КТП -Уроки здоровья 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Инна Васильевна Нестругина

Урок здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_zdorovya_2_klass.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №91

городского округа город Воронеж

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

________________
зав. кафедрой

/                                        /

Протокол №

От «___» августа 20__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора

по УВР  

__________________

«___»_________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №91

__________/                              /

Приказ от «___»___20___г. №__

Календарно-тематическое планирование

Наименование учебного предмета   - Уроки здоровья

Класс ____2____

Уровень общего образования- начальные_классы__

Учитель_-_Нестругина Инна Васильевна__

Срок реализации программы, учебный год________

Количество часов по учебному плану

всего__34___час.вгод;в неделю____1___час.

              Рабочую программу составил учитель начальных классов

__________________________________/__Нестругина И.В._/

                                          подпись                                                             расшифровка подписи

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Рабочая программа кружка «Планета здоровья»  составлена в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой,    Н. А. Лемяскиной  для 1-4 классов.

Цель  курса: раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).

Задачи

Образовательные:

  • обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,  самомассаж;  
  • обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
  • привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

  • желание быть здоровым душой и телом;
  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
  • приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Роль учебного курса  в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Обоснование выбора содержания части программы, формируемой участниками учебного процесса. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза,

число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%.  

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Общая характеристика учебного курса

Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.

Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.

В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Описание места  учебного курса в учебном плане

    Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - 33 часа

2-й год обучения – 34 часов

3-й год обучения – 34часов

4-й год обучения - 34 часов

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Основные принципы содержания программы:

• принцип единства сознания и деятельности;

• принцип наглядности;

• принцип личностной ориентации;

• принцип системности и целостности;

• принцип практической направленности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса.

Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:

  1. активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  2. проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  3. проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  4. оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты  освоения обучающимися содержания программы :

  1. характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  2. находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  3. общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  4. обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
  5. организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  6. планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  7. анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  8. технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы:

  1. планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  2. представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  3. организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  4. бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  5. организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  6. характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
  7. взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  8. выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
  9. выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  10. выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
  11. расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Содержание учебного предмета

2-й год обучения

34 часа

Раздел 1: Почему мы болеем – 3 часа

Причины болезни .

Вступительное слово учителя. Заучивание мудрых слов. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Анализ игровой ситуации. Повторение основного девиза «уроков здоровья».

Признаки болезни .

Повторение правил. Беседа о профилактике болезней. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игровая ситуация. Чтение по ролям стихотворения А. Л. Барто. Игра – соревнование «Кто больше знает».

Как здоровье?

. Беседа по теме. Тест «Твоё здоровье». Помоги себе сам.

Раздел 2: Кто и как предохраняет нас от болезней – 2 часа

Как организм помогает сам себе .

Опыт (дети наблюдают). «Гимнастика для глаз». Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. Если вы носите очки. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки». Памятка…

Здоровый образ жизни .

Анализ игровой ситуации. Вставьте пропущенное слово.

Раздел 3: Кто нас лечит – 1 час.

Какие врачи нас лечат .

Беседа по теме. Проведение опытов. Это интересно! Чтобы сберечь здоровье, необходимо…Самоанализ здоровья.

Раздел 4: Прививки от болезней -2часа

Инфекционные болезни.

Пиши и говори правильно

Игра «Угадай-ка». Беседа по теме с загадками. Анализ ситуации. Упражнение «Держи осанку». Рисование.

Прививки от болезней .

Упражнение «Спрятанный сахар». Загадки. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе». Зачем человеку зубная щётка? Практикум «Чистка зубов» Разучивание стихотворения. Найди правильный ответ. Игра «Полезно-вредно»

Раздел 5: Что нужно знать о лекарствах -2 часа

Какие лекарства мы выбираем

Беседа по теме. Игра-соревнование «Кто больше?» Как беречь ноги. Уход за ногтями. Это полезно знать!

Домашняя аптечка.

Игра « Светофор здоровья». Анализ ситуации. Аптека дома. Запомни правила.

Раздел 6: Как избежать отравлений -2 часа

Отравление лекарствами

Игра «Угадай-ка». Проведение опытов. Это интересно! Оздоровительная минутка «солнышко». Правила ухода за кожей. Признаки лекарственного отравления.

Пищевые отравления

Повторение пройденного. Практическая работа (наблюдение, опыт) Гигиена кожи. Первая помощь при повреждениях. Игра «Выбери ответ».Признаки пищевого отравления. Помоги себе сам

Раздел 7: Безопасность при любой погоде – 2часа

Если солнечно и жарко .

