. Поднимите плечики,

Попрыгайте, как кузнечики.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Повернитесь вправо, влево,

Приседайте: вниз и вверх.

Вдох и выдох. Тишина.

Поработать нам пора.

  1. Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре –пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

  1. Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Гимнастика для глаз

         Ах, как долго мы писали

         Ах, как долго мы писали,

         Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

         Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

         Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

         Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

         В классе радугу построим,

         Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо

          вверх-влево.)

         Вправо, влево повернем,

         А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

         Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и

         поморгать ими.)

 

         Бабочка

        Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки,

        слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

        И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

        Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх –вдох,

        посмотреть на руки.)

         Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

         Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть

         вправо-влево.)

         

        Глазки видят всё вокруг, 
        Обведу я ими круг. 
        Глазком видеть всё дано- 
        Где окно, а где кино. 
        Обведу я ими круг, 
        Погляжу на мир вокруг. 

Динамические перемены

Игры малой подвижности

«Карлики и великаны»

Ребята, ходят в произвольном порядке. Ведущий произносит слово «карлики» - ребята должны присесть, потому что карлики маленькие.             Если произносит слово «великаны», все должны встать и поднять           руки вверх.

Также ведущий может произносить другие команды «Встаньте»,            «Сядьте», «Поднимите руки», все вперемешку. Те, кто выполняет неправильные команды, выбывает из игры.  

 

«Запрещенные движения»

 Содержание: преподаватель предлагает играющим выполнять за

 ним все движения, кроме запрещенного (например, руки на пояс).

 варианты построения: построив по кругу, но выбрав помощника

 для контроля за соблюдением правил.

 Правила: кто выполнит запрещенное движение, делает шаг вперед.

«У ребят порядок строгий»

Содержание: играющие стоят в шеренге по росту за чертой.

По команде учителя     участники игры расходятся по площадке со

словами:

У ребят порядок строгий

Знают все свои места

Ну, трубите веселее!

Тра-та-та, тра-та-та!

По окончании слов преподаватель командует: «Становись!».

Играющие по росту строятся в шеренгу на указанном месте.

Выполняют строевые упражнения: «Равняйсь!», «Направо!»,

«Смирно!», «Шагом марш!». После начала движения руководитель

произносит: «Разойдись!». Игра повторяется сначала.

Правила: при построении в шеренгу запрещается толкаться и силой

занимать свое место. Начинать и кончать все действия следует по

команде учителя.

Дыхательная гимнастика

Необходимо соблюдать правила правильного дыхания:

1. Дышать только через нос равномерно и ритмично.

2. Максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох.

3. При проявлении малейшего дискомфорта прекратить занятие дыхательной гимнастикой.

Упражнение №1.

1. Встать прямо, руки вдоль туловища.                                                                   2. Сделать полный глубокий вдох.                                                                             3. Медленно поднять руки, держа их напряжёнными до тех пор,              пока кисти рук не будут над головой.                                                                                         4. Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3 с.                                      5. Медленно вдыхая, опустить руки в И.п.                                                             6. Проделать очистительное дыхание. (Глубокий вдох через нос                       и резкий выдох 3-4 порциями через рот, 1 раз)

Упражнение №2.

1. Встать прямо, вытянутые руки перед собой                                                      2. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.                                                       3. Быстро отвести как можно дальше руки назад, кисти в кулак,                         держать на уровне плеч, затем вернуться в И.п.                                               Повторить ещё раз. Всё время, удерживая дыхание.                                                                                                    4. С силой выдохнуть через рот.                                                                               5. Проделать очистительное дыхание

«Пузырь»

Обучающиеся берутся за руки вместе с учителем и образуют небольшой круг, становясь близко друг к другу, затем говорят: Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся. Одновременно с этим все расширяют круг и держатся за руки  до тех пор, пока учитель не скажет:  «Лопнул пузырь!»  Дети опускают руки и проседают на корточки, говоря «Хлоп».

 

                       

«Зеваки»

Обучающиеся идут по кругу, держась за руки. По сигналу водящего (это может быть хлопок, свисток, какое-нибудь слово) обучающиеся останавливаются,  хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

«Четыре стихии»

Обучающиеся стоят в кругу или в шеренге. Водящий договаривается с ними если он скажет слово «вода» - то они должны вытянуть руки вперёд, если слово «земля»- все должны опустить руки вниз, на слово воздух – поднять руки вверх, на слово «огонь» - топать ногами.                Кто ошибётся - считается проигравшим.

Комплекс №3

                                                                                                                                                                               

Упр. 1. И. п.— о. с. 1-Руки к плечам, 2- Потянутся -  руки вверх, 3- руки к плечам, 4- и.п.

Упр.2. И. п.— о. с 1 - Потянуться – руки вверх,2-Наклониться – руки назад,3- Потянуться – руки вверх,4- и.п. 