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Беседа по теме. Упражнение «Гора» (для осанки). Продолжи сказку. Признаки солнечного ожога

Если на улице дождь и гроза.

​ Анализ ситуации. Правила поведения при грозе. Это интересно! Игра «Угадай-ка». Доктор Здоровая Пища даёт нам советы. Проведение опыта. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?» Практическое задание «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть». Золотые правила питания.

Раздел 8: Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте – 2часа

Опасность в нашем доме .

Игра «Можно – нельзя». Игра «Юный кулинар». Беседа по теме. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Игра «Плохо – хорошо» (по гигиене сна).

Как вести себя на улице .

Беседа по теме. Правило перехода улицы, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья» Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Правила безопасного поведения в транспорте.

Раздел 9: Правила обращения с огнём -1 час

Чтобы огонь не причинил вреда .

Беседа по теме. Упражнение «Азбука волшебных слов». Выполнение заданий. Беседа о дружбе. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа.

Раздел 10: Как уберечься от поражения электрическим током – 1час

Чем опасен электрический ток .

Анализ ситуации (можно разыграть). Задание «Любишь – не любишь». Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».Первая помощь пострадавшему. Правила электрической безопасности.

Раздел 11: Как уберечься от порезов, ушибов, переломов – 1 час

Травмы .

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Анализ ситуаций. Беседа по теме. Оказание первой помощи.

Раздел 12: Как защититься от насекомых – 1 час

Укусы насекомых .

Игра «Да – нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Оздоровительная гимнастика для глаз. Работа в парах. Признаки аллергии. Помоги себе сам.

Раздел 13: Предосторожности при обращении с животными – 1 час

Что мы знаем про собак и кошек .

Беседа по теме. Упражнения. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно! Если случилось несчастье…Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными

Раздел 14: Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом -2часа

Отравление ядовитыми веществами .

Беседа. Если хочешь быть здоровым – правила. Выполнение рисунка для классной выставки «Мы дружим с физкультурой и спортом». Шесть признаков здорового и закалённого человека. Виды отравлений. Пиши и говори правильно.

Отравление угарным газом .

Повторение правил при пожаре. Беседа по теме. Заучивание четверостишия. Признаки отравления угарным газом. Вставь пропущенные слова.

Раздел 15: Правила безопасного поведения на воде – 1 час

Вода – наш друг .

Беседа по теме. Правила поведения на воде. Различные состояния воды.

Раздел 16: Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении – 2 часа

Как помочь себе при тепловом ударе .

Беседа по теме. Занятия. Признаки теплового удара. Игра «Светофор здоровья».

Как уберечься от мороза .

Беседа по теме. Признаки обморожения. Игра «Полезно – вредно»

Раздел 17: Первая помощь при травмах – 3часа

Растяжение связок и вывих костей.

Беседа по теме. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа (парная или групповая).

Переломы .

Помоги себе сам. Оздоровительная минутка.

Если ты ушибся или порезался .

Беседа по теме. Анализ ситуации. Помоги себе сам. Пиши и говори правильно. Практическая работа.

Раздел 18: Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос - 1час

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.

Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы». Разучивание подвижных игр с детьми.

Раздел 19: Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек -1 час.

Укусы змей.

Беседа. Игра «Хорошо – плохо». Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Повторение правил здоровья. Анализ ситуации. Признаки укуса змеи. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда «Скелет». Заучивание слов

Раздел 20: Сегодняшние заботы медицины – 3 часа

Расти здоровый.

Повторение. Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века, работе медиков. Оздоровительная минутка. Беседа по теме урока. Анализ ситуации.

Воспитай себя .

Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам».Оздоровительная минутка.

Я выбираю движение.

Беседа по теме. Описание в тетради и имитация движений животных. Заучивание слов. Подвижные игры на воздухе. Задание на лето.

РЕЗЕРВ (1 час)

Тематическое планирование изучения учебного материала

2 класс

34 календарных недель

34 ч (1 ч в неделю)

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Практическое применение

По план.

Факт.

теория

практика

1

Причина болезни

1

2

Признаки болезни

0,5

0,5

Урок с элементами игры

3

Как здоровье?

0,5

0,5

4

Как организм помогает себе сам?

1

Беседа

5

Здоровый образ жизни

1

Урок-практикум

6

Какие врачи нас лечат

1

Беседа с работником мед.учреждения

7

Инфекционные болезни

1

8

Прививки от болезней

1

Беседа

9

Какие лекарства мы выбираем  

1

10

Домашняя аптечка

1

Урок-практикум

11

Отравление лекарствами

0,5

0,5

Урок с упражнениями на оказание первой медицинской помощи

12

Пищевые отравления

0,5

0,5

13

Если солнечно и жарко

0,5

0,5

14

Если на улице дождь и гроза

1

Беседа

15

Опасность в нашем доме

1

Урок- телепередача

16

 

Как вести себя на улице

0,5

0,5

Ролевая-игра

17

Вода - наш друг

0,5

0,5

18

Чтобы огонь не причинил вреда

0,5

0,5

Урок-практикум

19

Чем опасен электрический ток?

1

Беседа

20

Травма

0,5

0,5

Урок-практикум

21

Укусы насекомых

0,5

0,5

22

Что мы знаем  про собак и кошек

0,5

0,5

Проектная деятельность

23

Отравление ядовитыми веществами

0,5

0,5

24

Отравление угарным газом

1

Беседа, инструктаж

25

Как помочь себе при тепловом ударе

0,5

0,5

Урок с упражнениями на оказание первой медицинской помощи

26

Как уберечься от мороза

0,5

0,5

27

Растяжение связок и вывих костей

0,5

0,5

28

Переломы

1

Урок-практикум

29

Если ты ушибся или порезался

1

Урок-практикум

30

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

0,5

0,5

31

Укус змеи

1

32

Расти здоровым

0,5

0,5

33

Воспитай себя

0,5

0,5

34

Я выбираю движение

1

Экскурсия

Итого( 34 часа)

20

14

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    Для осуществления образовательного процесса по Программе «Школа здоровья» необходимы следующие принадлежности:

  1. набор рабочих инструментов для практических занятий;
  2. микроскоп, лупа;
  3. компьютер, принтер, сканер, мультмедиа проектор;
  4. набор ЦОР по окружающему миру;
  5. литература:

  • Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- Спб., 1997.
  • Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. - Ростов на/Дону: Феникс, 2007.
  • Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.- Спб., 1996.
  • Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – М., 1995.
  • Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М., 1982.
  • Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровых детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М., 1997.
  • Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. - Спб., 1997.
  • Обухова Л.А., Жиренко О. Е.  Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. 1-4 классы. Москва: «ВАКО», 2011.
  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. - И.: ТЦ «Сфера», 2001.
  • Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы/Под ред. Г.М. Королева. - М.: Медиа Сфера, 1996.
  • Физкультура для всей семьи/ Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

Список литературы для учащихся.

  1. Доктор Зайцева. Знакомьтесь, Доктор Зубик. - М.: Библио-Глобус, 2014.
  2. Дурейко Л. Как устроен организм человека. Детская энциклопедия «Здоровье». БелЭн, 2011.
  3. Козлова С., Шукшина С. Я и моё тело. Мир человека. Тематический словарь в картинках. - М.: Школьная пресса, 2013.
  4. Лаптев А. Береги здоровье смолоду. - М.: Медицина, 1988.
  5. Лопатина А. Вкусная азбука. - М.: Амрита-Русь, 2010.
  6. Лопатина А., Скребцова Л., Скребцова М. Сказки о фруктах и ягодах. Сказочный справочник здоровья. Т. 1. - М.: Амрита-Русь, 2005.
  7. Лопатина А., Скребцова М. Сказки и притчи об овощах. Сказочный справочник здоровья. Т. 2. - М.: Амрита-Русь, 2005.
  8. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о мёде, орехах, травах, злаках, каше, чае.  Сказочный справочник здоровья. Т. 3. - М.: Амрита-Русь, 2005.
  9. Медицина. Энциклопедия «Всё обо всём». - М.: Астрель, 2001.
  10. Остер Г. Петька-микроб. - М.: АКПРЕСС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок здоровья в 4 классе "Что влияет на здоровье"

Урок здоровья по ОБЖ в 4 классе на тему "Что влияет на здоровье"...

Внеурочная деятельность в 1 классе. Урок здоровья. Тема «Наше здоровье»

Урок здоровья в 1 классе. Внеурочная деятельсть.(Фгос)...

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Урок здоровья "Я и мое здоровье" для обучающихся 1 класса

Урок направлен на ознакомление обучающихся 1-го класса с особенностями их организма и способами его сбережения....

Урок здоровья во 2 классе «Здоровое меню. «Злые» продукты».

Сформировать представление о значении питания в жизни человека, формирование рациона питания и образа жизни человека и их влияние на здоровье...

Методическая разработка Урок здоровья для учащихся 1 класса «Здоровые зубы здоровью любы»

Урок здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик у детей. А так как для формирования мотивации к здоровому обр...