Упр.3.  И. п.— о. с Руки скрестно. 1-Поднять руки вверх, 2-сомкнуть пальцы в «замок», 3- потянутся,4- и.п.

Упр.4.  Бег на месте (10 секунд)

Упр. 5. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 15—25 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание.

  Комплекс №4

Упр. 1 И.п. – основная стойка, руки на пояс. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра (30 – 40 шагов). Дыхание свободное.

Упр. 2  И.п. – ноги врозь. Согнуть руки в стороны, пальцы в кулак, прогнуться – вдох. Вернуться в исходное положение, разжать пальцы – выдох. Темп медленный. Повторить 3 – раза.

Упр. 3  И.п. – стойка ноги врозь. Руки вверх, прогнуться – вдох. Вернуться в и.п. – выдох. Темп медленный. Повторить 6 – 8 раз

             Упр.4.  Бег на месте (10 секунд)

             Упр.5.   Ходьба на месте с сохранением правильной осанки

              (20   шагов).

Комплекс специальных упражнений для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1058492/542da9fa-b854-481e-aa79-44ac6df4ae25/s1200?webp=false

  1. На болоте две лягушки,

     Две зелёные подружки,

     Утром рано умывались,

     Полотенцем растирались,

     Ножками топали,

     Ручками хлопали.

     Вот здоровья в чём секрет.

     Всем друзьям физкультпривет!

  1. Сейчас у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

 

  1. Руки в боки, руки – шире.

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили.

Потянулись –выше, выше…

Приседаем ниже, ниже.

Встали- присели…

Встали- присели…

А теперь за парты сели.

              Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово “пых”. Повторить не менее 8 раз.

Ветерок

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и сдуть “ворсинку” (подул нежный ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову и задуть свечи (подул сильный ветерок).

«Привал в лесу». 

На лесной опушке много цветов. Возьмите в левую руку душистый иван-чай, а в правую одуванчик, который отцвел. Понюхаем иван-чай и подуем на одуванчик. И.п. – стоя (или сидя). Вдох носом (нюхаем цветок). Задержали дыхание, наслаждаемся ароматом (пауза – 2 сек.) Выдох (дуем на одуванчик). Пауза.

«Тик-так-тук».

        Содержание: дети идут колонной друг за другом. Учитель подает сигнал «Тик», все делают наклоны влево-вправо, на сигнал «Так» - останавливаются, на сигнал «Тук» - подпрыгивают на месте. Все три сигнала повторяются в ходьбе на 5-8раз.                                        Правила: тот, кто ошибается, выходит из игры.

   

«Совушка»

Выбирают водящего - "Совушку", остальные дети изображают птичек.

Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями.

"Совушка" сидит в дупле (обозначенное на площадке место).

Когда водящий произнесет слово "Ночь", Совушка вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками.

Птички по сигналу "Ночь" должны остановится на месте и не двигаться.

Кто пошевелится, того "Совушка" уводит в свой дом, и сама снова выбегает на площадку.

Когда вожатый скажет "День", "Совушка" прячется в дупло, а птички, кроме уведенных Совушкой, начинают летать.

Игра прерывается, когда Совушка уведет к себе 3-х птичек

 

«Горячая картошка»

Игроки становятся в круг и передают мяч друг другу. По сигналу учителя стоп, тот у кого мяч в руках, должен пробежать с мячом круг и встать на своё место.

       Считалочки

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

По тропинке, по дорожке
Шли четыре понарошки.
А навстречу на горошке
Проезжали три картошки.
Если каждой понарошке
Дать на завтрак по картошке,
То одной из понарошек
Что достанется? Горошек.

У сороконожки заболели ножки:
Десять ноют и гудят,
Пять хромают и болят.
Помоги сороконожке
Посчитать больные ножки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей по здоровьесбережению

Даны рекомендации для родителей по проведению с детьми утренней зарядки и оздоровительных минуток...

Презентация "Здоровьесбережение обучающихся"

Презентация содержит песенную зарядку и тибетский массаж пальцев, укрепляющие здоровье детей. Берегите своё здоровье!...

Современный подход к здоровьесбережению обучающихся в рамках реализации ФГОС второго поколения

Данная статья повествует о том, какие проблемы в настоящее время подстерегают наших детей в обучении. А так же описано о современном подходе к здоровьесбережению обучающихся в рамках реализации ФГОС в...

Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся и педагогов.

          В  работе, раскрывается актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся в общеобразовательных учреждениях....

Здоровьесбережение обучающихся как одно из направлений организации внеклассной работы в рамках реализации ФГОС нового поколения

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации здоровье- сберегающего обучения....

Памятка для учителей "Обучающиеся с ОВЗ: особенности, адаптация учебного материала"

В помощь учителю. На первый взгляд категорий обучающихся с ОВЗ не так уж и много, но сколько детей, столько и особенностей. Каждый ребенок индивидуален и подход к нему строится из приспособления ...